НАЗОРНОЕ. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, нач. 19 в.
Стоит на северо-западной окраине села, недалеко от пруда; видна издали в безлесной местности. Вокруг церкви было старое кладбище, где до недавнего времени сохранялось надгробие одного из князей Хованских. Построена в 1809 г. на месте деревянной, кирпичные стены оштукатурены и покрашены с выделением побелкой рельефных деталей. В 1875 г. была расширена трапезная, соединившая храм с высокой колокольней из четырех квадратных в плане ярусов, увенчанных луковичной главкой на глухом высоком барабане (колокольня и трапезная не сохр.). Типичный для этих мест храм архаичной архитектуры, близкий по силуэту к образцам 17 в., а по декору - к формам барокко 2-й четв. 18 в.
Высокий двусветный четверик со срезанными углами увенчан над четырехскатной кровлей пятью чешуйчатыми главами (средняя - на световом цилиндрическом барабане, угловые - на граненых шеях). К четверику примыкает меньший по ширине прямоугольный алтарь с полукружием апсиды, срезанные углы которого, как и у четверика, оформлены в традициях барокко тройными пилястрами. На боковых, в три оси, фасадах четверика и на стенах алтаря тяги и раскрепованные пилястры многократно членят поверхность стены, отделяя каждый проем от соседних. Этой мерной разбивке фасадов, определяющей их структуру, несколько противоречат смещение боковых окон к центру и несовпадение уровней карнизов - алтарного и междуярусного на четверике. При этом небольшие полукружия над венчающим карнизом, напоминающие кокошники, в отличие от окон, к центру не сдвинуты. Боковые входы оформлены очень скромно и, в противоположность обрамлению окон, не имеют каких-либо барочных выступов. Эту простоту компенсировала живопись над входами; расписаны были также участки стен между верхним карнизом и обрамлениями окон второго света (не сохр.).
Храм перекрыт сомкнутым сводом со световым кольцом в центре, алтарь - поперечным коробовым сводом с лотками в торцах и большой распалубкой от апсидной конхи.
Внутри хорошо сохранилась первоначальная темперная стенопись, перспективно изображающая архитектурную декорацию. В росписи, иллюзорно расширяющей относительно небольшое пространство кубического храма, чередуются обрамления реальных окон с библейскими сценами в простенках.
Крылов, 1861, с. 228; Титов, 1885, с. 204; Краткие сведения.., 1908, с. 168. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 290-291