ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Укан. Церковь Христа Спасителя.


Укан. Церковь Христа Спасителя
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Христова
Год постройки:Между 1808 и 1811.
Адрес:
Республика Удмуртия, Ярский район, с. Укан ул. Советская

Координаты: 58.161224, 52.04369



Церковь Христа Спасителя, , Укан, Ярский район, Республика Удмуртия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 февраля 2020
Церковь Христа Спасителя, , Укан, Ярский район, Республика Удмуртия
Ольга Ш
30 августа 2020
Церковь Христа Спасителя, , Укан, Ярский район, Республика Удмуртия
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
15 февраля 2020
Церковь Христа Спасителя, Укан- Церковь <br>, Укан, Ярский район, Республика Удмуртия
Укан- Церковь
марк шефчик
2 сентября 2009
Церковь Христа Спасителя, С сайта: http://rodnaya-vyatka.ru/places/77469<br>, Укан, Ярский район, Республика Удмуртия
С сайта: http://rodnaya-vyatka.ru/places/77469
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  14 января 2013

В ноябре 1744 г. новокрещеный из вотяков И. Трефилов обратился к епископу Вятскому и Великопермскому Варлааму с просьбой разрешить построить в д. Уканской деревянную церковь во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы,отделиться от прихода церкви с. Елово и образовать свой приход. Преосвященный Варлаам разрешил заготовлять в д. Уканской необходимые материалы для строительства церкви. Временно, до окончания строительства, богослужения проводились в деревянной часовне, перевевенной из с. Елово.

Деревянная церковь построена в 1748-1749 гг, с двумя приделами: в теплой церкви во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящен в 1749 г.; в холодной церкви во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя, освящен 29 декабря 1751 г. В 1776 г. к этой церкви пристроен третий придел во имя Св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна (по храмозданной грамоте от 30 апреля 1775 г. N2 1327). В 1777 г. из состава прихода выделился приход с. Юкаменское.

В феврале 1804 г. Вятской духовной консисторией выдана храмозданная грамота на строительство каменного храма с двумя приделами. Строительство его началось в 1807 г. на средства прихожан и закончено в 1811 г. Правый придел теплой церкви освящен 16 октября 1811 г. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; левый придел теплой церкви освящен 25 сентября 1823 г. в честь Св. Апостолов Петра и Павла. В холодной церкви главный престол освящен 24 сентября 1823 г. во имя Нерукотвориого Образа Христа Спасителя. Старая деревянная церковь разобрана по указу Вятской духовной консистории от 9 июля 1815 г.

В 1847г. из состава прихода выделились приходы сел Eжeвo и Ядгурецкое, в 1887г. - приход с. Никольское. При церкви 29 января 1878 г. открыто церковноприходское попечительство. В 1893 г. в селе открыта церковноприходская школа, с 1 сентября 1910 г. - министерская школа.

У Спасской церкви имелись 2 приписные церкви: кладбищенская церковь во имя Сретения Господня, построенная в 1848 г. на средства прихожан на приходском кладбище, и Николаевская церковь, построенная на средства Уканского церковноприходского попечительства в 1899-1901 гг. на ст. Яр.

Спасская церковь закрыта на основании постановления Удмуртского облисполкома от 9 сентября 1932 г. Здание передано под школу.

Сретенская кладбищенская церковь снесена на основании решения Ярского райисполкома от 31 октября 1952 г.

В 2009 году Спасский храм передан Церкви и в настоящее время является приписным к Свято-Никольскому приходу п.Яр.

Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии  


Марина Зуйкова  6 августа 2020

По документам церкви, временем открытия села нужно считать 1744 г., когда из заказа Верхочепецкого Воздвиженского монастыря (от 8 декабря за № 1822) дано было дозволение заготовить материал для постройки деревянной церкви во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы в деревне Уканской. Место для постройки церкви предназначено было ещё ранее (ок. 1742 г.) проповедником между вотяками еловским священником Фёдором Ившиным. Он, после поездки в вотское селение – Глазов, вместе с прибывшим из Казани правителем новокрещёных дел конторы архимандритом Сильвестром Главатским и неудачной там проповеди, будучи избит некрещёною вотью, бежал в Мосеево (в 14 верстах от Укана), а оттуда, в одно знатнейшее вотское селение (ныне с.Укан), с увещевательными к обращению грамотами, выпросив на то, предварительно, позволения у архимандрита Сильвестра. И здесь, в Укане, встречен был вотяками сначала недружественно, но бывшая с ним гроза для трусливой воти - два гренадёра, данные ему архимандритом, - привели одним своим видом в усмирение целые сотни. Посему священник Ившин, собрав тут крещёных вотяков и исполняя перед ними своё дело, предназначил место для постройки церкви, в сём жительстве преполагаемой. Фактически же село открыто в 1748 г. с определением к Уканской Введенской церкви двух священников: Алексия и Иоанна Захариева, последнему с причтом и приходскими людьми дано дозволение строить деревянную церковь.

В устройстве церкви обязывались помогать состоявшие в Уканском приходе некрещёные бесермяне и татары, одинаково с крещёными, как деньгами, так и лесом, что подтверждалось несколько раз некрещёным старостам Слободской воеводской канцелярией. Но они, татары и бесермяне, возить на устройство церкви лес отказывались, что видно из объявления закащика, уканского попа Иоана Захариева, который доносит от 15 февраля 1750 г.: «По указу Ея Императорского Величества из Слободскойвоеводской канцелярии прошлого 1749 г., ноября 12 дня, ездил я, нижепоименованный, для потребования сих татар и бесермян (Верхочепецкой и Лекомской стороны) к оной церкви и тем строениям, что принадлежит, и по требованию моему в чём они, иноверцы, показали противны и объявили мне нижепоименованному в том их народном собрании, всё общее словесно, что-де мы ездили в Слободской, и Слободской-де воевода нам брёвен и тёсу, к вашей церкви никакого вспоможения чинить не приказал, нам-де до того никакого дела нет, подавший-де доношение ваш закащик на нас в строении церкви вряд с новокрещёными из своего ума, напрасно» (приказывает помогать).

По сему объявлению от Слободской воеводской канцелярии (1751 г., янв. 18) был дан приказ, через старосту Фаддея Пономарёва, возить лес на устройство церкви, под опасением штрафа с виновных. Через два года по открытии села случилась перемена в составе причта Уканской церкви: закащик поп Иоанн Захариев был переведён к Вятскому Богоявленскому собору, а вместо его велено было Еловскому дьячку Савве Шибанову, командированному заказом Верхочепецкого монастыря в подведомственные сёла для объявления указов, привести с собой Чутырского попа Ипатия к Уканской Введенской церкви. Первая церковь в селе была деревянная, по образцу Еловской, с тремя приделами: во имя Введения в храм Божей Матери, Иоанна Предтечи и Нерукотворного образа Спасителя.

Устройство церкви производилось не вдруг, а в такой постепенности: в 1751 г. освящён холодный храм во имя Всемилостивого Спаса; в 1763 г. июня 30 дня были поряжены иконописцы для работ (письма икон) в холодном храме из г. Хлынова дому Его Преосвященства Яков Бачурихин и из Успенского монастыря Исаак Семёнов. В продолжение стройки происходила и поправка на церкви: в 1764 г. была перекрыта крыша на церкви; через 22 года велено было опять перекрыть крышу на церкви и колокольне, а так же устроить ограду вокруг церкви и огородить отведённое кладбище.

В состав Уканского прихода вошли 36 деревень с 1817 душами обоего пола; каковой приход на протяжении почти 70 вёрст – последняя пограничная деревня находилась за (нынешним) селом Святогорским. Деревянная церковь существовала 57 лет и теперь на месте оной устроен каменный памятник с крестом наверху и огорожен палисадником. Впоследствии (1792 г.) был открыт на реке Ю приход села Юкаменского, куда отчислилась часть прихода с. Уканского. Причём, одолжалась Юкаменская церковь от Уканской – утварью, книгами, колоколами, с возвратом взятого. Приходское духовенство не было оставляемо начальством без руководства в своих действиях как по отношению к новокрещёным, так и оставшимся в язычестве, для чего давались различные инструкции. Так, указом Св. Синода 1750 г. давалось наставление, как крестить неверных и предписывалось иметь неослабное наблюдение над новокрещёными, а когда Епархиальное Начальство узнало, что вотяки Понинского и Чутырского приходов вызвали из Казанской губернии вотского попа Яшку, для принесения на их мольбищах языческих жертвоприношений, то назначило, совместно с Слободской воеводской канцелярией, следствие и вызыватели были наказаны плетьми. Вторая церковь в селе Уканском устроена на восток от первой, на несколько саженей, в 1805 г. В грамоте от 23 февраля 1804 года говорилось о разрешении строительства в селе Укан вместо ветхой деревянной Введенской церкви вновь каменного храма Нерукотворного образа Спасителя: «благословили оную церковь на удобнейшем и престойнешем месте на восток строить по плану и фасаду архитекторскому, утвержденному нами. По построению убрать иконами и прочим церковным благолепием».

В 1805 (1807) году по велению епископа Серафима Глаголевского чуть восточнее от деревянного заложили каменный храм. Проект был, судя по всему, крупного вятского зодчего Ф.М. Рослякова. Церковь освящена в 1812 году; в ней находятся три придела: в холодном храме, во имя Всемилостивого Спаса; в тёплом - правый во имя Введения в храм Божьей Матери, левый – в честь Иоанна Предтечи. В 1823 г. левый придел переименован в честь первоверховных Апостолов Петра и Павла. Впоследствии времени, тёплый храм подвергся значительным переделкам, так, в 1867 г., он был расширен и сделано прибавление в длину на 5 саженей; в 1834 г. между иконостасами устроена арка с сиянием и вратами и двумя, по сторонам, клеймами и колоннами, позлащена и в приличных местах украшена резьбой. Арка эта устроена иждивением бывшего лесничего господина Новикова. В 1872 г. иконостас в обоих приделах обстроен новою резьбой, вызолочен на полимент и украшен живописью. В холодном храме иконостас (1885-1886 гг.) обстроен новою резьбой, вызолочен и украшен живописью, каковая есть и в тёплом храме. В числе церковных строений была колокольня 3-х ярусная с длинным шпилем и кованным железным крестом, вызолоченным двойным золотом. На колокольне находилось 12 колоколов: первый весом 205 пудов, второй - 40 пудов, третий - 14 пудов 1фунт, четвертый - 7 пудов, остальные от 6 до 1пуда. Большой колокол отлит на знаменитом заводе Н. А. Бакулева в Слободском. Тридцать уканских мужиков в 1836 году привезли этот колокол. По уканскому приходу вначале было два священника, дьяк и три церковных служителя. В 1834 году появляется три прихода, а в 1839 - четыре прихода и четыре священника. К ним относились попы Арсений Капачинский, Николай Ардашев, Николай Головин, Василий Кузьмин.

Спасская церковь имела железную ограду, а при входе были ажурные ворота из чугуна. На территории церкви находился двухэтажный дом на кирпичном фундаменте, где проходила служба. Каменныйдом, где помещалась церковно-приходская школа, деревянный дом для церковнослужителей и здание церковно- приходского попечительства. К имуществу церкви относились две деревянные постройки: два хлебных амбара с каретником, два деревянных сарая для хранения льна и кирпича, и 14 деревянных лавок для торговли (доход до 200 руб. в год шел в пользу церкви). Земли у церкви было около 207 десятин, 218 саженей. Из них 18 десятин под дворами, 54 пахотной, 27 пахотной, остальные 108 десятин 218 саженей под церковной площадью (церковь, кладбище).

По описи 1857 года, в церкви числились следующие ценности и древние вещи: 1-й потир (чаша для церковного вина) - серебряная, позолоченная с изображением страстей Господних, осыпанная камнями и стразами, весом 4 фунта 18 золотников; 2-й потир с изображением распятого Иисуса Христа, ликов Божей Матери и Иоанна Предтечи, обложенный серебряной саткой весом 1 фунт 69 золотников; 2 звездницы - серебряные, позолоченные; ложечка - серебряная, позолоченная итарелочки –тоже серебряные и позолоченные; Евангелия, обложенные венецианским, малинного цвет абархатом в золотообрезном переплете с пятью позолоченными клеймами, прикрепленные к доске с изображением в середине Воскрешения Христова, по углам четыре евангелиста (вес не известен, напечатано в Москве 1772 год, второе евангелие напечатано там же в 1745 году); Ковчег для хранения запасных даров, серебряный, весом 15 фунтов; сосуд для хранения мирра, серебряный, позолоченный; Библия напечатанная в Москве в 1766 году, книги и журналы, такие как - «Христианское чтение», «Творение святых отцов», «Православный собеседник», «Церковный вестник». В 1911 году в церковной библиотеке числилось 1224 тома книг.

По данным «Вятских епархиальных ведомостей» за 1873 год, в ее приход входило 51 селение, расположенных до 18 верст в округе. Большинство прихожан составляли удмурты и русские, среди них и крещеные татары, а так же военные. В 1873 году духовенство церкви состояло из трех священников, дьякона и четырех причетников. Церковь просуществовала до 20-х годов ХХ века. За это время с. Укан стал не только источником искусств, но и важнейшим центром зарождения удмуртской письменности. Один из самых первых священников еще деревянного Введенского храма, Иоанн Мышкин, участвовал в закладывании основ грамматики. В отзыве консистории от 1748 года записано «поп Иоанн Мышкин в книжном разумом чтении искусство имеет и состоянии доброго и не пьяница, к тому же по вотяцкому языку в совершении знает». Дело Мышкина продолжил священник села Укан Михаил Могилин. Он один из первых, кто составил грамматику удмуртского языка. Сменивший его Никифор Исидорович Невоструев участвовал в начале XIX в. в переводе на удмуртский язык евангелий от Марка и Матфея. А уже в 1820-е годы уканский миссионер Иоанн Анисимов издал все четыре евангелия, как на глазовском, так и на сарапульском наречии. Он же в 1847 году в Казани издал первую удмуртскую азбуку на 174 станицах. В середине XIX в. в обоих храмах с. Укан работали Алексей, Василий, Иоанн и Михаил Васнецовы (из семейства Васнецовых известных художников и священников).

Церковь закрыли в 1929 году. Священника Николая Апполоновича Блинова сослали на Колыму на пять лет, за «антисоветскую агитацию». Дьякону Василию Сотрапинскому в 1937 году присудили 10 лет, а регенту церковного хора Клавдии Черноскутовой - 8 лет, за то что на квартирных спевках она произносила «антисоветские мышления о скорой гибели советской власти». После войны она вернулась в село, продолжала петь и молиться на дому. В 1949 году ее снова отправили в лагеря на 8 лет.

В 2006 году начата работа по восстановлению церкви. В 2008 году Спасская церковь была восстановлена и открыта для прихожан

Материал составлен на основе данных Государственного архива УР



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.