ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Никольское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Рождественский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, Петра и Павла
Архитектурные стили:Эклектика, Псевдорусский стиль
Год постройки:1899.
Архитектор:Сергей Карягин
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Астраханская область, Енотаевский район, село Никольское, ул. 8 Марта, 38

Координаты:47.760977, 46.395231


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
вид с юга
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
15 марта 2011
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
МОРПЕХ879
5 августа 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
МОРПЕХ879
5 августа 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
МОРПЕХ879
5 августа 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
Паперть.
Владимир Трошин
12 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
Колокольня.
Владимир Трошин
12 июля 2016
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы - Никольское - Енотаевский район - Астраханская область
Старое фото с сайта храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  9 октября 2012

В селе расположен самый большой в Поволжье - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Этот красивейший трехпрестольный каменный храм постройки конца девятнадцатого - начала двадцатого века, освящен был в 1899 году. Архитектором храма был Сергей Карягин, строивший храмы и в Москве и в Петербурге…

Нынешний храм - третий по счету в селе. До него было еще два. Самый первый, деревянный, был освящен в честь Святителя Николая Архиепископа Мир Ликийских Чудотворца. С его иконой обошли и село, освятив его в честь Николая Чудотворца, отсюда и название села - Никольское. В связи с изменением русла реки Волги, земля под храмом, построенным на берегу, обвалилась, и он ушел в реку.

Второй храм был изначально заложен как двухпрестольный - в честь Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца, однако и его взяла река. Именно поэтому третий храм в селе было решено строить далеко от берега, чему он и обязан своим теперешним местоположением.Храм на сельском сходе было решено строить вновь двухпрестольным - во имя Рождества Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Однако на сходе рыбаки рыболовецкой артели просили сделать храм трехпрестольным и освятить придел в честь Святых первоверховных апостолов Петра и Павла, которые и сами были рыбаками, согласно евангельского предания, и считались покровителями рыбаков.

Во время войны храм закрыли, разрешив отправление богослужений в подвалах. Там же сельчане прятались во время налетов фашистской авиации. От тех времен остались и памятные «шрамы» - во время бомбежек от разрывов бомб появилась трещина на колокольне, которая, к счастью, не увеличивается.

Местная советская власть по совету богоборцев решила взорвать храм, однако тогдашний председатель сельсовета Павел Иосифович Кидебу, человек верующий, пошел на хитрость - предложил использовать помещения пустующей церкви под склады пшеницы. Будучи человеком умным, он понимал, что ему грозит, - ведь в те времена совсем не безопасно было радеть о сохранении церквей, но храм он отстоял, - и колокола сбросить, как не настаивали, не позволил. Однако вскоре он был расстрелян - как многие в те страшные годы - по нелепому обвинению в контрреволюционной деятельности, а колокола после его смерти все же сбросили с колокольни.

После войны службы разрешили уже в помещении храма - не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо И. Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания.

Восстановление храма в селе Никольское после войны связано с именем протоиерея Николая Ситкина, который отправлял службы в подвале храма и во время войны.

Источник: сайт "Астрахань Православная. Храмы. Монастыри"


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  19 июня 2018

Никольчане начали строить свою церковь в 1884 году и завершили в 1899. Строили на средства и пожертвования прихожан и богатых купцов. Строительство осуществлялось под руководством известного архитектора, святого новомученика Сергея Корягина и двух мастеров, имена которых остались, к сожалению, неизвестными. Хорошую глину нашли для стройки недалеко от берега Волги и силами кустарного завода изготовляли кирпичи на яичном растворе. Эти мастера вместе с местными подмастерьями делали кирпичную кладку стен. Яйца ежедневно по селу собирались в корзинах на телеге, привозили их также и из соседних сёл.

Об участии сельчан в строительстве храма рассказала покойная ныне жительница села Татьяна Павловна Некрасова: «Мне тогда было девять лет. В воскресный день мать взяла меня за руку и повела к церкви. Там людей было видимо - невидимо. Дала мне один кирпич и сказала: «Неси, дочка, а другой рукой держись за мою юбку, чтоб не затеряться». Сама тоже взяла по два кирпича под руки, и мы пошли вместе с другими вокруг церкви по деревянным лесам». Люди, словно муравьи, цепочкой друг за другом подносили кирпичи мастерам. Мужчины, прежде чем ехать по своим делам, должны были подвести на подводе кирпичи от кустарного завода к церкви, а затем уже ехать дальше. Строили, как говорится, всем миром. От своих дворов жертвовали на питание рабочим, кто что мог. Так, утром у церкви могли стоять привязанными бычок или овца.

Особенно серьёзной была работа по установлению на куполах позолоченных крестов и подъём большого 200-пудового колокола на колокольню. От пристани до церкви его тащили на деревянных санях и катках. Одни тянули канаты, другие толкали сзади, третьи то и дело меняли катки и подливали воду под сани, чтобы они лучше скользили по каткам. Так за несколько дней колокол доволокли до церкви. Подъём колокола на колокольню производили без всякой техники. С помощью блоков, укреплённых на колокольне, несколькими канатами поднимали его на звонницу. Каждый хотел зацепиться за верёвку и хоть чуточку помочь.

Назначение большого колокола было ещё и таким: в те времена он служил также сигналом для связи и ориентирования в ночное время, а особенно в зимнюю пургу и метель - почтовым и торговым людям, которые следовали по Большому Московскому тракту. В тёмные зимние ночи на колокольне постоянно дежурил звонарь, через каждый час он звонил в колокол, указывая путь заблудившемуся путнику или ямщику. А по большим праздникам большой колокол созывал верующих на богослужение. Звоном колокола давались также сигналы о пожарах, собирали на сход жителей села.

Вместе со строительством третьей церкви вокруг неё стали строить деревянные дома для священнослужителей и церковно-приходскую школу. Она располагалась на церковной площади с восточной стороны, ныне на этом месте построен магазин предпринимателя Масловского.

Церковно-приходская школа являлась вторым культурным центром села после храма. Здание это было каменное, на два класса. Дети изучали Закон Божий, общеобразовательные предметы, пение, занимались рукоделием и огородничеством. По архивным данным, в 1913 году школу окончило 167 человек.

Церковь всегда занималась благотворительной деятельностью. В 1895 году была построена богадельня, где проживали немощные и неимущие жители села. Неподалёку от школы находилась трапезная, в которой кормили всех, кто в этом нуждался. Имела церковь и свою ветряную мельницу, ответственным за работу которой был дьякон Владимир Лукич Орлов. Зерно мололи не только для церкви, но и для жителей села. Остатки её строения можно увидеть около бывшего маслозавода. Церковь имела свои земли в займище и степных участках над Волгой на территории бывшего кирпичного завода.

Никольская церковь многое пережила за свою историю. В годы революции её неоднократно хотели разграбить и разрушить. По рассказам старожилов, молоденькие хрупкие девушки не испугались разбушевавшегося красноармейца с пешнёй в руках, готового переколотить и порушить всё в храме. Настолько сильна была их вера, что не побоялись они стать преградой на его пути.

В 1938 году церковь закрыли, служить разрешали только в подвальном помещении. Несмотря на гонения и годы лихолетий, службы проходили при большом стечении народа. В подвалах было душно, и часто кого-то выносили на свежий воздух.

Председателя сельсовета Павла Иосифовича Кидебу вынуждали взорвать храм. Чтобы этого не случилось, он пошёл на хитрость и предложил сделать в нём зернохранилище. Так, во время войны здесь хранили пшеницу. Со временем настенная иконопись испортилась. Ажурной резьбы позолоченный иконостас был разломан и сожжён. Хотели сбрасывать колокола, но председатель сказал: «Пока я жив, колокола сбрасывать не будете». Его расстреляли по ложному доносу, обвинив в сотрудничестве с церковными служителями. Колокола всё-таки сбросили и отдали на металлолом. Красную каменную ограду с витыми железными решётками разобрали – понадобилась на ограду строящейся школы (остатки этой ограды мы можем видеть в училище во втором корпусе).

Действительно, церковь сохранилась лишь чудом. Во время войны, об этом ещё помнят старые бабушки, Никольское сильно бомбили. А часть сельчан отсиживалась во время бомбёжки в церковных подвалах. Бомбили и храм. В церковный двор на место теперешней звонницы упала бомба. Но храм выстоял, только от ударной волны побились стёкла и появилась трещина на колокольне, которая видна и в настоящее время. Эта трещина не увеличивается, так и осталась с тех времён.

В церкви хранят рассказ немецких ветеранов войны, принимавших участие в воздушных налётах на село. В составе делегации они посетили храм в 1990-х годах. И вот что они поведали. Во время одного из налётов немецкий лётчик увидел над нашей церковью Мадонну, т.е. Божию Матерь, закрывающую собой храм. Он настолько был поражён увиденным, что отказался бомбить святыню. То же случилось и с другими лётчиками. Известно, что село после бомбёжек пострадало, а церковь осталась невредимой.

После войны службы вновь разрешено было проводить в самом храме. Не последнюю роль в этом сыграло знаменитое письмо Иосифа Сталина, в котором он немного ослабил давление на церковь, признав право верующих на свободу вероисповедания. Но немалая заслуга в этом и наших никольчан. Они написали письмо М. И. Калинину, упросив открыть церковь и не причинять ей вреда. Так, в 1946 году по приказу всероссийского старосты М. И. Калинина храм был вновь открыт для полноценной жизни.

http://nikolskoe-prihod.ru/index.php/hram/history

Комментарии и обсуждение

Подробная информация о служителях храма разных лет с фотографиями, описание их деятельности и вклада в храм http://nikolskoe-prihod.ru/index.php/hram/history



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.