ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Серёдка. Церковь Николая Чудотворца (малая).

Свято-Никольский храм


Серёдка. Церковь Николая Чудотворца (малая)
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Николая Чудотворца
Год постройки:2006.
Адрес:
Россия, Псковская область, Псковский район, п/о Середка

Координаты: 58.15785, 28.184717
Проезд:Прямо на трасса Гдов - Псков






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 июня 2018

Село Серёдка до 16 июня 1916 года называлось Маслогостицы. Маслогостицы входили в состав Санкт-Петербургской губернии.

Село Маслогостицы находится в 289 верстах от Санкт-Петербурга, а от Гдова, по старой почтовой дороге, в 74 вер., по нынешней земской - в 90 верстах. В 5-ти верстах от погоста находится «Сороковой бор», а в 10-ти - «Псковское озеро»; местность здешнего села иногда называлась Мыслогостицы, а в межевых книгах 1786 года – «Маслогостицкой Губой». Церковь была здесь, вероятно, уже в 16 веке, так как при церкви есть колокол времён Иоанна Грозного. А по надписи на иконе Николая Чудотворца существование церкви можно относить только к началу 17 века. Существовавшая до 1858 г. деревянная церковь была устроена в 1615 г. Сергием Гурьевым Воронцовым, а в 1699 г. женой Никиты Воронцова, Мариею Даниловною, поновлены в ней иконы.

Церковь походила на сруб обыкновенной избы; стены ене были вытесаны и обшиты тёсом, колокола помещались на двух столбах с перекладиной. В конце прошлого века у церкви сделан притвор и колокольня, а вначале нынешнего – стены внутри вытесаны и обтянуты холстом, а снаружи обшиты тёсом и выкрашены охрой. В 1856 г. деревянная церковь уничтожена и заложен новый каменный храм; в 1858 г. декабря 20, он освящен благочинным, Гдовским протоиереем Феодором Алексеевым Быстреевским. Храм устроен заботами священника Феодора Симеонова Павского, усердием прихожан. Постройка стоила 2513 руб. 21 коп. Кроме денег было отпущено 400 бревен от Государственных Имуществ и 150 кубических сажень дров от помещицы Веры Михайловны Фрейганг, для обжога кирпичей. Крестьяне бездмездно возили материал.

Храм каменный с деревянным куполом, обшитым листовым железом, теплый, во имя Николая Чудотворца, шестиглавый. Кровля и купол окрашены медянкою, кресты – белилами. Длина храма 13 сажень (27,7м), ширина от 3 до 5 сажень(6,4-10,6м). Антиминс освящен митрополитом Григорием и подписан 1 июля 1858 г. В храме достопримечательны: 1)икона святителя Николая со следующей надписью: «Лета 7108(1660), октября в 31-й день построен, сей образ св. Николы Чудотворца, и риза позолочена, и киот написан и прочее; все церковные иконы построены повелением вдовы Никитинской жены Воронцова Марьи Даниловой дочери, а прежде сего строил же Сергей Гурьев сын Воронцова в 122г.». В 1858 г. сделали на образ ризу-аплике, ценой в 50 рублей; 2) образ Знамения Божией Матери с надписью: «7146(1698) изображена бысть сия икона повелением сына боярского Сергея Гурьева сына Воронцова»; 3) икона Мирожской Божией Матери, а по сторонам - Никандр и Ефрем, Псковские чудотворцы. На иконе надпись: «В лето 7123(1675), месяца августа в 14 день, написан бысть, сей образ Пресвятой Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии с предвечным младенцем Ея, Господом нашим Иисусом Христом, с Чудотворныя иконы Мирожския в церковь св. Николы Чудотворца, во область Псковскую в весь нарицаемую Мыслогостицы, на поклонение православным христианам … (далее не разобрать)… Писал сию (икону) Федотко Матвеев»; 4) старинное медное блюдо, с надписью: «Сие блюдо подаяние вдовы Анны Ивановны Скобельцыной в церковь Николая Чудотворца погоста Маслогостиц 1735 году, мая в 30 день», 5) Евангелие 1735г.; 6) типикон, на котором, начиная с третьего листа, находится следующая надпись: «1720 году куплена сия книга в церковь Божью Николая Чудотворца, в Маслогостицу, на церковные казенные деньги, за пятинный церковный хлеб, а купила сию книгу вдова Ивана Степановича Ушакова Ирина Никитина дочь 728 года стараньем Архиерейского крестьянина деревни Серёдки, Герасима Исакова, дано денег три рубля, Двадцать шесть алтын, четыре деньги»; 7) колокол времен Иоанна Васильевича Грозного, с надписью: «Лета 7065(1553), марта в 30 день, Божиею милостию, слит бысть колокол при царе и Великом Князе Иване Васильевиче Всея Руси и при Архиепископе Пимене великого Новгорода и Пскова. Лил Стефан Лаврентьев сын»; 8)колокол времен Екатерины второй. Надпись показывает, что колокол слит « зданием вотчины Елеозарова монастыря, дер. Постоева, крест. Василия Фадеева, мастером Пантелеем Артемьевым Похмурскиным».

В церкви хранятся: план на церковную землю, составленный в 1798г., две межевые книги – 1786г. и 1798г. на церковную землю, и одна 1786 г. на пустошь «Перной бор».

По штатам 1777 и 1843 г.г. причт составляли: священник, дьякон, дьячок, пономарь и просвирня. Из прежних священников известны: Исидор; сын его Петр Исидоров, внук Василий Петров; Евфимий Андреев из дьяконов Котельской церкви (Ямбургского уезда) (1813-1828); Андрей Быстриевский, из дьяконов селаДубяг (Гдовского у.) (1829-1853). При нем возобновлена, в 1832г. прежняя деревянная церковь, а в 1844г. возобновлен иконостас; Симеон Павский (1853-1876). Его стараниями устроен нынешний каменный храм, приобретены священные сосуды, серебряное кадило и напрестольный крест. С 1877г. по ныне священствует Василий Иоаннов Альбов из воспитанников Новгородской духовной семинарии, собравший деньги на устройство новой ограды. Павский преподавал Закон Божий в Серёдкинском начальном училище, а Альбов преподает в Маслогостицкой школе. Дьяконов с 1809 по 1883 годы было два: Андрей Петров с 1809 по апрель 1845 года, скончавшийся скоропостижно около хлебного магазина, 70-ти лет от роду; Федор Михайлов, из пономарей Моцкаго погоста, служивший с мая 1845г., скончался 77 лет. Свое имущество он завещал в здешнюю церковь, на вечное о нем поминовение.

Церковного капитала 100 рублей. Доход церковный простирается от 350 до 400 руб. серебром. Земли при церкви 30 десятин 1160 сажень; кроме того, в « Перном бору» - 8дес. 48 саж. План и межевые книги имеются только на 16 десятин и на «Перной бор». К усердным жертвователям на церковь принадлежат крестьяне: деревни Серёдки - Степан Алексеев Кауров, деревни Барской Горы – Федот Егоров, деревни Баглиц – Иван Космин и его сыновья – Василий и Сергей Ивановы и церковный староста, деревни Мясниц – Давид Григорьев. Причт сперва содержался ругою и платою за требы; с 1843г. стал получать, по 3-му разряду, 270 руб., с вычетом 2% с рубля. Доходов причт получает до 400 руб. Священник живет в доме наслед. свящ. Павского, исстрачивая на отопление его до 80 р. в год. Дьячок живет в доме, купленном из Мельницкого прихода за 60 руб. с рассрочкой уплаты на 3 года.

Соседние приходы: Мельницкий, Толвицкий (Псковского уезда) и земли Елеазарова монастыря. Приход состоит из 30 деревень; ближайшие к погосту деревни суть: Серёдка, прежнее владение Псковского Троицкого собора; она – подле самой церкви; Ершово, Анашкино, Мясницы и Барская Гора также подле церкви; Виргино в 2-х верстах от церкви; Грядище или Иванщина, прежнее владение Псковского Ивановского монастыря, в 2-3 верстах от церкви; Мельговщина – в 3-х верстах, Новоселье или Себежек – в 2-х верстах; Сельцо – в 4-х верстах. Более отдаленные: Заходы, прежде назывался Сход или Приезжий двор – вроде подворья для монахов Спасо-Елеазаровского монастыря, в 10 верстах от церкви; Пупково – на берегу Псковского озера, в 12 верстах; Липно и Щедрово на берегу Псковского озера, в 15 и 20 верстах; Дуб, на берегу Псковского озера – в 25 верстах. Остальные деревни: Заборовка, Моренки, Задобрицы, Ерехново, Типликово, Постоево, Великуша, Кидниково, КолтыриныСуки, Старишный бор, Мишоколь, Каблище, Средняя Путь, Губа, Ожигаловщина, Перелог, Горушка, Усадище, Баглицы, Чайкино, Вепрово и Лопатино, Новоселье, Барская Гора и Сельцо перечислены сюда от Мельницкого прихода.

Всех прихожан мужского пола 1522, женского - 1646. Раскольников-Федосеевцев муж. п. – 14 , жен. п. - 15. Живут они в деревне Щедрове и одна женщина в Баглицах. Жители деревень: Старишный бор, Колтырины Суки, Горушка, Усадище, Чайкино, Вепрово и Великуши принадлежат к Чудскому племени и говорят на чухонском (Эстонском) языке. Русские их называют полуверцами. Прихожане занимаются земледелием, возкою дров в Александровский посад (Талабск); живущие у Псковского озера занимаются рыбной ловлей.

Прежде существовала, в доме священника Павского, школа, заведенная Министерством Государственных Имуществ. Ныне есть земская школа в деревне Серёдке. В ней учится 40 мальчиков и 6 девочек. Учитель школы, Иван Петров Устинов, крестьянин Серёдкинской вол., имеет на право учителя, свидетельство от Псковской губернской гимназии. Закону Божию учит священник. Попечитель школы – местный крестьянин Степан Алексеев Кауров.

Из святых особенно уважается св. Дмитрий Солунский. В Дмитриевскую Субботу бывает крестный ход и служение молебнов, кроме того, уважаются: день Петра и Павла и Ильинская Пятница.

Часовен десять: во имя Успения – на погосте; Воздвижения – в Грядище; Петра и Павла – в Мишоколи и Липне; Димитрия – в Заходах и Баглицах; Параскевы – в Пупкове; Рождества Богородицы – в Дубне; Флора и Лавра – в Усадище. Часовня в Дубне, на берегу Псковского озера, каменная. Кладбища находятся у церкви и в деревнях: Заходы, Мишоколь, Баглицы, Липно и Дуб. Курганы находятся вблизи погоста и у деревни Мельговщины. При деревне Грядищи есть земляной вал, на четверть версты, может быть остаток какого-нибудь укрепления.

Попечительство открыто в 1872 году. Члены его – крестьяне разных деревень; председатель – священник; сбор с членов весьма незначительный. Больше всего было собрано в 1880 году, именно: 126р. 95коп.; в другие годы собиралось меньше, напр: 20руб. (1876), 12руб. (1877), 65руб. 51коп. (1878), 44руб. 11коп. (1879), 29руб. 55коп. (1881), 27руб. (1882), 17руб. 14коп. (1883); более значительный сбор 1878, 1879 и 1880 годов объясняется тем, что в эти годы на ремонт церкви собирались деньги с каждой ревизской души.

Историко-статистические сведения Санкт-Петербургской епархии. Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета, выпуск 10. Санкт-Перербург, 1885г.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2018

Серёдка — село в Псковском районе Псковской области России. Административный центр Серёдкинской волости Псковского района. До 1916 года именовалось Маслогостицы — это название осталось закреплённым за бывшей железнодорожной станцией, ныне деревней Маслогостицы в 4 км к югу. Николаевская церковь была в Маслогостицах, вероятно, уже в XVI в., так как ещё в XIX веке при церкви был колокол времен Иоанна Грозного. А по надписи на иконе Николая чудотворца существование церкви можно относить только к началу XVII в. Существовавшая до 1858 деревянная церковь была устроена в 1615 Сергием Гурьевым Воронцовым, а в 1699 женою Никиты Воронцова, Мариею Даниловною, поновлены в ней иконы. В 1856 деревянная церковь уничтожена и заложен новый кам. храм; в 1858, декабря 20, он освящен благочинным, гдовским протоиереем, Феодором Алексеевым Быстреевским. На межевых книгах 1786 года местность села называлась Маслогостицкой Губой.

Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Т. 5. http://www.streetvi.ru/ru/2269645-Серёдка-Псковский-район/

В 1858 г. в Маслогостицах построена каменная однопрестольная тёплая церковь вместо прежней деревянной, постройки 1615 г. В советское время храм закрыли, а потом разрушили. Вместо него в 2006 году выстроена новая деревянная церковь того же посвящения, на месте каменной церкви установлен памятный крест. Настоящая деревянная церковь представляет собой сруб под высокой клинчатой кровлей, с алтарным прирубом и западным крыльцом.

https://azbyka.ru/



Комментарии и обсуждение


Церковь действующая, проходят службы.
4 декабря 2009, Дарья Серебрякова.