"... Но все внимание сперва поглощает могучий останец собора Богоматери Шестаковской обители. Мощь звучит во всем: подпружные арки выполнены в шесть рядов кирпича, опорные столбы - в десять.
Но когда же строился собор Шестаковской Божьей Матери? Окна светового барабана, люкарны, мощный полет арок, ряд кокошников, опоясывающих постамент барабана, - как все это согласовалось в облике здания?
Фотографии собора в его прежнем облике заинтересуют. Роскошный храм с первого взгляда легко принять за двойника знаменитого Воскресенского собора города Тутаева (Романово-Борисоглебска). Но это не так. Массивные пятиглавия этих двух храмов и конструктивно и силуэтно не тождественны. А вот галереи, паперти, крыльцы - очень похожи. Та же масштабность, тот же самый размах постройки, то же узорочье стен, та же характерная планировка с галереями вокруг центрального куба и шатровыми крыльцами на ползучих арках. Возможно, строители вдохновлялись образом древнего собора. Такую мысль поддерживает и большое сходство деталей: знакомые "столбы" по углам, пучки полуколонок, оживленных дыньками и поясками, ширинки- кессоны с изразцами, богатый и сложный карниз - все это напоминает Воскресенский собор, стены которого воспринимаются коврами пышной выкладки.
Женский Шёлдомежско-Шестаковский монастырь, появившийся в 70-е годы прошлого века, был узаконен лишь в 1887 году, а его собор строился на грани XIX—XX веков, во времена увлечения архитектурным наследством средневековой Руси. Русские и византийские мотивы в облике верхневолжских памятников хорошо известны. Но, думается, ситские постройки несколько отличаются от других. Так, Богоявленский собор Углича повторяет древние строительные приемы с холодноватой монотонностью, Казанский собор Данилова способен утомить безудержным использование всех деталей, известных средневековой строительной традиции, мастера вжимали, втискивали, впрессовывали их в объем постройки. Не так на Сити. Очень далеки от Андреевского собора в Кронштадте, Богоявленского в Угличе, Казанского в Данилове, собора Ольгина монастыря в Волговерховье и храм Покрова в Божонке, и собор Шёлдомежи. Если в храме Покрова в Божонке повторение древних форм было очень строгим и явно нарочитым, то в Шёлдомежи повторение строительных уроков XVII века - почтительное и увлеченное. Оба сельских храма примечательны желанием их создателей как можно более добросовестно и честно выразить по-новому старую образную идею. Думается, удача им сопутствовала, а собор в Шёлдомежи радостен и светел и хорошо говорит об умении сочетать громадность масштабов с изощренностью и теплотой узорочья.
Собор Божьей Матери Шестаковской виден почти из любой точки Болотеи. Его роль в окружающем пейзаже - редкостная..."
Отрывок из книги В.А. Гречухина "По реке Сить", Москва, издательство "Искусство", 1990 г., стр. 40-42.