ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Курилово. Тихвинский женский монастырь.


Курилово. Тихвинский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1890.
Адрес:
Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Курилово

Координаты: 54.456069, 45.466662



Тихвинский женский монастырь, общий вид с дальнего левого угла<br>, Курилово, Ромодановский район, Республика Мордовия
общий вид с дальнего левого угла
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Тихвинский женский монастырь, общий вид слева от входа<br>, Курилово, Ромодановский район, Республика Мордовия
общий вид слева от входа
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Тихвинский женский монастырь, , Курилово, Ромодановский район, Республика Мордовия
Владимир Лядов
17 сентября 2022



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 апреля 2011

Куриловский Свято-Тихвинский (в честь Тихвинской иконы Божией Матери) женский монастырь возник вблизи эрзянских д. Старая и Новая Куриловка Саранского у. Пензенской губ. (ныне Ромодановского р-на РМ), соответственно 74 и 45 дворов. Так значилось в «Списке населенных мест Пензенской губернии» за 1869. В чересполосицу с крестьянами в деревне Новая Куриловка значились земли двух помещичьих семей – Савиновых и Тепловых, последним принадлежали имения в нескольких у., усадебные участки в Саранске, дом в Пензе. Один из Тепловых,  Африкан Васильевич, штаб-ротмистр в отставке, отличался набожностью, часто совершал паломничества в Саровскую пустынь, где встречался с прп. Серафимом, благословившим помещика на основание женской общины. В имении появились первые черницы (1830-е). В 1860 епископ Пензенский Варлаам дал благословение на строительство помещений для монахинь новоутвержденной Серафимовской Куриловской общины. В 1890 Св. Синод узаконил общину в ранге монастыря во имя Тихвинской иконы Божией Матери, чудовторный список которой имелся в обители. Первая настоятельница монахиня Ангелина за 15 лет правления построила несколько корпусов, гостиный двор, вырыла два пруда, наладила хозяйство, увеличила земельный надел, рассадила фруктовый сад. Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х Тихвинский храм, расширило хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками. От ворот вглубь монастыря вела аллея, обсаженная елями. Она огибала кельи и настоятельские палаты, образуя внутри комплекса как бы второй периметр. Справа от аллеи постепенно сложился храмовый ансамбль, некогда величественный, а ныне полностью утраченный. Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти прп. Серафима (1833). В 1835 храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 на собственные средства монастыря. Не смотряна большие размеры, он спустя пять лет был уже полностью готов и освящен. Замысел этого храма соотносился со знаменательным событием в жизни общины – признанием ее общежительным монастырем третьего класса. В архитектурном отношении Крестовоздвиженский собор затеивался под влиянием самого знаменитого по тем временам храма в России – Христа Спасителя. Центральный неф соответствовал престолу во имя Крестовоздвижения, левый – это придельный храм в честь свт. Николая епископа Мирликийского, правый был освящен как храм в память Усекновения главы Иоанна Предтечи. Современники отмечали хорошее качество росписей собора, писали даже, что «живопись его величественна». Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи  передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону,  вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 чел. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными. В 1918 у монахинь сразу же было изъято 418 дес. земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество. В 1924 в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все службные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.  В 1995 появились первые  насельницы – две монахини и послушница. В 1997 было уже более 20 инокинь, в т. ч. две схимницы. Из с. Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Сегодня Куриловский монастырь динамично развивается, успешно реставрирует сохранившиеся здания. Близ обители, за околицей с. Курилово имеется чтимый источник с часовней.

Лит.: Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. – Пенза, 1896, с. 214; Православные русские обители. – М., 1912 (?), с. 392; Бахмустов С. Под сенью Тихвинского образа // Сар. ЕВ, 1995, № 5-7, с. 20-26; Бахмустов С. Б. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; Материалы к истории Куриловского Свято-Тихвинского монастыря // Финно-угорский мир: история и современность. Материалы II Всероссийской научной конференции финно-угроведов (секция исторических и педагогических наук). – Саранск, 2000, с. 149-156; История Куриловского Свято-Тихвинского монастыря по новым данным // Сар. ЕВ, 2001, № 10, с. 13-24.

http://www.gidrm.ru/doc_2436.html



Комментарии и обсуждение


Список насельниц монастыря:
1. Игуменья Серафима (Куняева Нина Николаевна) – настоятельница
2. Схимонахиня Серафима (Асламова Александра Федоровна)
3. Схимонахиня Ангелина (Сезьганова Мария Алексеевна)
4. Монахиня Тавифа (Конташева Тамара Евгеньевна)
5. Монахиня Софья (Кондакова Римма Семеновна)
6. Монахиня Никона (Каланчина Нина Николаевна)
7. Инокиня Антония (Ватолкина Ангелина Николаевна)
8. Инокиня Ефросиния (Арсеньева Елизавета Владимировна)
9. Инокиня Фомаида (Тур Светлана Владимировна)
10. Инокиня Марфа (Арсеньева Марина Владимировна)
11. Инокиня Зосима (Давлетшина Зинаида Ильинична) – казначей
12. Инокиня Афанасия (Маслова Галина Леонидовна)
13. Послушница Валентина Николаевна Котова
14. Послушница Клавдия Васильевна Фёдорова
15. Послушница Екатерина Николаевна Моисеенкова
16. Послушница Тамара Ивановна

Официальный сайт Саранской и Мордовской епархии. Автор статьи не указан. Дата не указана.

31 января 2012.