ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь.


Большое Чуфарово. Троицкий мужской монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1845.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Республика Мордовия, Ромодановский район, с. Большое Чуфарово, ул. Раздольная

Координаты: 54.423406, 45.518804
Проезд:До Ромоданова из Саранска ходят автобусы и маршрутные такси, также в райцентр можно попасть по железной дороге, проехав до ст.Красный Узел.



Троицкий мужской монастырь, вид снизу от с.Большое Чуфарово<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
вид снизу от с.Большое Чуфарово
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, вид снизу от с.Большое Чуфарово<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
вид снизу от с.Большое Чуфарово
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, в ограде монастыря<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
в ограде монастыря
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, в ограде монастыря<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
в ограде монастыря
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, левая угловая башня от ворот<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
левая угловая башня от ворот
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, правая угловая башня от ворот<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
правая угловая башня от ворот
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, ворота монастыря<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
ворота монастыря
Татьяна Ротманова
10 мая 2013
Троицкий мужской монастырь, в ограде монастыря<br>, Большое Чуфарово, Ромодановский район, Республика Мордовия
в ограде монастыря
Татьяна Ротманова
10 мая 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Антипин
 
Валерий АнтипинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  17 апреля 2011

Чуфаровский Свято-Троицкий (в честь Пресвятой Троицы) мужской монастырь, в прошлом женский, а ныне мужской, основан крестьянином-старцем Игнатием Парамоновичем Вершиным в сер. 1840-х как богадельная община при с. Большое Чуфарово Саранского у. Пензенской губ. По выбору старца Игнатия общину возглавила купеческая дочь Евдокия Трофимова, впоследствии игумения Евгения, стоявшая у кормила обители в общей сложности около 70 лет. Монастырь был возведен напротив села, через овраг, на его высоком склоне, на землях, пожертвованных местным помещиком В. К. Федорчуковым. Ближайшей помощницей Е. С. Трофимой в организации общины была Екатерина Прохоровна Вершина, бывшая жена старца Игнатия, одна из первых постриженных монахинь Чуфаровской обители. К 1867 в кельях на пустыре собралось уже более 20 сестер; тогда же Пензенская консистория признала общину как богадельню. Одна комната в келейном корпусе была освящена как домовая церковь во имя Пресвятой Троицы. В дальнейшем комплекс монастырских построек возводился по плану, помеченному непосредственно на местности основателем старцем Игнатием; зодчие только выполнили его волю, соотнеся замысел с ландшафтной и архитектонической ситуацией. Первый каменный корпус с домовой Троицкой церковью был сложен в 1870; на первом этаже разместилась богадельня. Для неходячих больных в 1872 внизу была освящена еще одна домовая церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери. В 1877 епархиальное начальство обратило Троицкую общину в сестринскую. За десять последующих лет по периметру обители сестры построили с помощью местного населения еще три двухэтажных каменных корпуса, а число сестер за это время выросло до ста человек. В 1887 в самом центре четырехугольника, образованного рядами корпусов, огородом и разбитым садом, заложили по меткам старца Игнатия большой Святодуховский собор, возведение которого завершилось в нач. ХХ в. Из рукописного описания собора известно, что в его иконостасе было 80 икон, обрамленных резными позолоченными рамами искусной работы. Парадный вход в обитель располагался рядом с настоятельскими палатами: это была двухярусная восьмигранная башня, едва возвышавшаяся над келейными корпусами. Одновременно с собором сестры построили пятый келейный корпус, а общее число черниц к 1895 составило уже 180 чел., к 1910 штат монастыря исчислялся 215 сестрами. К революции число насельниц достигло 410 чел., в их число входили 115 монахинь. Община жила по строгому уставу, установленному старцем Игнатием Вершиным по правилам прп. Серафима Саровского. Надзор за иноческой жизнью в Чуфарове и Курилове осуществляли саранские, пензенские, большевьясские, наровчатские игумены и иеромонахи. Выросло к тому времени и материальное благосостояние монастыря: ему принадлежали четыре десятины усадебной земли возле стен, 145 десятин пашни и еще 850 десятин плодородной земли на условии совместного владения с куриловскими монахинями (данные 1895). В первые годы ХХ в. количество земель увеличилось до 1000 десятин, сад занимал 10 десятин, сестры разбили большой огород, занимались пчеловодством, ремеслами. Рядом с монастырем появился целый комплекс хозяйственных построек, с восточной стороны, вдоль обрыва вырос крестьянско-ремесленный поселок, обитатели которого были заняты на монастырских работах. Для богомольцев за северной оградой в конце ХIХ в. построили двухэтажную гостиницу. Большой доход приносила иконописная мастерская: труд сестер-художниц высоко ценился не только простыми верующими, но и иерархами церкви. Рукодельная мастерская занималась изготовлением священнических облачений. Игнатий Вершин умер в 1889. Игумения Евгения ушла на покой в 1912, а умерла в 1914. Ей наследовала игумения Аполлинария, правившая всего семь месцев, и игумения Серафима, оставившая пост в 1921. Последней настоятельницей стала игумения Маврикия. В 1918 последовали первые реквизиции, затем община, пытавшаяся сохранить себя, заявила о готовности структурироваться в сельскохозяйственную артель. Ей это сделать не дали. В 1919 община все же реорганизовалась в артель. Многие монахини и послушницы вышли из монастыря и поселились рядом с ним, влившись в приход сельской Троицкой церкви. Причиной было давление, оказывавшееся властями на монахинь и послушниц в связи с тем, что часть монастырских помещений было отдано Саранской тюрьме. В 1923, когда монахини открыто отвергли «советскую» обновленческую церковь, власти получили повод для насильственного выдворения насельниц из обители. В начале 1924 всех оставшихся монахинь и послушниц выселили в Куриловский монастырь; вместе с игуменией Маврикией на новое место жительства перешли 104 чел. В 1926 их выгнали и оттуда. С середины 1920-х комплекс монастырских построек был отдан органам политического террора для организации следственной тюрьмы НКВД. Бывший монастырь получил у населения страшное имя «Чуфара». Через Чуфару прошли десятки тысяч жертв сталинизма. Вблизи монастыря обнаружено несколько мест массовых захоронений растрелянных людей. После тюрьмы комплекс обители несколько раз менял хозяев. В результате разрушительных мер были утрачены собор, обе домовые церкви, все хозяйственные постройки, колокольня. В 1994 в монастырь вернулись монашествующие, на сей раз мужчины. По благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия возобновленную обитель, вновь освященную во имя Пресвятой Троицы, возглавил игумен Лазарь (Гуркин). За короткое время игумену с братией удалось восстановить три корпуса, провести консервационные работы на остальных объектах, расчистить территорию. В 1997 в обители была освящена новопостроенная церковь во имя Новомучеников Российских – памятник жертвам сталинизма. В 2000 было завершено строительство новой трапезной, совмещенной с больницей, и при них – больничный храм в честь Рождества Христова. В настоятельском корпусе имеется также домовая Лазаревская церковь. В соседнем селе Маколово Чамзинского района  монастырь располагает подворьем – Казанской церковью, одной из самых благоустроенных в Мордовии. Второе подворье, Покровская церковь, находится в Рузаевском районе, в с. Спасское. Самыми известными реликвиями монастыря являлись Казанская икона Божией Матери, перед которой молился основатель старец Игнатий, и три местночтимые иконы – Иверской Божией Матери, Успения Богородицы и Спаса Нерукотворного образа, а также в соборе хранился ковчег с мощами  разных святых.  Еще одна чтимая икона, Божией Матери «Взыскание погибших», была доставлена в обитель перед революцией с Афона как вклад неизвестного почитателя старца Игнатия. В настоящее время святынями обители являются кресты с мощами многих святых, а также реликвии, полученные из Серафимо-Дивеевского монастыря – частицы от облачения прп. Серафима Саровского.

Лит.: Фриновский М. Чуфаровский Троицкий монастырь Саранского уезда. – М., 1905; Бахмустов С. Б. Чуфаровский Свято-Троицкий монастырь в прошлом и настоящем. – Саранск, 2000; он же. Монастыри Мордовии. – Саранск, 2000; Монастыри: Энциклопедический справочник. – М.: Изд. Моск. Патриархии – «Республика», 2000; Новые материалы из истории Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря по данным архива ФСБ по Республике Мордовия // Сар. ЕВ, 2002, № 11, с. 38-55.

http://www.gidrm.ru/doc_2502.html


Анонимный участник  10 апреля 2014
К истории с. Чуфарово по Пензенским Епархиальным Ведомостям за 1907 г.: "Храм во имя св. Живоначальной Троицы, с теплым приделом, в честь и память Покрова Пр. Богородицы, деревянный, построен в 1866 г.... Деревянная часовня в память Царя-Освободителя Александра II. Земли 90 д., в том числе 30 неудобной. Прихожан м.п 903, ж.п. 963. Приход состоит из села, Новой Куриловки (в 5 в.), Старой Куриловки (в 5 в.), Кургана (в 4 в. ). В селе училище земское".


Комментарии и обсуждение


http://chufarovo-mon.ru/monastery/history/vremena-gonenij сайт монастыря.

Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Спасское является подворьем Свято-Троицкого Чуфаровского мужского монастыря.

12 июля 2013, Т..