ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Старолетово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенская церковь


Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:Дата постройки неизвестна. 2004.
Адрес:
Рязанская область, Рыбновский район, с. Старолетово

Координаты:54.818739, 39.46229


Добавить фотографию




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Галина Борисовна Климочкина,  17 января 2013

В 38 верстах от уездного города Зарайск. 

Существующая в с. Старолетове каменная Успенская церковь с приделами Предтеченским и Никольским построена в 1700 г. помещиком Федором Григорьевичем Ляпуновым. При ней состоит земли 36 десятин, у причта имеется неприкосновенный капитал в 450 руб.

В состав прихода входят, кроме села, сельцо Городищи,  Чемрово и Чурилково, в которых считается 776 муж. пола и 812 жен. пола .   По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 2 псаломщика.

И. Добролюбов. «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии»   1884 г.  том 1 стр.  271.


До 1810 года колокольня стояла отдельно от церкви, но затем, из-за тесноты, к церкви была пристроена трапезная, причем колокольня соединилась с ней, а придел Иоанна Предтечи был перенесен в трапезу. Храм имел форму продолговатого креста с куполом и одной главой наверху. Трапеза была отделена стеной с аркой. В старинной части церкви стены были расписаны святыми изображениями, а в трапезе - выкрашены. В состав прихода входили, кроме Старолетово, сельцо Городище, Чемрово, Чурилково.

После революции 1917 года каменный храм, вероятно, был разрушен. 26 декабря 2002 года был зарегистрирован приход Успенского храма. Нынешний храм - деревянный.

http://drevo-info.ru/articles/19278.html


Село Старолетово находится в 40 верстах от Зарайска и в 27 - от Рязани. По народному преданию, не вдалеке от него некогда Мамай со своим полчищем простоял целое лето, когда шел в Москву, от чего село получило название Летово. На расстоянии версты от ныне существующей церкви, на месте, называемом «наспищем», там стояла деревянная Космодамиановская церковь. Но с течением времени она сгорела и Летовский приход распался на два, причем бывшее село Летово получило наименование Старолетово.

Первоначально Старолетовский приход был незначителен: около 100 лет тому назад к нему присоединилась деревня Нагорное Городище, прежде входившая в состав прихода села Срезнева, а затем еще деревня Чурилково, отделившаяся от Летовского прихода .

Существующая ныне в селе Старолетово каменная церковь во имя Успения Божьей Матери с приделом в честь святого Иоанна Предтечи построена вместе с каменной колокольней в 1700 году помещиком Федором Григорьевичем Ляпуновым. До разделения летовского прихода она была домовой церковью, а потом обращена в приходскую села Старолетово.

До 1810 года колокольня стояла отдельно от церкви, но в этом году, из-за тесноты, к церкви была пристроена трапезная, причем колокольня соединилась с ней, а придел Иоанна Предтечи перенесен в трапезу. Храм имеет форму продолговатого креста с куполом и одной главой наверху. Трапеза отделена стеной с аркой. Кроме предтеченского в ней еще находится придел во имя святого Николая Чудотворца. В старинной части церкви стены расписаны святыми изображениями, а в трапезе выкрашены. Иконостас главного храма - старинного устройства, а в трапезе оба - нового. В 1859 году все они поновлены, в 1881 году опять поновлены иконостасы в трапезе.

Из священных предметов в церкви обращают на себя внимание: икона двунадесятых праздников, писанная на стекле в 1760 году, резное изображение Спасителя в терновом венце на голове и с цепями на руках, оловянный ковчег и такая же дароносица. Из богослужебных книг наиболее древние - напрестольное Евангелие 1707 года, два экземпляра Месячной Минеи (один 1699 года, а другой 1711 года), два Октоиха 1715 года. Церковная библиотека состоит из нескольких святоотеческих творений, проповеднических сборников, духовных журналов и др. Всего около 100 томов. Между ними есть, издания XVII века, например, собрание поучений 1679 года и беседы Иоанна Златоустого 1691 года.

Из церковных документов хранятся: метрические книги - с 1780 года, исповедные росписи - с 1821 года, обыскные книги - с 1803 года и описи церковного имущества 1816, 1836 и 1884 годов. Причт села Старолетова, как можно видеть из церковных документов, состоит из священника, диакона, дьячка и пономаря. По штату же, 1873 года были положены в нем один священник и псаломщик. Наконец по штату 1885 года прибавлен еще диакон.

Средствами содержания причта служили и служат: церковная земля в количестве 33 десятин (из них 3 десятины луговой), плата за требы, денежная и  вещественная (по мере ржи со двора взамен хлебов и пирогов, собиравшихся до 1886 года), сборы с прихожан и проценты с капитала в 1400 рублей, положенных на помин родственников разными лицами. В пользовании церкви имеется капитал в 1200 рублей.

Прихожан числится 815 душ мужского и 860 женского пола. Большинство из них - крестьяне. Главное занятие их земледелие. Многие служат на железной дороге в качестве стрелочников и сторожей, некоторые занимаются легковой ездой. Иные же служат в городах в дворниках, кучерах, трактирных половых и т. п. Несовершеннолетние же дети обоего пода работают в селе Старолетове в тамошних соломенно-колпачных заведениях. Материальное благосостояние прихожан села Старолетова в сравнении с окрестными удовлетворительно.

В 1884 году на их средства была выстроена в селе Старолетове каменная часовня в память события 1 марта 1881 года, стоившая около 3.000 рублей. В селе и деревнях совершаются летом во время засухи крестные ходы по полям. Если засуха не прекращается, крестные ходы устраиваются вторично. Существуют, так называемые, женские крестные ходы, устраиваемые женщинами «от себя» и также совершаемые вокруг полей. Кроме того,  в селе Старолетово ежегодно совершается крестный ход вокруг села 8 июля по случаю пожара, некогда бывшего в селе.

Кроме обычных суеверий, в приходе села Старолетово можно отметить следующие:

- Когда жених и невеста едут в церковь для венчания или обратно, в домах не подают милостыню из опасения как бы молодые не обнищали.

- До брака и после него не сушат хлебных сухарей, чтобы молодые не иссохли.

- У невесты иголки и булавки зашпиливают вверх острием, чтобы на свадьбе злой человек не околдовал ее.

Грамотность в селе Старолетово развита значительно благодаря существующей там земской школе. О деревнях же, входящих в состав Старолетовского прихода, этого сказать нельзя.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.