ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пянтег. Неизвестная часовня.

часовня на кладбище


Пянтег. Неизвестная часовня
Деревянная часовня. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:приблизительно 1800 - 1900.
Адрес:
Пермский край, Чердынский р-н, с.Пянтег

Координаты: 60.160853, 56.244764
Проезд:Кладбище находится вблизи северо-западной окраины села, слева от проселочной дороги на Амбор
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная часовня, , Пянтег, Чердынский район, Пермский край
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Неизвестная часовня, вид с северо-востока<br>, Пянтег, Чердынский район, Пермский край
вид с северо-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011
Неизвестная часовня, вид с севера<br>, Пянтег, Чердынский район, Пермский край
вид с севера
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 марта 2011



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 мая 2017

Главной достопримечательностью Пянтега является деревянная Богородицкая церковь. Полное название — церковь Смоленской иконы Божией Матери. Это самая древняя деревянная постройка не только на Урале и в Сибири, но и во всей России. Даже известный комплекс в Кижах в Карелии построен позднее, какую бы дату постройки Пянтежского храма мы бы ни взяли.

Еще в середине 1850-х годов Ф.А. В Олегов, известный историк семьи Строгановых, записал предание о постройке этого храма: «Когда и кем была построена сия священная храмина; даже прадеды и прапрадеды нынешних стариков не помнят и не знают о времени постройки ея. Предание повествует, что будто бы около 1500 года к Ильинской пянтежской ярмарке сверху Камы плыла на ладьях неизвестная московская барыня, и на пути своем сделалась больна так сильно, что не могла продолжать свой путь — остановилась. Прошло несколько дней, болезнь не уменьшалась и возвещала смерть. В один из сих дней она видела сновидение, которым велено было построить ей на том месте, где стоит деревня Пеньки, ныне село Пянтежское, церковь и освятить ее во имя Смоленской Божией Матери. Она, проснувшись и по чувству к сему тайному внушению приписывая его воле Божией, дала обещание построить церковь. Вскоре после этого она выздоровела и по прибытию в Пеньки исполнила свое обещание».

Пермские архитекторы Г.Д. Конторович и А.С. Терехин, проверяя время постройки по разным источникам, пришли к выводу, что возведение церкви около 1500 года — дата не столь сомнительная. А представим, что такое 1500 год. До рождения Ивана Грозного оставалось еще долгих 30 лет. Есть и другая дата — 1617 год. Ее в 1982 году нашел в Дозорной книге Чердынского уезда 1707 года пермский историк, профессор Г.Н. Чагин.

Пянтежская деревянная церковь привлекает внимание не только своей древностью, но и необычной формой — она больше напоминает крепостную башню, чем храм, особенно если смотреть на нее со стороны Камы. Такое впечатление постройка произвела на первого исследователя этой церкви архитектора И.В. Маковецкого, который писал: «...по своему внешнему облику церковь скорее напоминает сторожевую башню, поставленную на дальних северо-восточных рубежах русской земли». Но не только эмоции приводят к мысли, что пянтежский храм — это бывшая крепостная башня.

Факт первый. Шестигранный сруб характерен для крепостных башен, храмы такой формы встречаются крайне редко. В Пермском крае, например, их всего два: в с. Пянтег и д. Ерши Кунгурского района. Еще одну такой же формы часовню архитекторы обнаружили на севере Западной Сибири, в 50 км от древнего города Мангазеи. Факт второй. На противоположных стенах церкви есть вертикальные пазы, которые могли служить для соединения с острожными стенами. Для церкви такая архитектурная деталь не нужна. Факт третий. В верхней части сруба есть дверь и остатки бревен от выносной площадки. «Балконы» в христианских церквах не строили. А вот для башен выносная площадка — это необходимость. С нее защитники башни могли вести так называемый «подошвенный бой», т. е. уничтожать противника, подошедшего вплотную к стенам крепости. Факт четвертый. На чердаке церкви исследователи нашли древнюю лестницу — бревно высотой 4,65 м. Для чего она была предназначена? Ее примеряли для разных целей. Но по своим размерам она могла использоваться только для подъема с чердака на смотровую площадку. Крыша храма не всегда была такой, какой мы ее видим сейчас. Самый старый рисунок, сделанный еще в первой половине XIX столетия, показывает, что у церкви была шатровая крыша, завершающаяся куполом. Изучая старый рисунок храма, архитектурные особенности пянтежской церкви, переносную лестницу — бревно, архитектор А.С. Терехин пришел к выводу, что в первоначальном виде крыша завершалась дозорной площадкой. Он же высказал предположение, что эта башня была перевезена в Пянтег с Анфаловского городка, стоящего на месте Пянтежского городища. Конечно, это только гипотеза, пока не подтверждаемая никакими фактами. Но ей воспользовался пермский писатель А.В. Иванов. В своем романе «Чердынь — княгиня гор», написанном в жанре исторической фантастики, он помещает Анфаловский городок на месте, указанном А.С. Терехиным. Сегодня, в принципе, неважно, откуда в Пянтег была привезена эта башня и привезена ли вообще, может быть, ее и строили здесь. Важно совсем другое: сегодня во всем Пермском крае не сохранилось ничего от крепостных деревянных средневековых сооружений. Пянтежская башня-храм — в наших краях это единственный свидетель давно минувших эпох: Смутного времени, крестьянских войн, петровских реформ и прочее, прочее, прочее.

Кстати, существование двух дат постройки церкви вполне объясняемо. В 1617 году бывшую крепостную башню, привезенную откуда-либо или стоявшую где-то поблизости, могли переделать (перестроить) под храм, добавив к ней алтарную часть. Но возводили ее не на новом месте, здесь до нее уже стояла церковь, возможно, и построенная около 1500 года. Древность ее появления подтверждает такой факт. Предание, записанное в селе, гласило: «Когда-то давно ученики Стефана Пермского приплыли в Пянтег из Бондюга на камне, на котором по Каме раньше плавал сам Стефан. Они вышли на берег, камень вкатили на самое высокое место и с него проповедовали христово учение. После их смерти жители села построили вокруг камня церковь. В первые годы советской власти камень этот сбросили с берега в Каму, но он не утонул, долго еще плыл по воде, пока его видели люди». И что интересно — в описании церкви 1850 года значится: «...под престолом находится одна галя (камень)...». Кстати, в древних традициях был такой символ — «Центр Мира». Как правило, под ним понимали не центр всего Мира, а центр какой-то определенной области, но в понятии не географическом, а духовном (хотя оба эти значения могли и совпадать). Символом центра могла быть гора или просто камень. В раннехристианской традиции именно камень являлся престолом, «божественным обиталищем», центром храма. Со временем эта традиция была утрачена. Камень под престолом, как мы видим, — это очень древняя традиция, и, конечно, она не могла появиться в XVII веке. Скорее всего, «галю», уже не помня особого значения камня, сохранили от прежнего храма.

Вероятнее всего, Пянтег в древности был крупным, известным культовым языческим центром, причем единым для большой округи. Вспомним находки фигурки Перуна, боевого украшенного топора (топор — один из символов Перуна). Исследователи И.Я. Кривощеков, И.В. Маковецкий, А.С. Терехин считали, что деревянная церковь была построена в «роще священных кедров, на месте языческого мольбища». Православным миссионерам нужно было как можно эффективнее пропагандировать свое учение, поэтому они постарались занять место древнего святилища и для усиления своей значимости даже вкатили сюда камень святого Стефана Пермского . Но язычество не уходило из этих мест очень долго. Уже упоминаемый нами летописец Строгановых Ф.А. Волегов в 1850 году писал, что «от деревянной церкви, ниже по течению реки, рядом с кладбищем , стоит древняя сосновая роща, которую хранят местные жители и обожают точно так, как деревянную церковь. Чтят до того, что лет 20 тому назад или еще менее, она служила местом приношения языческому Перуну и другим ему подобным болванам суеверными жителями».

Сейчас нет уже сосновой рощи, нет и кедровой рощи (последний высохший кедр упал в 2009 году). Но места остались. Здесь, на высоком берегу Камы, тысячу лет назад в священной кедровой роще собирались сотни людей со всей округи, чтоб вознести хвалу своим богам, почувствовать свое единение с природой, космосом. Пятьсот лет назад, а может быть, и более, первые православные миссионеры установили в священной роще первую христианскую святыню — камень святого Стефана Пермского. Ничего этого уже нет. Но стоит деревянный храм-башня, свидетель событий давно минувших столетий.

http://www.istorya.ru/book/perm-velikaya/24.php



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.