ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Масальское. Церковь Рождества Христова.


Масальское. Церковь Рождества Христова
Церковь. Действует.
Престолы: Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы, Александра Невского
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: 1782.
Епархия: Ярославская митрополия. Переславская епархия
Адрес:
Ярославская область, Угличский район, село Масальское

Координаты: 57.542235, 38.039115
Ссылки: Ссылка на temples.ru  Ссылка на портале prihod.ru 



Сортировка:

Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
7 ноября 2021
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Елена Карпова
7 ноября 2021
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 мая 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 мая 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
KotelnikovR.
27 марта 2017
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Tessy
26 апреля 2009
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Дворядкин ДмитрийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
1 января 1996
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
МОРПЕХ879
17 августа 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
26 мая 2018
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Tessy
26 апреля 2009
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
Tessy
26 апреля 2009
Церковь Рождества Христова, , Масальское, Угличский район, Ярославская область
yozik
10 марта 2012
Церковь Рождества Христова, Притвор. Роспись потолка, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Притвор. Роспись потолка
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Фрагмент росписи западной стены храма, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Фрагмент росписи западной стены храма
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Трапезная. Фрагмент росписи стен, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Трапезная. Фрагмент росписи стен
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Трапезная. Фрагмент росписи потолка, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Трапезная. Фрагмент росписи потолка
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Трапезная. Роспись потолка, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Трапезная. Роспись потолка
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Притвор. Росписи северной стены, Масальское, Угличский район, Ярославская область
Притвор. Росписи северной стены
Tessy
7 июля 2010
Церковь Рождества Христова, Автор: Лебедев Павел Константинович Из авторского собрания фотографа-любителя, ветерана ВОВ Лебедева П.К., Масальское, Угличский район, Ярославская область
Автор: Лебедев Павел Константинович Из авторского собрания фотографа-любителя, ветерана ВОВ Лебедева П.К.
Денис Александрович
1 июня 1965
Церковь Рождества Христова, Автор: Лебедев Павел Константинович Из авторского собрания фотографа-любителя, ветерана ВОВ Лебедева П.К., Масальское, Угличский район, Ярославская область
Автор: Лебедев Павел Константинович Из авторского собрания фотографа-любителя, ветерана ВОВ Лебедева П.К.
Денис Александрович
1 июня 1965
Церковь Рождества Христова, Центральная часть иконостаса. Фото В.М. Рудченко., Масальское, Угличский район, Ярославская область
Центральная часть иконостаса. Фото В.М. Рудченко.
Владимир К
Церковь Рождества Христова, из личного авторского собрания. автор Д.А., Масальское, Угличский район, Ярославская область
из личного авторского собрания. автор Д.А.
Денис Александрович
1 августа 2003



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 24 января 2015

Масальское (Рождествено на Корожечне). Церковь Христорождественская расположена на левом берегу реки Корожечны на горе. Она с теплым приделом, с южной стороны – Рождества Пресвятой Богородицы. Вся каменная, самостоятельная. Построена в 1782 г. тщанием князя Михаила Михайловича Хованского. Престолов три: Рождества Христова, Рождества Пресвятой Богородицы и во имя св. и благоверного князя Александра Невского. Третий св. алтарь не составляет придела и не имеет отдельной крыши, а находится внутри трапезной части летнего храма. Устроен в 1899 г. на средства прихожанина, крестьянина дер. Лукьянова А. А. Шеина. Колокольня над папертью, в связи с храмом. Приход более известен под названием села Масальского, а не Рождествено, что на Корожечне. Небольшая часовня в каменном столпе ограды, на северо-восточном углу ограды. Ограда вокруг храма (140 саж. окружн.) вся каменная с железными решетками.

Церковной земли 39 десятин, церковный дом для жительства священника. Капитала церковного в билетах 559 руб. Прихожан 1034 муж. пола и 1207 жен. Дер. Коростылева в 3 верстах от села, а все остальные деревни не далее полутора верст.

В приходе земская школа одноклассная. Больница земская на 6 кроватей, квартира для фельдшера и акушерка при больнице, а для врача отдельный дом. Казенная чайная лавка. Все три здания принадлежат приходу, а содержатся от земства. Училище, больница и дом врача близ храма, а чайная поодаль. Штатный состав причта: священник, диакон и псаломщик. Причтового капитала в процентных бумагах 2349 руб.

«Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии», Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г.


Марина Зуйкова 22 сентября 2020

На живописной береговой возвышенности реки Корожечны расположен храм села Масальского. Небольшая изящная церковь стоит на краю села, над пологим береговым склоном и видна с дальнего расстояния. Как практически вся территория Угличского края, эта местность имеет богатую историю, уходящую вглубь столетий. Исконное название села – Рождествено на Корожечне. Именно в таком качестве оно упоминается в большинстве источников.

Примечательно, что его владельцами были исключительно известные, знатные и родовитые люди – в данном обстоятельстве наблюдается интересная традиция. В начале XVII века «село Рожественское, на речке на Корожечне» принадлежало боярину Михаилу Глебову сыну Салтыкову. Возможно, вотчина была получена в конце XVI века, поскольку в Писцовых книгах он отмечен в чине окольничего – до пожалования в боярство (1601). М.Г. Салтыков был полководцем и дипломатом, участником многих событий периода Смуты, – в частности, прихода к власти Лжедмитрия I и заговора против него, избрания на русский престол королевича Владислава. В 1611 году перешел на службу к польскому королю Сигизмунду III, утратив прежние владения.

В 1619 году вотчина была пожалована стольнику князю Андрею Фёдорову сыну Литвину-Мосальскому «за московское осадное сидение королевичева приходу». Он принадлежал к числу Рюриковичей, потомков черниговских князей. Разные ветви князей Мосальских состояли на службе в Литве, Польше и России. Андрей Фёдорович тоже имел явную пропольскую ориентацию, был в числе тушинцев, присягнул Сигизмунду III, но, как видно, вовремя перешёл на нужную сторону. Осенью 1618 года он участвовал в обороне Москвы от войск королевича Владислава, за что и был награжден вотчиной, в которую помимо села входили деревни Хлудово и Лукьяново «на речке на Курге», Яковлево на берегу Корожечны. За долгую жизнь ему довелось возглавлять Пушкарский и Сыскной приказы, командовать полками в нескольких войнах, дослужиться до чина окольничего. А.Ф. Мосальский умер бездетным в 1664 году – с ним пресеклась одна из линий княжеского рода. Период его владения оставил особую страницу в истории села. Несмотря на то, что формально оно называлось Рождествено на Корожечне и позднее сменилось немало других владельцев, за селом закрепилось название – Масальское, обычно писавшееся через «а». По какой-то причине один из давних владельцев оставил по себе такую память.

Позднее село переходит в собственность князей Хованских – потомков литовского великого князя Гедимина, принадлежавших к числу наиболее привилегированных кругов княжеско-боярской аристократии, «родам первой статьи». В числе владельцев был Иван Иванович (1650-1726) – сын известного главы Стрелецкого приказа Ивана Андреевича Хованского «Тараруя», учинившего названное его именем восстание, казнённого в 1682 году. Далее вотчиной владели Михаил Иванович (1684-1735) и Сергей Михайлович (1721-1768). Первый был капитаном лейб-гвардии Преображенского полка, а второй упоминается в чинах поручика, титулярного советника. После кончины старшего брата владельцем села становится отставной поручик Михаил Михайлович Хованский (1710-1785), с чьим именем обычно связывается строительство каменной церкви. Помимо селений в состав вотчины входили рыбные ловли на реке Корожечне протяжённостью по обоим берегам 6 вёрст и 50 саженей.

Примерно в 1785 году в очередной раз происходит смена владельца. Новым хозяином села стал князь Александр Алексеевич Вяземский (1727-1793). Это был видный екатерининский сановник, действительный тайный советник, генерал-прокурор Сената. Занимая высокую государственную должность, был известен неподкупностью и принципиальностью, деятельно руководил ведомством юстиции, а также стал основоположником строгой финансовой отчётности. В первой половине – середине XIX века село принадлежало гвардии штабс-капитану графу Фёдору Степановичу Апраксину (1816-1858) – представителю ещё одной аристократической фамилии.

О храмах наиболее ранние сведения содержатся в Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов: «…а в селе церковь Рождество Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа да тёплой храм Пречистыя Богородицы Курския, да предел мученика Христова Андрея Стратилата, древяны, клецки, а у Рождества Христова верх шатровой, а в церквах образы, книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строение вотчинное». Неизвестно, когда и кем были основаны церкви, но придел Андрея Стратилата, очевидно, создал князь А.Ф. Мосальский в честь своего святого покровителя.

В середине XVIII столетия взамен исконно существовавших деревянных храмов возводится каменный. Церковь Рождества Христова «строением начата» в 1754 году по благословенной храмоздательной грамоте ростовского митрополита Арсения (Мацеевича). 5 сентября 1771 года священник Степан Иванов подал прошение епископу Афанасию об освящении тёплого придела Рождества Пресвятой Богородицы. Но, видимо, обнаружились какие-то препятствия – придел был освящён 24 мая 1775 года архимандритом Борисоглебского монастыря Венедиктом.

С течением времени завершается основной храм. В начале сентября 1787 года священник Кондрат Иродионов подал прошение архиепископу Арсению (Верещагину) об освящении престола и выдаче антиминса, поскольку «ныне и вышеписанная настоящая церковь всем приличествующим церковным благолепием убрана и украшена и к освящению состоит в готовности».

При рассмотрении дела в Духовной Консистории была подготовлена справка, где в числе прочего обозначено, что «при оной церкви приходских дворов при ревизии состояло 172. В них мужеска [пола] 684, женска 741, а обоего 1425 душ». По числу приходских дворов установлен состав причта – священник, диакон, дьячок и пономарь.

16 сентября 1787 года правящим архиереем дана следующая резолюция: «Показанную Рождественскую церковь, если никакого по освидетельствовании препятствия не окажется, мышкинскому протоиерею Илие по чиноположению церковному освятить. При том сказать поучительное слово. Именем Господним благословляю, для чего и выдать освящённый антиминс». 17 сентября была дана благословенная грамота.

Далее 22 октября протоиерей мышкинской соборной церкви Илия рапортовал архиепископу Арсению, что новопостроенная каменная церковь села Рождествена «что на Корожечне» Мышкинского уезда освидетельствована и поскольку «никаких неисправностей, противных правилам святых отец и указам, не оказалось и в утвари церковной, так же и в книгах недостатку не имеется» освящена 26 сентября 1787 года.

Из приведённых документов следует, что строить каменный храм начали в 1754 году ещё при Сергее Михайловиче Хованском. Основные строительные работы завершены до 1771 года, а далее постепенно создавалось внутреннее убранство, что также стоило немалых средств. Делами строительства в основном занимались священники Степан Иванов и Кондрат Родионов, но не вызывает сомнений, что немалое участие было проявлено владельцами вотчины – князьями С.М. и М.М. Хованскими. Несмотря на то, что село не являлось местом пребывания помещиков, инициатива строительства могла принадлежать им, и они оказали решающее влияние на облик храма. Несомненно, церковь строилась по качественному проекту, разработанному каким-то архитектором. На это указывают стилистически выверенные формы, сочетающие в себе элементы барокко и раннего классицизма. Для облика здания характерны крупные арочные окна, рустованные и гладкие лопатки, ступенчатые пояски, наличники с фигурными и геометричными деталями. При общем плоскостном исполнении пластика фасадов насыщенна и не лишена выразительности.

Можно заметить, что Рождественская церковь имеет некоторое сходство с храмом села Знаменского помещиков Тютчевых (1784). Очевидно, среди местных дворян бытовал проект, который воплощали в разных вариациях. При отличиях в деталях близка общая композиция, включающая число осей, одноглавый четверик с фронтонами, объём колокольни. Только Рождественская церковь получила крупный трёхчастный алтарь и тёплый придел, выступающий с южной стороны. Увеличена высота храмовой части, а колокольня завершена ярусом звона в виде восьмерика. Архитектура здания и особенно внутреннее убранство столь интересны, что заслуживают отдельного рассмотрения.

https://uglmus.ru/about/publics/strihi_k_istorii_s.masalakoe/


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 13 мая 2024

«…Церковь Христорождественская расположена на левом берегу реки Корожечны на горе. Она с теплым приделом с южной стороны Рождества Пресвятыя Богородицы. Вся каменная. Самостоятельная. Построена в 1782 г. тщанием князя Михаила Михаиловича Хованскаго. Престолов три: Рождества Христова (25 дек.), Рождества Пресвятыя Богородицы (8 сен.) и во имя св. и благовернаго князя Александра Невскаго (30 авг.). Третий св. алтарь не составляет придела и не имеет отдельной крыши, а находится внутри трапезной части летняго храма. Устроен в 1899-мъ году на средства прихожанина, крестьянина дер. Лукьянова А. А. Шеина. Колокольня над папертию, в связи с храмом. Приход более известен под названием села Массальскаго, а не Рождествена, что на Корожичне. Небольшая часовня в каменном столпе ограды, на С. В. углу ограды. Ограда во круг храма (140 саж. окруж.) вся каменная с железными решетками. Церковной земли 39 дер. Церковный дом для жит. священ. Капитала церковнаго в билетах 559 р.

Прихожан 1034 м., 1207 ж., из них: в с. Масальском 80 м., 136 ж.; в дер. Лукьяново 74 муж., 132 ж.; Хлудово 191 м., 187 ж.; Яковлево 296 м., 303 ж.; Чурилово 231 м., 235 ж.; Коростелево 70 м., 75 ж.; Сумы 86 м., 139 ж. Дер. Коростелево три версты от села, а все остальныя деревни не далее полутора версты. Село расположено на горе на левом берегу реки Корожечны. Адрес: Климатинская почт. станция, Мышкин. уезд. В приходе земская школа, одноклассная. Больница земская на 6-ть кроватей, квартира для фельдшера и акушерка при больнице, а для врача отдельный дом. Казенная чайная лавка. Все три здания принадлежат приходу, а содержатся от земства. Училище, больница и дом врача близь храма, а чайная поодаль. Штатный состав причта: свящ. диак. и псал. Причтоваго капитала в проц. бум. 2349 руб…»

Рыбин К.Г. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль: тип. Губ. земск. управы, 1908 г., стр. 393-394


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 декабря 2024

Основана в 1781 году, тщанием Князя Михаила Михаиловича Хованскаго; престолов в ней два: Рождества Христова и Рождества Пресвятыя Богородицы. Земли церковной 36 десятин. Всего в приходе 7 селений, 212 домов, число душ 867 мужского пола и 1129 женского: Рождествено, при реке Корожичне, 26 дом., число душ 96 муж., 133 жен.; Сумы, при реке Корожичне, 17 дом., число душ 82 муж., 96 жен.; Лукьяново, при речке Курге, 21 дом., число душ 95 муж., 110 жен.; Хлудово, при речке Курге, 40 дом., число душ 153 муж., 204 жен.; Яковлево, при реке Корожичне, 53 дом., число душ 218 муж., 298 жен.; Чурилово, при реке Корожичне, 42 дом., число душ 167 муж., 217 жен.; Коростелово, при реке Корожичне, 13 дом., число душ 56 муж., 71 жен.

Из книги «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии» (Ярославль, 1861 год. Составил секретарь Ярославской духовной консистории Крылов А. П.)

(№ селения 3821). Во владельческом селе [Малое Рождествено (Мосальское, Рождественское, что на Корожичн?] между левой стороной большой Санкт-Петербургской дороги и рекой Корожечна было 29 дворов, проживало 204 человека (88 мужского пола и 116 женского). Имелась церковь. Расположено при реке Корожичне. Поселение находилось от: уездного города в 35 верстах; квартиры станового пристава в 1,5 верстах. Административно село относилось к Ярославской губернии, Мышкинского уезда, 1-го стана.

Из «Списка населенных мест Российской империи по сведениям 1859 года, составленного и изданного Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел» (Том L. Ярославская губерния, 1865 год. Обработан старшим редактором А. И. Артемьевым)

с. Масальское (Малое Рождествено, Мосальское, Рождественское, что на Корожичне) | Urban2080


Владимир К 25 ноября 2025

Ранее уже затрагивалась тема села Масальского – местности с богатой и древней историей, связанной с видными аристократическими родами: Салтыковых, Мосальских, Хованских, Вяземских, Апраксиных. Бесспорно, главной достопримечательностью села является храм. Он служил центром местного крестьянского сообщества, объединял округу. На первый взгляд можно подумать: «А что примечательного в скромной провинциальной церкви?» Сколько их разбросано на просторах страны в тысячах сёл. Мы привыкли к такому пренебрежительному отношению, поверхностному уничижительному эстетству, мешающему ценить окружающие нас достопримечательности и святыни, заставляющему искать достойное и значительное лишь где-то на стороне.

Так ли зауряден сельский храм? Конечно, он многое перенёс и ныне пребывает далеко не в лучшем состоянии. При этом достаточно всмотреться в его формы, чтобы понять – он является интересным памятником архитектуры, уникальным для нашей местности, сохранившим в немалой степени убранство интерьеров. Рассмотрим повнимательнее облик сельской святыни, в чём нам помогут старинные документы.

Как уже ранее сообщалось, церковь была построена в 1754-1771 годах. 24 мая 1775 года освящён тёплый придел Рождества Пресвятой Богородицы, а 26 сентября 1787 года последовало освящение главного престола во имя Рождества Христова. При этом была составлена опись церковного имущества. Там отмечено, что церковь «с колокольнею каменная, крыта чешуёю, на коей глава обита железом». В храме «иконостас имеется гладкой, выкрашен краской голубой местами по большей части в клеймах и вызолочен». Описаны царские врата: «на них образ Благовещения Пресвятыя Богородицы и Вечеря с двунадесяти апостолами – резные и вызолоченные». По сторонам царских врат находились иконы Рождества Христова и Рождества Богородицы, соответствующие посвящению престолов, что можно признать оригинальным решением. Далее две иконы – 1) Успения Божией Матери, 2) Николая Чудотворца и великомученика Георгия. За ними боковые входы с образами архидиаконов Стефана и Лаврентия. «Над царскими вратами в средине образ Тайныя Вечери и над ним сень с балдахинею – вызолочены, а по правую и левую сторону в клеймах 12 праздников Господских. Во втором поясе в средине образ Спасителя, по сторонам лики апостолов. В третьем в средине образ Коронования Божия Матери, по сторонам лики пророков. В четвёртом в средине Распятие Господа нашего с предстоящими по сторонам. В клеймах страсти Господни». Были ещё иконы в алтаре и иконостас в трапезной около «Красных врат» – широкой арки, ведущей в храмовую часть.

В 1806 году составлена новая опись церковного имущества. Там главный предалтарный иконостас обозначен как «столярный с выгибами, а по местам с резьбой, тело выкрашено голубой краской, а резьба вызолочена. На том иконостасе клеем резных и позолоченных двадцать, в коих писаны дванадесять праздников и страсти Господни». Аналогично описаны верхние деисусный и пророческий ряды, где по сторонам центральных образов размещались по три боковые иконы. А также завершающая иконостас икона «Распятие» в фигурном клейме-фрамуге. Иконы местного ряда к тому времени были украшены серебряными ризами и венцами. Появились два клироса столярной работы с вызолоченной резьбой и боковые киоты. О царских вратах сказано, что на них резное изображение «Сошествия Святого Духа на апостолов» (а не «Тайная Вечеря», как отмечено в первой описи). Возможно, створки были переделаны или в первом случае допущена ошибка.

Храм села Масальского избежал закрытия в советское время, а потому его убранство сохранилось, что уникально для наших мест и всей многострадальной страны. Предалтарный иконостас можно видеть на фото искусствоведа В.М. Рудченко и частично в оригинале. Он имеет фигурный контур с эффектными изгибами симметричных ризалитов, завершённых лучковыми фронтонами.

Композицию определяют вертикали узких пилястр с резными вставками, капителями, гирляндами, а также профилированные карнизы и пояски. Среди них выделяются многочисленные резные клейма и обрамления икон со сложными завитками, листьями, рокайлями, фигурками херувимов. Центром композиции служили царские врата, оформленные скульптурной группой на фоне рам с цветными стёклами. Над вратами возвышается фигурный балдахин. Не меньшим своеобразием выделяются завершения боковых входов с переданными резьбой пышными драпировками, кистями, коронами. Нежно-голубой фон плоскостей иконостаса сочетается с тонкой золочёной резьбой. Плавные изгибы, сложные фигурные детали, живопись и миниатюрные скульптуры образуют изящную эффектную композицию.

Иконостас выполнен в стиле рококо и содержит все характерные элементы этого стиля. Не вызывает сомнений, что он современен строительству храма, – очевидно, был изготовлен в 1770-1780-х годах. В композиции присутствует явное сходство с величественным иконостасом Зачатьевского собора Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, созданным в 1762-1764 годах осташковскими мастерами. Возможно, иконостас сельского храма является миниатюрной вариацией, созданной по качественному проекту не менее талантливыми мастерами. Также примечателен иконостас зимнего придела – более сдержанный, с широкими каннелированными пилястрами, карнизами и столь же выразительной рокайльной резьбой обрамлений и клейм.

Убранство дополняли медные паникадила, подсвечники, лампады и многочисленная серебряная утварь – дарохранительница, потиры, дискосы, звездицы, напрестольные кресты, оклады Евангелий. Среди них выделялся чеканный золочённый крест из кипарисового дерева со вставками частиц мощей разных святых. Была богатой библиотека храма с десятками наименований книг, изданных в XVII-XIХ веках.

Говоря об архитектурных особенностях, можно отметить, что храм невелик, но внутренние помещения просторные, светлые с широкими арочными окнами и высокими сводами. Плоскости стен покрывает сдержанный лепной декор – карнизы и тяги различных форм. Ниши окон имеют тонкую филёнчатую обработку. Фигурные картуши окаймляют живописные клейма на сводах. Особенно примечателен свод храмовой части, завершённый восьмигранным проёмом для светового барабана. От его краёв, оформленных фестонами и фигурками херувимов, спускаются профилированные тяги. В верхней части стен заметны отверстия голосников, улучшающие акустику, – явная отсылка к давней традиции. На лотках сомкнутого свода помещены четыре круглых медальона с изображениями евангелистов. Ещё два медальона расположены по сторонам иконостаса.

В оформлении интерьеров плоскости стен и тонкий лепной декор органично сочетаются с цветной расколеровкой (преимущественно в розовых и голубых тонах) и живописными клеймами в иллюзорных гризайлевых обрамлениях, имитирующих сложную лепнину. Живописное убранство храма, возможно, выполнялось в несколько этапов разными мастерами, могло неоднократно переписываться и поновляться. В частности, росписи храмовой части похожи на работы угличских живописцев Бурениных. Для них характерен стиль иллюзорных орнаментов, но фигуры святых явно схематичны. Можно вспомнить и живописцев Гусевых, трудившихся во многих церквах.

С течением времени убранство храма дополнялось. Очевидно, после составления описи 1806 года изготовлена великолепная надпрестольная сень с тонированными под розовый мрамор коринфскими колоннами и перекинутыми между ними кессонированными арками с резными розетками и литургическими атрибутами. К тому же периоду могут относиться некоторые киоты, выполненные в классическом стиле, – с розовыми колоннами, многочастными карнизами, резными композициями в завершении.

В 1899 году в трапезной на средства прихожанина, крестьянина деревни Лукьяново А.А. Шеина был создан придел во имя Святого благоверного князя Александра Невского. В небольшом пространстве северо-восточного угла размещён иконостас в эклектичном неорусском стиле с фигурными золочёными колоннами сложных форм, крупными капителями, насыщенным силуэтом завершений, ажурной резьбой царских врат. Возможно, в тот же период выполнены росписи трапезной.

Известно, что храмовую территорию окружала ограда длиной 140 саженей (299 м) – «вся каменная с железными решётками» и небольшой часовней. Так что на протяжении ста пятидесяти лет заботами прихожан, причта и благотворителей периодически велось строительство, выполнялись ремонты и поновление.

В советский период Рождественская церковь оставалась действующей, но скромный сельский храм во враждебных условиях постепенно обветшал. Его замечательное убранство целостно сохранялось ещё в начале 2000-х годов, но затем немало пострадало от грабежей. Трагично и печально, что, утратив большую часть культурного достояния в противоречивом ХХ веке, мы продолжаем терять. Что оказывается невозможным обеспечить сохранность сельских храмов.

Церковь села Масальского нуждается в серьёзной реставрации, которая позволила бы сохранить для потомков уникальный памятник с богатой историей и целостным комплексом внутреннего убранства XVIII-XIX столетий.

Автор статьи: Евгений Лиуконен. Источник: сайт Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея: https://uglmus.ru/about/publics/hram_masalskoe/



Комментарии и обсуждение


12 июля 2012 года ураганом снесён купол над колокольней.
14 июля 2012.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.