ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Софии, Премудрости Божией.

Ιερός Ναός Αγίας Σοφίας


Салоники (Θεσσαλονίκη). Церковь Софии, Премудрости Божией
Церковь. Действует.  
Престолы:Софии, Премудрости Божией
Год постройки:Между 690 и 730.
Адрес:
Πλ. Αγ. Σοφίας, Θεσσαλονίκη.
Ιερός Ναός Η του Θεού Σοφία

Координаты: 40.63293, 22.94697



Сортировка:

Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, восточный фасад<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
восточный фасад
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, вид с юго-востока<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
вид с юго-востока
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, западный фасад<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
западный фасад
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Илья Смирнов
25 февраля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Владислав Яровинд
8 августа 2015
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
18 мая 2013
Церковь Софии, Премудрости Божией, декор портала<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
декор портала
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, иконостас<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
иконостас
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, мозаика конхи абсиды VIII-IX вв.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
мозаика конхи абсиды VIII-IX вв.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, капитель колонны, V в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
капитель колонны, V в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, , Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, Вознесение Христа IX в.<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Вознесение Христа IX в.
zavar-vera
27 апреля 2018
Церковь Софии, Премудрости Божией, Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фото 1943 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
15 июля 1943
Церковь Софии, Премудрости Божией, Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de<br>, Салоники (Θεσσαλονίκη), Центральная Македония, Греция
Фото 1941 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
10 июня 1941



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Виктор Захаров
 
Виктор Захаров  23 ноября 2016

В 5 веке на месте современного храма Святой Софии находилась церковь раннехритианского периода – базилика. Землетрясение 618-620 годов разрушило базилику, и на ее месте был построен современный храм Святой Софии.

Церковь Святой Софии в 10 веке была кафедральным собором Фессалоник, затем во времена крестоносцев - кафедрой католического епископа. После пришествия турок в 1430 году богослужения в храме продолжались еще сто лет. Потом его превратили в мечеть. Фрески и мозаики внутри храма замазали штукатуркой, колокольню превратили в минарет. Христианским храм стал только в 1912 году, после окончания Балканской войны. Сегодня это действующий храм Салоник.

Архитектура храма довольно редкая: сочетание крестово-купольного храма и трехнефной базилики. Такой тип храма не часто встречается в архитектуре иконоборческого периода. Именно поэтому этот храм включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри храм разделен колоннами, купол держится на четырех больших колонах в византийском стиле, неф храма имеет крестовый свод. Благодаря тому, что турки, превращая православные храмы в мечети, чаще всего не уничтожали, а покрывали штукатуркой фрески и мозаики, они великолепно сохранились.

Все пространство над окнами барабана, своды аспиды алтаря покрыты изумительными мозаиками. Сохранились также фрески 11 века, на которых изображены святые. Фрески и мозаики стали образцом при строительстве более поздних храмов в разных странах, например, лютеранской церкви Вознесения в Иерусалиме, построенной в начале 20 века.

Многие считают, что храм Святой Софии в Салониках чуть ли не точная копия Софии Константинопольской. Определенное сходство есть, но масштабы сооружений, архитектура и внутреннее убранство заметно отличаются.

http://anygreece.com/saloniki/dostoprimechatelnosti-sal/hramy-salonik.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 апреля 2025

«…Трехчастное решение алтарной зоны присутствует в городском соборе Софии Св. в Фессалонике. Разрушение предшествующей ей базилики (около 620) привело к принципиальной реконструкции здания в крестово-купольный храм, произведенной предположительно в 688-690 гг. Церковь получила вид более компактной постройки, отражающей достижения визант. купольного зодчества VI в. В новом здании не осталось присущих базиликам ни общей протяженности по оси «запад-восток», ни трехнефности. Главное пространство ограничивают 4 квадратных в сечении столба, близко расположенные к стенам и соединенные с ними короткими арками, размещенными на 2 уровнях.

Новая трехгранная апсида церкви Св. Софии с 3 окнами, отделенными участками стен, а не колоннами, а также чередующаяся «полосатая» каменно-кирпичная кладка свидетельствуют о восстановлении церкви в рамках константинопольской традиции. Основное пространство наоса с 3 сторон окружено двухъярусной галереей, западной частью которой является нартекс с пространством над ним. Такая структура западной части имелась также в церквах Богородицы Экатондапилиани и апостола Тита в Гортине - соединение в них нартекса с боковыми нефами создает дистанцию между этими постройками и памятниками традиционного базиликального строительства…»

По материалам сайта «Православная энциклопедия»


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 мая 2025

«…Постройкой, отмечающей узловой пункт перехода от купольной базилики к пятинефной крестовокупольной церкви, является София в Фессалониках первой половины VIII в. Здание исследовано Каллига, который продолжает свои изыскания. Они приносят много нового, однако не все результаты этих исследований опубликованы. В архитектуре Софии есть еще невыясненные вопросы, в частности не ясны пристройки, которые первоначально окружали дошедшие до нас части здания.

Тип Софии в Фессалониках прямо примыкает к типу церкви в Никее и является очень важным этапом на пути дальнейшего архитектурного развития. Наиболее существенно, что подкупольные столбы расслоились на четыре небольших столба каждый, вследствие чего трёхнефная купольная базилика превратилась в подобие пятинефной крестовокупольной церкви. Правда, в плане Софии в Фессалониках есть признаки неустойчивости общей композиции, заключающиеся в том, что цилиндрические своды уже образовавшихся в ней концов креста имеют различную глубину. Равны друг другу северный, восточный и южный концы креста; западный конец значительно длиннее. Это говорит о тенденции придвинуть купол ближе к алтарю, что несколько нарушило центричность главной части интерьера.

Однако решающим новшеством явилось образование двух новых нефов между средним и боковым нефами купольной базилики. Пространства под боковыми цилиндрическими сводами соединены проемами с вновь образовавшимися помещениями внутри подкупольных столбов. Между тремя нефами купольной базилики, которая была отправным пунктом всего развития, возникли нефы, вновь образовавшиеся в результате расслоения подкупольных столбов. Теперь здание имеет пять нефов.

В принципе отличие крестовокупольного здания от купольной базилики заключается именно в образовании этих новых, вторичных нефов. Причина этого развития выступает особенно отчетливо, если рассмотреть весь процесс с конструктивной точки зрения. В результате увеличения глубины боковых цилиндрических сводов концов креста, вызванного необходимостью погасить распор купола, подкупольные столбы, первоначально глухие и соответствовавшие по своей ширине глубине цилиндрических сводов в купольной базилике, стали настолько массивными, что невозможно и ненужно стало делать их сплошными. Они расслоились, превратившись каждый в четыре небольших столба с внутренним помещением между ними. Одновременно с этим возник новый прием погашения распора купола. В купольных базиликах распор купола погашался за счет аморфной массы очень толстых столбов. В Софии в Фессалониках образовалась гораздо более сложная и гибкая система столбов и сводов, погашающая распор.

В Софии в Фессалониках применены наиболее свободно стоящие подкупольные столбы, столь характерные для крестовокупольной системы. Однако эти столбы имеют ещё очень архаический облик. Они толсты и приземисты, их масса преобладает над проемами угловых помещений, они выглядят неуклюжими.

Своеобразную особенность Софии в Фессалониках составляют аркады, отделяющие среднюю крестовокупольную часть от крайних боковых нефов. Арки опираются на чередующиеся столб и две колонны. Чередование опор нередко встречается в ранневизантийской архитектуре, например в атриуме Константинопольской Софии. В Фессалониках имеется нечетное количество опор и четное количество проемов. Это нередко наблюдается в восточных провинциях Византийской империи и только в исключительных случаях — в Константинополе. Более пространственный характер зданий столицы выражается также и в четном количестве опор с проемом в центре.

София в Фессалониках не имеет нартекса. Внутренний обход с трех сторон окружает центральную часть и не разделен перегородками. С западной стороны центральная часть отделена от обхода стеной, с одним дверным проемом в ней. В плане Софии в Фессалониках наблюдается довольно строгая закономерность во взаимоотношениях частей. Западный конец креста равен по глубине прямоугольному алтарному помещению перед апсидой. Северный, восточный и южный концы креста равны по глубине половине западного конца креста. Эта величина соответствует одной трети диаметра купола…»

Источник: Глава «Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966

Ранневизантийская архитектура. Архитектура в провинциях империи | История архитектуры средних веков


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 июня 2025

«…Рано или поздно народное искусство должно было оказать влияние и на столицу. Когда в 843 году было окончательно восстановлено иконопочитание, двор, культивировавший более ста лет лишь декоративно-орнаментальное и светское искусство, был принужден волей-неволей обратиться к народному творчеству, так как он не имел собственной иконографической традиции. А в провинциальных монастырях последняя никогда не прерывалась, получив за годы иконоборчества сильнейшее развитие. Отсюда становится понятной волна восточных влияний, которая частично захватывает столичное искусство около середины IX века.

Если исходным пунктом этих влияний была иконография, очень скоро они распространились и на стиль. Главным памятником, иллюстрирующим данный процесс, являются мозаики св. Софии в Салониках. После вторичного восстановления иконопочитания первоначальный крест апсиды был заменен фигурой сидящей на троне Богоматери с младенцем Христом, а в куполе было помещено Вознесение. Обе мозаики украшают один из главных храмов крупнейшего после Константинополя города, но их стиль мало чем отличается от стиля каппадокийских росписей. Особенно поучительно сравнить Вознесение с фреской на аналогичную тему в 6-й капелле в Гёреме.

Пропорции фигур выдают ту же неправильность, движения носят тот же угловатый, порывистый характер, исполнительская манера отличается той же сухой, линейной трактовкой. Неуклюжие руки, ноги и головы исполнены с исключительной небрежностью. Грубоватые, порою несколько карикатурные лица лишены типичной для константинопольского искусства сдержанности. Аналогичный стиль лежит в основе мозаики апсиды. Короткая, приземистая фигура Богоматери, с чрезмерно большой головой, близка к Христу из Вознесения, что указывает на одновременное исполнение мозаик апсиды и купола.

В Салониках есть еще один памятник монументальной живописи, связанный с этим этапом развития. Речь идет о сильно поврежденной фреске с изображением Вознесения, украшающей конху апсиды в церкви св. Георгия. И здесь применяется грубоватый, но полный своеобразной экспрессии стиль, уходящий корнями в народную почву. Весьма показательно, что почти в такой же манере расписывали монахи свои пещерные храмы в далекой Каппадокии…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[V.6. Влияние народного искусства на искусство столицы] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.