ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Мельники. Троицкий Мотронинский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Украина, Черкасская область, Чигиринский район, в 1,8 км юго-западнее западной окраины села Мельники

Координаты:49.154036, 32.255039




Добавить фотографию

Фотографий пока нет





Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Михаил Владимиров,  25 октября 2011

Время основания монастыря неизвестно. По преданию, трапезную церковь св. Иоанна Предтечи закладывал Переяславский епископ Павел (1198–1230), что, впрочем, маловероятно. Впервые упоминается в источниках под 1568 г. Женский с 191 г1. Возвращён Церкви в 1991 г.


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  5 июля 2012

Матронинский Свято-Троицкий монастырь, заштатный, общежительный, в 4 верстах от села Мельникова, в Чигиринском уезде, в 30 верстах от города Чигирина, в лесу, называемом Матроник. Основан в 1568 году; но, по преданию, существовал еще до татарского нашествия. В 1911 году этот монастырь, бывший до того времени мужским, обращен в женский.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 марта 2019

Мотронинский (Троицкий) монастырь - Киевской губернии, Чигиринского уезда, у истоков речки Онуфриевки, в 4 верстах к западу от ближайшего села Мельников. Монастырь расположен среди густого, очень обширного Мотронинского леса, от которого, вероятно, он заимствовал свое название. Местность, на которой построен монастырь, представляет плоскую возвышенность, у подножия которой истекают речки, направляющиеся во все стороны горизонта. Возвышенность окружена валами, составляющими огромное доисторическое городище; валы обнимают пространство неправильной эллиптической формы в 600 сажен по длинному диаметру и до 450 по короткому. Валов существует два: наружный вал в 10-12 сажен вышиною окаймлен с внешней стороны рвом в 4 сажня глубины и столько же ширины. В расстоянии около 100 сажен от него находится другой вал от 3 до 5 сажен вышиною, окаймленный рвом в 2 1/2 саж. глубиного; сверх того внутренняя площадь городища пересекается третьим валом, пролегающим с севера на юг. В наружном валу обнаружено несколько входов в пещеры, которые тянутся далеко в глубь, разветвляются и иногда расширяются в виде камер; впрочем пещеры эти пока еще точно не исследованы; около валов снаружи к западу и югу расположено боле 20 весьма крупных курганов. В валах городища найдены были две византийские бронзовые монеты Юстиниана I (начало VI стол.).

Время основания Мотронинского монастыря неизвестно: по легендарному преданию, внесенному в монастырские записки, трапезную церковь во имя св. Иоанна Предтечи закладывал в монастыре переяславский епископ Павел (1198-1230), который дал при этом на благословение игумену свою мантию «с источниками», вследствие чего позднейшие игумены носили архиерейские мантии. Камень с надписанным именем епископа Павла был будто положен в основании церкви, и, после ее разрушения, сохранялся в монастыре до 1667 года. Изустное предание об этом событии сообщил братии престарелый игумен Пафнутий в 1696 году, а затем из изустного пересказа оно уже в XIX столетии попало в монастырские записки.

Очевидно сказание это совершенно фантастическое, не основано на сколько-нибудь положительных свидетельствах, невероятно уже потому, что во время переяславского епископа Павла, южная Киевщина была занята половецкими кочевьями и южная граница русской земли колебалась между Стугною и Росью и во всяком случае не переходила на южный берег последней реки. Несколько правдоподобнее предположение, высказанное Руликовским, что Мотронинский монастырь мог быть основан кем-либо из князей Глинских, которые в 1495-1637 г.г. владели землею Радивоновскою, в состав которой входила местность, на которой возник моыастырь; впрочем в пользу этой вероятной гипотезы не имеется документального свидетельства. На совершенно мифическом предании о каких-то князьях: Юрие и Мотроне не стоит останавливаться. Первое положительное сведение о Мотронинском монастыре относится к 1568 году; в это время собравшиеся в Мотронинском лесу иноки образовали скит и испросили у митрополита Ионы III Протасовича право на отправление богослужения в часовне.

В 1620-1621 г.г. гетман Петр Конашевич Сагайдачный построил церковь и утвердил за монастырем земельное владение. В 1648 году начальник монастыря получил от митрополита звание игумена и в монастыре заложена была церковь Предтеченская; первым игуменом был Пафнутий, скончавшийся в 1695 году. В 1648 году митрополит Сильвестр Коссов снабдил трапезную монастырскую церковь антиминсом. Мотронинский монастырь пользовался покровительством митрополита Иосифа Тукольского и гетмана Дорошенка, как о том свидетельствуют универсалы последнего с 1669 и 1671 годов.

В 1668 году в Мотронинском монастыре пребывал под стражею епископ Мефодий вследствие политических интриг, которыми он слишком усердно занимался. После взятия турками Чигирина в 1678 году, Мотронинский монастырь был ими разрушен. Он был возобновлен в 1686 году и церковь освящена по благословению митрополита, кн. Гедеона Четвертинского. В 1717 году, по просьбе переяславского епископа, Кирилла Шумлянского, чигиринский староста, Ян-Станислав Яблоновский, разрешил строить монастырские здания и подтвердил монастырю его прежние земельные владения; затем его преемник Ян-Каетан Яблоновский подтвердил права монастыря в 1741 и 1763 г.г., а в 1755 г. выдал привиллегию, разрешавшую монастырю пребывать под властию переяславских епископов и освобождавшую от притязаний униатов. В 1736 г. построена была Троицкая церковь, просуществовавшая до 1800 г., в котором за ветхостью разобрана, и вместо нее построена в 1801 г. новая, существующая.

В половине XVIII столетия Мотронинский монастырь занял видное положение в религиозной и политической судьбе края. К этому времени относятся самые интенсивные попытки униатской церкви, покровительствуемой польским правительством и дворянством, к насильному обращению православных в унию. Православные жители южной Киевщины между тем были лишены духовной иерархии: и Киевская митрополия, и вновь учрежденное Переяславское епископство лежали за границамя государства, вследствие чего сношения с ними были затруднительны, и учреждения эти не имели возможности оказывать поддержку православным в борьбе их с униею путем легального представительства; переяславские епископы решили потому передать свою власть над православными учреждениями в польской Украине духовному лицу, жившему в пределах Польши; епископ Гервасий обратил внимание на Мотронинский монастырь по многим причинам: монастырь этот пользовался большим уважением в народе; он лежал вдали от центров управления как униатской иерархии (Радомысль), так и гражданского правления (Житомир); независимость монастыря от унии была гарантирована грамотами чигиринских старост и их покровительством; наконец, в данное время во главе монастыря стоял человек энергичный, деятельный и глубоко преданный интересам православия: игумен Мельхиседек Значко-Яворский.

Этот замечательный человек родился в 1716 г. в г. Лубнах, где отец его был казацким полковым есаулом; в юности еще почувствовав влечение к духовному поприщу, он в 1738 г. поступил в Мотронинский монастырь послушником и был пострижен в монахи только в 1746 г.; затем, исправляя различные должности в монастыре, он в 1753 г. избран был братиею в игумены и утвержден в этой должности переявлавским епископом Иоанном. Он занялся как устройством монастырской жизни внутри, так и восстановлением документов, гарантировавших права монастыря. Ценя деятельность Мельхиседека, епископ Гервасий назначил его в 1761 г. главным правителем церковных дел в Киевской Украине. Игумен принялся с усердием за порученное ему дело; он побуждал к постройке новых церквей, принимал заявления прихожан об устранении ими униатских священников и назначал на их место православных, разрешал священникам и монахам исполнять требы в пользу лиц, насильственно приписанных к унии, и т. п.

Деятельность его обратила внимание униатской консистории, которая решила овладеть Мотронинским монастырем и угрозу в этом смысле сообщила Мельхиседеку. Чтобы спасти и свой монастырь, облегчить участь подведомственных ему церквей, Мельхиседек решился искать более влиятельного покровительства: с разрешения епископа Гервасия он отправился в Петербург, где после продолжительньтх усилий, он успел снискать покровительство Екатерины II; по приказанию Императрицы Мельхиседеку дано было письмо к русскому посланнику в Варшаве кн. Репнину, поручавшее дело игумена его заботам, и письмо к королю с просьбою об оказании ему содействия; сверх того императрица ассигновала 15 000 рублей на нужды украинских церквей.

С полученными документами Мельхиседек отправился в Варшаву, где, благодаря поддержке Репнина, он получил грамоту королевскую о неприкосновенности православных церквей и монастырей и универсал к униатскому духовенству о прекращении насилий над православными. Ha деле впрочем оказалось, что королевские указы были бессильны. Ни униатское духовенство, ни местные власти и дворяне не обратили на них никакого внимания; напротив того, раздраженные хлопотами Мельхиседека, они решили покончить дело с остатками православия на Украине; по инициативе униатского оффициала Мокрицкого началось повсеместное гонение: униатские духовные, шляхтичи и военные команды били, истязали и грабили встречавшихся им православных священников и монахов. Врывались в их дома и монастыри и производили всякие бесчинства.

Два раза вооруженные отряды врывались в Мотронинский монастырь, избивали монахов и грабили монастырское имущество (одного скота угнали на 1, 5 тысячи рублей); братия по большей части бежала в Переяславль. В начале июня польский региментарь, Воронич, основал лагерь у с. Ольшаной; туда прибыл и оффициал Мокрицкий с членами униатской консистории; он открыл заседание суда, привлекая к ответственности всех православных, вменяя их приверженность к православию в бунт против духовной власти. С помощью военных команд священники и их прихожане насильно приводились в лагерь; здесь их подвергали жестоким побоям и истязаниям, требуя перехода в унию; одного из упорных сожгли живьем, и т. д. В конце июня очередь дошла до Мельхиседека; он был арестован, препровожден в лагерь и оттуда отвезен Мокрицким в Радомысль в униатскую консисторию; четыре месяца томился он в цепях в тесной тюрьме, пока успел бежать в Киев. Он удалился в Переяславль, где в 1768 г. был назначен игуменом Переяславского Михайловского монастыря.

Между тем весною 1768 года отряд конфедератов, явившись в Мотронинский монастырь, ограбил церковь и келии и истязал оставшихся еще монахов. Тогда наконец вспыхнула народная реакция; в лесу Мотронинском мало-помалу собирались крестьяне, искавшие спасения от притеснений; после окончательного разграбления монастыря, бывший запорожец и потом послушник, Максим Железняк, организовал из них небольшой вооруженный отряд и выступил в поход; по его почину поднялось всеобщее восстание крестьян в Украине, известное под именем «Колиивщины».

Обстоятельство это подало повод к возникновению многочисленных легенд, связывающих историю монастыря с гайдамачеством; с одной стороны польское общество смешало заботы Мельхиседека о защите православия с гайдамачеством и вменило ему организацию последнего, утверждая, будто он составил подложную грамоту императрицы Екатерины II, призывавшую народ к восстанию и организовал отряд Железняка; с другой стороны в народе сохранились в этом отношении неясные предания; так поныне в Мотронинском лесу указывают «гайдамацкую засеку» будто место стоянки Железняка и в монастыре сохраняется большой котел, по преданию, принадлежавший гайдамакам. (Этот огромный чугунный котел казацкой сотни или куреня, в котором варили кулиш или кашу, служил колоколом, будучи привешен к перекладине на двух столбах, а потом билом. В настоящее время этот редкий колокол передан на хранение в Музей Киевской Духовной Академии. См. И. М. Каманина, Результаты археологической экскурсии в Таращанский и Чигиринский уезд летом 1901 г. в «Чтениях Историч. Общества Нестора Летописца»).

Об отношении последних к Мотронинскому монастырю сложилась следующая легенда: однажды в монастырь явились гайдамаки и принесли гроб, в котором будто покоился их товарищ, умерший от чумы, просили похоронить его, что монахи и совершили; много лет спустя в монастырь явился престарелый гайдамак и объявил монахам, что в гробу находилось не тело покойника, а награбленные деньги, и предложил употребить их в пользу монастыря; но среди братий не оставалось в живых никого из участвовавших в похоронах и потому оказалось невозможным найти место, на котором зарыт был гроб. После 1768 г., вследствие трактата, заключенного с Россиею, Польша гарантировала неприкосновенность православия в своих границах, и насильное обращение в унию прекратилось; в Мотронинский монастырь возвратилась бежавшая из него братия и монастырь стал мало-помалу приходить в прежний вид; игумены его опять были признаны правителями православных церквей; таковым был преемник Мельхиседека Иринарх Балановский, бывший в 1791 г. председателем конгрегации православного духовенства, созванной в Пинске для обсуждения устройства православной церкви в Польше.

Ныне существующая в Мотронинском монастыре теплая церковь во имя св. Иоанна Предтечи, деревянная, не сохранила своего первоначального вида. Благодаря переделкам (особенно 1820 года), теперь вид храма так изменился, что по его наружным формам нельзя составить себе понятие о том, каков он был в древности. В настоящее время вместе с церковью деревянная же колокольня. Деревянная глава на этой церкви снизу не открыта (внутри храма - плоские потолки): она сделана исключительно для фасада.

В колокольне церкви св. Иоанна Предтечи сохраняются старинные деревянные царские врата; высота их 2 арш. 14 вершк., ширина обеих половинок - 1 арш. 5 вер. Обе половинки, раскрашенные в красный, синий и зеленый цвета, заполнены прорезным цветочным орнаментом. Такого рода царские двери замечательной резьбы, как мы уже знаем, были распространены в XVII-XVIII вв. на юге России.

Другая церковь в Мотронинском монастыре, Троицкая, 1801 г., каменная, одноглавая, имеет в плане форму креста, боковые выступы которого покрыты двускатными крышами с фронтонами. Конструкция этого храма представляет интерес при переходе купола с четырех подпружных арок в многогранный барабан: купол не лежит прямо на арках, а несколько сужен и находится на весу; арки перекинуты на четырех столбах; на арках покоятся паруса, которые и служат основанием для восьмигранного барабана, заканчивающегося восьмигранным куполом; в барабане - восемь окон. Кроме купола, в храме - круглые коробовые своды. Троицкая церковь более или менее хорошо сохранилась. Изменение выразилось лишь в очертании главы, которая теперь имеет широкую шлемообразную форму, тогда как прежде купол имел тот малороссийский вид (колокола). Кроме того, в новейшее время над фронтоном помещены четыре небольшие деревянные главы с декоративною целью.

Г.Г. Павлуцкий Деревянные и каменные храмы. – К.: 1905 г., с. 117-124, https://www.myslenedrevo.com.ua/ru/Sci/Heritage/Pavlucki/MotronMon.html


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  8 июля 2019

Исторические свидетельства говорят, что еще до поселения христианских подвижников здесь находилось скифское поселение с языческим капищем. В XX столетии ученые-археологи обнаружили здесь языческий жертвенник, на котором были изображены солярные знаки, означающие аграрный культ Солнца. Но Господь определил сему месту новое назначение - молитвы и труда.

Об этих событиях свидетельствуют монастырские летописи, в которых говорится, что в 1685 г. игумен монастыря иеромонах Пафнутий показал под присягою место Троицкого Мотронинского монастыря, который был разрушен во время нашествия хана Батыя. Еще в 20-х г.г. XIX столетия  недалеко от нынешней Троицкой церкви находился мраморный камень, водруженный на месте существовавшей здесь раннее церкви. Другое сказание говорит совсем о другом. Отправляясь в поход с дружиной для защиты стольного града Киева от печенегов, Смелянский храбрый воевода приказал своей красавице-жене Мотроне, чтобы она берегла крепость, построенную им. День и ночь ждала молодая жена-княгиня своего любимого мужа. Решив проверить, надежно ли охраняется его крепость, воевода приказал своей дружине переодеться в другие одежды. Неожиданно у валов крепости появилось чужое войско с чужими знаменами и в чужих одеждах. Мотрона отдала приказ идти в бой с противником. Градом посыпались стрелы, завязалась битва. Не разглядели храбрые защитники крепости в ночной темноте, что под чужими шлемами - дорогие им лица, под вражескими доспехами - родные сердца. Погиб в ту ночь и сам бесстрашный воевода. Чтобы постоянно возносились к Престолу Божию молитвы, вдова-княгиня на свои деньги велела построить на том месте мужской монастырь, который и по сей день носит имя княгини Мотроны.

Постепенно монастырь отстраивался, и в монастырских записях находим, что в 1568 г. "монахи начали возобновлять разоренное святилище благословением православного митрополита Киевского Ионы (Протасовича)". Монастырская летопись свидетельствует о том, что в 1568 г. монастырь получил благословение Киевского митрополита. Но само возобновление началось значительно раньше. Еще в 1362 г. литовский князь Ольгерд, минувши Канев и Черкассы, проходя территорию, на которой расположен Мотронинский монастырь, встретился на Синей Воде (речка Синюха) с татарами и победил их. Это могло способствовать возрождению Мотронинского скита.

Гетманы войска Запорожского покровительствовали православным обителям. Часто Запорожское войско защищало православную веру от многочисленных безбожных завоевателей, которые угрожали ей со всех сторон. Наряду с принятием под покровительство войска Запорожского Киево-Печерского Братства, был взят под его защиту и Мотронинский монастырь, о чем говорится в монастырских летописях об Универсалах гетмана Украины Петра Сагайдачного 1620 и 1621 г.г. При содействии этого гетмана в монастыре была сооружена новая церковь.

В 1596 г. была принята Брестская уния и православному населению Украины постоянно угрожало обращение в унию. Украинские гетманы много потрудились, чтобы сберечь на своей родной земле Православие. Когда в Украине не оставалось ни одного православного епископа, гетман Петр Сагайдачный добился возобновления православной иерархии. Воспользовавшись случаем, он в 1620 г. упросил Иерусалимского патриарха Феофана рукополижить епископов для Украинской Православной Церкви, который возвращался из Москвы через Украину в Иерусалим.

Мотронинский монастырь снова оказался в вихре исторических событий освободительной войны 1648 г. под предводительством гетмана Украины Богдана Хмельницкого. Новой жизнью закипели Черный и Чумацкий пути, которые пролегали под самыми стенами монастыря. По ним неустанно неслись гонцы из Запорожья в Украину и обратно в Запорожскую Сечь. Позже этими же путями потянулись посланники многих европейских и азиатских стран: послы польского короля, турецкого султана, Швеции, Ватикана, Венеции, России. В период освободительной войны Чигирин стал не только резиденцией гетмана, но и столицей Украины.

В 1664 г. монастырская братия обратилась к польскому королю Яну Казимиру, который находился в Борисполе, с прошением о даровании монастырю документа, в котором были указаны привилегии монастырю. К сожалению, сей документ не сохранился до настоящего времени. В 1671 г. гетман Петр Дорошенко принял игумена Мотронинского монастыря в своей резиденции в Чигирине и выдал монастырю Универсал, в котором закреплялись права и привилегии, не данные монастырю прежде.

В 1677-1678 г.г., во время знаменитой обороны Чигирина, Мотронинский монастырь был сожжен дотла и разорен. К счастью, опустошение монастыря продолжалось недолго. В 1685 г. Киевский митрополит Гедеон (Святополк-Четвертинский) благословил на старом месте построить часовню и малую церковь.

В 1717 г. Чигиринский староста, польский магнат Ян Яблуновский удовлетворил письменное прошение настоятеля Мотронинского монастыря схимонаха Игнатия и разрешил отстраивать обитель, оказывая при этом содействие: выделив для работ людей, лошадей и телеги. Более того, он запретил причинять монастырю убыток, освободил все монастырские земли от податей, а также десятины пчелиной, согласно древним монастырским правам. В 1726 г. была заложена, а 21 июня 1727 г. освящена новая церковь во имя Святой Живоначальной Троицы.

15 марта 1765 г. польский комиссар Сичинский словесно объявил, что Мотронинский монастырь должны отобрать и подчинить протекции униатам. В противостояние униатам, игумен Мотронинского монастыря Мелхиседек отправился в столицу Российской империи в Петербург, где империатрица Екатерина II дала распоряжение русскому послу при Варшавском дворе князю Репнину защищать права Православной Церкви в Украине перед польским королем. 6 января 1766 г. игумен Мелхиседек прибыл в Варшаву и передал письмо империатрицы князю Репнину. Одновременно он исходатайствовал подтверждение давних прав монастыря у польского короля. 3 марта король выдал игумену Мелхиседеку документ о свободе вероисповедания и прекращении преследований православных на территории польского государства. Обрадованный игумен возвратился в свой монастырь. Написанное на бумаге не прекратило гонений на православных со стороны униатов. Чем больше православные старались защитить свою веру, тем больше жестокости проявляли униаты вплоть до физической расправы.

В 1768 г. униаты сначала разграбили Мотронинский монастырь, затем разорили его, а монахов разогнали. Со стороны поляков, гайдамаков и российских войск монастырь неоднократно подвергался разорению и обыску. Восстание, известное в истории под названием "Колиивщина”, послужило толчком, который привел к перемене политических и социальных столкновений того времени.

В 1772 г. территория Польши была разделена между тремя государствами: Россией, Австрией и Пруссией, а в скором времени вся Правобережная Украина вошла в состав Российской империи. Но достичь былого расцвета после стольких ограблений, бед и разорений Мотронинский монастырь уже не мог. После присоединения правобережных украинских земель к Российской империи Мотронинский монастырь перешел в ведение Киевской епархии как заштатный. Согласно ведомостей Святейшего Синода, на протяжении XIХ столетия количество монахов и послушников в монастыре колебалось от 9 до 21. В 1847 г. их насчитывалось до 45 человек. В 1911 г. Мотронинский монастырь стал женским и заштатным. Возглавила его игумения Мелетина (Руденкова).

Согласно оперативным сводкам Чигиринском милиции, в феврале и мае 1919 г. Мотронинский монастырь был подвержен вооруженным бандитским нападениям и ограблениям. К концу 1921 г. в монастыре насчитывалось 58 монахинь и послушниц. В связи с острой необходимостью в монахинях настоятельница монастыря в 1922 г. обратилась письменно к епархиальному архиерею с прошением о пострижении послушниц. Епископ Черкасский Николай постриг 8 послушниц в монахини.

В 1923 г. Мотронинский монастырь, как и другие монастыри Черкащины, был закрыт. Монастырское имущество и строения брались на баланс местных советов. Чтобы сохранить обитель, монахини, поселившись в ближайших селах, подали заявление местному совету об организации религиозной общины. В 1923 г. религиозная община монахинь села Мельники получила в аренду церковь святого Иоанна Златоуста и Свято-Троицкую, а также некоторые помещения бывшего Мотронинского монастыря.

В 1929 г. на территории Мотронинского монастыря была организована коммуна "Завет Ленина" (с. Мельники), а все монастырское имущество и строения перешли в ее распоряжение. Коммуна существовала недолго, но свое назначение выполнила. Руками коммунаров, их пренебрежительным отношением к монастырскому имуществу монастырь был разорен и разрушен. Только в 1949 г. прислужники советской власти выгнали из стен Мотронинского монастыря последних угодников Божиих, которые еще скрывались в его руинах.

В 1991 г. первые насельницы поселились на месте Свято-Троицкого Мотронинского монастыря, которые начали своим трудом воздвигать монастырь с нуля: отреставрировали разрушенную церковь, построили жилые корпуса, создали большое подсобное хозяйство. Собрал монастырь в своих стенах около 25 монахинь и послушниц и каждая из них вносит свою посильную лепту в великое дело возрождения обители.

http://church-site.kiev.ua/index.php?option=com_content&view=article&id=423:2010-11-27-10-04-54&catid=47:2010-11-24-20-27-15&Itemid=52

Комментарии и обсуждение

Современные насельники монастыря, судя по табличке, считают датой его основания 1037 год
31 января 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.