ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Боковская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Храм Иоанна Предтечи


Боковская. Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Иоанна Предтечи
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Ростовская область, Боковский район,станица Боковская

Координаты: 49.22775, 41.835868
Проезд:По трассе Миллерово -Вешенская, поворот на станицу Каргинскую (у танка)



Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Боковская, Боковский район, Ростовская область
Александр Тихонов
24 октября 2010
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Боковская, Боковский район, Ростовская область
Александр Тихонов
24 октября 2010
Церковь Рождества Иоанна Предтечи, , Боковская, Боковский район, Ростовская область
Александр Тихонов
24 октября 2010



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Тихонов
 
Александр Тихонов  28 октября 2010

10 сентября 1866 года по церковному календарю в хуторе Боковском Донецкого округа Области Войска Донского казаки воздвигли однопрестольный храм во имя Рождества Иоанна Предтечи. Деревянную конструкцию церкви хуторяне выкупили и перенесли из слободы Степаново-Ефремовой, вотчины известного Войскового ата­мана С.Д. Ефремова. Свято-Иоанна-Предтеченский храм, станицы Боковской. Собранный из толстых сосновых досок, новый храм вначале не имел колокольни, церковное подворье обнесли каменной ог­радой. В 1868-69 г.г. на подворье появи­лись колокольня и новые строения. Кровлю и купола покрыли листовым железом. При­чту храма казаками была передана земля для сдачи в аренду. Так к началу XX века сформировался храмовый комплекс. В церковной ограде находились: двухком­натная караулка, каменная четырехком­натная церковно-приходская школа, ка­менный сарай для топлива, колодец, выло­женный камнем. Большой причтовый дом был построен прихожанами на усадебной земле.

Причт храма состоял из трех свя­щенников, дьякона и трех псаломщиков. Приход во имя Рождества Иоанна Предтечи простирал свое духовное окормление на близлежащие приходские и на­родные училища, располагавшиеся в хуто­рах Боковский, Попов на Чиру, Астаховский, Нижне-Дуленский, Малаховский, Евлантьевский, Платовский, Тимофе­евский, в поселке Таловском и в станицах Краснокутской и Усть-Хоперской. В 1916 г. расположенные близ хутора Бокова хутора: Земцов, Старо-Земцов, Евлантьев, Коньков, Попов, Пономаревский, Малахов, Верхний и Нижний Дуленковы, Белавин, Ильин, Горбатов, Дубовой объединились с ним в единую Боковскую станицу со станичным управлением в х. Боковском. Около шестидесяти детей учились в церковно-приходской школе церковного дома Иоанно-Рождественского храма. Настоятель храма священник Феодор Матвеевич Одолламский имел благо­словение и грамоту Священного Синода. За ревностное прохождение пастырских обязанностей священник был награжден на­бедренником, скуфьей, камилавкой, на­персным крестом, орденом Святой Анны 3 степени, медалью в память Александра III, знаком Красного Креста «За церковную школу». Церковными наградами были от­мечены и священники Стефан Лукианович Закутский и Андрей Иоаннович Кандауров, совмещавшие церковную службу и про­светительскую деятельность, преподавание Закона Божия в близлежащих училищах и школах. В 1911 г. приход посетил епископ Аксайский Гермоген, Викарий Донской епархии, отметивший значительную просветительскую работу боковского духовен­ства. В храме сохранялись и глубоко почита­лись святые иконы, привезенные казака­ми из паломнических поездок в русские и афонские монастыри.

В конце XX века настоятель церкви иерей Виктор Воронов обратил внимание на мироточение образа Божией Матери «Иверская», хранимого в зале новой цер­ковной постройки. Огромная икона, вы­полненная в традициях русского академи­ческого письма, поражала не только насы­щенным колоритом синего голубца и алой киновари в соотношении с золотым фоном, но и неземной красотой глубокой одухо­творенностью святого образа. Стиль и ко­лорит иконы был близок известному по спискам образу Святого Великомученика Пантелеймона из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Стилистическое родство подтвер­дилось при внимательном обследовании. Атрибуцию окончательно закрепила дар­ственная надпись, найденная на оборотной стороне доски, где церковнославянским письмом рукой автора было выведено: «Икона сия писана и освящена на Святой горе Афонской в Русском Св. Великомуче­ника и Целителя Пантелеймона монастыре от коего послана в хутор Боковский Алек­сею Николаевичу Калугину в благослове­ние Христолюбивым жителям в благодат­ную помощь, покров и заступление всем с верою и любовию прибегающим к Всебла­гой Владычице мира и умильно молящимся к Ней пред Пречистым Ея образом в Церковь Иоанна Предтечи. 1882». Дарованный жителям Боковской стани­цы святой образ являлся списком с иконы Божией Матери «Иверская», находящейся над вратами в правой части литийного притвора Свято-Пантелеимоновского собо­ра. Изучение этой духовной реликвии сов­пало с открытием еще одной афонской ико­ны, найденной настоятелем храма в ан­тикварном магазине. Это было изображение в полный рост святого Мученика Князя Ми­хаила и святой Мученицы Дарии на не­большой именной иконе, выполненной по заказу жертвователей из донской казачьей семьи. Сходство иконописной манеры с использованием чистых и ярких тонов в облачениях, гладкое письмо масляными красками по темпере, единое по стилю с Иверским образом Божией Матери приве­ли к мысли о единой иконописной школе двух афонских святынь. Под печатью с благословением Святой Афонской Горы Русского Пантелеимонова монастыря со­хранилась подпись: «Писал М. Феодорит». Черными чернилами иконописец приписал: «В знак памяти рабам Божиим Михаилу и Дарье и Прославление Святых Имен Муче­ник Христовых, Князя Михаила и Мучени­цы Дарьи с верою притекающих к ним по­лучают помощь и исцеление».

Иконы поздней афонской школы были распространены и почитаемы по всей Рос­сийской империи на рубеже XIX-XX веков. С приходом богоборческой власти, огнем и мечом уничтожавшей православные свя­тыни, многие чудотворные иконы погибли. Однако Богу угодно было сохранить ост­ровки истинной веры и духовные релик­вии крупицы художественных памятни­ков русской иконописи. Так сохранилась большая подписная икона «Божией Матери Иверская» из станицы Багаевской, испол­ненная в традиции русской иконописи афонских монастырей, с использованием золотого ассиста в изображении облачений. Сегодня эта икона находится в церкви свя­того Алексия митрополита Московского в станице Бессергеневской Октябрьского района. Эту икону отличает «простонарод­ное» исполнение ликов Богомладенца и Бо­городицы. Заметно, что разные виды работ выполнялись несколькими мастерами. Раз­нится манера «личного» и «доличного» пись­ма. Афонские иконы сохранились в молель­ном доме во имя св. вмч. Пантелеймона по­селка Глубокий Каменского района и в хра­ме во имя Преображения Господня станицы Мелиховская Усть-Донецкого района. Ми­трополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) в 1992 году передал в дар Ростовскому Свято-Иверскому женско­му монастырю большую икону «Божией Ма­тери Иверская» афонских писем, которая ныне почивает в нижнем храме монастыр­ской церкви.

С сайта Вешенского Благочиния



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.