Первые упоминания о селе датируются 1462 годом. В духовной грамоте великого князя Московского Василия Темного содержатся упоминания про «села мои Лужские и Павшинское, и Петровские Константиновича деревни на Истре». Конечно, внимательный читатель и житель Красногорска догадается, что под Петровским подразумевается нынешнее Петрово-Дальнее. А Лужеские села – это современная Жуковка (в прошлом деревня Луцкая) Одинцовского района и Ильинское, ныне существующее, с двумя храмами – пророка Илии, в честь которого и названо, и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», построенном в конце ХХ века.
Итак, сельцо Павшино. Ко времени описания его в государственные земли оно уже было достаточно заметным. Само его название, по одной из версий, произошло от новгородской формы имени Павша (Павел), то есть изначально принадлежало неизвестному выходцу из Новгородской земли. Основным занятием крестьян села была поставка для государева двора, как бы их сейчас назвали, фермерских или эко-продуктов: мяса, птицы, яиц, сыра, сметаны, зерна, приготовленного из него пива, пресноводной рыбы. Наряду с этим у села была еще одна важнейшая функция. Настоящим богатством дворцового владения были большие табуны лошадей для царского войска. Вот уж за кем нужен был профессиональный уход, поэтому население сельца прибывало за счет поступавших на службу «деловых людей» из свободного населения, которые имели опыт и навыки ухода за лошадьми. Такая насыщенная история, впрочем, вскоре прервалась.
Печальные времена Смутного времени оставили лишь память о нем, физически Павшино пострадало очень сильно, особенно от нашествия интервентов. 1605 г. – предположительное время падения Павшина. Об этом свидетельствует археологическое открытие 1965 г. Тогда в Павшине был найден клад, представлявший собой глиняный кувшин полный серебряных «денег» стоимостью по полкопейки с именами царей: сына Иоанна IV Федора Ивановича, Бориса Федоровича Годунова и его сына Федора Борисовича, чье время правления датируется лишь одним месяцем - с мая по июнь 1605 г. Скорее всего, клад был спрятан во избежание попадания в чужие руки, поэтому вывод о времени разрушения села напрашивается сам собой. После победы над войсками интервентов, Павшино вместе с деревней Гольево включается в состав Хорошевской конюшенной волости. Туда же входят Мякинино, села Строгино и Крылатское.
Но Павшино, некогда бывшее одним из первых, становится рядовым в составе дворцовой конюшенной волости. Да и что говорить, если в середине XVII века, когда в Никольском-Урюпино строится красивейшая пятикупольная церковь, в Архангельком – похожий храм, в Дмитровском готовится к строительству каменный одноглавый храм с шатровой колокольней, в Павшине настоящая пустота. Нет ни господского или приказчикова двора, ни крестьян-землепашцев, а в реестре (писцовых книгах от 1628 года) указана церковь деревянная в честь святителя Николая. Она названа «клетцки» – это типичное для тех лет сооружение, которое можно представить, как прямоугольный сруб, длина которого зависела от примененных бревен (специалисты указывают на пределы от 6 до 9 м). От избяных клетей, которые строились по схожей технологии, храм отличался венчанной главой (куполом с крестом), прирубкой алтаря и притвором.
Итак, в Павшине, по свидетельству летописцев, был деревянный храм, «двор попа и дьячка, да в сельце государевых деловых людей 14 дворов и один двор пуст, ушел кормиться подаянием». Это одно из первых письменных упоминаний о храме, которое удалось обнаружить. Первое же датируется 1623 годом, по которому известно, что в Павшине крестили, венчали и отпевали. По писцовым книгам 1631-1633 гг. уже уточняется, что «на церковной земле двор попов, двор дьяков, двор просвирницын, двор пономарев, двор бобыльский, да пять мест келейных». Такова печальная ситуация после Смутного времени. Но наличие храма, дворов для священнослужителей говорят, конечно, о том, что все равно, как бы трудно не было, во главу угла поставлена молитва. Более того, в 1652 г., когда сама деревянная церковь в селе обветшала, ее хотели обустроить. «По челобитью Московского уезда государева дворцового села Павшина деловых людей Никифорка Осипова с товарищи» была выдана благословенная грамота о возведении нового храма. Но, по неизвестным причинам, среди которых можно предположить как раз бедность и малочисленность населения, строительство так и не было начато. Но с Божией помощью за несколько десятков лет история полностью меняется. Уже в 1709 г. в Павшине «4 двора церковных причетников, людей в них тож. У них детей и свойственников 4 человека. В селе ж 4б дворов крестьянских, людей в них тож. У них детей и братей и свойственников и захребетников 136 человек», а в 1800 г. насчитывались уже 80 крестьянских дворов, то есть 492 жителя «мужеска и женска пола».
Историки видят закономерность – просто поменялся основной спрос. Конюшенные дела отошли к другим селам, а Павшино оказалось прекрасным плодородным местом: пойма и удобное транспортное расположение буквально диктовали жителям другой вид деятельности: земледелие и разведение домашнего скота. Так к началу XIX века из 982 десятин земли более половины - 690 - заняты пашней, 124 - сенными покосами, 148 - лесом и неудобьями. Потянулись на помощь крестьяне из других имений. Появляются и те, у кого дело спорится лучше.
И вновь историческое потрясение. Отечественная война 1812 года. Нападение армии «двунадесять язык» во главе в Бонапартом Наполеоном. Хотя основные вражеские силы прошли стороной (по Смоленской дороге), все же отряды французских фуражиров, тех, кто отвечал за провиант, сильно обескровили подмосковные земли. Попали под удар Воронки, Чернево, Тушино. В Павшине были сожжены 32 избы из 84, был убит один крестьянин. Про имущественные потери даже и говорить нечего: оказался разграблен «магазейн» (запасной склад зерна для крестьянского общества), уничтожены иконы, деревянная и оловянная посуда, а также хлеб, солома и сено на общую сумму 28 тыс. рублей. У жителей пропали 11 лошадей, 10 коров, 152 овцы. Пострадал и храм: «Двери, замки и оконницы разломаны, престолы, одежды, ризы и на образах четырех венцы с окладами серебряные разграблены, иконостасы изломаны». В итоге, как было отмечено в составленной после нашествия ведомости, крестьяне «в пропитании себе испытывают крайнюю нужду. Многие кормятся мирским подаянием в отдаленных селениях». Но и вновь павшинцы нашли в себе силы, чтобы не отчаяться. Первым же делом, за которое взялись крестьяне, вернувшись в свое село, стало приведение в порядок храма: «Крест деревянный обит жестью. Глава покрыта деревянной чешуею, покрашенною зеленой краской. Осмерик и четверик, олтарь и трапезная покрыты тесом покрашенным. Вход и кругом обита тесом покрашенным». И это после войны, во время тяжелой ситуации с пропитанием… Люди сразу же прибегали к помощи Божией. Потому что, как и прежде, главное – надежда на Господа.
Следующим шагом, фактически давшим Павшину новую жизнь, становится долгожданное строительство нового, теперь уже каменного, храма в честь святители Николая с приделом, посвященным пророку Илии. Да не простого, а сродни городскому собору. В 1817 году благословенная грамота на постройку нового храма с тёплым приделом была дана архиепископом Московским и Коломенским Августином. Спустя некоторое время началось возведение каменной церкви. Сначала появилась трёхъярусная кирпичная колокольня. Тогда была сделана следующая запись: «На ней крест осьмиконечный, обит жестью белой и позлащен. Глава обита белым железом. Купол и фронтоны покрыты железом покрашенным. Три пола и пять лестниц». По описи на колокольне находилось семь колоколов, где самым большим был 102-пудовый благовест (около 1 679 кг). Внутри храма поражал шестиярусный иконостас с резными «царскими воротами» (приобретенный, по некоторым сведениям, в московском Зачатьевском монастыре).
В 1822 году священник Илья Иванов просит разрешения освятить при вновь устроенной церкви святителя Николая Чудотворца зимний придел пророка Илии. Он полностью готов, сохранилось даже его описание. Причем охраняется преемственность и бережное отношение к прежнему храму, ибо «крест, Евангелие и вся утварь заимствуется из старой церкви». В сентябре 1823 года с благословения разбирается старый деревянный храм, причем испрашивается дозволение разобранный лес пустить на благое дело – обжиг кирпича для ограды нового храма. Благословение было дано, а антиминс из старого храма благочинным, священником Тимофеем Яковлевым, был представлен легендарному святителю, архиепископу Московскому и Коломенскому Филарету (Дроздову). В том же месяце подано прошение об освящении храма. Указ об освящении датируется 28 сентября 1823 года. Храм освящён 14 октября 1823 г. протоиереем Иоанном Платоновым, священником Покровского собора, что на Рву (более известно другое его народное наименование – храм Василия Блаженного).
Новый храм стал одним из самых заметных в церковном округе, в который входили, надо отметить, и Хорошево, и Братцево, и Троицкое-Лыково, и другие. Одним из первых известных священников нового храма стал Павел Матвеевич Перлов, выпускник Московской духовной семинарии. Отец Павел в 1840-х — 1850-х годах был также и благочинным. Ему принадлежит такое описание новой церкви: «Построена в 1821 г. тщанием прихожан. Зданием каменна, с такою же колокольнею, крепка. Престолов в ней два: в настоящем холодном [помещении] во имя Святого чудотворца Николая, в приделе теплом во имя Святого Пророка Ильи. Утвари достаточно. Дома — у священника казенный, у дьячка и пономаря собственные, деревянные. Зданий, принадлежащих к сей церкви, нет… На содержание священно- и церковнослужителей постоянного окладу не положено, содержатся их средствами». Такая ситуация связана с возрождением села Павшина, становления его новой жизни. Спустя короткое время, в приходе храма уже насчитывалось 100 дворов с 415 душами мужского и 504-мя женского пола. Статистика дана по селу Павшино вместе с дер. Гольево. Меняется и формат труда в селе. Оставаясь сельскохозяйственным по преимуществу поселением, Павшино постепенно становится местом промыслов.
В 1853 г. в Павшине появляется бумаготкацкое заведение с 20 ручными станками, основанное приезжим крестьянином А. Тереховым. Его вытесняет красильно-отбельное дело, где на фабрике (названной платочно-набивной и принадлежащей Пелагее Алексеевне Тереховой ) в 1880 г. было задействовано более 60 наемных работников, из которых половину составляли жители села Павшино. С заметным улучшением материальной составляющей, жители села не забывали о жизни и духовной. Стоит упомянуть и о беде, пришедшей как говорится"неоткуда". Известно, что в середине XIX века над селом нависла угроза – эпидемия холеры. В такой ситуации прихожане взяли Боголюбскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг поселения. То, что можно назвать чудом, а для жителей являлось плодом их упования, произошло – холера отступила. В благодарность Господу и Его Пречистой Матери в 1866 – 1873 гг. был построен новый храм – каменный трехпрестольный красавец. Прошение о его строительстве подавал уже упоминавшийся отец Павел Перлов. Храм Боголюбской иконы Божией Матери воздвигли на пожертвования рядом с Никольским храмом. Храм был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери, но с приделами пророка Илии и великомученика Георгия Победоносца. В 1881 г. И к паперти храма было пристроено помещение для хранения церковных вещей. Чудотворную икону поместили в церкви, где она находится и по сей день. Именно этому храму суждено было оставаться местом молитвы и в тяжелые послереволюционные годы. На фоне этого богобоязненного крестьянского бытия Павшино получило новое неожиданное преимущество, которое можно было бы назвать и случайным, если бы не сама история села.
Соседняя усадьба Ильинское в 1864 г. переходит к Царской семье. И начинается строительство к ней шоссе. Благодаря появлению такого мотивационного фактора, Московское губернское земство открыло в Павшино в 1874 г. двухклассную земскую школу, принявшую название Мариинской в честь помолвки дочери Государя. Через тридцать с небольшим лет – в 1907 г. – в этой школе, ставшей к тому моменту уже трехклассной, учились 130 детей из Павшина, Гольева и Пенягина. В 1875 г. хозяйкой фабрики Пелагеей Тереховой открывается богадельня, в 1903 г. строится церковно-приходская школа на средства купца В. Синицына. Кстати, потомки Тереховых до сих пор являются прихожанами павшинских храмов. А в 1901 г. около села возникла еще одна мощная транспортная артерия – Виндавская железная дорога (ныне известная, как Рижское направление Московской железной дороги). У Павшина появилась тут же и своя железнодорожная одноименная платформа. К тому моменту в поселении было 205 крестьянских дворов с населением около 900 человек, 7 трактиров и 5 лавок, а местные купцы торговали песком и гравием, и даже сплавным лесом. Появились и серьезные административные единицы – упоминается квартира урядника, подчиненного полицейскому приставу третьего стана Московского уезда.
А в 1905 г. выходит в свет исследование храмового комплекса в Павшине, принадлежащее перу известного архивиста Ивана Токмакова. В Павшино особо почиталось празднование Боголюбской иконы, приходящееся на 1 июля. В те годы – заметное событие для округи. Даже из Москвы ехали гости: от священноначалия до прихожан московских храмов. По воспоминаниям прихожан, подводы с духовенством высматривали ребятишки, как воробьи облеплявшие деревья небольшого пролеска, находившегося на месте нынешнего спорткомплекса «Снежком». И при виде гостей передавали друг другу, как по телеграфу, срочную новость, которая долетала до храма, и начинался праздничный перезвон. Но настали годы февральской и октябрьской революций, гражданской войны и борьбы против веры.
В конце 1920-середине 30-х гг. в стране советов закрывались многие храмы. Не обошёл вниманием и Никольский храм в Павшино. В 1920 году Никольская церковь закрывается по распоряжению местных властей и спустя некоторое время, в ней размещается Красногорский металлический завод: внутри устраиваются дополнительные этажи и перегородки, живописные поверхности заштукатуривают и закрашивают. В это время был уничтожен находившийся в храме уникальный резной иконостас конца XVII века из Зачатьевского монастыря города Москвы. Искажается эстетическая и пространственная составляющая комплекса. Здание бывшего храма стали использовать совсем в других целях. В 1938 г. по инициативе районной организации общества «Осоавиахим» было предложено использовать для устройства парашютной вышки колокольню храма святителя Николая, будто бы «бездействующую большую часть года». С разрешения местной богоборческой власти, просьба осоавиахимовцев была удовлетворена. Через какое-то время при прыжке парашютиста случился несчастный случай, в связи с чем прыжки были запрещены. С учетом предвоенных лет, колокольня, недолго побывав «парашютной вышкой», вместе с закрытым храмом перешла под цех райпромкомбината завода «Авангард». Впрочем, саму колокольню все-таки взорвали, чтобы она не стала ориентиром для бомбардировок фашистских войск. Зато соседняя, Боголюбская церковь ни разу не закрывалась со времени своего возведения и продолжала работать.
Словно по наследству, после закрытия Успенского храма в Черневе, в Боголюбском храме в то непростое время начал свое служение священник Николай Александрович Воронцов. В Черневе он служил в 1913 – 1938 гг., а в Павшине – с 1942 по 1960-е гг. Отец Николай пережил страшную эпоху послереволюционных гонений. Его принуждали отречься от Бога, угрожали, выселили с семьей из дома (зимовали в сарае), но священник не отступал. Красногорский храм в Черневе был закрыт, и там вскоре устроен клуб. Отец Николай, чудом оставшийся в живых и на свободе, служил сначала в Перерве, потом в Черкизове, а в 1942 г. был переведен в Павшино.
Годы его служения в Боголюбском храме, особенно военные, это настоящий подвиг. Служб много, много слез и надежды, люди приходят, чтобы помолиться о здравии защищающих свою Родину, об упокоении погибших. Отец Николай подвизался в Павшино до самого своего отшествия ко Господу в 1968 г. А в год столетия со дня его рождения – в 1990 г. – первый храм, где начинал свой путь отец Николай – Успенский в Черневе – был возвращен верующим, в нем возобновилась служба… В 1980 году Никольский храм в Павшино получил статус объекта культурного наследия, а только через 23 года, в 2003 году, был передан красногорскими властями в пользование Местной православной организации прихода Никольского храма г. Красногорска Московской области. Сразу же после появления возможности молиться в нем, по благословению тогдашнего настоятеля (с 1996 по 2014 гг.) протоиерея Александра Редькина (ныне клирик Успенского храма в Красногорске) в храме зазвучал по воскресным дням акафист святителю Николаю. Произошло и до сих пор продолжается настоящее чудо – без реставрационного содействия стала проявляться старинная роспись. Сначала проступают очертания, потом лики, а потом и сами изображения святых, становясь все чётче. Через десять лет молитв и трудов над куполом появился крест, и в престольный день 22 мая 2013 года была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная литургия после многих лет осквернения храма.
Никольский храм вошёл в перечень объектов благотворительного проекта "Восстановим порушенные святыни Подмосковья", основанного правящим архиереем нашей епархии – митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Благодаря этому проекту появилась возможность полностью вернуть к жизни разрушенные в Подмосковье храмы. После обследования памятника архитектуры, проведения технической экспертизы фундамента и стен специалистами в начале 2015 года, сделано техническое заключение памятника, лёгшее в основу реставрационных работ. Сметная стоимость реставрационных работ была оценена в 80 млн. руб. Реставрация Свято-Никольского храма проводились специалистами-реставраторами, аккредитованными при министерстве культуры Московской области.
С сайта: https://vk.com/@hram_nb-nikolskii-hram-v-pavshino-istoriya