ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Подсосное (Подсосенское). Церковь Богоявления Господня.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Петра и Павла, "Утоли моя печали" иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1807 и 1825. 1903-1906гг..
Архитектор:Дудин С.О., Лютых М.К., Фольбаум А.А.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Красноярский край, Назаровский район, с.Подсосное ул.Школьная 5.

Координаты:55.835245, 91.009076


Добавить фотографию
Церковь Богоявления Господня - Подсосное (Подсосенское) - Назаровский район - Красноярский край
Виктор Агапченко
25 апреля 2017
Церковь Богоявления Господня - Подсосное (Подсосенское) - Назаровский район - Красноярский край
Виктор Агапченко
25 апреля 2017
Церковь Богоявления Господня - Подсосное (Подсосенское) - Назаровский район - Красноярский край
Виктор Агапченко
25 апреля 2017




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  22 августа 2014

Здание заложено 29 сентября 1807 года по грамоте тобольского архиепископа Антония взамен сгоревшей в 1806г. деревянной церкви Флора и Лавра (80-е гг. XVIII в.). Строительство осуществлялось артелью мастеров из г.Енисейска в составе: каменщиков Дудина С.О. и Лютыха М.К., плотников Кочкова Д., Кочнева И.. Первый строитель церкви – крестьянин Стариков Г. В 1809г. был завершен южный придельный храм Флора и Лавра. Освящен 7 июля 1812 г. Главный храм Богоявления освящен 5 октября 1825 г.

В 1903-1906 гг. здание было значительно расширено пристройкой с севера и юга двух придельных храмов по проекту енисейского губернского архитектора Фольбаума А.А. Южный придельный храм Иконы богоматери «Утоли моя печали» освящен 8 июля 1905 г. Освящение северного придельного храма апостолов Петра и Павла состоялось 25 мая 1906 г.

Здание церкви расположено в центре села на небольшой возвышенности. Центральная часть здания имеет продольно-осевую композицию: на оси восток-запад последовательно располагаются: квадратный в плане собственно храм с полукруглой в два окна алтарной апсидой и трехъярусная колокольня, относящаяся к типу «восьмерик на четверике». Храмовый трехсветный четверик вытянут по вертикали, перекрыт восьмилотковым сомкнутым сводом. Каждая из стен храмового четверика завершается невысоким трехлопастным полуглавием с круглым оконным проемом.

Купол храма увенчан небольшой главкой на четырех вырезанных из дерева «волютах». Лицевые стороны «волют» обиты полосовым железом. Оконные проемы храмового четверика с лучковыми перемычками. Обрамления окон – рамочные наличники «ушастого» типа. Амбразуры круглых оконных проемов под углом прорезают стены четверика. Конструктивный переход от четверика к восьмерику колокольни осуществлен при помощи небольших арок под диагональными гранями.

Перекрытие второго яруса колокольни сводчатое. Ярус «звона» колокольни прорезан восемью арочными проемами с частично сохранившимся деревянным ограждением. Перекрытие восьмерика колокольни – деревянное по балкам. Купол колокольни увенчан маленькой главкой, установленной на барабан в виде четырех деревянных «волют».

С севера и юга к храмовому четверику примыкают одноэтажные приделы, вытянутые на всю длину здания. Алтари приделов — полукруглые апсиды в два окна каждая. Оконные проемы придельных храмов – рамочные «ушастого» типа с замковым камнем клинчатой формы. В части оконных проемов четверика и придельных храмов сохранились металлические решетки «кубоватого» рисунка.

Габариты здания 25,4х 12,4 м.

В ходе реконструкции 1903-1906 гг. был разобран южный придел, алтарная апсида главного храма и часть его северной и южной стен, взамен которых были возведены полуциркульные арки. В 1950-х г. снесена металлическая на кирпичном цоколе ограда. В 1960-х гг. были разобраны кирпичные своды трапезной и нижнего яруса колокольни, деревянные перекрытия колокольни, а также часть стен боковых приделов. Элементы убранства интерьеров не сохранились.

Реставрационные работы не проводились. Проект реставрации разработан в 1994 г. архитекторами Блохиным А.Ф., Шумовым К.Ю. Проектная документация хранится в ООО «Красноярскархпроект».

Техническое состояние: Значительные разрушения. Плохое состояние конструкций стен, декора фасадов. Интерьеры утрачены полностью.

Памятник православной церковной архитектуры нач. XIX в. в формах барокко с поздними элементами эклектики. Образец творчества представителей «енисейской школы» сибирской архитектуры XVIII в.

Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска


Статью добавил(а): архитектон,  14 января 2015

По сведениям "Краткого описания приходов Енисейской епархии", изданного Енисейским церковно-археологическим обществом в 1916 году, православный приход в селе Подсосенском был открыт в XVIII столетии . Судя по записям в клировых ведомостях каменной Богоявленской церкви, в состав прихода в первой половине XIX века входили жители села Подсосенского и население деревень Тойлуцкой (в 3 верстах), Селетковой (в 7 верстах), Аммалинской, Шадринской, Борсуцкой (в 6 верстах), Скоробогатовой (в 15 верстах). По данным 1832 года в подсосенском приходе числились 139 дворов с населением в 744 женщины и 738 мужчин. В течении второй половины XIX века состав населенных пунктов, входивших в приход Богоявленской церкви изменился: к 1916 году из состава прихода вышли деревни Шадрино и Аммала, взамен которых появилась деревня Сосновка (в 25 верстах). Судя по записям в сохранившихся архивных делах XVIII — первой четверти XIX века, в селе Подсосенском издавна существовала деревянная церковь во имя Флора и Лавра.

Наиболее ранние свидетельства о ее строительстве относятся к третьей четверти XVIII века.Благодаря им становится известно , что в селе Подсосенском в 1769 году была заложена деревянная Флоролавровская церковь, которая была освящена в январе 1773 года. Вероятнее всего, эта церковь сгорела в начале 80-х годов XVIII столетия, и была заново отстроена. Это следует из сохранившейся записи о выдаче в 1783 году церковому старосте Михаилу Пачаеву двух ящиков для сбора денежных сумм, необходимых для строительства церкви. О месте расположения деревянной Флоролавровской церкви нам ничего не известно. Не исключено, что она располагалась неподалеку от будущего места строительства каменного храма. Судя по документам, это была деревянная однопрестольная церковь с отдельно стоящей "колокольней", на которой находилось семь колоколов. В апреле 1806 года эта церковь по неизвестной причине сгорела. Пожар был настолько быстротечен, что жителям села и священникам удалось спасти лишь небольшую часть церковных вещей. Их перечень вместе с подробным описанием сгоревшего деревянного храма, взятым, очевидно, из описи церковного имущества XVIII века, был направлен в специальном "репорте" в красноярское Духовное Правление на следующий день после пожара. Одной из ценнейших вещей, спасенных от огня, было резное изображение Иоанна Богослова, особо почитаемое прихожанами. Вышеупомянутое нами "Краткое описание приходов Енисейской Епархии" сообщает об этой статуе, как о храмовой реликвии. После того, как в красноярском Духовном Правлении стало известно о гибели подсосенской церкви, отсюда последовало предписание на имя священника ачинской Троицкой церкви Петра Токарева о расследовании причин пожара. С гражданской стороны следствие проводил боготольский частный комиссар Калачев. Несмотря на тщательную работу следственной комиссии, точную причину пожара установить не удалось.

В конце мая 1806 года прихожане во главе с избранным ими церковным строителем крестьянином Григорием Стариковым , в соответствии с существовавшим тогда порядком, обратились в Красноярское Духовное правление с прошением о дозволении выстроить на их собственные средства каменную Богоявленскую церковь с приделом святых великомученников Флора и Лавра. После рассмотрения дела Красноярское Духовное правление сообщило в Тобольскую Духовную Консисторию о желании прихожан выстроить каменную церковь. Вслед за этим, в июне того же года, из Тобольской духовной консистории был получен Указ, подписанный архиепископом Антонием, о заложении в селе Подсосенском каменного храма с приложением "Благословенной Граммоты" . Второго июля 1806 года Указ о заложении подсосенской церкви был получен в Красноярске. Однако, моментального исполнения этого Указа не последовало, так как для строительства здания еще не было заготовлено достаточного количества строительных материалов. Лишь в конце сентября следующего, 1807 года, судя по "репорту" подсосенского благочинного священника Михаила Попова, каменная Богоявленская церковь с приделом мучеников Флора и Лавра была торжественно заложена. На обороте сохранившейся в фондах Красноярского государственного архива копии благословенной грамоты есть надпись, рассказывающая о том, что подлинную грамоту получил "в хранение" подсосенский священник Михаил Попов, а копия ее оказалась в делах ачинского протоиерея Алексея Алексеева. После закладки здания прихожане развернули значительную деятельность по сбору денежных средств. В апреле 1808 года строитель Г.Стариков обратился к протоиерею А.Алексееву в Красноярское духовное правление с просьбой выдать мещанину Богоявленского прихода Ивану Федоровичу Дудину "шнурованную тетрадь" для сбора денежных сумм. Часть средств на строительство здания была собрана прихожанами еще до пожара деревянного храма. Это видно из ведомости "сгоревших" денег, приложенной к рапорту церковнослужителей Флоролавровской церкви в Красноярского духовное правление.

При отсутствии храма, для продолжения богослужения в селе Подсосенском была выстроена небольшая временная деревянная часовня. Это становится известным из рапорта благочинного священника М.Попова, отправленного в Красноярское Духовное Правление в июле 1807 года. Можно предположить, что часовня была выстроена неподалеку от сохранившейся после пожара деревянной колокольни, стоявшей отдельно от сгоревшей церкви. О дальнейшей судьбе часовни и колокольни ничего не известно. Вероятнее всего, после освящения каменной церкви часовня и колокольня были разобраны, а их деревянные конструкции были по церковной традиции употреблены в топление печей нового храма. В наиболее ранней из сохранившихся клировых ведомостей Богоявленской церкви за 1828 год ни часовня, ни колокольня уже не упоминаются.

Факт заложения каменной Богоявленской церкви в 1807 году, в определенном смысле является объяснением отсутствия в делах о строительстве упоминаний о проектных планах и фасадах возводимого здания. Несмотря на деятельность службы губернского архитектора, в Томской губернии, особенно в ее отдаленных районах, строительство отдельных зданий в рассматриваемый период нередко осуществлялось без разработанных профессиональным архитектором проектных чертежей. Если такое было возможным в крупном строительном центре Приенисейского края начала XIX века — Красноярске, где Благовещенская церковь в 1804-1813 гг. взводилась по "планам" тобольских мастеров иконостасных дел, то что можно было ожидать от небольшого, расположенного на периферии села Подсосенского. Это обстоятельство лишний раз доказывает, что несмотря на государственную политику постепенного ужесточения надзора за строительным делом, проявившуюся уже через два года выпуском "Собраний фасадов", на территории Приенисейского края процесс внедрения профессионального архитектурного проектирования в культовое зодчество проходил в начале XIX века весьма замедленными темпами. Одной из основных причин такого положения являлось длительное (до 1824 года) отсутствие на Приенисейской земле собственного института губернского архитектора и слабость влияния архитектурной службы новообразованной томской губернии на развитие архитектуры отдаленных территорий. Таким образом, особенности архитектурной композиции подсосенской Богоявленской церкви оказались связаными не с архитектурой русского классицизма, а с традициями сибирского барокко, получившего широкое распространение в каменном зодчестве Сибири XVIII века.

Еще одной весьма существенной причиной строительства Богоявленской церкви в формах барокко является то, что руководителями строительной артели, возводившей церковь, являлись мастера каменных дел из Енисейска. Традиции архитектуры барокко были весьма устойчивыми в каменном зодчестве этой строительной метрополии Приенисейского края с начала XVIII века — момента становления и развития его каменного строительства. Вследствии отсутствия проектных чертежей постройки, разработанных профессиональным архитектором, здание Богоявленской церкви возводилось архаичным, но по-прежнему широко распространенным способом строительства по образцам или по описаниям.

Благодаря ряду сохранившихся архивных материалов нам точно известны имена авторов каменного Богоявленского храма. Ими были енисейские мещане Степан Осипович Дудин и Матвей Кононович Лютых. Факт привлечения енисейских зодчих к строительству подсосенского храма не случаен: к концу XVIII века, представители енисейского цеха мастеров каменных дел, заслужив славу опытных строителей, возводили практически все каменные храмы на территории Приенисейского края. Так, те же С.О.Дудин и М.К.Лютых с 1799 года находились на строительстве каменной двухэтажной церкви Троицы в селе Арейском красноярского округа ( ныне село Емельяново под Красноярском). К моменту начала строительства каменной Богоявленской церкви С.О.Дудин и М.К.Лютых являлись опытными мастерами каменных дел. Первый из них был сыном енисейского цехового Осипа Степановича Дудина и жил в приходе Богоявленского собора. По Ведомости мастеровых Енисейска, составленной в 1789 году, был показан учеником каменных дел из цеховых. Второй руководитель артели — Матвей Кононович Лютых происходил из семьи служителя енисейского Спасского монастыря, крестьянина Конона Дементьевича Лютых, жившего в приходе енисейской Троицкой церкви. В Ведомости мастеровых Енисейска 1789 года М.К.Лютых был указан вместе с братом Яковом учеником каменных дел. В состав артели, которой руководили С.О.Дудин и М.К.Лютых, входил еще ряд опытных мастеровых. Так, все деревянные работы на здании Богоявленской церкви должен был выполнить енисейский экономический крестьянин Дмитрий Кочков, также происходивший из семьи потомственных служителей енисейского Спасского монастыря. Кроме него в работах по возведению здания принимал участие енисеец Иван Кочнев, происходивший из семьи известных енисейских плотников. Посильное участие в работах по возведению Богоявленской церкви приняли жители деревень, входивших в приход. По традиции они совместно работали на рытье котлована под фундамент церкви, участвовали в возке камней для забутовки фундаментных рвов. Так, по апрельской разнарядке 1808 года предполагалось использовать "для воски под фундамент камня и протчих к строению припасов" жителей деревни Сохаптинской.

Вероятнее всего, работы по подготовке строительной площадки под будущую церковь начались весной 1808 года, не ранее первого апреля — общепринятой в подрядных договорах того времени даты начала строительного сезона. Начало строительства самого здания можно определить из "объявления" Степана Дудина, подписанного им в июле 1808 года. Из него видно, что этот мастер заключил контракт на возведение Богоявленской церкви в первой половине июля 1808 года. Главные усилия строительной артели первоначально были направлены на сооружение придельного храма святых великомучеников Флора и Лавра. Вероятнее всего, к зиме 1809 года придел был отстроен вчерне, поскольку разрешение на его освящение испрашивалось Красноярским Духовным правлением весной следующего года. В апреле 1810 года из Тобольской Духовной Консистории был получен указ, в котором разрешалось произвести освящение придельного храма, только после оформления в законном порядке отвода земельного участка под строительство здания. Таким образом, изначально строительство церкви носило полузаконный характер, так как осуществлялось без соблюдения действовавшего организационно-правового порядка в области строительства. Этот факт также подтверждает малоуспешность попыток государства поставить в начале XIX века под жесткий контроль процесс строительства православных храмов на территории Приенисейского края. В результате затянувшейся переписки по вопросу отвода земельного участка под церковь, придельный храм Флора и Лавра был освящен лишь седьмого июля 1812 года. Главный холодный храм Богоявления освящен в 1825 году.

Первым священником выстроенной каменной церкви был Михаил Трифонович Попов, посвященный в священники в с.Подсосенское еще в декабре 1796 года тобольским архиепископом Варлаамом.

Из зданий, принадлежавших церкви в 1810-х — 1820-х годах, следует упомянуть деревянную богадельню на десять калек, построенную прихожанами в 1813 году. О месте ее расположения сведений не сохранилось. В 1831 году, как видно из клировых ведомостей этого времени, здания богадельни уже не было.

Документов, раскрывающих характер изменений архитектурно-художественного облика Богоявленской церкви за вторую половину XIX века нами не обнаружено. Судя по записи в "Кратком описании приходов Енисейской епархии", в 1903-1906 годах здание Богоявленской церкви было сильно перестроено. В ходе работ южный придельный храм мучеников Флора и Лавра был разобран, а у северного и южного фасадов здания появились объемы новых приделов: с севера — в честь апостолов Петра и Павла, с юга — в честь иконы Божьей матери "Утоли моя печали" . В сохранившейся клировой ведомости Богоявленской церкви 1908 года указаны даты освящения новых приделов. Южный придел был освящен 8 июля 1905 года, а северный придельный храм — 25 мая следующего года. Анализ объемно-пространственной композиции и кирпичной кладки сохранившегося здания Богоявленской церкви позволяет в общих чертах представить характер работ по расширению здания, проведенных в 1903 — 1906 годах. Кроме упоминавшейся уже разборки южного придельного храма Флора и Лавра, сохранявшего древнее название подсосенской церкви, в середине 1900-х годов были также разобраны: алтарь главного храма и участки северной и южной стен храмового четверика (в уровне оконных и дверных проемов первого яруса), взамен которых появились значительного пролета полуциркульные арки. Благодаря разборке указанных стен четверика , пространство холодного храма было значительно расширено и слито с пространствами боковых приделов. Капитальному изменению подверглись сводчатые конструкции трапезной: взамен разобранного первоначального свода (остатки пят свода обнаружены натурными исследованиями на западной стене храмового четверика) здесь появилось плоское перекрытие. Были разобраны также южная и северная стены трапезной, а вместо них были сделаны широкие арочные проемы, соединившие пространства трапезной и боковых приделов. Сегодня эти арочные проемы отсутствуют. Объемы пристроенных боковых приделов протянулись вдоль южного и северного фасадов церкви, причем, алтарные апсиды приделов оказались на одном уровне с апсидой главного храма. Западные фасады приделов образовали сплошной стеновой фронт с западным фасадом церковной колокольни. Анализ характера кирпичной кладки сохранившейся внутренней поперечной стены южного придела позволяет высказать предположение, что эта стена является остатком первоначальной конструкции придела Флора и Лавра. В пользу такого предположения свидетельствует верстовая система перевязки кирпичной кладки стены, характерная для строительных приемов енисейских мастеров XVIII-нач. XIX вв. (Аналогичная система кладки наблюдается на всем первоначальном объеме церкви). Это обстоятельство может оказаться существенным моментом для выполнения графической реконструкции первоначального архитектурного облика южного придела. Каждая из апсид , включая апсиду главного алтаря, получила по две оконные оси. "Храмовые" части приделов также получили по две оконные оси. Такое же количество осей, но иного функционального набора оказалось в "трапезных" приделов: ближе к востоку в стене был помещен дверной арочный проем, к которому с запада примыкало окно. Рассматривая историю переустройства Богоявленской церкви в начале ХХ века, следует отметить, что подобной реконструкции в это время подверглось немало православных храмов Приенисейского края. Так,например, в 1904-1905 годах, в результате капитальной реконструкции был значительно расширен Спасский собор в г.Минусинске. Причем, характер проведенных на Спасском соборе работ был почти полностью идентичен работам на Богоявленской церкви села Подсосенского. В 1912 году по проекту губернского архитектора В.А.Соколовского был реконструирован Спасский собор в г.Канске, с тем же характером строительных работ. Эти три события позволяют высказать предположение, что здание Богоявленской церкви в селе Подсосенском было реконструировано по проекту одного из сотрудников Енисейской строительной комиссии, возможно губернского архитектора А.А.Фольбаума.

Как уже говорилось храмовый четверик главного холодного придела перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом. Конструктивный переход от четверика к восьмигранному основанию перекрытия осуществлен при помощи тромпов, выполненных в виде цилиндрических сводиков с наклонной щелыгой. Такой прием конструктивного решения восходит к строительным традициям енисейской "архитектурной школы" второй половины XVIII века. Аналогичное конструктивное решение было в 1750-х годах применено в перекрытии храмового четверика Спасского собора в Енисейске. Не исключено, что первоначально свод храмового четверика планировался с отверстием для установки светового подкрестного барабана. Это отверстие восьмигранной формы наблюдается в уровне щелыги сводчатой конструкции. Возможно, по какой-то причине при строительстве, от светового барабана в завершении храма отказались, а взамен него появился видимый сегодня декоративный барабан. Пространственную жесткость храмового четверика обеспечивают хорошо сохранившиеся кованые воздушные и стеновые связи. Анкеровка связей — внутристенная. Традиционное для храмов Приенисейского края рубежа XVIII-XIX веков конструктивное решение имеет колокольня Богоявленской церкви. В ее основе — конструктивный тип, образуемый сочетанием четверика и поставленного на него восьмерикового объема. При этом, конструктивный переход от четверика к восьмерику осуществлен при помощи простых кирпичных перемычек. Сравнение элементов храма и колокольни, обеспечивающих конструктивный переход от четверика к восьмерику, дает основание предположить разновременность появления храмового четверика и колокольни. В пользу разновременности появления храмового четверика и колокольни свидетельствует также упрощенная форма кровли, покрывающей колокольню. В прошлом колокольня имела лишь одно сводчатое перекрытие — коробовый свод, остатки которого хорошо видны ниже яруса конструктивного перехода от четверика к восьмерику.Ниже уровня пят этого свода находится частично сохранившееся деревянное балочное перекрытие нижнего яруса колокольни. Восьмигранный ярус звона колокольни никогда не имел свода. Каких-либо остатков пят свода восьмерика нами не обнаружено. Оригинальными особенностями обладает конструктивное устройство барабанов подкрестных глав храмового объема и колокольни. Четыре крупных деревянных элемента, соединенных крестообразно, имеют плавно изогнутые очертания, имитирующие формы характерных для сибирской архитектуры, а в особенности ее "тобольской" и "енисейской" школ подкрестных барабанов, которые выполнялись из лекального кирпича. Торцы элементов, составляющих конструкцию подкрестного барабана, покрыты хорошо сохранившимся полосовым железом, прикрепленным к деревянной поверхности коваными гвоздями. Появление такого упрощенного варианта широко распространенной в архитектуре Тобольска и Енисейска формы подкрестного барабана, вероятно, было связано не только с желанием заказчика максимально ускорить и удешевить строительство здания, отказавшись от возведения трудоемких и дорогостоящих элементов, но и с возможно невысокой квалификацией мастеров,завершавших постройку здания. Вместе с тем, форма подкрестных барабанов, несмотря на свою значительную упрощенность, прекрасно передавала силуэтные характеристики "барочного" венчания храма. Вместе с тем, не исключено, что существующие ныне подкрестные барабаны представляют собой поздний элемент архитектурной композиции здания, а первоначально на их местах существовали обычные для рубежа XVIII-XIX вв. кирпичные восьмигранные барабаны. В пользу этого предположения говорят как-то не вяжущиеся с общими архитектурными массами здания пропорции существующих деревянных "барабанов". Архитектура поздних боковых приделов здания решена в упрощенных формах. Характер кирпичной кладки стен поздних приделов легко позволяет определить строительную периодизацию конструктивных элементов здания. В кладке стен использована цепная перевязка швов, получившая широкое распространение в строительной практике Приенисейского края с 1880-х годов. Главным украшением кирпичных стен служат рамочные наличники вокруг крупных оконных проемов с полуциркульными перемычками.

Наибольшей пластической разработкой отличается западный портал церкви, появившийся также в период капитальной реконструкции здания 1900-х годов. Дверной проем, ведущий из паперти в трапезную главного храма, носит следы переделок, выполненных, очевидно, в процессе ремонта здания в 1900-х годах. Первоначально проем имел арочную перемычку, остатки конструкции которой сейчас находятся внутри стены (обнаружены натурными исследованиями). Первоначальный вход на колокольню находился внутри северной стены четверикового яруса и представлял собой узкий ступенчатый ход. Часть этого хода сохранилась. Внутри противоположной стены натурными исследованиями обнаружен еще один ступенчатый ход, ведущий на второй ярус колокольни. До реконструкции здания 1900-х годов этот ход освещался небольшим окошком прямоугольной формы на южном фасаде колокольни. Элементов прежнего убранства интерьеров Богоявленской церкви не сохранилось. Отсутствие документальных материалов, раскрывающих особенности внутреннего убранства здания не позволяет наметить основные пути реставрации интерьеров.

Источник: статья Шумова К.Ю. "Богоявленская церковь в селе Подсосенском". 1994г. http://naov.ru/articles/bogoyavlenskaya-cerkov-v-sele-podsosnoe.html

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.