В центре с. Ворожба расположился не только очень красивый, но и исторически ценный храмовый комплекс, включающий Спасо-Преображенскую церковь и надвратную колокольню. Этот ансамбль доминирует над окрестностями и виден из многих точек на трассе и в самом селе. Первый храм здесь построен около 1650 г. Он был освящен в честь Св. Николая. Во второй половине XVIII в. церковь перестраивали. Филарет в своем "Описании..." упоминает документ - контракт, который священник, староста и прихожане заключили в 1769 г. с сумским плотником. Ему предписывалось возвести новый храм с двумя приделами и дано разрешение употребить материалы со старой церкви. Строительство начато весной 1770 г. и, вероятно, в том же году оно было окончено, церковь освятили во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Святого Николая. Храм был признан лучшим из деревянных храмов Харьковской епархии.
В 1896 г. был выстроен новый каменный однопрестольный Преображенский храм по проекту Владимира Христофоровича Немкина. Вот какое описание в своей книге "Спадщина містобудування України" дает историк архитектуры Виктор Вечерский: «Ансамбль Спасо-Преображенской церкви с колокольней расположен в центральной части села в равнинном, слегка холмистом ландшафте. Состоит из крупного объема кирпичной неоштукатуренной церкви и отдельно стоящей колокольни из того же материала. Колокольня западным фасадом выходит на главную улицу села. В 70 м восточнее колокольни, в центре погоста на возвышении расположена церковь - её продольная ось совпадает с осью проезда колокольни.
Церковь Спасо-Преображенская
Является репликой известного памятника украинского барокко - Покровского собора в Ахтырке (1753-1762 г.г.). Архитектор весьма точно воспроизвел не только планово-пространственную структуру, но и размеры прототипа. Постройка очень крупных размеров - длина 44 м, ширина 27 м, высота до зенита центрального верха около 28 м. Трехчастная, трехверхая, центральный компартимент - восьмерик, разделенный 4 пилонами на 3 нефа. Средний неф в 2 раза шире боковых, и равен ширине прямоугольных алтаря и бабинца. Пилоны очень крупные, 3х3 м, посредством полуциркульных подпружных арок и сферических треугольных парусов несут обширный цилиндрический световой барабан диаметром 7,5 м, увенчанный полусферическим куполом. Главной темой интерьеров является глубинно раскрывающееся пространство, имеющее жесткую осевую направленность к алтарю. Ее подчеркивают ритмические ряды пилонов и арок. Обилие горизонтальных членений-антаблементов, раскрепованных многообломных карнизов большого выноса - усиливает осевое движение. В целом как построение интерьера, так и его декор являются типично барочными и напоминают не столько прямой прототип - Покровский собор в Ахтырке, сколько интерьеры крупных барочных костелов конца XVII в.
Колокольня
Двухъярусная одноглавая. Первый ярус - прямоугольный в плане, трехчастный. По оси - высокая арка проезда, обрамленная архивольтом с выделенным замковым камнем. Её фланкируют спаренные пилястры тосканского ордера, несущие антаблемент с треугольным фронтоном. В боковых двухэтажных объемах - невысокие арочные проемы для прохода пешеходов, над которыми - окна вытянутых пропорций с полуциркульными перемычками, обрамленные наличниками с рельефно выделенными замковыми камнями. К боковым фасадам примыкают две низенькие граненые пристройки типа кордегардии. Второй ярус колокольни - четверик со срезанными углами, который покоится на низеньком четырехгранном тамбуре. Грани прорезаны высокими арочными проемами звонов и завершены фигурными фронтонами, аналогичными фронтонам церкви. Венчает колокольню параболический восьмигранный купол с фонариком и барочной главкой. Несмотря на классицистическое трехчастное построение первого яруса, по типу римской триумфальной арки, и классический декор, колокольня воспроизводит характерный для украинской народной архитектуры тип колокольни «восьмерик на четверике».
Ансамбль Спасо-Преображенской церкви и колокольни в Малой Ворожбе - уникальный памятник архитектуры «кирпичного стиля» периода позднего историзма. Он свидетельствует об интересе архитекторов в 1880-е г.г. к наследию украинского барокко и региональным архитектурным традициям, о творческом освоении этого наследия. Спасо-Преображенская церковь - самый ранний пример поисков украинского национального стиля в монументальной архитектуре Левобережной Украины конца XIX - начала XX в.».
В 1960 г. храм был закрыт, пришёл в запустение. Настенная роспись, выполненная одним из братьев Кричевских, полностью утрачена. Иконопись сохранилась только в алтарной части. После проведенных в 1990-х г.г. ремонтно-реставрационных работ церковный комплекс функционирует по прямому назначению и состояние его довольно неплохое.
http://geocaching.su/?pn=101&cid=17642