ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Дядин. Церковь Троицы Живоначальной.


Дядин. Церковь Троицы Живоначальной
Церковь. Действует.  
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурные стили:Эклектика, Неовизантийский стиль
Год постройки:Между 1890 и 1894.
Архитектор:К.Ф. Кюнцель, П.С. Студеникин
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Ростовская область, Белокалитвенский район, хутор Дядин, ул. Стаханова, 1А

Координаты: 48.27621, 40.731704
Проезд:С Белой Калитвы от вокзала вправо или влево в зависимости от направления движения.



Церковь Троицы Живоначальной, Храм Троицы Живоначальной в х. Дядин.<br>, Дядин, Белокалитвинский район, Ростовская область
Храм Троицы Живоначальной в х. Дядин.
Кириченко Анатолий
23 октября 2016
Церковь Троицы Живоначальной, расположение Храма Троицы Живоначальной в х. Дядин.<br>, Дядин, Белокалитвинский район, Ростовская область
расположение Храма Троицы Живоначальной в х. Дядин.
Кириченко Анатолий
23 октября 2016
Церковь Троицы Живоначальной, , Дядин, Белокалитвинский район, Ростовская область
ilyavas102
9 августа 2016
Церковь Троицы Живоначальной, Церковь Троицы Живоначальной<br>, Дядин, Белокалитвинский район, Ростовская область
Церковь Троицы Живоначальной
Кириченко Анатолий
23 октября 2016



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Тихонов
 
Александр Тихонов  18 августа 2010
Построена в 1894г. как главный храм хутора Дядин и находящихся вблизи поселков и хуторов (Свинарев, Бородинов, Поцелуев).
Строительство продолжалось более десяти лет.
В его судьбе принимали участие известные зодчие — Карл Федорович Кюнцель - областной инженер-архитектор и начальник строительного отделения Области Войска Донского (с 1881 по 1892гг.) и сменивший его на этом посту в 1892г. архитектор Донской Епархии Петр Семенович Студеникин.
Свято-Троицкая церковь, расположенная в хуторе Дядин Белокалитвенского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в византийском стиле.
Здание требует проведения аварийно-спасательных работ, капитальной реставрации для воссоздания утраченных архитектурных элементов и исторического облика фасадов и интерьеров на период конца XIXв. Необходимо создание охранной зоны исторического места храмовой площади и церковного подворья.
«Он все равно прекрасен. Вопреки времени и безвременью, войнам и революционерам, израненный полуразрушенный, и полузабытый на краю исчезающего хутора Дядин, но так и неутративший своей первозданной гордой стати.
В храм Святой Троицы не приходят, а скорее приезжают — у нас нет прихода в обычном понимании.
Архитектура здания храма напоминает Вознесенский собор Новочеркасска. История строительства Свято-Троицкого храма берет начало в конце 1882г., когда жители поселков Дядина и Поцелуева Усть-Белокалитвенской станицы Донецкого округа ОВД написали ходатайство о строительстве церкви Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Митрофану. В связи "с отдаленностью церкви от станицы Усть-Калитвенской, в приходе которой состояли граждане этих хуторов, а также в связи с пролегающим через хутор Дядин трактом", казаки просили "благословения и разрешения постройки Храма Божия во имя Святой Троицы, в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы на средства в три тысячи четыреста пятнадцать рублей серебром с семьюстами рублями сельскими суммами, пожертвованными гражданами поселка Дядина".
Только в феврале 1885г. было выбрано место для строительства на твердом "каменистом грунте" в месте, которое находилось "за хутором". Однако место под. строительство было определено заново. Как писал в акте благочинный Каменского Округа священник Алексей Милютин, это место в хуторе было занято усадьбами зажиточных казаков. Вскоре все они уступили свои наделы и усадьбы для строительной площадки "в ширину - 35 и длину - 43 саженей".
Место оказалось удобным, как находящееся в центре - "среди хутора"... с крепким глинистым грунтом.
Только в 1891г. завершилась основная часть строительства. Благочинный священник в рапорте в Донскую Духовную консисторию писал: "теперь здание покрыто, крыша окрашена, установлены кресты и делаются оконные рамы, штукатурку же предложено только начать внутри".
В течение 1890г. была построена колокольня, заказан иконостас, стены храма оштукатурены, завершены все столярные работы. В 1891г. "были выполнены наружные штукатурные работы, устроены паперти и лестничные входы в северный и южный притворы".
К концу 1894г. помимо храма были уже построены: "причтовые дома с надворными службами.... Помещения для церковной школы оканчивались". Таким образом, к 1894г. церковную площадь формировали: деревянный дом священника (ошелеванный досками, крытый железом), отдельно стоящее здание кухни, амбар, каретник, каменная конюшня (внутри двора). При деревянном доме псаломщика были также выстроены кухня, сарай, каменная конюшня. Дом для церковной школы был деревянным, с железной крышей, рядом находился каменный сарай для угля и каменная сторожка при храме.
Освящение церкви состоялось 18 июля 1894г.
Материалы по архитектурному описанию храма находятся в "Описи имуществу новостроенной церкви во имя Святые Троицы в хуторе Дядином Усть-Белокалитвенской станицы..."
"... Она имеет вид креста, алтарь полукруглый, боковые стороны (притворы) равные, но с двойными сводами... Стены храма подняты очень высоко с двойным светом. В других частях окна тройные, в трапезной же части и алтаре - однопарные. Колокольня также из местного камня отделана кирпичом из пережженной глины.Покрыта церковь листовым железом и окрашена медянкою.
Внутри и снаружи церковь оштукатурена и побелена. Кресты на главном куполе, колокольне, алтаре и в боковых приделах сделаны из четырехгранного железа и позолочены. Церковь имеет трое входных дверей, из них одна - западная, а двое других - северные и южные. Двери эти деревянные и обшиты снаружи листовым железом. В притворе же находятся еще особые двери при входе в трапезную. Церковь имеет внутри 39 аршин длины, 28 аршин ширины и 27 аршин высоты в кумполе. Ограды вокруг церкви нет".
Добротно выстроенный храм с церковными тесовыми и каменными постройками сформировал церковную площадь. Его величественный силуэт стал главной архитектурной доминантой одноэтажной застройки хутора и равнинного ландшафта донской степи, доминантой духовной, связывающей близлежащие хутора и поселки. Звон четырех колоколов с колокольни был слышен на многие версты. Кирпичная кладка прочно держалась на сложном известковом растворе.
Церковь построена в византийском стиле и как крестово-купольный храм в плане представляет греко-латинский крест, с развитием композиции с запада на восток от помещений колокольни и трапезной к полукруглому алтарю.
Пятиглавие формировали центральный шлемовидный купол, купол колокольни, декоративные главки над алтарной полусферой и арочными завершениями северного и южного входов.
Ядром сооружения является четверик собственно храма, окруженный северным и южным притворами с полуциркульными сводами, алтарем и полукруглой конхой и более узким помещением трапезной.
Объемно-пространственная композиция, архитектурные элементы, декор (аркадные барабаны, строенные окна - трифории, шлемовидные купола и др.) восходят к традициям византийского храмового зодчества V-XV веков на территории Сербии и Болгарии.
Мощная колокольня, подобно монолитной башне, поднимается ввысь уменьшающимися ярусами - от четверика к четверику со скошенными углами и двум восьмерикам. Последний в уровне аркады звона декорирован слепой профилированной аркатурой. Нижний четверик колокольни композиционно увязан с верхним четвериком, декоративными порталами -центральным входным с запада и глухими с севера и юга. Они решены в виде стилизованных пилястр, несущих многопрофильные архивольты. Пилястры оформлены парными муфтированными полуколонками.
Оформление колокольни более масштабно повторяется в портальном оформлении входов в северный и южный притворы. Здесь еще более массивные пилястры выходящие на высокие крыльца несут сложнопрофилированные архивольты.
Этот мотив аркады перепевается в оформлении оконных проемов 4-го яруса колокольни, барабана грандиозного купола, почти равного, периметру центрального зала, в оформлении окон и дверных проемов, в трифориях второго света под арками порталов.
На гранях центрального зала располагались четыре иконы с изображением Святых Евангелистов. На стене арки у иконостаса размещались иконы "Рождество Богородицы" и "Рождество Христово". В центральном зале находились иконы "Божией Матери - Одигитрия", три иконы "Христа Спасителя", икона "Божией Матери", иконы "двунадесятых праздников".
В годы воинствующего атеизма храм не использовался по своему прямому назначению. В нем прекратились Богослужения. Перед самой войной, в 37 году храм закрыли. Колхозу понадобилось зернохранилище. Она помнит, как гулко и тяжко, издав последний звук, ударился оземь свергнутый колокол, как сваливали в одну кучу сорванные со стен иконы и церковную утварь и как заполнили осиротевшие пределы храма мешками с зерном.
В период разрушения храма исчезли кресты и главы, были утрачены многие архитектурные детали, разрушились паперти и крыльца, перекрытия, оконные и дверные заполнения пришли в негодность.
Свято-Троицкая церковь, расположенная в хуторе Дядин Белокалитвенского района, является памятником архитектуры конца XIX века, редким на Дону образцом церковной постройки в византийском стиле.
Весть о дяденском храме и его земном покровителе давно разлетелась по всей округе. Люди приезжают сюда, кто просто полюбоваться чудом архитектуры, кто помолиться о самом сокровенном и почти все идут и к бабе Маше. Она рада всем и если люди просят идет - отпирает храм, находя в этом свою главную радость - радость воскрешения человеческой памяти, Веры. "Храм непременно возродится, и люди станут возвращаться сюда. Посмотрите, какие у нас места, -тишина, покой, чистый воздух , речка, родники. Живи и радуйся жизни. Миленькие мои, дорогие, вы уж постарайтесь нельзя дать погибнуть такой красоте!" Она проводила нас до машины и потом пошла обратно в храм по своим делам. А я вдруг ясно себе представил, как однажды грянет с обновленной колокольни молодой колокол, расплескивая на всю округу свои чудо - перезвоны и замрет степь, и еще шире распахнется небо на встречу этому торжественному зовущему гимну жизни.»

http://www.donpravtv.ru/index.php/society-and-church/temples/186-dyadin


Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.