Церковь Крестовоздвижения, обладающая довольно своеобразной объемной композицией, по декору типична для провинциальной архитектуры переходных форм от барокко к классицизму; в храме и трапезной сильнее выразились черты раннего классицизма, в колокольне – барокко. Ядром композиции церкви является прямоугольный в плане объем, над которым с востока возвышается световой восьмерик, а с запада колокольня. Восьмерик завершен глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой, квадратный в плане ярус колокольни – расширяющимся книзу ярусом-резонатором со шпилем. С востока примыкает широкая полукруглая апсида, с запада – пониженная относительно основного объема прямоугольная в плане трапезная с южным приделом, вносящим сильный асимметричный акцент в общую композицию.
Придел со скругленным северо-восточным углом увенчан глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Фасады здания лаконичны, а в объемах храма, трапезной и придела однородны по декору. Их охватывают полные антаблементы с несложным по профилю карнизом. Прямоугольные окна, заглубленные (за исключением восьмерика) в прямоугольные ниши, заключены в рамочные наличники. Последние соединены вверху с узкими лежачими филенками (в основных объемах) и накладными досками (в восьмерике). Ярус колокольни прорезан арочными проемами звона. В основании яруса-резонатора помещены полукруглые фронтоны, а вверху – круглые окна с лучковыми подвышениями карниза над ними. Западный притвор выделен полукруглым фронтоном и тремя главками на квадратных в сечении постаментах.
Основной прямоугольный в плане объем храма внутри разделен поперечной стеной с широким и высоким арочным проемом на две части. Пространство восточной части открывается в восьмерик, завершенный сомкнутым сводом; западная часть перекрыта крестовым сводом. В трапезной перекрытие плоское, а в южном приделе – сомкнутый свод.
В храме под многочисленными записями частично сохранилась настенная живопись, выполненная маслом в 1810 г. художником из посада Большие Соли Алексеем Тимофеевичем Демидовым. В основном объеме на боковых лотках свода изображены великомученица Варвара и Сергий Радонежский, совершающий панихиду у гроба родителей. На стенах трапезной – образа избранных святых (Александра Невского, Марии Египетской) и композиция «Снятие со креста». В своде трапезной – четыре сцены из евангельского цикла: «Воскресение», «Жены мироносицы у гроба Господня», «Явление Христа Марии Магдалине» и «Уверение апостола Фомы». На устоях арки между храмом и трапезной помещены фигуры Николая Чудотворца и преподобного Пахомия Нерехтского. На своде придела размещены четыре сцены праздников: «Покров», «Преображение», «Рождество Христово» и «Сретение». В алтаре придела на своде изображен Саваоф, на Горнем месте – Христос Вседержитель. На потолке паперти написан большой образ Саваофа на облачном фоне, в окружении символов евангелистов.
Рамы всех клейм, первоначально гризайльные, имитируют багетные обрамления картин. Первоначальная гризайльная «уборка» стен (за исключением веерной розетки на своде придела) утрачена. Роспись выполнена в характерных для времени клеймах-«картинах», для сюжетных композиций выбраны западноевропейские образцы. Судя по наиболее сохранному образу великомученицы Варвары, мастер А.Т. Демидов стремился работать в академической манере, в приглушенной цветовой гамме, добивался легкости и прозрачности письма (особенно в пейзаже).
Главный иконостас храма выполнен в стиле псевдобарокко в 3-й четв. 19 в. Плоский трехъярусный иконостас имеет девять прясел в нижнем ярусе и три прясла в верхнем. Ярусы разделены антаблементами, вертикальные членения образованы пилястрами с орнаментальными накладками. На венчающем карнизе установлен крест с живописно исполненным распятием и две обрезных иконы предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. В нижнем ярусе над местными иконами и над боковыми входами в алтарь размещены образа праздничного чина в рамах, имеющих вид широких венков, составленных из листьев и цветов. В сени над царскими вратами в прорезном картуше помещена «Тайная вечеря». В состав картуша входят два резных херувима и голубь – символ Святого Духа. Арочные проемы боковых входов в алтарь оформлены резными драпировками. Царские врата прорезные, с крестом в створе. Мотивы резьбы – виноградная лоза с цветами и розетка в лиственно-цветочной раме. На четырех круглых клеймах изображены евангелисты, в двух клеймах арочной формы – «Благовещение». Цокольная часть нижнего яруса иконостаса обработана филенками глухой резьбы с мотивом аркады на витых колоннах. Проемы арок заполнены лиственно-цветочными орнаментами. Аналогичные мотивы присутствуют и в декоре постаментов под пилястрами. Пилястры во втором и третьем ярусах иконостаса каннелированные, с пунктирно расположенными диагональными резными накладками. Второй ярус содержит в центре образ Вседержителя с предстоящими Богоматерью, Иоанном Предтечей и двумя архангелами. В боковых пряслах размещены иконы апостолов, представленных попарно. Центральный образ третьего яруса – «Воскресение Христово», в боковых пряслах – «Сретение» и «Рождество Христово». Живопись икон верхнего яруса стилистически инородна по отношению к чиновым образам первого и второго ярусов, что свидетельствует о ремонте иконостаса с заменой части икон на рубеже 19–20 вв.
Капители пилястр во всех ярусах выполнены без следования какому-либо из ордеров. В нижнем ярусе пилястры скрыты накладной орнаментикой. Плоскостность конструкции, расплывчатость ордерных мотивов и поглощение барочных элементов декора лиственно-цветочными мотивами свидетельствуют, что иконостас был изготовлен на излете периода господства стиля псевдобарокко. Эклектизм ансамбля особенно заметен в сочетании с иконами, стилистически ориентированными на древнерусские образцы.
Оформление клиросов на переходе из трапезной в основной объем храма, а также придельный иконостас в неорусском стиле, исполнены в нач. 20 в. Придельный иконостас одноярусный, с семью пряслами и надставными иконами над венчающим карнизом. Прясла разделены столбцами в виде орнаментированных балясин на постаментах. Антаблемент над капителями столбцов раскрепован. Чиновые иконы имеют арочную форму, надставные иконы круглые, оформлены резными картушами. Цокольные панели прясел декорированы накладными резными плакетками. Царские врата содержат композицию «Благовещения» в двух клеймах и четыре круглых образа евангелистов. Карниз над царскими вратами имеет лучковую форму, надставной образ «Тайной вечери» увенчан крестом. Вся резная орнаментика иконостаса растительная. Хорошо прочитываются мотивы пальметт, розеток и пальмовых ветвей, виноградной лозы и крина (трилистника). Арочный проем над иконостасом оформлен фестончатым подзором сквозной резьбы с мотивом крина.
Трехпролетные ворота – выразительное сооружение малых форм в стиле классицизма с реминисценциями барокко. Высокий и широкий средний проем с полуциркульной аркой завершен ступенчатым аттиком, увенчанным тремя каменными шаровидными главками. С внешней стороны арка выделена архивольтом и клинчатым замком, аттик заслонен треугольным фронтоном с мутулами. Пониженные боковые части ворот прорезаны проходами с арками коробовых очертаний и обработаны с внешней стороны рустом. Контраст между повышенной средней частью и боковыми смягчен плавными волютами. В проемах ворот сохранились ажурные металлические решетки.
Двухэтажный дом причта, выстроенный в простейших формах позднего классицизма, представляет собой квадратный в плане объем под вальмовой кровлей. Фасады расчленены междуэтажным ступенчатым карнизом и завершены деревянным профилированным карнизом большого выноса. Прямоугольные проемы (на южном фасаде имеют, вероятно, в результате более поздних переделок лучковые перемычки) объединены в уровне подоконников полкой. В первом этаже пространство делится капитальной стеной на две половины с жилыми комнатами и кухнями, образованными тонкими перегородками.
Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 145; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 149; Диев М. Город Нерехта в XVIII и в первой четверти XIX века // Труды Костромского научного общества по изучению местного края. Вып. XII. Кострома, 1919. С. 87, 103; Демидов С.В., Кудряшов Е.В. Нерехта. М., 1996. С. 49–50; Лит: Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 57-60. Архивные источники: Архив Свода памятников ГИИ. Кудряшов Е.В. Памятники архитектуры города Нерехты. Кострома, 1977. Рукопись. С. 65–70; ГАКО. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2892; Ф. 558. Оп. 2. Д. 157. Л. 10; ОР РНБ. Ф. 775. № 3999. Л. 27, 64.
http://svodokn.ru/object/101525045?open=true