ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Туруханск. Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной.


Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:не ранее 1660.
Адрес:
Россия, Красноярский край, Туруханский район, посёлок Туруханск, ул. Партизанская, д. 16

Координаты:65.796614, 87.996008 (приблизительно)


Добавить фотографию
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Туруханск - Туруханский район - Красноярский край
Звонница.
Виктор Агапченко
13 августа 2003
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Туруханск - Туруханский район - Красноярский край
Виктор Агапченко
13 августа 2003
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Туруханск - Туруханский район - Красноярский край
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003767723/viewer/
Андрей Агафонов
1 января 1910
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Туруханск - Туруханский район - Красноярский край
Фото с сайта Енисейской Епархии
Т.
??
Троицкий мужской монастырь. Церковь Троицы Живоначальной - Туруханск - Туруханский район - Красноярский край
Фото с сайта Енисейской Епархии
Т.
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  15 января 2013

Троицкий Туруханский Мангазейский монастырь, 3 класса, в 30 верстах от города Туруханска, на берегу реки Енисея. Основан в 1660 году иеромонахом Тихоном, останки которого и покоятся там. Здесь покоится убиенный после истязаний Василий Мангазейский. При монастыре одноклассная миссионерская школа с общежитием для инородческих детей.

Из книги С.В. Булгакова "Русские монастыри в 1913 году"


Статью добавил(а): Т.,  22 августа 2014

В 1657 году на безлюдном берегу Енисея в месте впадения в него реки Нижней Тунгуски в 30 верстах от последнего населенного пункта на пути продвижения первопроходцев, осваивающих Восточную Сибирь, высадился монах Тихон. Он построил часовню и келью и приготовился к долгому пустынножительству. Но его планам не удалось сбыться: к нему стали стекаться люди, как и он ищущие спасения и склонные к монашеству. К 1660 году вокруг монаха Тихона уже собралось много братии, а на месте часовни строился храм Живоначальной Троицы.

Братия просила своего наставника принять сан священника и встать во главе монастыря. Уступив их просьбам, монах Тихон отправился в Тобольск, где была архиерейская кафедра. Через несколько месяцев он вернулся к братии в сане священника и с указом об образовании монастыря.

Братия возрастала, укреплялось и материальное положение монастыря. Но подлинный его расцвет и усиление духовного влияния началось с 1670 года, когда иеромонах Тихон перенес в монастырь мощи первого сибирского святого Василия Мангазейского из умирающего города Мангазея. К мощам первого сибирского святого, горячо почитаемого местным населением, включая язычников, стекалось много паломников. Царскими указами 1662, 1664, 1689 годов за монастырем были закреплены места лова рыбы и земли, на которых расцветало и множилось разнообразное монастырское хозяйство. Особенно укрепилось оно после получения в конце XVII века по духовному завещанию богатых соляных ключей и крупнейшего в Сибири солеваренного завода.

Вокруг монастыря на ранее безлюдном месте стали селиться люди, затерявшиеся на просторах приенисейского Севера. Вскоре поселение получило название – село Монастырское, затем город Туруханск – центр Туруханского края. Монастырь, таким образом, с самого начала своего образования собирал вокруг себя людей, давал работу, учил хозяйствовать, но прежде всего, был духовным центром: помогал людям, оказавшимся в языческом мире, сохранить веру, христианскую культуру и бытовые традиции. Эту часть Сибири населяли тунгусы, остяки, кеты, якуты и другие кочевые народы Севера. Они говорили на разных языках, которые мало общались между собой в силу различий языка, культуры, быта, способов хозяйствования и маршрутов передвижения. В таких условиях монастырь стал единственным фактором присутствия России в этих местах, оторванных на десятки и сотни верст от станков первопроходцев. В этих условиях он взял на себя неофициальную миссию поддерживать оказавшихся здесь русских людей и налаживать связь с местным населением. Свято-Троицкий монастырь задолго до организации здесь миссионерской деятельности государства начал активное православное просвещение местного населения, организовал обучение русскому языку детей кочевников, создав школу для детей инородцев с интернатом для проживания. Школа эта просуществовала до прихода к власти большевиков.

В синодальный период и, особенно в годы земельных реформ, осуществляемых Екатериной II, положение монастыря резко ухудшилось. Лишение мест лова рыбы и охоты, земель и, особенно, соляных промыслов, привело богатый монастырь на грань нищеты. После определения монастырских штатов Свято-Троицкий Туруханский монастырь стал третьеклассным. Число братии стало резко уменьшаться, в условиях сурового климата и крайней бедности рассчитывать на ее пополнение не приходилось. В пореформенный период штаты монастыря так и не были заполнены. Не прекращалась только богослужебная, учебная деятельность монастыря и поддержание памяти святого мученика Василия Мангазейского. Велось летописание и сбор материалов для его жития, собирались документы для прославления основателя обители блаженного Тихона, пока все не сгорело в пожаре 14 ноября 1726 года.

Помимо основателя монастыря блаженного Тихона, обитель гордится именами подвижников веры, бывших в разное время его настоятелями: иеромонаха Мисаила (1788-1799), игумена Илиодора (1850-1863), иеромонаха Макария (1895-1897), иеромонаха Серафима (1904-1917). Монастырь был ликвидирован в 1921 году. Монастырский храм Святой Троицы с придельным храмом Благовещения был закрыт только в 1930 году. До этого времени в нем совершал службы один из последних священников Туруханского края, благочинный иерей Мартин Римша, трижды подвергавшийся в этот период уголовному преследованию, отбывавший ссылку в Казачинских поселениях и умерший в 1941 году.

В 1990 году в поселке Туруханск был создан православный приход, а 8 июля 1991 году состоялось первое богослужение. Затем решением Священного Синода Русской Православной Церкви началось возрождение монастыря, первый устав был зарегистрирован 18 июля 1996 года. С декабря 1996 года настоятелем монастыря является игумен Агафангел (Дайнеко).

Источник: статья игумена Агафангела (Дайнеко) на сайте Енисейской Епархии Русской Православной Церкви


Статью добавил(а): Т.,  22 августа 2014

Троицкая церковь Туруханского Троицкого монастыря (Современный адрес: Красноярский край, Туруханский район, с.Туруханск, ул. Святого Луки Войно-Ясенецкого, 4)

В 1663-1664 годах на месте Троицкой церкви был срублен деревянный храм. Из-за малых размеров деревянный храм был разобран и на его месте возведена церковь Благовещения, так-же деревянная. Позднее и она была разобрана и в 1778 году была заложена одноэтажная каменная церковь Троицы. Процесс возведения Троицкой церкви распадается на два строительных периода – 1778-1790 гг. и 1803-1806гг. Строительство церкви велось артелью енисейских мастеровых при участии монастырской братии Туруханского монастыря и жителей Туруханского округа. За продолжительный строительный период в работах по возведению и оборудованию здания Троицкой церкви принимало участие множество людей.

Особенностью объемно-пространственной композиции Троицкой церкви является размещение между притворами холодной и теплой церквей помещения церковной ризницы, отчего столп колокольни оказался сдвинутым к югу от продольной оси холодного храма. К основному ядру здания – квадратному четверику холодного храма примыкают помещения алтаря и трапезной, перекрытые коробовыми сводами с лотками и надоконными распалубками.

С запада расположено квадратное в плане помещение притвора с крестовым сводом. Помещения храмовой части и трапезной теплого придела пространственно слиты и перекрыты коробовым сводом с лотком и надоконными распалубками, имеющими в храме и трапезной различную высоту. Алтарь придела также перекрыт коробовым сводом с распалубками и лотком. Свод в помещении притвора теплого придела коробовый. Помещение церковной ризницы, освещенное одним окном, перекрывалось сводом.

Пространство трехсветного четверика «холодного» храма перекрывалось восьмигранным сомкнутым сводом, имевшим крутую стрелу подъема при низкой закладке пят. В 1882 году все крыши здания были покрыты железом и окрашены в зеленый цвет. В результате проведенного в 1900-1901 годах капитального ремонта церкви в окраске покрытий здания произошли изменения: купола на храме и колокольне, шпиль, а также «зонты» (купола барабанов глав) были выкрашены «медянкой»; главы – ультрамарином с накладкой на них «жестяных, вызолоченных двойником звезд», кресты на обоих храмах и колокольне вновь вызолотили листовым золотом. Первый раз кресты были вызолочены «одинарным» золотом еще в 1858 году.

К моменту окончания строительства здание имело размеры в плане 27,06м х 16,02м и по высоте храмовой части вместе с центральной главой и крестом 23,9 м. Колокольня со шпилем и крестом были высотой 31,05 м.

Сохранился только первый этаж, перекрытый деревянным перекрытием, новой кровлей. Фундаменты выложены из бутового камня, ленточные глубиной заложения от 2.70 м от уровня пола 1-го этажа. Стены здания сложены из хорошо обожженного красного кирпича размером 28х13х6 см на известковом растворе крестовой системой, толщина стен — 132 см. Стены оштукатурены и побелены изнутри и снаружи. Наружная поверхность стен имеет незначительные утраты. Над оконными и дверными проемами имеются трещины. Перекрытия сводчатое кирпичное в притворе и ризнице. Сохранились крестовые своды алтаря. Своды в Троицком приделе, притворе Благовещенского придела — утрачены. В настоящее время утрачены второй и третий ярус колокольни, а также второй свет четверика храма с завершениями. Декоративное оформление наличников окон сохранилось удовлетворительно, имеются утраты отдельных элементов. Исторические оконные заполнения и деревянные дощатые ставни, утрачены полностью, имеются лишь металлические навесы. В окнах имеются форточки. Металлические решетки кубоватого рисунка сохранились подлинные. Полы трапезной и Троицкого придела покрыты керамической плиткой. В алтарной части и Благовещенском приделе полы дощатые деревянные.

Деревянная лестница на колокольню не сохранилась. Первоначально сообщение между первым и вторым ярусами колокольни осуществлялось по лестнице внутри стены. Она располагалась в толще северной стены притвора «холодного» храма и имела крутой подъем. Лестница освещалась через ныне заложенное квадратное отверстие в массиве стенной лопатки западного фасада (отверстие видно на старинных фотоснимках).

Входная зона расположена с западного фасада через притвор в колокольне. В этом притворе находится вход в храм и церковный киоск. Благовещенский (теплый) и Троицкий (холодный) придел соединены между собой дверным проемом. Объем Троицкого придела объединен с алтарной частью через большой арочный проём. Алтарные объемы соединены между собой дверным проемом. В каждом приделе имеются деревянные иконостасы.

Территория церкви огорожена деревянным забором. Состояние удовлетворительное. Хозяйственные деревянные постройки и туалет отсутствуют. Здание церкви не имеет сетей канализации и центрального отопления. Водопровод отсутствует. Освещение электрическое.

Утрачены свод церковной ризницы, уничтожена колокольня со шпилем и крестом, полностью утрачена центральная глава с крестом, утрачен трехсветный четверик холодного храма.

В 2008 году проектным бюро Разваляева Е.О. был разработан проект Реставрации и воссоздания памятника культурного наследия «Соборная церковь Троицкого монастыря» XVIII века. В 2009 году на выставке Строительство и архитектура проект получил 1 место в конкурсе проектов "Ордер воплощения"

Источник: статья Шумова Константина Юрьевича "Храмы Новой Мангазеи - Туруханска"


Статью добавил(а): Наташа Кожухова,  13 июня 2015

Основан в 1657 монахами Тихоном и Дионисием в устье р.Нижней Тунгуски (с.Монастырское). Утвержден царем Алексеем Михайловичем в 1664г.

В монастыре находились знаменитые Пелымские колокола из Мангазеи. Название Мангазея принадлежит городу, постр. в Зап.Сибири на берегу р.Таз в 1601-72.После пожаров был перенесен на место г.Туруханска (до 1780 назывался Новая Мангазея).

Монастыри,энциклопедический справочник,Мск., 2000г.

Комментарии и обсуждение

На представленном фото иконостас холодного храма Троицкой церкви Туруханского монастыря. Об истории создания этого иконостаса на сайте История архитектуры Красноярского края
24 декабря 2012.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.