Сельский приходской храм в формах переходных от барокко к классицизму, обладающий выразительной объемной композицией. Расположен среди приходского кладбища, рядом с дорогой. Церковь Знамения с приделом Флора и Лавра возведена на средства прихожан в 1809–1810 гг., заменив собою старый деревянный храм, построенный в 1613 г. по заказу владельца села ярославского боярского сына К.О. Супонева. Видимо, во 2-й четв. 19 в. церковная территория, включающая и кладбище, была окружена оградой с угловыми башнями и воротами. К настоящему времени уцелели Святые ворота, поставленные по оси храма напротив колокольни, а также цоколь ограды к северу от ворот и северо-западная угловая башня. Все постройки сложены из кирпича, ворота сохранили штукатурную обработку стен с окраской охрой с побелкой декоративных деталей.
Церковь Знамения имеет продольно-симметричную композицию объемов. Стройный двусветный четверик завершен пучинистой четырехскатной кровлей с люкарнами и увенчан луковичной главой на глухом барабанчике. Алтарь в ширину четверика с прихотливой вогнуто-выпуклой конфигурацией восточной стены и более широкая прямоугольная в плане трапезная со скругленными западными углами вполовину ниже четверика. Колокольня состоит из трех четвериков с небольшим полуярусом в основании среднего и завершена пучинистой кровлей с высоким шпилем на глухом четырехгранном трибуне.
Все объемы церкви объединены цоколем, ограниченным валиком. Углы храмового четверика фиксированы широкими рустованными огибающими лопатками, крепующими архитрав и фриз под профилированным карнизом, дополненным редкими зубчиками-сухариками. Над треугольными фронтонами в завершении фасадов – ложные круглые люкарны с профилированными бровками. Два яруса проемов храма традиционно расположены на трех осях. Окна имеют арочную форму и отмечены небольшими замками в перемычках, прямоугольные входы (на северном фасаде ложный) оформлены порталами с полуциркульными архивольтами, опирающимися на пилястры. Над всеми окнами подняты лучковые сандрики на узких лежачих щитах, над входом – более широкий прямоугольный щит с профилированным сандриком-полочкой. Подоконники верхних проемов опираются на миниатюрные выступы-кронштейны, под нижними – лежачие доски в неглубоких прямоугольных нишах. С небольшими вариациями те же элементы наружного убранства повторены на фасадах алтаря и трапезной, завершенных профилированными карнизами с редкими зубчиками-сухариками. Над прямоугольными окнами алтаря (одно на востоке и по одному на боковых стенах) помещены лучковые ниши с профилировкой, а под подоконником – лежачие доски в неглубокой нише.
Центральный проем фланкирован широкими вертикальными полосами руста. Прямоугольные окна трапезной, края которой отмечены рустованными лопатками, поставленными с выпуском углов, заключены в наличники с полуциркульными архивольтами и подоконными досками. Все ярусы колокольни прорезаны арками (на боковых фасадах нижнего четверика арки заложены, вероятно, в кон. 19 в.). В нижнем четверике арки обрамлены гладкой рамкой, в верхних помещены в неглубокие прямоугольные ниши. Элементом, объединяющим убранство всех ярусов колокольни (включая полуярус), являются пилястровые портики с развитыми карнизами. Над центральной частью фасадов двух верхних четвериков размещены маленькие треугольные фронтоны.
Внутри четверик храма завершен четырехлотковым сводом. Нижние окна здесь помещены в глубоких амбразурах. Три арочных прохода ведут в алтарь, коробовый свод которого замкнут с востока лотком, а над всеми окнами выложены щековые распалубки. Широкой аркой храм связан с трапезной, перекрытой поперечным лотковым сводом с распалубками над окнами. Нижний ярус колокольни имеет восьмилотковый свод с узкими диагональными гранями. Лестница к звону находится в северо-восточном пилоне.
Первоначальная клеевая живопись 2-й четв. 19 в. частично проступает сквозь запись маслом, исполненную в нач. 20 столетия. Так, в вершине свода храма помещен образ Троицы Новозаветной в иконографии «Отечество». В записи сопрестольный вариант Троицы написан на восточном лотке свода, далее по кругу написан Собор небесных сил на облачном фоне. Основание свода отмечено лепным карнизом. На боковых стенах между окон второго света в клеймах с трехлопастными навершиями написаны образа четырех святителей, над ними в круглых клеймах – изображения четырех евангелистов. Над окнами расположены гризайльные картуши с херувимами, исполненные под лепку. В подзорах под клеймами святителей написаны гризайльные розетки, под окнами второго света – композиции на основе аканта. В первоначальном фризе под окнами второго света был использован позднеклассицистический мотив бегущей волны.
На южной стене в нижнем ярусе помещена композиция «Беседа Христа с самаритянкой». На северной стене – образ святого воина (Георгия Победоносца?). Над южным входом в храм написаны фигуры двух ангелов по сторонам книги жизни. Живописная манера записи позднеакадемическая, цветовая палитра в нижнем ярусе росписей высветленная, серовато-коричневатая, с незначительными вкраплениями темно-красного цвета. Клейма святителей отличаются сочетанием холодных красных, синих и зеленых цветов драпировок с коричневатым фоном. В перемычках оконных проемов второго света написаны крупные полихромные лепестковые розетки с измельченным лиственно-спиральным орнаментом по сторонам. Полихромия и состав этих орнаментов характерны для нач. 20 в.
Святые ворота, 2-я четв. 19в.
Великолепный образец провинциальной архитектуры малых форм, в облике которых получили яркое отражение барочные традиции в их народном преломлении. Трехчастная симметричная композиция сооружения состоит из центральных ворот, фланкированных более низкими калитками. Арка проезда прорезана в высоком пилоне, увенчанном аттиком с полуциркульным завершением и луковичной чешуйчатой главкой на четырехгранном постаменте. С внешней стороны ворота украшены портиком с неполным фронтоном, опирающимся на пары колонн, установленных по сторонам проезда. Над профилированным архивольтом арки сделана прямоугольная ниша-киот для иконы. Невысокие арки калиток оформлены двухколонными портиками с пологими треугольными фронтонами, над которыми также возвышаются небольшие аттики с полуциркульными завершениями и маленькими главками на прямоугольных тумбах.
Угловая башня ограды, 2-я четв. 19в.
Цилиндрическая угловая башня завершена вогнутой кровлей с высоким шпилем. Украшением стен служит фриз из двух полочек, соединенных ступенчатыми консольками, и рядом сухариков по низу.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 180; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 238 № 614; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 192; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 254; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 214-216.
http://svodokn.ru/object/101514346?open=true