ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воронок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Воронок. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:Между 1911 и 1912.
Адрес:
Брянская обл., Стародубский р-н, с. Воронок

Координаты: 52.36205, 32.6663



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Воронок, Стародубский район и г. Стародуб, Брянская область
Сергей Меркулов
10 ноября 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Воронок, Стародубский район и г. Стародуб, Брянская область
Сергей Меркулов
10 ноября 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Рождества Богородицы и Преображения Господня. (датировка фото уточняется)<br>, Воронок, Стародубский район и г. Стародуб, Брянская область
3-престольный храм во имя Св. Троицы, Рождества Богородицы и Преображения Господня. (датировка фото уточняется)
Павел Кузьмин (пк26)
1 октября 1912
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото из журнала "Церковь".<br>, Воронок, Стародубский район и г. Стародуб, Брянская область
Фото из журнала "Церковь".
Андрей Агафонов
30 сентября 1912
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Проект нового храма в посаде Воронок, опубликовнный в ж. Церковь № 24 за 12-06-1911<br>, Воронок, Стародубский район и г. Стародуб, Брянская область
Проект нового храма в посаде Воронок, опубликовнный в ж. Церковь № 24 за 12-06-1911
Павел Кузьмин (пк26)
1 января 1909



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  24 октября 2018

Воронок – село Стародубского района Брянской области, в 26 км к югу от Стародуба. Центр Воронокского сельского поселения (включает села Лужки, Алейниково, Крутая Буда, Ломаковка, Стратива, Елионка и Солова; поселок Васильевка). Основано в 1687 как старообрядческая слобода на землях Рубцов, на территории Топальской сотни Стародубского полка. С 1732 - посад, одно из крупнейших старообрядческих поселений Стародубского уезда, центр ремесла (иконопись, производство конопляного масла, веревок, щеток, повозок, свечей) и ярмарочной торговли (до 5 ярмарок в год). К середине XIX века действовало несколько щетинных заводов; к 1875 была открыта пенькотрепальная (позднее канатная) фабрика. В XIX веке имело несколько храмов (крупнейшие – Богоявленский и Рождества Богородицы; деревянные, закрыты в 1929-1938, не сохранились). В конце XIX века были открыты земская школа, больница.

Населенные пункты Брянского края: энцикл. слов. / [сост. О. Р. Вязьмитин]. — Изд. 2-е, доп. и испр. — Брянск: Белобережье, 2012


Павел Кузьмин (пк26)
 
Павел Кузьмин (пк26)  28 марта 2020

Посад Воронок населен исключительно старообрядцами Белокриницкой иерархии. Народ здесь очень религиозный. В посаде имеется три старообрядческих молитвенных дома. Два года тому назад среди прихожан возникла мысль о переустройстве всех молитвенных домов в церкви, но попечителем г. Стуловским было предложено прихожанам всех трех молитвенных домов соединиться в один приход и построить в центре посада одну общую трехпрестольную церковь, все же молитвенные дома сломать и употребить их на постройку новой церкви. Предложение г. Стуловского было одобрено прихожанами. Но нашлись и такие люди, которые стали разстраивать прихожан, и дело с созданием общего храма затянулось почти на два года.

Все же предложение г. Стуловского одержало победу. Выбраны были попечители, которые начали хлопотать о разрешении постройки храма. Но в виду поступивших со стороны местных единоверцев жалоб, нам отказано было в постройке церкви. Уполномоченные наши неоднократно ездили хлопотать в г. Чернигов, но безуспешно. После сего старообрядцы решили обратиться к г. министру внутренних дел П. А. Столыпину, от которого и получили разрешение. В настоящее время приступили к постройке трехпрестольного храма во имя Преображения Господня, Святой Троицы и Рождества Богородицы.

В воскресенье, 15-го сего мая, состоялось торжественное освящение места для храма и совершена закладка храма. По окончании в молитвенных домах богослужения все три прихода сошлись к месту закладки церкви. Дивную картину в этот момент представляла из себя эта грандиозная процессия, которая на молящихся производила глубокое религиозное впечатление. Торжество освящения началось в 8 часов утра, в нем участвовало четыре священника и более пяти тысяч народа. По окончании молебствия и закладки храма священниками провозглашено было многолетие: Государю Императору, Государыне Императрице, Наследнику и всему Царствующему Дому, архиепископу московскому Иоанну и епископу Александру.

В заключение свящ. о. Анатолием Чуровским и о. Михаилом Лушковским сказаны были слова, после которых с благословения священников произнесена была А. П. Стуловским речь. Она произвела на присутствующих сильное впечатление. Стуловский объяснил народу значение торжества, сказав, что этот знаменательный день на всю жизнь останется в памяти старообрядцев. Затем яркими красками обрисовал те тяжелые времена, когда старообрядцы подвергались всевозможным кровавым пыткам. 2½ века терпели они жестокия гонения и притеснения, скрывались в горах и лесах и бежали за границу; но не изменили своих верований и убеждений, в полной чистоте сохранили свою христианскую древле-православную веру. Последовательно оратор охарактеризовал жизнь старообрядцев со времен императора Петра I и до Александра II, в царствование коего старообрядцам вздохнулось свободнее. Царь-Освободитель знал нужды старообрядцев и желал им дать полную религиозную свободу, но окружающие в то время Царя люди не допустили этого сделать. Упомянул также об Императоре Александре III, который благоволил к старообрядцам и считал их верными слугами Царю и Отечеству. Затем оратор коснулся Высочайшего указа 17-го октября, который даровал старообрядцам ныне царствующий Государь Император Николай Александрович С чувством глубокой радости старообрядцы приняли это Монаршее благоволение и для многомиллионного старообрядчества зажегся луч надежды на развитие церковно-общественной жизни. С получением свободы старообрядцы занялись устройством своей духовной внутренней жизни, и в течение одного года ими построено было 100 церквей, масса школ и всевозможных благотворительных учреждений. Есть люди, которые упрекают нас в темноте и невежестве, но мы этих упреков не заслуживаем; ведь в течение 250 лет старообрядцы были только терпимы в государстве, их держали в ежовых рукавицах, а дай им эти права 50 лет назад, и старообрядцы в своем развитии опередили бы все наши культурные нации. Попутно указано было оратором на то недавнее время, когда с наших молитвенных домов снимались кресты, а миссионеры публично на площади клеймили старообрядцев, забрасывая их грязью, продавали с публичных торгов наши храмы, венчали мужей от законных жен, хватали в полночь малолетних старообрядческих детей и присоединяли их к единоверию. И, наконец, принимали всевозможные меры, чтобы не допустить в п. Воронке постройку старообрядческой церкви. Но пусть им за все это Бог будет Судьею.

В заключение оратор напомнил прихожанам, что на постройку такой церкви потребуется громадный капитал, а у нас для этого имеются самые ограниченные средства, о чем мы должны серьезно подумать и позаботиться, чтобы начатое нами дело должно быть окончено, в виду этого просим прихожан принимать в постройке церкви самое горячее участие и приносить на это святое дело свою посильную жертву".

Журнал ЦЕРКОВЬ № 24 за 12 июня 1911 г. (лл. 584-585, оригинальный текст)


Павел Кузьмин (пк26)
 
Павел Кузьмин (пк26)  28 марта 2020

1911 г. Посад Воронок. Воззвание.

Православные христиане! Мы, старообрядцы, жители п. Воронка, прихожане трех молитвенных домов, соединились в один приход и решили построить одну общую трехпрестольную церковь, во имя Преображения Господня, Св. Троицы и Рождества Богородицы. С открытием весны мы приступили к постройке храма, но, к прискорбию нашему, средства прихожан очень скудные, народ у нас бедный, церковных и общественных средств нет, единственную надежду питаем на Вас, христолюбивые благотворители. Помогите нам в этом святом деле, подайте руку Вашей помощи, поддержите нас в трудную минуту, чтобы не остановить нам постройку церкви и Господь Бог вознаградит Вас за это своей щедрой милостью, „Блажени милостивий яко тий помиловани будут“. Никакая добродетель, братие, не угодна так Богу, как жертва на создания храмов Божиих. Вспомните усердие убогой вдовицы, принесшей две последние свои лепты на храм Божий. Не откажите же и Вы, наша братия старообрядцы, помочь нам в постройке храма, своей посильной жертвой, за что пред престолом Всевышнего будем возносить за Вас наши горячие молитвы. Всякая жертва будет принята нами с глубокой благодарностью.

Адрес для пожертвований: п. Воронок. Черниговской губ., попечителю Киприану Егорьевичу Волкову.

Журнал ЦЕРКОВЬ № 24 за 12 июня 1911 г. (л. 590, оригинальный текст)


Павел Кузьмин (пк26)
 
Павел Кузьмин (пк26)  31 марта 2020

В воскресенье, 30-го сентября, в нашем посаде на строящийся новый 3-престольный храм во имя Св. Троицы, Рождества Богородицы и Преображения Господня совершено было поднятие святых крестов. После литургии был совершен крестный ход к строющемуся храму. Здесь были приготовлены к поднятию 8 вызолоченных крестов на 8 глав храма. Главные 2 креста размером по 4½ аршина, а остальные по 4 аршина. По прибытии крестного хода на место, по 6 песни канона, кресты были окроплены святой водой и началось их поднятие. Первый крест был обвит полотном, вложен в приготовленный футляр и в сопровождении духовенства и певчих был отнесен к месту, с которого надлежало быть поднятию. Народ, стечение которого было огромное, остался на местах, так как площадь позволяла видеть все приготовления к поднятию крестов с занятых им ранее мест. При пении «Кресту Твоему поклоняемся Владыко» и прочих стихов, крест плавно стал подыматься на главный купол храма.

Радостно забились наши сердца при виде такого зрелища и было отчего. Мы, воронковские старообрядцы, так много перенесли религиозных стеснений. Совсем недавно, когда уж возсиял луч религиозной свободы, мы поставили крест на нашем молитвенном доме, но его, под давлением единоверцев, местный полицейский надзиратель распорядился снять, что и было исполнено городовыми. А теперь мы видим перед собой новый великолепный храм и торжественно воздвигаемые на него кресты. Вот воздвигаемый крест достиг своего места и был водружен на главе храма. Старики и старухи при виде этого торжества от умиления плакали. Им не верилось, что это совершается в действительности.

После поднятия первого креста духовенство и певчие в том же порядке перенесли и другой крест и он был поднять на колокольню. Высота колокольни 52 аршина. Остальные кресты за поздним временем в этот день не были подняты. По окончании молебна были провозглашены многолетия: Государю Императору, Государыням Императрицам и всему Царствующему Дому, а также епископу нашему Флавиану, жертвователям и строителям храма. Затем священник о. Киприан Ламакин сказал подобающее сему торжеству слово. Тем же порядком крестный ход возвратился в моленную.

По окончании торжества духовенство, причт, попечители и гости как местные, так и посторонние были приглашены в дом М. А. Волковой за скромную трапезу. Во время этой трапезы был доложен присутствующим отчет прихода и расхода по сооружению церкви. Из доклада выяснилось, что по сие время израсходовано на постройку церкви 16,000 руб., кроме употребленных на постройку материалов с старых молитвенных домов. Но несмотря на это для окончания церкви нужно еще не менее 6,000 руб., а средств уж нет. Было решено приступить к собиранию средств и для устройства нового иконостаса. Уповаем на Господа Бога, что Он поможет довершить начатое дело. Надеемся на своих братьев старообрядцев, что они не откажут нам подать руку помощи.

Журнал ЦЕРКОВЬ № 46 за 11 ноября 1912 г. (лл. 1113 - 1114, оригинальный текст)



Комментарии и обсуждение


Теперь, когда появились тексты статей из журнала "Церковь", уже вполне понятно, что храм был вовсе не Покровским. Логично предположить, что главный престол в журнале 1912 г. указан первым (Св. Троицы).

29 апреля 2020, Олег Вязьмитин.