10 сентября 1866 года по церковному календарю в хуторе Боковском Донецкого округа Области Войска Донского казаки воздвигли однопрестольный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Деревянную конструкцию церкви хуторяне выкупили и перенесли из слободы Степаново-Ефремовой, вотчины известного Войскового атамана С.Д. Ефремова. Свято-Иоанна-Предтеченский храм, станицы Боковской. Собранный из толстых сосновых досок, новый храм вначале не имел колокольни, церковное подворье обнесли каменной оградой. В 1868-69 г.г. на подворье появились колокольня и новые строения. Кровлю и купола покрыли листовым железом. Причту храма казаками была передана земля для сдачи в аренду. Так к началу XX века сформировался храмовый комплекс. В церковной ограде находились: двухкомнатная караулка, каменная четырехкомнатная церковно-приходская школа, каменный сарай для топлива, колодец, выложенный камнем. Большой причтовый дом был построен прихожанами на усадебной земле.
Причт храма состоял из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. Приход во имя Рождества Иоанна Предтечи простирал свое духовное окормление на близлежащие приходские и народные училища, располагавшиеся в хуторах Боковский, Попов на Чиру, Астаховский, Нижне-Дуленский, Малаховский, Евлантьевский, Платовский, Тимофеевский, в поселке Таловском и в станицах Краснокутской и Усть-Хоперской. В 1916 г. расположенные близ хутора Бокова хутора: Земцов, Старо-Земцов, Евлантьев, Коньков, Попов, Пономаревский, Малахов, Верхний и Нижний Дуленковы, Белавин, Ильин, Горбатов, Дубовой объединились с ним в единую Боковскую станицу со станичным управлением в х. Боковском. Около шестидесяти детей учились в церковно-приходской школе церковного дома Иоанно-Рождественского храма. Настоятель храма священник Феодор Матвеевич Одолламский имел благословение и грамоту Священного Синода. За ревностное прохождение пастырских обязанностей священник был награжден набедренником, скуфьей, камилавкой, наперсным крестом, орденом Святой Анны 3 степени, медалью в память Александра III, знаком Красного Креста «За церковную школу». Церковными наградами были отмечены и священники Стефан Лукианович Закутский и Андрей Иоаннович Кандауров, совмещавшие церковную службу и просветительскую деятельность, преподавание Закона Божия в близлежащих училищах и школах. В 1911 г. приход посетил епископ Аксайский Гермоген, Викарий Донской епархии, отметивший значительную просветительскую работу боковского духовенства. В храме сохранялись и глубоко почитались святые иконы, привезенные казаками из паломнических поездок в русские и афонские монастыри.
В конце XX века настоятель церкви иерей Виктор Воронов обратил внимание на мироточение образа Божией Матери «Иверская», хранимого в зале новой церковной постройки. Огромная икона, выполненная в традициях русского академического письма, поражала не только насыщенным колоритом синего голубца и алой киновари в соотношении с золотым фоном, но и неземной красотой глубокой одухотворенностью святого образа. Стиль и колорит иконы был близок известному по спискам образу Святого Великомученика Пантелеймона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Стилистическое родство подтвердилось при внимательном обследовании. Атрибуцию окончательно закрепила дарственная надпись, найденная на оборотной стороне доски, где церковнославянским письмом рукой автора было выведено: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Св. Великомученика и Целителя Пантелеймона монастыре от коего послана в хутор Боковский Алексею Николаевичу Калугину в благословение Христолюбивым жителям в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всеблагой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом в Церковь Иоанна Предтечи. 1882». Дарованный жителям Боковской станицы святой образ являлся списком с иконы Божией Матери «Иверская», находящейся над вратами в правой части литийного притвора Свято-Пантелеимоновского собора. Изучение этой духовной реликвии совпало с открытием еще одной афонской иконы, найденной настоятелем храма в антикварном магазине. Это было изображение в полный рост святого Мученика Князя Михаила и святой Мученицы Дарии на небольшой именной иконе, выполненной по заказу жертвователей из донской казачьей семьи. Сходство иконописной манеры с использованием чистых и ярких тонов в облачениях, гладкое письмо масляными красками по темпере, единое по стилю с Иверским образом Божией Матери привели к мысли о единой иконописной школе двух афонских святынь. Под печатью с благословением Святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря сохранилась подпись: «Писал М. Феодорит». Черными чернилами иконописец приписал: «В знак памяти рабам Божиим Михаилу и Дарье и Прославление Святых Имен Мученик Христовых, Князя Михаила и Мученицы Дарьи с верою притекающих к ним получают помощь и исцеление».
Иконы поздней афонской школы были распространены и почитаемы по всей Российской империи на рубеже XIX-XX веков. С приходом богоборческой власти, огнем и мечом уничтожавшей православные святыни, многие чудотворные иконы погибли. Однако Богу угодно было сохранить островки истинной веры и духовные реликвии крупицы художественных памятников русской иконописи. Так сохранилась большая подписная икона «Божией Матери Иверская» из станицы Багаевской, исполненная в традиции русской иконописи афонских монастырей, с использованием золотого ассиста в изображении облачений. Сегодня эта икона находится в церкви святого Алексия митрополита Московского в станице Бессергеневской Октябрьского района. Эту икону отличает «простонародное» исполнение ликов Богомладенца и Богородицы. Заметно, что разные виды работ выполнялись несколькими мастерами. Разнится манера «личного» и «доличного» письма. Афонские иконы сохранились в молельном доме во имя св. вмч. Пантелеймона поселка Глубокий Каменского района и в храме во имя Преображения Господня станицы Мелиховская Усть-Донецкого района. Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) в 1992 году передал в дар Ростовскому Свято-Иверскому женскому монастырю большую икону «Божией Матери Иверская» афонских писем, которая ныне почивает в нижнем храме монастырской церкви.
С сайта Вешенского Благочиния