ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Олбово. Церковь Прокопия Устюжского.


Олбово. Церковь Прокопия Устюжского
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Прокопия Устюжского
Год постройки:не ранее 1855.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Вологодская обл., Великоустюжский р-н, д. Олбово

Координаты: 60.9097, 46.1725
Проезд:От Великого Устюга примерно в 20 км. Проезд через Будрино до Езекиева, за Езекиевым поворот на Олбово (от Будрина проезд только на полноприводном автомобиле). От Олбова пешком (нужен проводник!) по лесовозной дороге, а затем по тропе через речку Котовалку на угор (2 км).



Церковь Прокопия Устюжского, фото с сайта https://pastvu.com/p/447570<br>, Олбово, Великоустюгский район, Вологодская область
фото с сайта https://pastvu.com/p/447570
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1892
Церковь Прокопия Устюжского, фото до 1917 г.<br>, Олбово, Великоустюгский район, Вологодская область
фото до 1917 г.
Фриде
??
Церковь Прокопия Устюжского, Фото 1906 года из фондов Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор Георгий Капитонович Лохтин<br>, Олбово, Великоустюгский район, Вологодская область
Фото 1906 года из фондов Великоустюгского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Автор Георгий Капитонович Лохтин
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Любовь Данилова  30 июля 2012

В июле 1903 года, когда в Великом Устюге отмечалось 600-летие со дня преставления Прокопия Праведного, часовня в Котовалове («после ремонта и по приспособлении») была обращена в церковь во имя Прокопия, Устюжского чудотворца. Котовалово – место, где, по легенде, выпал каменный дождь из тучи, отведенной от Великого Устюга молитвами Прокопия Праведного в грозовой день 1290 года. «От Устюга Великого та пустыня отстоит за двадесять поприщ, имянует же ся Котовалская весь». Нынешние же устюжане эту местность чаще всего называют Тучей. Ближайшая к ней деревня Олбово уже давно опустела. Сам же храм, по рассказам старожилов, был разрушен в 1953 году. Вся его история уместилась в один век, начавшись с посещения в 1841 году Великого Устюга Преосвященным Иннокентием (в 1840 году – епископ Вологодский и Устюжский, с 1841 года – Херсонский и Таврический). Преосвященный Иннокентий (православный проповедник, писатель, профессор археологии и истории, член Российской Академии Наук), обозревая Великий Устюг, «внушил» представителям местного духовенства и почетным гражданам, что «на месте выпадения каменной тучи в 1290 году, на память настоящему и грядущему потомству, должна быть построена часовня как священный памятник чуда, совершившегося в Успенском соборе во дни Праведного Прокопия, по молитвам которого спасен град Устюг от истребления каменной тучей, без нанесения вреда и всей стране Устюжской». Тогда же сам Преосвященный Иннокентий (инкогнито), а вместе с ним молодой ученый, преподаватель философии Вологодской духовной семинарии Павел Иванович Савваитов, архимандрит Устюжского Архангельского монастыря Августин и «один из благочинных» ездили на место выпадения каменной тучи.

В 1847 году Преосвященный Иннокентий поручает протоиерею Успенского собора Тимофею Скворцову сообщить ему все сведения о каменной туче, «сохранившиеся письменно и в предании», а также описать местность и доставить в Санкт-Петербург «часть выпавших камней с того места для химического исследования оных». Поручение было незамедлительно исполнено. 12 сентября 1847 года протоиерей Скворцов получает от Преосвященного письмо, в котором Владыка благодарит его за присланные камни, подтверждает и одобряет мысль о построении часовни, «назвав ее истинно Христианскою», а также просит «совершить это дело, как можно прочнее, и пустить корни благоговения к этому месту во мнении народном как можно глубже». 16 марта 1848 года Святейший Синод, рассмотрев представление епископа Вологодского и Устюжского Евлампия «о разрешении построения часовни на месте выпадения каменной тучи близ деревни Олбова», издает указ (№1337) следующего содержания: «В удовлетворение ходатайству и желанию граждан г. Устюга на строение предполагаемой ими каменной часовни близ деревни Олбова, на том месте, где в 1290 году, как гласит древнее предание, выпала каменная туча, разрешить с тем, чтобы часовня числилась приписною к Устюжскому градскому собору, и чтобы священнослужители сего собора отправляли в ней по временам молебные пения, по желанию усердствующих».

А далее в Великом Устюге начался сбор средств на строительство, так как «у соборян на сию постройку денежных средств ни в руках, ни в виду не имелось ни одной копейки». В 1849 году настоятель Успенского собора протоиерей Тимофей Скворцов и его деятельный помощник протоиерей Николай Румовский испросили у епископа Вологодского и Устюжского Евлампия «сборную книгу для добровольных подаяний», по которой собрали 754 рубля. На эту первоначальную сумму в течение трех лет соборянами было заготовлено «135000 кирпича». На другие материалы и собственно на производство работ средств не хватило. В 1854 году соборяне вторично обращаются к устюжанам. «Для большего успеха в сборе» протоиереи Скворцов и Румовский «самолично чинили сбор», собрав 394 рубля. Среди «главных жертвователей» были «Д. В. Аленев 100 р., П.М. Жилин 50 р.» Наибольшую же сумму (200 руб.) на строительство часовни выделил никольский купец Илья Яковлевич Грибанов (совладелец Красавинской льнопрядильной фабрики). Чтобы не прекращать строительство, и сами соборяне «прибегли к самоотвержению» – «при содействии соборного старосты купеческого брата Андрея Соболева употребили собственной суммы до 700 руб».

В 1855 году строительство часовни (за исключением иконостаса) было приведено «к совершенному окончанию». Скорее всего именно в тот год были построены верхние ярусы часовни и сделана пристройка в виде алтаря. Часовня была каменной, трехъярусной: «нижний ярус квадратный в 4 сажени, на восточной стороне квадрата сделана пристройка, с уступом против квадрата, где предположено быть алтарю; над квадратом круглый ярус с 8 окнами, а на нем еще меньший круглый с 8 окнами, сквозной фонарь, увенчанный небольшой главой и невысоким железным крестом». Часовня имела «трои входные двери: с севера, запада и юга, с трехступенными крыльцами под навесами на каменных колоннах». Иконостас же, после очередного сбора средств «от граждан г. Устюга», был построен в 1855-1856 годах, «по рисунку, рассмотренному и утвержденному Преосвященным Феогностом». «Иконостас в часовне столярный: на месте царских дверей – икона Святой Троицы, по правую сторону образа – а) Вседержителя, б) Св. Прав. Прокопия в молении перед образом Благовещения Божией Матери, в) Св. Стефана Епископа Пермского и препод. Сергия Радонежского: по левую сторону – а) Благовещения Божией Матери, б) Св. Прав. Иона с препод. Феодосием Тотемским чудотворцем. Над местом для царских врат образ Божией Матери».

По окончании всех работ 11 сентября 1856 года часовня была освящена.
«В 6 саженях на запад» от каменной часовни стояла шестигранная деревянная, «по преданию будто бы построенная на том камне, на который прав. Прокопий после тучи приходил молиться». По свидетельству протоиерей Арсения Попова, рассказавшего о котовальской часовне на страницах «Вологодских епархиальных ведомостей», в 1879 году камня этого уже не существовало, а о его судьбе сохранились лишь устные предания: «говорят, что из камня того сделано несколько мельничных жерновов для мельниц, которых в окрестностях на реке Стриге до семи, а осколки камня будто бы разнесены в продолжении столетий разными благочестивыми посетителями сего исторического места».

Источники: Попов Арс. Котовальская часовня, приписная к Великоустюжскому Успенскому собору // Вологодские епархиальные ведомости. — 1879. — № 12. — C. 262–270. Чебыкина Г.Н. Великий Устюг. Летописная книга. XII – нач. XXI века. Великий Устюг: Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2007. С. 85.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.