ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Диканька. Церковь Николая Чудотворца.

Свято-Николаевский храм


Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:1794.
Архитектор:Н.А. Львов
Адрес:
Украина, Полтавская обл., Диканьский р-н, пос. Диканька, ул. Полтавский Шлях.

Координаты:49.808185, 34.541713


Добавить фотографию
Автор: V.Petrovich
Снято: 25 мая 2011 Добавлено: 28 января 2012
Условия использования фотографии нужно согласовать с автором.
Церковь Николая Чудотворца-Диканька-Диканьский район-Украина, Полтавская область-V.Petrovich
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца-Диканька-Диканьский район-Украина, Полтавская область-V.Petrovich
Колокольня церкви Николая Чудотворца
V.Petrovich
6 декабря 2009
Сортировка:


Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
Вид на колокольню с юго-запада
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
6 декабря 2009
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
Колокольня церкви Николая Чудотворца
V.Petrovich
6 декабря 2009
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
Оlga Saburova
24 октября 2008
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
V.Petrovich
25 мая 2011
Церковь Николая Чудотворца - Диканька - Диканьский район - Украина, Полтавская область
Оlga Saburova
24 октября 2008




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): V.Petrovich,  6 января 2010

Храм возведён в 1794 году. Архитектор Н.А. Львов. При строительстве Николаевской церкви впервые была применена система двойного купола, которую позже использовал архитектор Воронихин для Казанского собора в Санкт-Петербурге. Она способствовала улучшению акустики, а также большему освещению помещения церкви. В пространстве между куполами на третьем этаже Николаевской церкви, куда ведет узкая боковая винтовая лестница, находятся хоры. На внутренней стороне большого внешнего купола – росписи на библейские темы, а на его барабане размещены невидимые изнутри окна, через которые дневной свет проникает в центральный зал. Когда церковный хор поет во время службы, то кажется, что его мелодичные звуки льются прямо с небес. Молитвы также усиливаются превосходной акустикой храма. До сих пор остается тайной конструкция так называемых “воздушных печей”, размещенных между первым и вторым этажами. Они не только согревали, но и проветривали помещение, поддерживали постоянную температуру и влажность воздуха, и делали это не хуже, чем современные кондиционеры.

Во время перестройки храма в 1851–1852 годах в церкви установлен иконостас из мореного дуба. Уникальная работа выполнена украинскими крепостными мастерами, которых для обучения искусству специально посылали в Италию. Вызывает восхищение прекрасная резьба по дереву, изысканным кружевом обрамляющая разных размеров иконы, написанные петербургскими художниками; как в золотом ореоле, в сиянии позолоты при зажигании свечей светятся фигуры святых.

В 1810 году было введена в действие двухъярусная каменная колокольня Николаевской церкви (архитектор Луиджи Руска), но окончательное строительство ее из-за трудностей со средствами завершилось лишь в 1827 году. В 1930-х годах вокруг нее вырубили лес, сняли изгородь – мраморные столбы с массивными чугунными цепями, вывезли каменные плиты мостовой, выложенной для крестных ходов вокруг церкви. В период гражданской войны и голода 1932–1933 годов были разграблены княжеские погребения в склепе под храмом. Церковь не раз закрывали, но она действовала. В 1963 году церковь отобрали у верующих и вскоре здесь организовали атеистический музей. А с 1985 года Николаевская церковь как памятник архитектуры стала отделом государственного историко-краеведческого музея. Во время запустения исчезло много церковного имущества: иконы XVII–XVIII веков, кресты, подсвечники, старинные книги и другие ценные реликвии. 16 июля 1989 года состоялось торжественное открытие и новое освящение Свято-Николаевской церкви.

http://pravoslavie.poltava.ua/ru/0/1137926945/view.php


Статью добавил(а): Вадим кр,  6 февраля 2017

Николаевская церковь построена в 1794 году на месте деревянной, которая находилась на окраине Диканьки. Её проект в стиле классицизма выполнил известный зодчий той эпохи Н.А. Львов. Он впервые применил систему двойного купола. Особенное внимание привлекает резной иконостас из мореного дуба. Под церковью находится семейная усыпальница Кочубеев, где похоронено 5 князей и 3 княгини рода. Рядом с церковью находится колокольня, построенная в 1810—1827 гг. по проекту Луиджи Руска. Диканька была известна не только на Украине. Это село прославил Николай Гоголь, чья судьба была тесно связана с этим местом. Мать прославленного писателя, у которой дважды родились мертвые дети, ходила пешком за 30 верст в Диканьку в Николаевскую церковь к чудотворной иконе святителя Николая Чудотворца вымаливать себе здорового ребенка. Ее просьба была услышана, сына назвали в честь святого, а сам Николай Васильевич Гоголь, будучи единственным выжившим мальчиком у родителей, испытывал необъяснимую тягу к этой церкви, порой заворачивал туда, еще не успев доехать до дома.

Николаевская церковь тоже пострадала, исчезли старинные иконы, кресты, книги, утварь. Вырубили росший вокруг Николаевский лес, выломали мраморные плиты, по которым верующие ходили крестным ходом, роскошную фамильную усыпальницу Кочубеев в церковном склепе разграбили. В 1960-е годы в храме был устроен музей атеизма, а затем филиал краеведческого музея. Только в 1989 году храм вернули верующим, и он вновь стал действующим. Знаменитая икона святителя Николая Чудотворца, перед которой молилась мать Гоголя, почти рассыпалась от времени, в настоящее время ее законсервировали, но утраты красочного слоя весьма значительны.

http://www.ippo.ru/science/


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  27 октября 2018

Построена по проекту архит. Н. А. Львова. В 1851-1852 гг. здание подвергалось существенным переделкам. Под ним устроен склеп, достроена терраса, устроены печи. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, в плане - ротонда с выступающим на западном фасаде дорическим портиком,  одноглавое. Решено в виде двух цилиндрических объемов, внешний перекрыт лучковыми сводами, внутренний - системой двойного купола, который опирается на кольцо стен, облегченных восемью арочными проемами. Легким пояском стены расчленены на два яруса, их пластику разнообразят спаренные пилястры, чередующиеся с прорезанными двумя ярусами окон плоскими нишами. Стены завершены антаблементом и аттиком. В интерьере живопись создает иллюзию кессонированного купола. Памятник - образец архитектуры в стиле классицизма.

В 1973 г. здесь открыт музей атеизма - филиал Диканьского краеведческого музея. Колокольня построена по проекту архит. Л. Руска. Постановка ее отдельно от церкви характерна для культового зодчества первой трети XIX в. Сооружение кирпичное, прямоугольное в плане, двухъярусное. Первый ярус глухой, в нем размещалось жилье, во втором, открытом арочном - находились колокола.

Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Иллюстрированный справочник-каталог. 4 т.


Статью добавил(а): Сергей Ковров и Елена Григорьева,  2 ноября 2018

Главной достопримечательностью Диканьки была Свято-Никольская церковь с находившимся в ней чудотворным образом Cвятителя Николая. О ней упоминает и пасечник: "Знаете ли вы дьяка диканьской церкви, Фому Григорьевича? Эх, голова! Что за истории умел он отпускать!" Известно, что три повести в книге Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Деканьки" - "Вечер накануне Ивана Купала", "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" - рассказаны именно дьяком Диканьской церкви Фомой Григорьевичем.

По преданию, в старину, когда диканьскими землями владел архиепископ Черниговский Лазарь Баранович, на одном из пней в лесу недалеко от Диканьки таинственным образом явлена была икона Святителя Николая. Удивленные жители перенесли ее в сельскую церковь. А утром иконы там не нашли и снова обрели ее в лесу на том же самом пне. Святую находку трижды возвращали в церковь, но каждый раз она неизменно оказывалась на месте обретения. Слух об этом дивном происшествии разнесся по округе. Решено было воздвигнуть здесь деревянный храм. По благословению черниговского святителя в 70-х годах XVII столетия поставлена была Никольская церковь. На памятном пне поместили метровый дубовый крест, который оказался в алтарной части новопостроенного храма. Главной почитаемой святыней его была чудесно обретенная икона великого угодника Божия Cвятителя Николая, ставшая неиссякаемым источником чудотворений.

Впоследствии диканьские земли принадлежали генеральному судье Запорожского войска Василию Леонтиевичу Кочубею. В 1754 году его внук Павел по благословению Киевского митрополита Тимофея (Щербацкого) перестроил деревянный храм, расширив его. Он к тому времени стал местом паломничества богомольцев, которые нескончаемым потоком стекались к своему небесному заступнику. В результате различных нестроений и недоразумений епархиальное начальство приказало перенести храм в другое место, а чудотворный образ хранить в архиерейской ризнице Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве.

В 1783-1789 годах наследники Василия Кочубея просили у Синода разрешения построить вместо деревянного каменный храм, но на прежнем месте. Нелегко было получить такое разрешение, поскольку, по мнению тогдашней духовной власти, церквей в селе было достаточно. В 80-х годах XVIII века в Диканьке было три приходских церкви: Троицкая, Иоанна Златоуста и Рождества Богородицы, при которых находилось более трехсот дворов, где жило примерно четыре с половиной тысячи прихожан. Свято-Никольская церковь не имела приходских дворов и была при имении Кочубеев, хотя посещало ее немало и простых прихожан. По прошествии нескольких лет синодальное благословение на строительство храма было дано, и Виктор Павлович Кочубей, достигший потом в Петербурге высших государственных постов (он был вице-канцлером, министром внутренних дел, председателем Государственного совета), в 1794 году построил каменную церковь, которая существует и поныне. Икона Святителя Николая Чудотворца была возвращена из архиерейской ризницы и заняла свое прежнее место. Постепенно стал увеличиваться поток богомольцев.

С этой церковью и с чудотворным образом Святителя Николая связана одна из первых страниц жизни Николая Васильевича Гоголя. Его мать, Мария Ивановна, у которой двое детей умерло, едва появившись на свет, дала обет перед иконой угодника Божия, что если будет у нее сын, наречь его Николаем, и просила священника села Диканьки молиться до тех пор, пока его не известят о рождении дитяти и попросят отслужить благодарственный молебен. Испрошенный молитвой, новорожденный Николай и был встречен в этом мире молитвой благодарения Богу. По словам сестры писателя, Ольги Васильевны Гоголь-Головни, брат ее любил вспоминать, почему назвали его Николаем.

Что касается дальнейшей судьбы Диканьской церкви, то после революции лес вокруг нее вырубили, княжеские захоронения в склепе под храмом были разграблены. Церковь не раз закрывали. Но в годы Великой Отечественной войны здесь служилась Литургия. В 1963 году храм отобрали у верующих и устроили в нем музей атеизма. С 1985 года в качестве памятника архитектуры Никольская церковь принадлежала государственному историко-краеведческому музею. За годы запустения утрачена была богатая церковная утварь, а также древние иконы и старинные богослужебные книги. В 1989 году храм заново освятили. Древний пень, на котором обретена была икона, по-прежнему находится под престолом. Сам же чудотворный образ Святителя Николая какое-то время хранился в фондах Полтавского краеведческого музея. Ныне его местонахожденние неизвестно.

http://ruskline.ru/analitika/2007/12/19/pod_zawitoj_ugodnika_bozhiya/

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.