ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ворожба (Лебединская ГО). Церковь Спаса Преображения.

Преображенская церковь


Ворожба (Лебединская ГО). Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:Между 1885 и 1892.
Архитектор:В.Х. Немкин
Адрес:
Украина, Сумская обл., Сумской р-н, с. Ворожба, улица Лебединская, дом 3

Координаты: 50.705756, 34.642333
Проезд:любым общественным транспортом, который следует через Ворожбу или в Ворожбу, выходить на остановке "Ворожба"





Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
10 мая 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
10 мая 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
10 мая 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
10 мая 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
15 марта 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
15 марта 2009
Церковь Спаса Преображения, , Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Roy Korbat
10 мая 2009
Церковь Спаса Преображения, Преображенский храм с. Ворожба в годы запустения. Архивное фото.<br>, Ворожба (Лебединская ГО), Сумской район, Украина, Сумская область
Преображенский храм с. Ворожба в годы запустения. Архивное фото.
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 августа 2019

В центре с. Ворожба расположился не только очень красивый, но и исторически ценный храмовый комплекс, включающий Спасо-Преображенскую церковь и надвратную колокольню. Этот ансамбль доминирует над окрестностями и виден из многих точек на трассе и в самом селе. Первый храм здесь построен около 1650 г. Он был освящен в честь Св. Николая. Во второй половине XVIII в. церковь перестраивали. Филарет в своем "Описании..." упоминает документ - контракт, который священник, староста и прихожане заключили в 1769 г. с сумским плотником. Ему предписывалось возвести новый храм с двумя приделами и дано разрешение употребить материалы со старой церкви. Строительство начато весной 1770 г. и, вероятно, в том же году оно было окончено, церковь освятили во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Святого Николая. Храм был признан лучшим из деревянных храмов Харьковской епархии.

В 1896 г. был выстроен новый каменный однопрестольный Преображенский храм по проекту Владимира Христофоровича Немкина. Вот какое описание в своей книге "Спадщина містобудування України" дает историк архитектуры Виктор Вечерский: «Ансамбль Спасо-Преображенской церкви с колокольней расположен в центральной части села в равнинном, слегка холмистом ландшафте. Состоит из крупного объема кирпичной неоштукатуренной церкви и отдельно стоящей колокольни из того же материала. Колокольня западным фасадом выходит на главную улицу села. В 70 м восточнее колокольни, в центре погоста на возвышении расположена церковь - её продольная ось совпадает с осью проезда колокольни.

Церковь Спасо-Преображенская

Является репликой известного памятника украинского барокко - Покровского собора в Ахтырке (1753-1762 г.г.). Архитектор весьма точно воспроизвел не только планово-пространственную структуру, но и размеры прототипа. Постройка очень крупных размеров - длина 44 м, ширина 27 м, высота до зенита центрального верха около 28 м. Трехчастная, трехверхая, центральный компартимент - восьмерик, разделенный 4 пилонами на 3 нефа. Средний неф в 2 раза шире боковых, и равен ширине прямоугольных алтаря и бабинца. Пилоны очень крупные, 3х3 м, посредством полуциркульных подпружных арок и сферических треугольных парусов несут обширный цилиндрический световой барабан диаметром 7,5 м, увенчанный полусферическим куполом. Главной темой интерьеров является глубинно раскрывающееся пространство, имеющее жесткую осевую направленность к алтарю. Ее подчеркивают ритмические ряды пилонов и арок. Обилие горизонтальных членений-антаблементов, раскрепованных многообломных карнизов большого выноса - усиливает осевое движение. В целом как построение интерьера, так и его декор являются типично барочными и напоминают не столько прямой прототип - Покровский собор в Ахтырке, сколько интерьеры крупных барочных костелов конца XVII в.

Колокольня

Двухъярусная одноглавая. Первый ярус - прямоугольный в плане, трехчастный. По оси - высокая арка проезда, обрамленная архивольтом с выделенным замковым камнем. Её фланкируют спаренные пилястры тосканского ордера, несущие антаблемент с треугольным фронтоном. В боковых двухэтажных объемах - невысокие арочные проемы для прохода пешеходов, над которыми - окна вытянутых пропорций с полуциркульными перемычками, обрамленные наличниками с рельефно выделенными замковыми камнями. К боковым фасадам примыкают две низенькие граненые пристройки типа кордегардии. Второй ярус колокольни - четверик со срезанными углами, который покоится на низеньком четырехгранном тамбуре. Грани прорезаны высокими арочными проемами звонов и завершены фигурными фронтонами, аналогичными фронтонам церкви. Венчает колокольню параболический восьмигранный купол с фонариком и барочной главкой. Несмотря на классицистическое трехчастное построение первого яруса, по типу римской триумфальной арки, и классический декор, колокольня воспроизводит характерный для украинской народной архитектуры тип колокольни «восьмерик на четверике».

Ансамбль Спасо-Преображенской церкви и колокольни в Малой Ворожбе - уникальный памятник архитектуры «кирпичного стиля» периода позднего историзма. Он свидетельствует об интересе архитекторов в 1880-е г.г. к наследию украинского барокко и региональным архитектурным традициям, о творческом освоении этого наследия. Спасо-Преображенская церковь - самый ранний пример поисков украинского национального стиля в монументальной архитектуре Левобережной Украины конца XIX - начала XX в.».

В 1960 г. храм был закрыт, пришёл в запустение. Настенная роспись, выполненная одним из братьев Кричевских, полностью утрачена. Иконопись сохранилась только в алтарной части. После проведенных в 1990-х г.г. ремонтно-реставрационных работ церковный комплекс функционирует по прямому назначению и состояние его довольно неплохое.

http://geocaching.su/?pn=101&cid=17642


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 августа 2019

Ворожба заселялась одновременно с Сумами. В 1659 г. из Сум и Ворожбы переселялись семьи для «составления» слободы Нижней Сыроватки. «При такой древности – пишет в своем труде «Историко-статистическое описание Харьковской епархии» Филарет Гумилевский – нет сомнений, что первый храм в Ворожбе построен около 1650 года». По старым документам видно, что храм был во имя Свят. Николая. В середине XVIII в. храм перестраивался и тоже был деревянным. На брусе, использованном из бывшего храма, была надпись: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа создася храм сей Покрова Пресв. Богородицы и Святителя Христова чудотворца Николая при благочестивейшей великой Государыне Елизавете Петровне». В 1752 г. храм был освящен.

Но весной 1770 г. начали строительство нового храма. В том же году его закончили и новый деревянный храм был освящен во имя Преображения Господня, Покрова Богородицы и Св. Николая. На то время этот храм с тремя престолами был признан лучшим деревянным храмом Харьковской епархии. Среди древних икон наиболее уважаемой прихожанами был Казанский образ Божией Матери. Второй почитаемой иконой была Божия Матерь с предвечным Младенцем, надпись внизу гласила: «Сей святой образ списан с чудотворного образа Пресвятыя Богородицы Феодоровския, яже во граде Костроме, а явление того цельбоносного образа бысть в лето 6743 августа 16 д.; празднование тому чудотворному образу и о явлении предложено месяца марта в 14 день; явился той св. чудотворный образ Пресвятыя Богородицы Великому Князю Василию Григорьевичу рекомому Вашне Костромскому и Галицкому сыну Благоверного Великого Князя Георгия Ярослава Владимирского пр. внуке же преподобного и Благоверного Великого Князя Александра Невского 1239 г.». Эта икона была пожертвована помещиком Михаилом Романовым. Еще две небольшие иконы Спасителя и Богоматери в серебряных ризах были пожертвованы Ульяной Николаевной Надаржинской по благословению ее дочери Параскевы Герасимовны в 1755 г.

В 1896 г. был построен новый каменный, однопрестольный Преображенский храм. Строился он стараниями прихожан. Ему принадлежали: 1 дес. усадебной земли и 60 дес. пахотной. По Справочной книге для Харьковской епархии Ивана Самойловича за 1904 г., прихожан было 4559 муж. п. и 4418 жен. п. Церковный капитал составлял 6504 р. 31 к. По штату был положен причт: два священника, диакон и два псаломщика. При храме были две церковно-приходские школы и школа грамоты на хуторе Доценкове. К храму были приписаны хутора: Босевщина, Студник, Грицынин, Пашков, Бережки, Прудников, Новый, Доценков, Лободовщина, Валки, Лифен и Хильков.

Спасо-Преображенский храм построен по проекту харьковского епархиального архитектора В.Х. Немкина. В 1960 г. он был закрыт, пришел в запустение. Была полностью уничтожена настенная роспись, выполненная известным художником Кричевским. Иконопись сохранилась только в алтарной части.

29 августа - праздник перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа (944). Архиепископ Сумской и Ахтырский Марк совершил первую Божественную литургию в восстанавливающемся Спасо-Преображенском храме с. Малая Ворожба Лебединского р-на. После Божественной литургии был совершен крестный ход вокруг обновленного храма, Владыка Марк окропил стены храма и присутствующих святой водой. Затем Владыка Марк обратился к собравшимся со словами проповеди и поздравления с праздником. Владыка поблагодарил всех, кто потрудился над восстановлением храма, руководство области и района, которое обратило внимание на проблемы и нужды села и организовало поиск средств для реконструкции, всех добрых людей, которые внесли свои средства для того, чтобы храм хотя бы снаружи засиял своей первоначальной красотой. Конечно, ещё многое предстоит сделать, но то доброе начало, положенное этими людьми, станет началом полного восстановления 115-летнего храма. После всех сказанных речей протодиакон возгласил многолетие всем потрудившимся в восстановлении храма, настоятелю и прихожанам и всем молящимся в храме сем, получившем новую жизнь благодаря их совместным стараниям.

Священник Роман (Андрухив) был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма 19 августа 2003 г. владыкой Сумским и Ахтырским Иовым, после 50-летнего запустения. Служба служилась в маленькой пристройке у колокольни. С 29 августа 2007 г. после частичного восстановления храма возобновилась служба в большом храме. В марте 2014 г. протоиерей Роман (Андрухив) был направлен для дальнейшего служения, в иной приход. С 3 марта 2014 г. архиепископом Сумским и Ахтырским Евлогием был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма иерей Павел (Середа). Спасо-Преображенский храм и сегодня нуждается в дальнейшем восстановлении – настоятель храма о. Павел и прихожане ждут добродетелей и волонтеров.

http://pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Nashi_svyatyni/Spaso-Preobrazhenskiy_hram_v_s_Malaya_Vorozhba.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.