ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Богородск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.


Богородск. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:1848.
Адрес:
Республика Коми, Корткеросский р-н, с. Богородск.

Координаты: 62.255342, 52.483758



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Богородск, Корткеросский район, Республика Коми
А.Токарев
7 мая 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Богородск, Корткеросский район, Республика Коми
А.Токарев
7 мая 2012
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Богородск, Корткеросский район, Республика Коми
ООО СРК Искон
31 июля 2017



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


А.Токарев
 
А.Токарев  23 декабря 2013

Церковь в честь Пресвятой Богородицы в Вишерской волости Яренского уезда упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. Церковь Пресвятой Богородицы, теплая, одноэтажная, деревянная. Построена в 1801 г. тщанием прихожан, освящена 29 декабря 1802 г. С деревянной особою колокольнею. Престол: во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

По благословению епископа Вологодского и Устюжского Стефана в 1848 г. вместо ветхой деревянной церкви была построена каменная, двухэтажная церковь с колокольней. Престолы: в верхней холодной - во имя Рождества Пресвятой Богородицы, освящён 7 сентяря 1856 г.; в нижней теплой - во имя Богоявления Господня, освящён 20 января 1849 г.

В 1788 г. при церкви числилось 855 человек, в 1868 г. - 1813. Священник: Артемий Фомич (1796-1801), посвящен в 1747 г., о возрасте сведения противоречивые: 89 лет в 1796 г. или 81 год в 1801 г.

29 мая 1887 г., в 3,5 часа пополудни, во время сильной грозы, молния проникла в церковь, сначала ударила в железную крышу, затем в верхнем храме опалила две колонны по правую сторону царских врат, разбила стекло в киоте местной иконы Спасителя, за левым клиросом опалила совершенно весь резной киот и во многих местах повредила иконостас, выбила 24 стекла. Убыток составил около 200 рублей.

http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=3


А.Токарев
 
А.Токарев  1 февраля 2014

О причине празднования Ильина дня жители Богородска ничего вразумительного сказать не могут. Храм здесь в честь Рождества Христова, 14 лет всем селом его строили, в 1849 году освятили. И прежде на самом высоком месте села – храмовой горке – располагался тоже Богородицкий храм, только деревянный. – А вот вокруг села мы ходим 2 августа, на Илью Пророка, – рассказывает староста храма Татьяна Фёдоровна Расова. – Это у нас Днём села считается.

За селом закрепилось название «Богородск» именно после строительства этого величественного каменного храма, а прежде древнее село называлось по реке – Вишерой. Татьяна Фёдоровна пересказывает мне древние предания, связанные со строительством церкви: – Сначала, как только люди стали жить в этих местах, построили часовню, затем деревянную церковь. А потом было явление иконы, чудотворной, которая так и стала называться – Вишерская икона Божией Матери. По преданию, её привёз на лодке какой-то старый дед. Видят, он плывёт против течения. Сперва испугались, потом спустились к воде, смотрят – деда нет, а в лодке икона Божьей Матери. Люди занесли эту икону в часовню, а она три раза из часовни уходила на место, где сейчас стоит каменная церковь. Её находили там среди деревьев. Решили: раз она тут постоянно является, то здесь построим каменную церковь – «лечебницу душ», как они её называли. И всем миром построили эту каменную церковь… Предания о явлении Божьей Матери за давностью лет несколько разнятся. В «Вологодских епархиальных ведомостях» в 1847 году зырянский краевед Андрей Попов описал своё пешее паломничество к святыне из Усть-Сысольска (так прежде назывался Сыктывкар), и со слов священника местной церкви о. Василия Вишерского сообщил, что старичок, «весь белый как снег», не плыл в лодке против течения, а тащил её с берега на верёвке. И что это был не кто иной, как сам просветитель зырян Стефан Пермский, чудесно явившийся на Вишере после своей кончины, когда уже почитался в народе святым. Со слов А. Попова, до явления этой иконы храма в селе не было, а среди поселенцев – к тому времени в общей своей массе язычников – только зарождались «начатки христианской веры». Первоначально вишерцы хранили икону в «особо подготовленном месте», а затем «построили деревянную церковь во имя Небесной Посетительницы. И стали с того времени молиться и прибегать к заступничеству Ея». Надо сказать, что явленная икона Божьей Матери исцеляла от многочисленных болезней, защищала сёла, домашних животных и пастбища от различных напастей, и вскоре к ней началось паломничество со всех уголков Коми края.

На колокольне было 9 колоколов – самый большой колокол весил 16 пудов. В 1937 году храм закрыли, в верхнем храме сделали склад зерна, колокольню взорвали, колокола повезли вниз по течению до Сторожевска, а там разломали, всё в грязь бросили. А церковную утварь и драгоценные оклады растащили. Правда, кое-какие иконы прихожане сохранили по домам и сараям и сейчас возвращают назад в церковь. Одну старинную – «Казанскую» – икону принесли, но без оклада. Сейчас она в алтаре висит. Долгие годы на первом этаже храма действовал клуб. Там, где мы сейчас молитвенное помещение оборудовали, была отгорожена кинобудка. А в алтаре была котельная. Её закрыли только в 2003 году.

Как только в 2004-м храм передали верующим, котельную разобрали, помещение почистили, отштукатурили, побелили… Община в селе образовалась ещё в конце 90-х. 13 июля 2004 года – храм вернули церкви. Храм со всех сторон в строительных лесах. Из церковных строений рядом с ним уцелело только здание земского училища из кирпича, оставшегося после строительства храма и колокольни. Нижний храмик, в котором сейчас проходят богослужения, очень маленький. Это та самая переоборудованная кинобудка. А вот помещение самого Богоявленского храма, где располагался клуб, по площади сопоставимо разве что с современным кафедральным собором Стефана Пермского в Сыктывкаре.

Среди достопримечательностей старого храма был удивительный по красоте иконостас, который расписал отец коми философа Каллистрата Жакова мастер Фалалей, – говорит настоятель отец Александр (Митрофанов). – Но от него практически ничего не осталось. Весь разломали. Нужно новый ставить, а ещё новый купол с крестом установить на крышу, восстановить колокольню...

Евгений Суворов, rusvera.mrezha.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.