ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дрогобыч. Церковь Георгия Победоносца.

Церковь св. Юра


Дрогобыч. Церковь Георгия Победоносца
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Георгия Победоносца
Год постройки:между приблизительно 1500 и 1656.
Адрес:
Львовская обл., Дрогобыч, ул.Солоный Ставок, 23

Координаты: 49.347724, 23.499402



Сортировка:

Церковь Георгия Победоносца, колокольня<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 апреля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Алексей Кротов
3 октября 2010
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Алексей Кротов
3 октября 2010
Церковь Георгия Победоносца, иконостас в церкви второго этажа<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
иконостас в церкви второго этажа
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 апреля 2012
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Георгия Победоносца, , Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Андрей Агафонов
1 февраля 1992
Церковь Георгия Победоносца, Фото из национального цифрового архива Польши с подписью "церковь святого Юра" <br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото из национального цифрового архива Польши с подписью "церковь святого Юра"
Алексей Кротов
1 июня 1931
Церковь Георгия Победоносца, Польская почтовая карточка<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Польская почтовая карточка
Алексей Кротов
.. - ..
Церковь Георгия Победоносца, Почтовая фотооткрытка 1916 г.<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Почтовая фотооткрытка 1916 г.
Михаил Мещанинов
30 октября 1916
Церковь Георгия Победоносца, Почтовая карточка. Издательство Леон Розеншейн, 1903, с многочисленными перепечатками других издателей, в том числе раскрасками, вплоть до 1939 гг.; из мест хранения: Польская народная библиотека<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Почтовая карточка. Издательство Леон Розеншейн, 1903, с многочисленными перепечатками других издателей, в том числе раскрасками, вплоть до 1939 гг.; из мест хранения: Польская народная библиотека
Алексей Кротов
1 июня 1903
Церковь Георгия Победоносца, рис. с сайтаhttp://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Images.html<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
рис. с сайтаhttp://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/Images.html
Андрей Агафонов
1 января 1900
Церковь Георгия Победоносца, фото 1921-1939 гг. fototeka.ihs.uj.edu.pl /navigart/navigart/select? id=search&content=Drohobycz<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
фото 1921-1939 гг. fototeka.ihs.uj.edu.pl /navigart/navigart/select? id=search&content=Drohobycz
Т.
??
Церковь Георгия Победоносца, фото 1921-1939 гг. fototeka.ihs.uj.edu.pl /navigart/navigart/select? id=search&content=Drohobycz<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
фото 1921-1939 гг. fototeka.ihs.uj.edu.pl /navigart/navigart/select? id=search&content=Drohobycz
Т.
??
Церковь Георгия Победоносца, фрагмент иконостаса ок.1660. Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/22506<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
фрагмент иконостаса ок.1660. Фото на польском сайте http://www.fototeka.ihs.uj.edu.pl/navigart/node/22506
Т.
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото из книги Грабарь И.Э. "История русскаго искусства".М 1910-1913
Андрей Агафонов
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото из журнала "Русский паломник"<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото из журнала "Русский паломник"
Андрей Агафонов
??
Церковь Георгия Победоносца, Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор Л.И. Граужис<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фото 1969 года из фондов Ковровского историко-мемориального музея. Автор Л.И. Граужис
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Церковь Георгия Победоносца, Фотоснимок с открытки начала ХХ века.<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
Фотоснимок с открытки начала ХХ века.
Алексей Кротов
??
Церковь Георгия Победоносца, к сожалению, ремонт...<br>, Дрогобыч, Дрогобычский район, Украина, Львовская область
к сожалению, ремонт...
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
13 апреля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

ЮРЬЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, конец XV — начало XVI вв., И КОЛОКОЛЬНЯ, 1670. В 1657 г. церковь перевезена из с. Надиево и поставлена на месте сгоревшей во время татарского набега в 1499 г. В 1678 г. перестроены восьмерик и глава центрального сруба, а также пристроены клиросы. В 1692 и 1708 гг. в восточном срубе заменена часть венцов. В 1711 г. надстроена эмпора. В 1823, 1825 и 1833 гг. памятник ремонтировался.

В XIX в. разобрано перекрытие между бабинцем и эмпорой. Деревянная, трехсрубная, трехглавая. Состоит из квадратного центрального сруба с маленькими гранеными конхами по обеим его сторонам; с востока и запада расположены почти равные по размерам граненые пятистенные срубы. Все срубы имеют наклон стен внутрь и перекрыты барочными главами на восьмериках. Сооружение окружено до клиросов опасением в виде аркады-галереи, такая же аркада опоясывает второй ярус бабинца. Над бабинцем расположена Введенская часовня.

Сохранились следы наружных росписей — орнаментальных композиций на карнизах и стенах второго яруса бабинца на галерее. Внутреннее высотно раскрытое прост-ранстю объединено арками-вырезами трапециевидной формы в цельную композицию. В интерьере сохранились росписи, представляющие большую художественную ценность. Стены центрального сруба расписаны в 1657 - 1659 гг., его глава - в 1678 г., хоры - в 1691 г., часовня - в 1711 г., бабинец - в 1714 г. Деревянная, квадратная в плане, четырехъярусная, завершенная барочной главой колокольня расположена к юго-западу от церкви.

Перестроена в 1678-1711 гг. В формах колокольни объединены черты оборонных деревянных башен и культовой архитектуры. Реставрация ансамбля проведена в 1974-1975 гг. (архитекторы И.Р. Могытыч, Б.Я. Киндэельский). В настоящее время здесь размещается историко-краеведческий музей. Живописная композиция объемов, пропорциональный строй, мягкие, пластичные линии барочных глав и аркады ставят памятник в ряд наиболее ярких произведений галицкой школы народной архитектуры.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.98, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  11 ноября 2014

Церковь Св. Георгия (Св. Юра) (начало XVI в., но в 1656 г. перенесена за 100 км из села Надиево, сейчас это на территории Ивано-Франковской области в г. Дрогобыч - районный центр Львовской области, почти 80 тыс. жит). Церковь трёхдольная (трёхсрубная) в плане, с квадратным главным нефом и двумя гранёными боковыми клиросами (конхами), гранёными срубами алтаря и притвора (бабинца). Низ церкви обведён широкой аркадой-галерей на столбах. Интерьер церкви расписан фресками (1654-56 гг., поновления – 1691 г. и 1711-14 гг.), выполненными, как и иконостас (1656-58 гг.) под руководством С. Медицкого. В 1678 г. построена колокольня. Церковь Св. Юра несколько раз ремонтировалась, но не потеряла своего первоначального вида и до сих пор является одним из наиболее сохранившихся памятников галицкой архитектуры XV-XVI вв.

Включен в Список ЮНЕСКО - 2013 г.

Источник: "Деревянные церкви Польши и Украины в Карпатах" Составитель В.Р. Крогиус


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  23 декабря 2017

В 1480 году Казимир IV по настоянию его второго сына, тоже Казимира, слывшего необыкновенно ревностным католиком, издаёт указ, который запрещал строить новые православные церкви и даже поновлять старые на всей территории бывшего Галицко-Волынского княжества. По всей видимости, появление существующей ныне церкви святого Юра связано со стремлением "незаметно" обойти этот запрет. Нет никаких сомнений, что православный храм, посвящённый святому Георгию, существовал на нынешнем своём месте довольно давно - но всё-таки не раньше присоединения Галиции к Польше, потому что до того коренным жителям Дрогобыча не было нужды строить храм на столь далёкой, по средневековым меркам окраине. Как писал в своей книге "Улицами старого Дрогобыча" краевед Р.И. Пастух, в 1499 году, вследствие очередного набега татар, первоначальная церковь святого Юра сгорела. И на её месте, по словам дрогобычского исследователя, поставили теперешнюю церковь. Однако в большинстве общеизвестных источников указывается, что новый храм был поставлен в 1656 году. Следует признать, что годы с 1499-го по 1656-й остаются самой неясной эпохой в "парафияльной" истории церкви святого Юра. В 1656 году православные дрогобычане купили - не то за соль в её "натуральном" виде, не то за деньги, вырученные от продажи соли, - в прикарпатском селе Надиеве (территория современной Ивано-Франковской области) сруб храма, стоявшего там с ХV века, и привезли его в Дрогобыч. Здесь его расширили, соорудив над бабинцём второй этаж, где обустроили придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Есть, впрочем, точка зрения, что купленный в Надиеве брус от разобранной церкви пошёл лишь на "укрупнение" уже существовавшего в Дрогобыче Свято-Юрского храма. Храм, согласно ей, существовал, быв отстроен, очевидно, вскоре после разорения 1499 года, а в 1656 году его расширили за счёт пристройки из приобретённых в Надиеве брусьев. Наиболее достоверной, однако, считается первая из этих версий. Тотчас после возведения храма прихожане устроили в нём иконостас (он датируется 1659-1669 годами), принадлежащий кисти известного в своё время мастера Стефана Медицкого. Он же, вероятно, выполнил и часть росписей - наиболее старую из сохранившихся, расположенную в нефе, центральной части церкви. Несколько позже, в 1678 году, храм святого Юра приобрёл именно тот облик, который имеет сейчас, будучи увенчан главами, помещёнными над алтарной частью, нефом, Введенским приделом и более низкими боковыми "крылосами". Этим перустройством руководил талантливый и популярный в Перемышльской епархии зодчий Григорий Тесля, уроженец Дрогобыча. Вскоре близ храма выросла и колокольня - возможно, возведённая тем же мастером Григорием. Нет никаких сомнений в том, что дрогобычский храм святого Юра оставался вплоть до конца ХVII века православным. Хотя после 1596 года, с введением Брестской унии, православие оказалось здесь вне закона, верующие Галиции более ста лет вполне успешно противостояли насаждению латинства, создавая так называемые "братства".

В Дрогобыче существовало православное Крестовоздвиженское братство, образовавшееся при Крестовоздвиженском храме. Между тем в униатскую эпоху продолжалось украшение церкви святого Юра. Так, в 1711 году были расписаны по инициативе священника Ивана Кобрина стены Введенского придела, а в середине ХVIII столетии в храме появились некоторые новые иконы - в том числе интересный образ "Оплакивание Христа". Появлялись новые иконы и в ХIХ столетии. Но в целом убранство храма оставалось таким, каким оно было в конце ХVII века. Дрогобыч тем временем из польского города сделался австро-венгерским, а в 1860-е годы его "накрыл" нефтяной бум. Белое золото уступило место чёрному, которого оказалось здесь в изрядном количестве. Город стремительно развивался, сюда потянулись дельцы со всей Европы, пришёл иностранный капитал. Население города возросло в три раза, поднялись каменные дома самых разных стилей, были замощёны улицы, появилось освещение. Австро-венгерский, как и "новопольский" периоды нельзя назвать благополучными в истории православия в Галиции. Австро-венгерские власти стремились к наибольшей "украинизации" галичан; русинская самоидентификация и тяготение к православию их не устраивали, поскольку под боком был опасный сосед - Российская империя. А польская администрация всегда отличалась конфессиональной и, в известной степени, национальной нетерпимостью. ХХ век тут ничего не изменил. Во время Второй мировой войны церковь святого Юра, к счастью, не пострадала. Более того, в ней продолжались богослужения.

Юрский храм действовал до 1961 года. В 1961 году церковь, на волне хрущёвских гонений, закрыли. Но ценность её как художественно-исторического памятника была уже столь неоспорима, что о разрушении речи, конечно, не шло. Храм передали Дрогобычскому музею, и, как музейный объект, он существует поныне. Реставрация ансамбля церкви святого Юра проведена в 1974-1975 годах (архитекторы И.Р. Моготыч, Б.Я. Киндэельский). Следующая реставрация храма назревала уже давно, однако в 1990-2000-е годы осуществить её не было возможности. Началась она только в 2011 году. Храм скрылся в клетке лесов, стала проводиться полномасштабная реставрация. В 2013 году церковь святого Юра была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе группы "Деревянные церкви Карпатского региона в Польше и Украине". Вскоре после этого США выделили грант в размере 85000 долларов на проект "Сохранение и реставрация росписей церкви святого Юра в Дрогобыче". Поскольку дрогобычский храм посвящён святому Георгию (его почитание распространилось в Галиции ещё во времена Киевской Руси), то естественно, в храме много икон посвящённых этому великомученику. Наиболее заметная из икон святого Георгия расположена, как и положено, в местном ряду иконостаса. Она датируется второй половиной ХVII века и принадлежит, как полагают искусствоведы, кисти Стефана Медицкого. Она так и называется - "Чудо Юрия Змееборца". Святой Георгий изображён здесь юношей в стилизованных доспехах и развевающемся красном плаще. Под ним белый конь, попирающий задними копытами змея, которого св. Георгий пронзает мечом. Чуть поодаль живописец поместил принцессу. Кстати, неверно думать, что присутствие царевны есть признак исключительно западной, католической традиции. Царевну можно встретить и на византийских, и на русских иконах (вспомним хотя бы росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге). Царевна изображена, как это характерно для данной иконографии, у городских ворот, которые художник нашёл нужным снабдить барочным фронтоном. Над воротами - фигуры царя и царицы. Кроме описанной выше иконы, в храме святого Юра есть ещё два его образа. Один, где святой Георгий изображён в рост, - письма довольно грубого. По всей видимости, он относится к ХIХ веку, то есть был написан во время одного из поновлений храма. Другой образ "Чудо Георгия о змие" - более интересен. Он более западный, даже по одним только художественным признакам. Легко заметить, что поза святого Георгия (вполоборота на коне) восходит к картине Рафаэля "Битва св. Георгия с драконом". Ещё один интересный образ в храме Святого Юра - "Оплакивание Христа" (ХVIII век). Он принадлежит кисти священника дрогобычской Крестовоздвиженской церкви Василия Глебковича. В этом образе соединены две традиции - католическая и православная. Композиционно он восходит к распространённому в западноевропейской религиозной живописи типа "Пьета" (сострадание, жалость, милосердие), когда Христос, снятый с Креста, изображается на коленях Девы Марии.

В основе своей храм относится к бойковской группе деревянных церквей, для которого именно характерна трёхчастность композиции, когда срубы алтаря, нефа и бабинца поставлены в одну линию, причём средний сруб, является доминантой композиции. Но бойковские храмы перекрывались конусообразными кровлями, а у церкви святого Юра мы видим главы, заимствованные у барочной каменной архитектуры. Вполне возможно, что в то время, когда храм стоял в селе Надиеве, он как раз имел четырёхскатные гонтовые крыши над каждым из срубов, но впоследствии, при перестройке в ХVII веке, приобрёл нынешнее завершение. Храм окружает "опасанье" - крытая галерея на столбах или кронштейнах. Опасанье выполняет двойную функцию - сруб предохраняет от воздействия осадков, а прихожан защищает от дождя и солнца. Второй ярус бабинца (западного сруба) окружён галереей, повторяющей очертание галереи первого яруса. Как раз здесь, вот в этой "окружённой" части сруба, находится придел Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Из журнала "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №93, 2014 г.



Комментарии и обсуждение


Интересный факт: в 1996 году в Украине была выпущена почтовая марка с изображением церкви св. Юра.

21 июня 2013 года дрогобычскую церковь Святого Юра приняли в список мирового наследия ЮНЕСКО.
(Информация с сайта drohobyczer-zeitung.com)

20 ноября 2014, Т..