ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Нарочь. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Нарочь. Церковь Илии Пророка
Церковь. Не действует.  
Престолы:Илии Пророка
Год постройки:1877.
Адрес:
222396 Минская обл., Мядельский р-н, д. Нарочь, ул. Поставская

Координаты: 54.9356, 26.689804



Церковь Илии Пророка, , Нарочь, Мядельский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
7 июля 2013
Церковь Илии Пророка, , Нарочь, Мядельский район, Беларусь, Минская область
Иван Бай
7 июля 2013
Церковь Илии Пророка, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Нарочь, Мядельский район, Беларусь, Минская область
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
4 сентября 1941
Церковь Илии Пророка, 1916—1917 фото с сайта https://pastvu.com/p/433529<br>, Нарочь, Мядельский район, Беларусь, Минская область
1916—1917 фото с сайта https://pastvu.com/p/433529
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Николай М
 
Николай М  26 июня 2017

Нарочь (белор. Нарач; до 1964 года - деревня Кобыльник) - агрогородок (с 2005 года) в Мядельском районе Минской области Беларуси. Центр Нарочского сельсовета. Местные жители в разговорной речи по-прежнему называют поселение Кобыльником и выступают за возвращение исторического названия. Поселение впервые упоминается в XV веке под названием Мядель Малый. Первое упоминание местечка непосредственно под названием Кобыльник относится к 11 апреля 1527 года, когда князь А.М. Свирский и его жена Софья продали «имения свои дедичные Мядель и Кобыльники» виленскому воеводе Альбрехту Гаштольду и его потомкам за 300 коп «вечным правом». В четвертом томе "Географического словаря Королевства Польского и прочих славянских стран" (Варшава, 1883) про Кобыльник была напечатана отдельная статья: «В 1866 г. в местечке и двух фольварках: 33 дворов, 370 жителей, из них 7 православных, 190 католиков, 164 евреев, 6 магометан, 4 старовера, 5 ярмарок в году». В 1885 году в Кобыльнике были костел, православная церковь, богодельня, синагога, работали 4 магазина и корчма.

В сентябре 1915 года в результате Свенцянского прорыва Кобыльник оккупировали войска кайзеровской Германии. В православной Свято-Ильинской церкви располагался госпиталь для раненых. Погибших немецких и российских солдат хоронили на католическом кладбище. По состоянию на 1931 г. в местечке располагали костел, синагога, церковь, мельница с лесопилкой, производство кирпича, аптека, пожарное депо.

Центр Кобыльникского православного прихода в середине XIX столетия первоначально находился в деревне Сосново, что располагалась возле озера Мядель. Согласно сведениям из «Литовских епархиальных ведомостей» (18 апреля 1876 года), «в с. Соснове, или Кобыльниках» действовал приход Георгиевской православной церкви (1 настоятель и 1 псаломщик). Церковь и вся деревня Сосново были уничтожены во время Первой мировой войны.

В 1866 году, во время ревизии Сосновской церкви преосвященным Иосафатом, было обращено внимание на необходимость постройки новой церкви в местечке Кобыльники, которое являлось волостным центром. В 1875 году в Кобыльнике, населенном преимущественно католиками, была проведена торжественная закладка углового камня в фундамент новой церкви. В 1860 году было завершено строительство. 25 марта 1881 года произошло торжественное освящение церкви в Кобыльнике в честь пророка Ильи. «Литовские епархиальные ведомости» от 6 сентября 1896 года содержат корреспонденцию про награждение псаломщика Кобыльникской церкви: «Высочайшие награды. Государь Император, по всеподданнейшему докладу Синодального Обер-Прокурора, согласно определению Св. Синода, Всемилостивейше соизволил, 16 сего сентября на награждение псаломщика Кобыльникской Свято-Ильинской церкви, Свентянского уезда, Виленской губ, золотой медалью, с надписью „за усердие“ для ношения на шее на Аннинской ленте». 28 марта 1897 года прихожанам Кобыльникской церкви Свенцянского повета было передано архиепастырское благословение за пожертвования на ремонт храма 360 рублей, а также местной жительнице М.С. Скребницкой за жертвование 205 рублей, протоиерею И.И. Сергиеву (160 руб), купчихе из Санкт-Петербурга Змеевой за 50 руб., народному учителю Ясинскому (25 руб), приставу Тыминскому (10 руб.), уряднику Киянину (15 руб.) и землевладельцу Семену Апполинарьевичу Красовскому, который пожертвовал металлические хоругви в церковь, ценой более 200 рублей, и который за собственные средства исправил крышу на церковной ограде. «Литовские епархиальные ведомости» от 6 июня 1897 года сообщали, что Кобыльникская церковь относилась к Свенцянскому благочинию Литовской епархии.

Согласно резолюции № 3650 от 24 октября 1897 года архиепископа Литовского и Виленского Иеронима, учителем Кобыльникской церковно-приходской школы Свенцянского повета был назначен местный священник Александр Анкирский. 17 сентября 1902 года священник Кобыльникской церкви Аристарх Билев был назначен помощником благочинного. В 1913 году священником церкви по-прежнему являлся А. Билев. Священниками Свято-Ильинской церкви со времен Польши и до советской перестройки были: Савицкий Владимир, Бусел Пётр (в 1942 г. был арестован гестапо), Лапицкий Александр (памятник возле церкви), Иванов Александр, Дубяго Николай, Митько Георгий.

В самом конце Первой мировой войны в церкви случился пожар, из-за чего она не могла функционировать до 1925 года. В 1962 году храм закрыли уже советские власти – он использовался как складское помещение, однако уже в 1988 году был возвращен верующим благодаря отцу-настоятелю Георгию Митько. Храм восстановлен в 1989 г. Имеется причтовый дом.

Церковь является памятником архитектуры синодального направления ретроспективно-русского стиля. Возведена при использовании бутового камня, который и придает ей величественный вид крепости – маленькой, но непреступной. Архитектурное решение храма относится к довольно старой традиции, поскольку здесь присутствует бабинец – западный притвор, предназначенный специально для пребывания здесь женской части прихожан. Поскольку подобные бабинцы встречаются преимущественно в деревянных церквях, это косвенно указывает на возможное существование такой предшественницы в Нарочи. Другие интересные особенности храма – основательная звонница и апсида, характерная для западной архитектуры. Вокруг приходского участка сохранилось бутовое ограждение, однако главные ворота не уцелели – сегодня их заменяют современные кирпичные. Алтарную часть церковь украшает рельефный иконостас (отголосок западной традиции), которой был вырезан из дерева более ста лет тому назад. Центральные царские врата – это настоящий шедевр: сквозная резьба здесь настолько изящна, что напоминает кружево. Сцены Тайной Вечери, Воскресения, Преображения, Рождества и Крещения Господня, а также иконы (Христа, Богоматери, архангелов и другие) являются образцом живописи прошлого и позапрошлого столетий.

http://molod-eparchy.by/ru/eparkhiya/blagochiniya/myadelskoe/item/136-prikhod-khrama-svyatogo-proroka-ilii-d-naroch; http://planetabelarus.by/sights/216-myadel-region/3788-tserkov-svyatogo-ili-v-narochi/; http://hram.by/churches/view/594/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.