ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Варшава. Собор Александра Невского.

Александро-Невский собор


Собор.  Утрачен.  
Престолы:Александра Невского
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1894 и 1912.
Год утраты:Не установлен.
Архитектор:Бенуа Л. Н.
Адрес:
Варшава. Площадь Пилсудского

Координаты:52.142841, 21.004594


Добавить фотографию
Сортировка:


Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Процесс сноса собора, 1926 год. Подпись на польском: «И, наконец, будет снесен ... Фотография показывает текущее состояние работы над взрывом Собора на Сакской площади. Этот памятник иностранной тирании исчезает в глазах и оправдано надеяться, что в день национального праздника 3-мая, не остается никаких следов этого символа рабства и угнетения» http://afanasiy.net/pravda-o-pravoslavyy-v-polshe-1937-g
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 апреля 1926
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
1915—1924 с сайта https://pastvu.com/p/141419
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1924
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Скульптуры в оформлении ограды собора Александра Невского, 1920 год
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1920
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Саксонская площадь, собор Александра Невского - самое монументальное здание Варшавы, 1919 год
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1919
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Фото с сайта http://www.iwm.org.uk/collections/item/object/205330606
Андрей Агафонов
1 января 1918
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Принц Леопольд Баварский принимает парад германских войск на Саксонской площади 9 августа 1915 г. Фотография, позволяющая оценить не только масштаб сооружения, но и всё великолепие внешнего убранства собора Александра Невского
Сергей Ковров и Елена Григорьева
9 августа 1915
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
с сайта http://www.truechristianity.info/churches/alexander_nevsky_warsaw.php
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1915
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
фото с сайта https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/86/A._Nevsky_Cathedral_in_Warsaw_(Aerial).jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1914
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
с сайта http://www.truechristianity.info/churches/alexander_nevsky_warsaw.php
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1913
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
с сайта http://www.truechristianity.info/churches/alexander_nevsky_warsaw.php
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Качалин Александр Анатольевич
1 января 1913
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Руины собора. Весной 1926 года от величественного собора не осталось и следа. Процесс сноса длился два года (1924-1926 г.г.), для этого потребовалось 15000 мелких взрывов
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1912
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Собор Александра Невского на Саксонской площади Варшавы, 1912 год
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1912
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Почтовая открытка с изображением собора, с фотографии 1912 года
Сергей Ковров и Елена Григорьева
1 июня 1912
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Освящение собора во имя св. блгв. кн. Александра Невского в Варшаве, 20 мая 1912 г. Пасхальная коллекция - фотографии, открытки и изображения из "России в оригинальных фотографиях 1860-1920 г.г." Марвина Лиона
Сергей Ковров и Елена Григорьева
20 мая 1912
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Фото из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1912
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1894
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Проект храма. Изображение из журнала "Зодчий" 1894 г. № 01-02
Наталия
??
Собор Александра Невского - Варшава - Мазовецкое воеводство - Польша
Изображение из журнала "Зодчий" 1894 г. № 01-02 Лист 2
Наталия
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  26 мая 2014

Собор уничтожали медленно, планомерно на протяжении нескольких лет, с того самого момента, когда в период Первой мировой войны немцы заняли Варшаву. В независимой Польше процесс этот ускорился, и к 1926 г. от собора не осталось и следа.

Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И.В. Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у Императора Александра III. По словам И.В. Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи). Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г. Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора. Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города.

1900 год явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н.В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.

К работе привлекли лучшие художественные силы России. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручили В.М. Васнецову, иконы были написаны В.П. Гурьяновым и многими другими виднейшими русскими иконописцами. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. В Москве для собора было отлито четырнадцать колоколов, самый большой из которых был пятым по величине в России. Особым украшением нового варшавского православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Их было шестнадцать. А всего в Александро-Невском кафедральном соборе находилось около десяти тысяч(!) произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

20 мая 1912 г. собор был освящен во им благоверного великого князя Александра Невского.

Начавшаяся Первая мировая война привела к эвакуации в 1915 г. русской администрации и православного духовенства из Варшавы Александро-Невский православный собор был оккупационными власями превращен в гарнизонный католический костел св. Генриха. В конце 1918 г. Польша стала независимым государством, и уже через три месяца варшавский магистрат вынес постановление о ликвидации в городе большинства православных церквей, за исключением двух, существующих и поныне - кладбищенской на Воли и приходской на Праге. Фактически была решена и судьба грандиозного храма на Саской площади, который польские искусствоведы даже объявили “малоценным” и к тому же занимающим слишком большую площадь в условиях ее “недостатка в Варшаве”.

Раздались голоса за сохранение собора. Они не были единодушными, да и причины их появления оказывались порой противоположными. Однако все лица, которым они принадлежали, включая и выдающихся польских деятелей, таких, например, как писатель Стефан Жеромский, считали разрушение варварской акцией. Сторонников недопущения разрушения собора, ратующих за его сохранение в неизменном виде, стали презрительно именовать “соборитами”, тем самым как бы подчеркивая их непатриотичность. Оказались невостребованными и предложения другой части сторонников сохранения собора, но в измененном виде: в качестве музея мартирологии польского народа (что предлагал С. Жеромский), архива, даже гарнизонного костела.

Год за годом процесс разрушения собора нарастал. Попытки спасти его ни к чему не приводили. Не помогли даже громкие протесты в польском Сейме и Сенате.

Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, используя тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!)...

Ныне о соборе напоминает не многое. Каменное надгробие Ю. Пилсудского в краковском Вавеле частично выполнено из наиболее ценных материалов, взятых из разрушенного православного собора. “Взятое у собора” можно увидеть и в других местах, в том числе и в католических костелах...

Более счастливой оказалась судьба у нескольких мозаичных панно из собора, точнее, их отдельных частей, перевезенных в полесский г. Барановичи и укрепленных на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Среди них была и часть мозаики Н.А. Кошелева “Спас со строителем”, представляющая Л.Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В.М. Васнецова “О Тебе радуется...”

Вслед за ликвидацией в первые два года существования независимой Польши около четырехсот православных храмов (1918-1920 гг.) и разрушением варшавского кафедрального собора во всей II Речи Посполитой началось массовое уничтожение православных святынь. Во многих воеводских центрах, в том числе и там, где православные жители являлись коренным населением, были разрушены городские православные соборы. Одновременно с варшавским, в 1924-1925 гг., был уничтожен величественный православный собор во имя Воздвижения Честного Креста Господня на Литовской площади в г. Люблине - первая епископска кафедра св. Патриарха Тихона. Подобные акции продолжались в течение всего периода существования II Речи Посполитой, достигнув своего апогея в летние месяцы 1938 г. Тогда в июне и июле на Холмщине по требованию “католической общественности” военно-полицейскими силами было уничтожено около 150 сельских православных церквей. Все это происходило в местностях, населенных исключительно православными украинцами, проживавшими здесь многие столетия, окончательно изгнанными отсюда в первые годы после окончания Второй мировой войны в ходе специальной карательной операции “Висла”.

Источник: 05.09.2001 статья Юрия Лабынцева, Ларисы Щавинской, Православное обозрение "Радонеж",1999, N 9-10 на сайте pravoslavie.ru, с сокращениями

Комментарии и обсуждение

После разрушения собора мраморные плиты из собора пошли на облицовку различных зданий в Варшаве. Значительная часть фресок была перевезена в Покровскую церковь в Барановичах. После скитания по фондам Национального музея Варшавы другие фрагменты нашли свое пристанище в православном храме Марии Магдалины на Праге (правобережной части Варшавы).

Яшмовые колонны были перевезены в усыпальницу маршала Пилсудского в Кракове.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.