История Красненского храма во имя Живоначальной Троицы
По преданию в далекие времена на месте, где ныне располагается деревня Красно, был обустроен небольшой женский скит, окруженный густыми и дремучими лесами. Все широкие и глубокие овраги этих мест, по которым текли речки: Добруша, Тужа, Малиновка и другие были малопроходимыми, заросшими вековыми деревьями и кустарниками. Со временем, возле скита стали селится миряне. Они вырубали леса и на освобожденных от леса землях занимались земледелием.
Название села Красно, скорее всего, носит общеславянское происхождение. Образовано от слова «краса» и означает «красивое место».
Время первоначального основания церкви в Красно и образования прихода неизвестно. Первые сведения о том и другом имеются в окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год, где сказано, что в данном селе обустроена деревянная церковь во имя Николая Чудотворца. У той церкви дворы попов Зиновия, Василия и Ивана; дворы и просвирни. Да по рассказу Николаевского попа Зиновия церковные земли были Государева жалования.
Никольская деревянная церковь существовала в селе Красно до 1775 года, и тогда встал вопрос о строительстве каменного храма. В связи с этим был построен кирпичный завод около Ленивой горы. Остатки завода сохранялись ещё в середине XX века. Изготовление кирпича велось крестьянами прихода бесплатно. Деньги на строительство храма собирались по всей округе. Были выбраны специальные люди, которым каждому выдали железные «кружки», запечатанные сургучной печатью, а также документы на право сбора денег на постройку Божьего храма. Вначале был построен и освящен небольшой холодный каменный храм в честь св. Николая Чудотворца. Но богослужение в зимнее время с 1797 года совершалось в теплом деревянном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. В 1814 году к каменному храму была пристроена теплая трапеза. В ней устроено два придела - во имя Святой Троицы и Владимирской иконы Божией Матери. Тогда деревянная церковь была упразднена.
В 1860-63 годы каменный храм был разобран и устроен новый более обширных размеров. В 1866-67 годах разобрана и построена вновь трапеза этого храма. Новый храм пятиглавый довольно величественный и изящной архитектуры строился 12 лет. В новом храме было три престола: главный - во имя Живоначальной Троицы, в трапезе теплой – во имя св. Николая Чудотворца и Владимирской иконы Божией Матери. Притч при церкви: два священника, диакон и два псаломщика. На содержание их приходилось около 1850 руб. в год. Дома у членов притча были собственные на церковной земле.
Во второй половине XIX века настоятелем Красненской Троицкой церкви были священники: Ксенофонт Смирнов, Иоанн Белавин, диаконами и псаломщиками: Евдоким Альбицкий, Иван Победоносцев, Николай и Василий Орловы, Михаил Сокольский и др.
Внучки священника Троицкой церкви Евгения Красовского Нина Сергеевна Поспелова и Татьяна Сергеевна Подзорова рассказали, что храм строился около двенадцати лет и состоял из зимней и летней церкви. Летняя церковь была большой и высокой, в виде куба, увенчанная пятью большими главами. Внутри здания стояли четыре каменные колонны, на которых опирались крыша и главы церкви. Окна были большие и давали много света. Храм внутри богато украшен святыми иконами, а на стенах и потолках была художественная роспись на библейские темы. В иконостасе главного храма иконы художественной работы были из прежнего каменного храма. По преданию, эти иконы были писаны по заказу храмового создателя Синявина в Академии Художеств Санкт – Петербурга. Иконостас был до самого верха украшен золоченой резьбой и лепкой. Столбы были так же расписаны на религиозные темы, утварь и ризница церковная были богатыми. Пол выслан чугунными плитами с красивым рисунком. В здании была хорошая акустика и во время богослужения, в особенности, когда участвовал хор, всё помещение наполнялось торжественными звуками, что сильно воздействовало на настроение прихожан.
Зимнее здание церкви было одноэтажное, но высокое и большое. Примыкало оно к зданию летней церкви с западной стороны и располагалось в одну линию с востока на запад: летняя церковь, зимняя церковь и колокольня. Площадь пола в зимней церкви была в 3-4 раза больше, чем летней. Потолок и крыша поддерживались четырьмя каменными колонными, стоящими по два в ряд. Колонны делили помещение на три части: справа – придел Николая Чудотворца, слева – придел в честь иконы Владимирской иконы Божьей Матери, а средняя часть служила дополнением к обоим приделам и одновременно проходом в летнюю церковь. Такие обряды, как венчание, молебны, отпевание и т.п. можно было совершать одновременно в обоих приделах. Пол в зимней церкви был деревянный и поднимался над уровнем земли больше, чем на 1.5 метра. Окна были большие, арочные и обеспечивали в помещении много света, высота их была более 3-х метров. Иконостасы в обоих приделах были разные, лепные, позолоченные и украшены дорогими иконами. В обоих приделах имелись большие люстры с высокими свечами, которые зажигались в праздничные дни. Свечи в люстрах зажигались снизу специальным шнуром. Помещение церкви во время богослужения освещались, кроме люстр, еще толстыми восковыми свечами, стоящими перед каждой иконой в больших подсвечниках. Свечи в них стояли в центре подсвечника, а вокруг большой свечи были маленькие гнёздышки по несколько рядов для маленьких свечей.
Отопление помещения церкви было печное. По одной печки было в алтарях, и две печки стояли у задней стены здания. Печки были большие и в зимнее время хорошо отапливали помещения. Вход в зимнюю церковь был через проход в колокольне, где находился паперть. Колокольня была высокая в 3 яруса, а наверху её - высокий шпиль с большим золоченым крестом. На колокольне было много разных, больших и малых колоколов. Большой колокол весом 613 пудов, второй (старый) – 350 пудов, 3- набатный – 90 пудов (для боя, набата во время пожара и церковных служб) и штук 7-8 разных мелких колоколов.
Вокруг церкви была возведена высокая кирпичная стена (ограда). На каждом углу ограды были построены четыре круглые, большие башни. На стенах ограды установлены на расстоянии 4-х метров друг от друга железные столбы, диаметром 30см. Наверху их были укреплены большие разноцветные, стеклянные шары: красные, синие, зеленые, желтые, черные и других цветов, что делало ограду исключительно красивой. Между столбами поставлены железные, кованые решетки. Вся ограда производила впечатление крепостной стены. С западной стороны ограды построены два небольших каменных домика (в простонародье их называли сторожками), а между ними высокая каменная арка, большие и высокие железные кованые ворота.
Кроме главного входа в ограду, были еще входы с севера и юга – против летней церкви. Здесь также были каменные арки, железные ворота и калитки, но размером много меньше, чем главные ворота. Имелась еще калитка, вход в ограду - с северной стороны и переулка - со стороны кладбища. Главные ворота открывали только в праздники, а калитки со всех сторон были открыты всегда. Это делалось для того, чтобы в случае пожара, можно было свободно подойти к колокольне и ударить в набатный колокол. В домах при церкви (сторожках) жили: с одной стороны сторож церкви, а с другой - старушки, которые прислуживали в церкви и собирали подаяния молящихся, на что и жили.
Церковь и ограда были большим украшением села, и их было видно со всех сторон на большом расстоянии. А звон колоколов, в тихую утреннюю пору разносился на десятки верст. В ограде и у церкви росло много разных деревьев.
Колокола в жизни жителей села и деревень в то время имели колоссальное значение и выполняли много разнообразных функций. Кроме оповещения населения о проведения церковных служб, колокола оповещали о пожарах, били часы в вечернее и ночное время. Во время снежных метелей – редкими ударами в большой колокол, давая знать о направлении к селу. О пожарах в селе звонили в большой колокол, а о пожарах в других селениях звонили в набатный колокол.
Приход состоял из села Красна, сельца Высокова и деревень: Курмыша, Заставы, Ивашева, Щедрина, Павликова, Хвощей, Соболева, Жекина и Вшивкова. В коих по клировым ведомостям числилось 538 дворов, 1413 душ мужского пола и 1549 женского, в том числе раскольников 4 души.
Имелись в селе земская народная школа и женская церковно-приходская. В первой - в 1896 году обучалось 65 учащихся, а во второй – 19.
По данным церковным метрическим книгам, в данном приходе в начале прошлого века священствовали протоиерей Ксенофонт Смирнов, Евгений Иванович Красовкий, Петр Смирнов; псаломщики: Иоанн Победоносцев, Константин Лебедев, Иоанн Дианин; дьякон Петр Сперанский (он некоторое время был и священником). Настоятель Троицкой церкви протоиерей К.П. Смирнов служил в данном храме 62 года. Умер он в апреле 1904 года, когда ему уже исполнилось 82 года, захоронен на кладбище в селе Красно (церковно-метрическая книга 1904 г.- архив Вачского районного загса). По рассказам местной жительницы села Красно Малафеевой Анны Павловны, 1913 года рождения, священником данного прихода в начале 20 века служил Евгений Иванович Красовский. Вторым священником в этой церкви был Петр Сперанский. В 1937 году оба эти священника были арестованы. 26 декабря 1937 года по статье «антисоветская пропаганда» были расстреляны священники православной церкви села Красно - Евгений Красовский и Петр Сперанский.
Ещё надо обратить внимание на то, что в Красно проживали старообрядцы. И среди них зажиточные крестьяне Беляковы. По рассказам жителя села Федурино Силантьева Михаила Семеновича (умер в 2012 г.) Беляковы оказали существенную благотворительную помощь в строительстве старообрядческой церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы в селе Федурино (ныне этого храма нет).
Материал из книги: Г.А. Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Церковно-метрические книги архива Вачского районного Загса. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О.К. Михеева. Н. Новгород, «БИКАР», 2010 г. Рассказы внучек священника Троицкой церкви села Красно - Евгения Красовского.