ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Хайфа. Монастырь Илии Пророка.


Хайфа. Монастырь Илии Пророка
Церковь. Действует.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:Между 1909 и 1913.
Ссылки: Страница на сайте епархии 
Адрес:
ул. Хурша (Hursha), 6. Кармель (Carmel), Haifa

Координаты: 32.813049, 34.980349
Проезд:Двигаться по улице Насси (Ha-Nassi) в верхней часть Хайфы. Первый поворот направо после указателя Bahai Gardens.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
 

Белый храм на зеленой горе. Православная церковь пророка Илии на горе Кармель в Хайфе, построенная Русской духовной миссией в Иерусалиме. Ведет свою официальную историю с 1913 г. Но приходская жизнь в этом месте началась раньше. А само строение обрело статус настоящей церкви благодаря пусть и невинной, но хитрости. Еще в конце XIX в. Русская духовная миссия в Палестине в лице своего начальствующего архимандрита Антонина Капустина начала покупать участки Святой Земли для строительства православных храмов, подворий, школ. Так были приобретены Мамврийский дуб, вершина Масличной горы, наделы в Яффе, Гефсимании, Тивериаде. В 1894 г. архимандрит Антонин скончался. Следующий начальник Миссии архимандрит Леонид Сенцов последовал примеру деятельного предшественника и решил продолжить дело строительства Русской Палестины.

В 1909 г. Русской миссии несказанно повезло. Удалось купить кусочек земли в священном для каждого христианина месте, на благословенной горе Кармель. Не было сомнений, какой именно храм должен строиться здесь - церковь Пророка Божия Илии. Ведь именно его имя упоминается в Книге Царств в связи с Керем Эль — «виноградником Бога». Да и авторитет Русской духовной миссии неизмеримо возрос бы и в родном Отечестве, и в паломнической среде. Государство Российское будет иметь свою церковь пророка Илии в Израиле! Но разрешение на постройку храма нужно было испрашивать у турецкого правительства в Иерусалиме. И время для этой инициативы было крайне неподходящее.

Османскую империю сотрясала Младотурецкая революция. Умами владели весьма решительные государственные деятели: Энвер-паша, Джемаль-паша и Талаат-паша. Все трое — ярые защитники ислама. Сторонники пантюркизма, готовые насильственно превратить в подданных Османской империи всех иноверцев в округе. Да к тому же горячие поклонники империи Германской. Местные власти Хайфы плясали под эту дудку. Какая уж тут русская православная церковь пророка Илии!

Разрешение на строительство храма ожидаемо не было получено. Вот тогда и пошел отец Леонид на хитрость. Выпросил у властей позволения построить всего лишь трапезную для русских паломников, морским путем прибывающим в Хайфу. Просьба была сочтена разумной. Без молитв паломники обойдутся, а вот без пищи — никак. Желает Русская миссия кормить этих путешественников за свой счет, пусть уж построит им столовую.

Инженер Гуревич, который, само собой, был посвящен в планы отца Леонида, удачно спроектировал «столовую» — местная турецкая администрация в тонкости не вдавалась и вряд ли обратила внимание на план строения в виде греческого креста. Архитектурное воплощение будущего храма было выбрано очень, на те времена, разумно: церковь пророка Илии, Хайфа — этим все сказано, не следовало дразнить воинов ислама куполами с православными крестами. Недостроенная церковь мыслилась как христианская базилика с двускатной крышей. Без алтаря и колокольни здание целых три года благополучно притворялось столовой.

В 1912 г. Миссия обратилась к властям с просьбой разрешить перепланировку и некоторую перестройку трапезной. Поскольку турецкой администрации было в то время уже совершенно не до русской паломнической харчевни, у «трапезной» еще до официального разрешения потихоньку появились алтарь, колокольня и иконостас. Скромную утварь собрали с миру по нитке — частично это были дары иерусалимского Троицкого собора, частично — пожертвования. В 1913 г. случился юбилей дома Романовых, который очень поспособствовал легализации церкви св. пророка Илии, даже церковное подворье стало именоваться Романовским. 14 ноября 1913 года храм был наконец освящен.

А меньше чем через год — 28 июля 1914 г. — разразилась Первая мировая война. И без того тихая жизнь храма почти замерла: все паломники были в окопах. В декабре 1914 г. турецкие власти приказали всему русскому мужскому населению оставить Святую Землю, Русская миссия и все ее храмы были закрыты. До 1920-х гг. церковь пророка Илии в Хайфе фактически бездействовала, пока не прибыл священник — отец Николай, служивший на арабском языке. После его смерти службы в храме шли лишь тогда, когда прибывали редкие паломники вместе со священниками. И русских среди них почти не было: какие еще паломники из Советского государства?!

Судьба церкви святого пророка Илии, пережившей запустение и все-таки дождавшейся своего расцвета, который случился уже в начале 1990-х гг., любопытным образом напоминает судьбу самого святого. И в русском, и в иудейском околорелигиозном фольклоре пророк очень мало похож на себя же из Библии. Как храм его имени поневоле притворялся столовой (хотя трапезная — это лишь часть того, что он значил для паломников на самом деле), так и Илия в народном сознании «приблизился» к людям и их повседневным нуждам. Илья-пророк у русских христиан катается по небу на огненной колеснице, посылая посевам дождь и поражая молнией бесов. Хозяйственный святой: с Ильей и Ильиным днем связано множество примет, очень полезных для крестьянской жизни, к тому же это праздник первой жатвы — хлеб, получившийся из сжатых в этот день колосьев, несли в церковь — освящать.

Элиягу у иудеев присутствует при каждом обрезании, а на Пасху (Песах) для него на стол ставится чаша вина. Он посещает не только святых и ученых людей, но и простых евреев, попавших в беду, и всегда помогает. Добрый святой. И в русской, и в иудейской версиях есть кое-что, намекающее на истинную натуру святого. Если в человека била молния, считалось, что из него вышли все бесы. Поскольку после этого человек частенько становился, по старому русскому выражению, юродивым — считалось, что теперь его устами говорит Бог или пророк Илья. А присутствие Элиягу на всех обрядах обрезания и за пасхальным столом — на самом деле его наказание за гордыню! Совершив свое главное чудо и победив жрецов Ваала, Элиягу сорок дней жил в пустыне и гневно обращался к Богу: «Оставили завет Твой сыны Израиля. И остался я один». Бог всегда слышал Элиягу — услышал и тогда. И послал его снова к людям. Нечего в одиночестве упиваться своей праведностью!

Настоящий библейский Элиягу — Илия — вовсе не добрый старичок, являющийся в счастливые семьи на Пасху, и не милостивый податель дождика на огороды. Это самый яростный и непримиримый пророк Ветхого завета, живший в годы правления царя Ахава, страшные для иудейского народа. Иначе и быть не могло: ум, честь и совесть Ахава гуляли отдельно от него, где-то в пустыне. Но стоило нечестивому царю и его распутной женушке Иезавели отступить от Божиих законов и совершить что-то, чреватое бедой для населения Святой Земли — перед ними являлся одетый в одну набедренную повязку, босой и черный от пустынного солнца Элиягу, чтоб сообщить им все, что о них думает. Именно он объявил однажды, что за бесчестие и неверие страну постигнет голод — и случилась жестокая засуха, сгубившая все посевы. Вот тебе и благостный дождик на поля! Так Элиягу боролся с наводнившими страну жрецами Баала, любимыми царем Ахавом и его царицей. И победил, конечно же. Ценой скольких иудейских жизней — неизвестно. Всех верных ждет жизнь Вечная. Случилось это как раз на горе Кармель.

Долгие одинокие странствия Элиягу в пустыне немного напоминают длительные периоды запустения, которые пережил храм в Хайфе. Как Илия ждал голоса Бога, так и церковь ждала, что в нее придут священник и верующие. Весной 1991 г. клирик Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Мирослав Витив был рукоположен в сан иерея Даниилом, митрополитом Фаворским. Иерусалимский патриархат назначил о. Мирослава настоятелем храма пророка Илии в Хайфе. В этом же году Святую землю посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Русская Палестина ожила: поехали в Святую Землю паломники, восстанавливались храмы, началась настоящая приходская жизнь. Храм св. пророка Илии был заново освящен Патриархом и обновлен. Сейчас он действующий, внешне — все такой же скромный, внутри — празднично-яркие росписи. И в этом он тоже схож с пророком, чье имя носит: Илию нельзя было увидеть нарядно одетым, но роскоши внутренней, духовной жизни его позавидовали бы и цари.

Печальная новость от 18 апреля 2017 г.: на белых стенах церкви появились корявые черные шестерки, перевернутые кресты и пентаграммы. Не в первый раз. Подобное было в 2002 г. — тогда фигурировали еще и кривые надписи на иврите и английском весьма самонадеянного содержания: «Здесь был Сатана» и «Убирайтесь». Сатанисты осквернили храм или не очень развитые тинейджеры испортили памятник архитектуры — на самом деле этот вопрос не имеет большого значения. Храм-то стоит и будет стоять. А для людей, развлекающихся подобным образом, Илья-пророк даже молнии пожалел бы.

По материалам: https://www.ru.israland.travel/церковь-пророка-илии-в-хайфе



Комментарии и обсуждение


Видеосюжет на телеканале СОЮЗ http://tv-soyuz.ru/news/rastet-i-krepnet-obschina-podvorya-russkoy-duhovnoy-missii-proroka-ilii-v-hayfe

30 декабря 2014, Т..