ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вааса. Церковь Николая Чудотворца.

Pyhän Nikolauksen kirkko


Вааса. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1862.
Архитектор:К.А. Сеттерберг
Адрес:
Финляндия, агентство регионального управления Западной Финляндии, область Похьянмаа (Остроботния), г.Вааса, Николайаллен

Координаты: 63.090367, 21.613836



Церковь Николая Чудотворца, , Вааса, Похьянмаа (Остроботния), Финляндия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
2 августа 2013
Церковь Николая Чудотворца, , Вааса, Похьянмаа (Остроботния), Финляндия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
2 августа 2013



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Наталия  30 мая 2015

Церковь св. Николая Чудотворца в г. Вааса (Ваза) - главный храм Ваасавского православного прихода, входящего в Оулусскую епархию. После присоединения Финляндии к России в старинном шведском роде Ваза, основанном в 1606 г. , был расквартирован русский гарнизон. Сюда приехали из России маркитанты, чиновники, ремесленники, купцы. Одними из первых прибыли купцы: Иван Лисицын, Артемий Семенов, Михаил Грачев и Василий и Григорий Смирновы, благодаря деятельности которых в городе позже был возведен православный храм. Иван Лисицын прибыл в город 1809 г. В 1820-1830-е гг. он разбогател и сделался крупным жертвователем и благотворителем. В 1842 г. купец создал фонд своего имени, в который внес 11500 финских марок.

Первая попытка Лисицына получить разрешение на постройку в Вазе церкви оказалась безрезультатной - прошение было отклонено из-за малого числа православных. В 1822 г. купец подал новое прошение, подписанное также Артемием Семеновым и Михаилом Грачевым. Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Серафим поддержал просьбу, но она застряла в инстанциях. Все же в Вазу был назначен «при батальонах» военный священник, которому предписывалось «окормлять также гражданское население». В 1845 г. Лисицын вновь возбудил ходатайство. К этому времени количество православного населения увеличилось, богатство купечества -тоже, и на строительство русской церкви купец был готов пожертвовать крупную сумму. Выборгский губернатор поддержал прошение, архитектор Э.Б. Лорман, интендант Управления публичных зданий, составил проект, 28 февраля 1852 Высочайше одобренный.

3 августа того же года в Вазе произошел большой пожар. В считанные минуты пламя охватило деревянный город, и он сгорел дотла: отстоять удалось только несколько частных домов, ратушу и здание где размещалась скромная полковая православная церковь. Его спасли солдаты, которые непрерывно поливали стены водой.

Главный город губернии было решено выстроить заново, ближе к морю, и переименовать в честь Императора Николая I в Николайштадт. В 1855 г. Государь утвердил план нового города, который находится на высоком полуострове и является одним из самых живописных городов в Финляндии. Губернский архитектор К. А. Сеттерберг, автор плана города и лучших его зданий, разработал чертежи православной церкви, которые 27 августа 1858 г. получили одобрение Синода, поскольку православные «между городами Або и Торнео лишены всяких средств к соблюдению обрядов своей религии». Средства на постройку были к этому времени уже собраны: Лисицын пожертвовал 3 000 руб. серебром, из строительного капитала Духовного ведомства поступило 10 200 руб., казна выделила 6 000 руб.

Закладку каменного храма совершил 9 мая 1861 г. священник 82-го пехотного полка о. Иоанн Лекторов. Здание возводилось подрядчиком Линдалем под надзором автора проекта. Стоимость строительства составляла 17 142 руб. серебром. В 1864 г. началась отделка, а 21 сентября 1866 г. состоялось освящение нового храма, которое провел настоятель о. Николай Попов, гельсингфорсский благочинный, прибывший в Николайштадт вместе с дьяконом Василием Голубковым и пономарем Громовым. На освящении присутствовал также финляндский генерал-губернатор граф Н.В. Адлерберг. В это время приход насчитывал около 200 человек, в основном, военных. Длина этой однокупольной церкви - 26,5, ширина - 18, высота с крестом - 24,5 м. Над притвором возвышается стройная колокольня. Внутри храм выкрашен белой краской, причем нижняя часть стен покрашена под мрамор. Купольный свод - ультрамаринового цвета и украшен позолоченными звездами.

Иконостас был привезен морем из Петербурга. Иконы в нем сделаны способом метахромотипии по эскизам академика Ф. Г. Солнцева. В киотах находятся образа св. Николая Чудотворца и прп. Серафима Саровского. Первый подарен командиром и офицерами 9-го стрелкового полка, второй - строителем Шиловым. Хоругви были получены в дар от о. Иоанна Сергиева (Кронштадтского). Много пожертвовал Лисицын: икону Христа Вседержителя в серебряном окладе, лампады, ризницу, колокол и другие ценные вещи. Достопримечательность храма - плащаница, написанная на белом бархате. Она принадлежала госпитальной церкви Бомарзундской крепости на Аландских островах. После разорения крепости во время Крымской войны плащаница была увезена в Париж, где ее обнаружил русский подданный Речинский, который, выкупив, передал ее Финляндскому Духовному правлению, а оно, в свою очередь, отправило плащаницу в 1864 г. в церковь св. Николая Чудотворца.

После Первой мировой войны из Валаамского монастыря в церковь были привезены и размещены на стенах четыре большие иконы: свтт. Московских Петра и Алексия, прпп. Сергия Радонежского и Серафима Саровского, свтт. Иоанна и Геннадия Новгородских, свтт. Димитрия Ростовского и Феодосия Черниговского. Эти иконы датируется серединой XIX в.

После провозглашения независимости Финляндии городу Николайштадту, где жило около 15 тыс. человек, в 1918 г. было возвращено его первоначальное наименование - Вааса, данное в честь основателя - шведского короля Густава Вазы. Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. церковь дважды пострадала от авианалетов: 31 декабря 1939 г. и 12 января 1940 г., но была быстро отремонтирована. За свою историю храм неоднократно подвергался ремонту. В 1979-1980 гг. был произведен последний капитальный ремонт: реставрацию прошли интерьеры, включая роспись стен и купола. В Вербное воскресенье, 30 марта 1980 г. обновленный храм заново освятил митрополит Лев.

Все службы совершаются на финском языке. Кроме церкви свт. Николая Чудотворца на территории Ваасавского прихода действуют часовни: апп. Петра и Павла в Каухава, прав. Симеона и пророчицы Анны в г. Коккола, прп. Серафима Саровского в Лапуа и пророка Илии и праведной Анны в г. Пиетарсаари.

Из статьи И. Н. Куркимиес «Православные храмы Финляндии» в сборнике: Невский архив: Историко-краеведческий сборник. Вып.V СПб.: «Лики России», 2001 С. 495-497


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  16 сентября 2018

Губернский город Николайштадт находится в Вазаской губернии, в 750 верстах от С.-Петербурга, в 610 от духовного правления, в 477 от благочинного. Назван город Николайштадтом вследствие сделанного жителями всеподданнейшего представления покойному императору; прежде назывался Ваза. Впрочем, прежний город, сгоревший в августе 1852 г., находился в 7 верстах от нынешнего Николайштадта, ближе к морю. Город начат постройкою в 1860 г. В сгоревшем городе Вазе была православная походная церковь выборгского пехотного № 82 полка.

Нынешняя, находящаяся в Николайштадте каменная церковь начата постройкою в 1860 г. и освящена в 1866 г. 9 сентября, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Исидора. На постройку вазаский купец Лисицын пожертвовал 3000 руб. сер.; из финляндских статных сумм назначено 6000 руб.; из строительного капитала духовного ведомства выдано 10 271 руб. и 43 коп. серебр.

Храм во имя Святителя Николая построен по ходатайству бывшего финлянского военного губернатора графа Берга. План храма, составленный в 1857 г. вазаским губернским архитектором Сеттербергом, рассмотрен в Главном Управлении Путей Сообщения и Публичных Зданий и одобрен Святейшим Синодом в 1858 г.

Церковь зданием каменная, со сводами и одним большим куполом. Снаружи не оштукатурена, покрыта железом, которое выкрашено масляной краской цинкового цвета. Длина церкви 12 ½ саж., ширина 8 ½ сажень, вышина с крестом 11 ½ сажень. Внутри церковь выкрашена белою водяною краскою; нижняя часть стен на 3 локтя от пола выкрашена белою, мраморною краскою, под мрамор; купольный свод выкрашен ультрамарином и убран позолоченными звездами.

Церковь имеет 3 входа: с запада, юга и севера. В притворе находятся три двери, из коих одна, направо, в сторожку, другая, налево – на колокольню, и третья, стеклянная – в церковь. Из 18 окон 2 находятся в алтаре, 6 в церкви, 8 в куполе и два в комнате, где ход на колокольню. В притворе находятся 2 полу-окна. Колокольня находится над притвором, высота ее с крестом 19 сажень. Она состоит из 3 ярусов, из коих два имеют деревянный пол, а средний, где помещаются колокола, кирпичный. В окнах колокольни вставлены маленькие сквозные рамки.

Храм сооружен строителем Линдалем под надзором архитектора Сеттерберга. Иконостас приготовлен в заведении метахромотинии. Церковная утварь устроена из остатков от сметной суммы. Антиминс священнодействован митрополитом Исидором 16 июня 1806 г.

К достопримечательностям храма следует отнести плащаницу, писанную на белом бархате, от времени полинявшем. Она принадлежала военной церкви на Аланде и, по раззорении острова в 1853 – 55 гг., увезена в Париж, откуда г. Речинским освобождена и передана в здешнюю церковь при предписании Финляндского Духовного Правления от 15 апреля 1864 г., за № 553.

Метрические книги существуют с 1863 г. Причт церковный составляют: священник, дьячок и просвирня. Жалованья священник получает 385 руб. 72 коп. сер. в год, дьячок – 214 руб. 28 коп., просвирня 64 руб. 30 коп. сер. С 1867 г. положено священнику на квартиру 350 финских марок в год или за русские деньги 87 руб. 50 коп. Содержание причта недостаточно, так как доходов никаких нет. Причт подчинен гельсингфорскому благочинному.

Православных в городе и в окрестностях до 150 человек, городской приход составляют казаки, временно проживающие бессрочно-отпускные и отставные нижние воинские чины. Из этих последних многие женаты на лютеранках. К приходу здешней церкви принадлежат до 25 человек, живущих по финляндским городам Ювяскюля, Гамле-Карлебю и в Куортанском уезде. Прихожане, живущие в Ювяскюля, обращаются по церковным нуждам в Куопио, от которого живут в 150 верстах. Но почему они приписаны к здешней, более отдаленной (302 версты) церкви, неизвестно.

Из прихожан некоторые грамотны, но учиться грамоте негде: завести школу прихожане не имеют средств и отдают детей в финские школы. Православное кладбище находится в 8 верстах от города, за сгоревшим городом Вазой. Оно заведено лет 50 тому назад.

Описание составил священник Иоанн Тихомиров.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Издание С.-Петербургского Историко-статистического комитета. Выпуск 4, С.-Петербург. 1875 г. Печатано в типографии Департамента уделов, Литейный проспект д. 39.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.