ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Черемисское. Церковь Богоявления Господня.


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Космы и Дамиана, Петра и Павла
Год постройки:не ранее 1841.
Адрес:
623736, Свердловская область, Режевской район, с. Черемисское, ул. Ленина, 106

Координаты:57.449443, 60.891221
Вопрос модератора:как проехать?.


Добавить фотографию
Церковь Богоявления Господня - Черемисское - Режевской район - Свердловская область
Наталия Женишек
18 октября 2009
Церковь Богоявления Господня - Черемисское - Режевской район - Свердловская область
Наталия Женишек
18 октября 2009
Церковь Богоявления Господня - Черемисское - Режевской район - Свердловская область
церковь Богоявления Господня (из фонда музея с.Черемисского)
Медведев Алексей
21 декабря 2006




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Александр Юрьевич Черневецкий,  18 июля 2011

Более двух тысяч жителей насчитывает ныне старинное уральское село Черемисское Режевского района . Каменный трехпрестольный храм в честь Богоявления был заложен здесь еще в 1841 году. Как многие другие храмы Режевской земли, он возводился в стиле "уральского барокко", отличался богатым внутренним убранством и был настоящим украшением всей округи.

С приходом к власти большевиков храм был закрыт в 1930-е годы. Долгие десятилетия в нем размещается сельский клуб. Церковное здание перестроено - в первозданном виде остался лишь притвор, другие помещения претерпели перепланировку. В дни больших церковных праздников жителям села приходится отправляться на богослужения в другие населенные пункты Режевского района , где есть действующие храмы.

По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия с начала нынешнего года в Черемисском началось возрождение приходской общины. Отныне сельчане будут находиться под духовным окормлением священнослужителей храма во имя Святого Иоанна Предтечи города Реж.

Источник информации - http://www.ekaterinburg-eparhia.ru/temples/ regionaltemples/berezovskoe/at656


Статью добавил(а): Медведев Алексей,  9 декабря 2012

История закрытия Богоявленской церкви с. Черемисского Режевского района Свердловской области.

Данный материал составлен по хранящимся документам в ГАСО г.Екатеринбурга и Архивного отдела г.Режа.

14 апреля 1923 года – составляется и подаётся заявление членов исполнительного органа и членов учредителей Богоявленского религиозного общества в с.Черемисском Екатеринбургской губернии и уезда в Отдел Управления Екатеринбургского Областного исполкома о регистрации Богоявленского религиозного общества согласно пункта 3-го инструкции о порядке регистрации религиозных обществ, отмеченной в №15 «Известий» Екатеринбургского Губисполкома за 1923 год.

***Возможно, документы направлены в Екатеринбургское духовное правление, Екатеринбургской духовной консистории для передачи в Облисполком с ходатайством на регистрацию. В связи с противостоянием церкви и новой власти документы пролежали в Екатеринбургском духовном правлении до момента принятия решения властей о закрытии религиозных заведений, которое активно началось в 1927 году.

10 мая 1927 г. – утверждён и зарегистрирован Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК) устав Богоявленского религиозного общества с передачей в бессрочное пользование Богоявленского храма с.Черемисского

***После того, как православное религиозное общество получило в бессрочное пользование Богоявленский храм в с.Черемисском, началось активное гонение служителей культа и православных прихожан. Некоторые жители села, негативно относящиеся к православию и религии, во главе с председателем Черемисского с/совета Буториным Николаем Ефимовичем с сентября 1927 года начали активно собирать и передавать в Реж РИК данные о деятельности религиозного общества.

***Или по устному распоряжению высших органов власти, или по ненависти отдельно взятых граждан и руководителей Черемисского с/совета, но к 1929 году деятельность законно-разрешенного православного религиозного общества была разрушена и не имела такого влияния как в 1927 году. Меры, проводимые Советской властью по закрытию церквей, против зажиточных кулацких частников и активных православных христиан (служителей православного культа), ведущих по их словам контрреволюционную пропаганду среди колхозников, сделали своё дело и большая часть крестьян начала принимать сторону действующей власти. Чувство страха за свою жизнь и жизнь детей позволило скрывать любую привязанность к православной религии, хотя в каждом доме оставались и находились православные иконы, а так же сохранялись обычаи православной жизни, которые дошли и до нашего времени.

Дальнейшая судьба Богоявленской церкви отражена в протоколах заседаний президиумов, пленумов и общих собраний граждан с. Черемисского, которая стала отражаться с 1928 года.

18 августа 1929 г. – Протокол общего собрания граждан с. Черемисского постановляет «……разбитое колоколо считать целесообразно снять и продать в счёт 3-го заем. индустриализации и облигации ….»

05 мая 1929 г. – Протокол № 2 Заседания Президиума Черемисского с/совета. слушали: п.4 - О снятии колокола с церкви, в виду его непригодности. постановили: с/совету договориться о разрешении снятия колокола и поручить подыскать спеца для снятия колокола….

***Большим значением послужило постановление о закрытие Богоявленского храма в Режевском заводе, (г.Реж) Режевской месности, Свердловского округа. (30.09.20-18.02.1930 г.г.) Одноимённое название храмов, могло поспособствовать дальнейшему решению данного вопроса.

11 сентября 1930 г. – выписка из протокола № 24 Расширенного заседания президиума Черемисского с/совета. слушали: п.3 – О рассмотрении сметы по переоборудованию здания бывшей церкви под здание с/совета ….договориться с Реж РИКом и партийной частью Райкома о утверждении намеченной сметы. постановили: В основном смету по переоборудовании здания б/церкви под здание для организации с/совета в 2500 руб. Просить Райисполком выделить 1500 руб. и 1000 руб. с/совет выделяет из вновь проведённого самообложения 1930 -1931 г.г.

***Церковное здание оставалось стоять бесхозным, т.к. гонения на церковь продолжались и делали своё дело. За одну ночь всё ценное церковное имущество исчезло из церкви (со слов моего деда Гудкова П.П.), а простые иконы были сброшены в амбаре соседнего дома.(помнят многие старые жители села)

09 января 1936 г. – Протокол № 1 Президиума Черемисского с/совета. Присутствовало 42 человека. слушали:п.1 – О состоянии культурно-массовой работы. постановили: В целях выполнения решения Обкома ВКП(б) полагаем провести следующие мероприятия: 1. Под колхозный дом культуры (КДК) использовать помещение бывшей церкви, для чего в течении января, февраля месяцев провести следующие мероприятия – дооборудовать: а) поставить звуковое кино; б) достроить радио-узел; в) составить смету на организацию 5-6 комнат для кружковой работы…… послать материал на утверждение в ОБЛАНО

14 ноября 1936 г. – Протокол № 19 Заседания Президиума Черемисского с/совета Режевского района слушали: п.1 – Утверждение постановления культурной секции о достройке КДК в с.Черемисском. постановили: 1. Президиум с/совета одобряет решение культсекции от 13/XI-36 г. требующего быстрейшего окончания строительства КДК…. 2. Президиум отмечает, что строительство выполнено на 70%, а именно; а) изготовлен зрительный зал; б) изготовлен и работает радиоустановка; в) оборудована и работает библиотека.

***Что произошло за эти два года, но выполнение решения Обкома ВКП(б) было приостановлено. Самые страшные годы репрессий 1937-1938 г.г. не позволили принимать никаких кардинальных решений, тем более, что Н.Е.Буторин был арестован и осуждён, а за что – это пока не ясно, как и не известна его дальнейшая судьба. Срок ИТЛ совпал с началом ВОВ.

12 марта 1940 г. – Решение № 3 Заседания Президиума Черемисского с/совета слушали: Утверждение договора по сломке колокольни с бывшей церкви с колхозниками колх. «Красный Октябрь» постановили: Договор на сломку колокольни с бригадой колхозников колх. «Красный Октябрь» полностью утвердить.

***Исполняя решение Обкома ВКП(б) о создании в сёлах культурных учреждения и о докладе в РИК о составлении сметы переделки б/церкви, которая не была закрыта Окрисполкомом (ОКРИК), а лишь передана в бессрочное пользование православной общине, у Президиума Черемисского с/совета и РИК обратного пути уже не было, т.к. невыполнение данных решений расценивалось как преступление и наказывалось жестоко. (особенно после репрессий 1937-38 г.г.) Даже за не выполнение обязательного минимума трудодней введённого в конце 30-х годов, грозила ссылка.

Выходом из данной ситуации было лишь одно, перенос КДК из б/церкви, в церковно-приходскую школу, что не нарушало принятого решения Обкома ВКП(б) и устраивало все стороны.

По рассказам местных жителей и моих родителей (1936 г.р.), КДК первоначально находилось в церковно-приходской школе, что подтверждают протокол № 13 от 14.10.40 г - снос колокольни и разбор кирпича и прот. № 14 от 12.03.39 г., когда КДК уже функционировал, и было установлено звуковое кино.

Возможно, чувство страха РИК перед Облисполкомом на основании циркуляра от 1 августа 1936 г., война 1941- 45 г.г., послевоенное восстановление страны, страх перед И.В.Сталиным*, который верил в православие, не позволило завершить переделку б/церкви в здание КДК. Лишь после смерти тов. И.В.Сталина, (март 1953 г.) напряжение ослабло, и задуманное в январь 1930 г. было осуществлено.

Окончательная переделка культового здания б/церкви завершилась только к 1 сентябрю 1953 года. Тогда был открыт Черемисский Д/К, который действует и по настоящее время.

Так же можно отметить и то, что помимо Богоявленской церкви в наличии у православной религиозной организации находились: дома священников, церковно-приходская школа (переделанная под КДК) и земли, как под этими зданиями так и для ведения сельскохозяйственной деятельности. (по словам старожил, к ним относились урочище «Елань» - луговая поляна)

Из-за отсутствия протоколов в период ВОВ (1941-1945 г.г.) история церкви (КДК) остаётся не запечатленной, но со слов моих родителей и по книге Бесовой В.М, в годы ВОВ здание б/церкви использовали как склад, для хранения зерна.

В свои годы (род. в 1966 г.), я подростком ходил на детские сеансы кино и любовался ангелочками над сценой и православной росписью на потолке. Две большие люстры украшали зрительный зал и напоминали о том богатстве, которое имела Богоявленская церковь (опись имущества от 1923 г.)

С приходом к руководству Черемисской администрации Першина А. П. данные люстры бесследно исчезли, а роспись и ангелочки были закрашены. Зачем это было нужно, можно лишь догадываться. Чувство жадности и личной наживы, за счёт другого имущества, или что-то ещё, не останавливало бездушных людей и в 1927 году, и в 1987, и в 2007 году, когда начали распродавать земли (Сапы) и растаскивать совхоз. Народ стал рушить всё то, что создавали их отцы, деды и прадеды.

Заключение: Анализируя весь просмотренный материал, можно сделать вывод о том, что деятельность православного религиозного общества с.Черемисского не была приостановлена, а Богоявленский храм (сегодня Д/К) не был закрыт органами Советской власти (Устав и договор о бессрочном пользовании № 14 от 10 мая 1927 г. Административным отделом Свердловского Окрисполкома (ОКРИК))

На сегодняшний день, согласно Федерального Закона № 327 от 30 ноября 2010 г. все незаконно экспроприированное и перепрофилированное религиозное имущество является собственностью религиозного общества и принадлежит воссозданному в 2007 г. православному Приходу в честь Богоявления Господня с.Черемисского и должна быть безвозмездно возвращена Екатеринбургской епархии РПЦ.

С уважением к истории своего села и своего края, восстановитель одной из порушенных часовен и воссоздатель местной православной религиозной организации Приход в честь Богоявления Господня с.Черемисского Помощник Председателя православного Прихода Алексей Медведев

** Все копии и выписки подтверждающих документов, а так же ссылки на архивные дела, находятся в православном Приходе с.Черемисского.

ГАСО ФР-102 оп.1 п. 387 - дело о закрытии церквей в городах и сёлах области 02.01.1927 – 04.01.1930 г.г.

ГАСО Р-2282 оп.1 п.1 – п.10, п. 33-34 – протоколы заседаний Президиумов, пленумов и общих собраний исполнительного комитета Черемисского с/совета Режевского района Свердловской области

Ф-48 оп.1 п.10 – Документы (договора, списки, описи инвентаря).............. Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за февраль – март 1927 г.

Ф-48 оп.1 п.11 – То же, Богоявленского храма Черемисской православной религиозной организации за март 1927 – август 1931 г.г.

ГАСО - Списки репрессированных Свердловской области

***Личное мнение, основано на просмотре и анализе изученных мною архивных документов.

Разрешаю использование материала в печатном издательстве. Материал был послан в местную газету, но не был опубликован. Местной администрации было отправлено не одно письмо, о возвращении церковного имущества, но всё безрезультатно.


Статью добавил(а): Медведев Алексей,  9 декабря 2012

Первая церковь в с. Черемисске  была построена в 1691г. Простояла 150 лет, в 1833г сгорела от попадания молнии.

Первый придел новой церкви построили  в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявления Господня.

Источники:
Архив ГАСО. Опись 6.фонд 18.дело 599
ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2418 л.80 

Белоусова Т. член РИРО. Медведев Алексей. краевед и председатель православного Прихода в честь Богоявления Господня

Церковные фрески Богоявленского храма села Черемисского.

Немного о храме.  Постройка каменной церкви в честь Богоявления Господня, была завершена в 1841 г. (клировые ведомости Аятской церкви за 1849 г.) В 1917 году, произошла смена власти, после чего, начались гонения на Церковь. Сохранились архивные документы доказывающие, что храм не был закрыт новой советской властью, а был передан в бессрочное пользование, православной общине с.Черемисское,  в 1924году.

Сейчас алтарь и колокольня снесены.  Д,К. с.Черемисского

     В мою молодость, в некоторых местах ещё оставалась настенная роспись, украшающая большой зал храма. Над нынешней сценой красовались два ангела, лики святых смотрели сверху, а две большие позолоченные люстры свисали над потолком, украшая зал. С приходом главой  администрации Першина А.П., эти люстры благополучно исчезли, был сделан косметический ремонт, и вся эта красота ушла под новый слой краски. Так продолжали и продолжают глумиться над действующим храмом, обрекая себя и своих близких на Божественную немилость и погружаясь в грехи, за богохульство над святынями.

История возрождения в храме церковных фресок, началась во время строительства часовни во имя св. Николая Чудотворца и сама по себе уникальна и непредсказуема, и кто её как воспримет и расценит, тоже зависит от личного мнения. Или это знак судьбы, или простое совпадение.

Со своей стороны могу лишь сказать, что ничего не бывает просто так и Господь сам посылает нам знаки в виде чего то, что и было послано. Изучая историю и предназначение открывшихся фресок (икон), можно с уверенностью сказать о том, что их значение, в какой-то степени затрагивает настоящую жизнь села и сегодняшнее поведение его жителей.

10 июля 2007 г в здание церкви (ныне Д.К.) попала молния и по проводам зашла в помещение, где находился кабинет заведующей культурным заведением. Попав в распределительный щиток и вызвав короткое замыкание, произошло воспламенение и возгорание распределительного щитка.

Предотвратить дальнейший пожар помогли жители села, которые ранним утром шли на работу, а увидев всё происходящее вызвали пожарную команду и заведующую Д.К. К большому счастью, выгорел лишь кабинет заведующей и то лишь, сгорела аппаратура и пластиковые предметы, из-за которой закоптился кабинет, коридор и часть помещений. В обеденный перерыв пришла моя сестра Медведева Татьяна, которая работала в Д/К и помогала в его ремонте, и рассказала о том, что произошло. Неожиданностью для нас стал её рассказ, в котором она сообщила, что прейдя утром на работу  и приступив к очередному  отмыванию стен, они обнаружили отслоение штукатурки, её  высыпание в некоторых местах и смотрящий на  них глаз. Русское любопытство, нельзя сравнить ни с чем, всегда хочется узнать, что скрывается за неизвестностью, что и позволило открыть старинные, настенные, церковные фрески в идеальном состоянии.

А.В.Медведев


Статью добавил(а): Т.,  19 декабря 2013

О священнослужителях:

Из книги В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России», Черемисского краеведа: «Иоанн Петрович Карамышев окончил с отличием Пермскую духовную семинарию в 1870 году. Эту же семинарию, тоже с отличием, закончил его старший брат Константин в 1862 году. «Отец Иван», как его уважительно называли и взрослые, и дети Карамышева И.П., прослужил в Черемисском Богоявленском храме с 1870 по 1919 год и был попечителем земского училища, открытого в селе в 1871г. В 1908г. награжден наперсным крестом. Он умер в 1919г. и похоронен на церковной площади у стены церкви».

«Целые династии воспитала Черемисская церковь. На протяжении 100 с лишним лет прослеживаются фамилии Карамышевых, Пономаревых, Чернавиных» Чернавин Митрофан Иванович – защитный священник, Чернавин Никандр Митрофанович - священник, Чернавин Финеес Никандрович - диакон, старший сын его, тоже вел богослужение в приходе села
Мурзинского, другой сын, диакон Петр Финеесович Чернавин – начал службу в храме села Черемисского в 1886 году, старший сын Петра Финеесовича, Александр то же был
священником. Петр Финеесович Чернавин и Платонида Горгоньевна в 1893 г открыли в своем доме церковно - приходское училище и 10 лет бесплатно учили детей. В 1909г
было построено новое деревянное здание для этого училища.

У В.В.Токарева есть сведения, что в 1919 г бежали с белыми – Сельверстов Н.Е. (Николай Евгеньевич), Чернавин А.П. (Александр Петрович), а затем вернулись, приняв на
себя мученический крест. Сын священника, «отца Петра», Чернавин Сергей Петрович оставил воспоминания о днях «безвластия» в Черемисске. Эти записи приводит в своей книге В.М.Бесова. «13-15 июня 1919г. – дни, когда белые ушли, а красные не пришли. Вместе с белыми уехали священники Шайтанского прихода Старцев Дмитрий Аннектович, Васильев Аркадий Михайлович, псаломщик Богоявленской церкви Коровин Василий Стефанович и мой старший брат Александр…»

В архиве встретилась запись о бракосочетании учителя Д.Е. Сельверстова, возможно брата псаломщика Н.Е. Сельверстова. Их отец Евгений Федорович Сильверстов – псаломщик Богоявленской церкви 1890г.

Источник: более подробная статья на сайте Режевская Центральная библиотека
Архив ГАСО. Опись 6.фонд 18.дело 599
ГАПК. Ф.111. Оп.1. Д. 2418 л.80
В.М. Бесова. Мы живем в глубине России.
Сайт УИРО, перепись 1710 года, перепись населения 1834г.
Список духовенства екатеринбургской епархии 1899год.
Книга В.М. Бесовой «Мы живем в глубине России»


Статью добавил(а): Т.,  20 июня 2014

Черемисское село (3 благочиние) расположено по обоим берегам маленькой речки, называемой Черемисской, в 90 в. от Екатеринбурга.

Первые поселенцы села Черемисскаго были инородцы – Черемисы, поселившиеся в XVI столетии в глухих лесах и занимавшихся грабежем. Первые поселенцы смежнаго села Аятскаго, основание коего относится к 1669 году.

Кроме села, в состав прихода входят 5 деревень: Колташева (в 4 в.), Воронина (в 3 в.), Белоусова (в 9 в.), Узянова (в 6 в.) и Маркова (в 8 в.).

Ныне существующая в Черемисском приходе церковь, построенная вместо бывшей деревянной, существовавшей до 150 лет и сгоревшей от грозы, - каменная, одноэтажная, трех-придельная. Первый придел построен в 1841 году во имя св. Апостолов Петра и Павла; в 1844 году устроен и освящен второй придел во имя Чудотворцев Косьмы и Дамиана и в 1851 году устроен и освящен холодный – главный – храм Богоявленский.

С увеличением прихода, теплый храм в 1900 году решено расширить боковыми пристройками с северной и южной сторон, к чему уже и приступлено. Стоимость пристроек достигает 10000 руб.

В приходе Черемисском – в деревне Белоусовой – есть деревянная часовня, в честь Божией Матери «Утоли моя печали», построенная в 1897 году в память Коронования Государя Императора Николая Александровича.

Причт церкви состоит из священника, диакона и псаломщика. Приход состоит из 2327 душ муж. пола и 2337 жен. пола. В Черемисском селе имеются два начальных училища: земское и церковное.

Источник: сайт историка Оксаны Корневой

В годы Советской власти храм был закрыт, колокольня уничтожена. Сейчас в этом здании трудно даже узнать некогда великолепный храм.

Комментарии и обсуждение

Краткая характеристика Богоявленской церкви с. Черемисского.
(Инвентарная опись церковного имущества, находящегося в пользовании Черемисского Православной Религиозного Общества при Богоявленском храме. Составлено 2 марта 1927 года. Ф-48 оп.1. п.11 стр.24)


Церковь каменная с колокольней, трёх-предельная. Всё церковное здание разделено на 4 части:
1) алтарь холодного храма
2) сам холодный храм отделён от тёплого храма каменной стеной.
3) тёплый храм и
4) паперть под колокольней.
Всё церковное здание внутри  и с наружи оштукатурено, а внутри окрашен живописью. Крыша покрыта железом и окрашена малахитом.
Длина 18 сажень, ширина 11

25 июня 2012.

Храм богоявления Господня с.Черемисского не был закрыт органами советской власти, а 13 марта 1927 г передан в бессрочное пользование православной общине. (Архив С/о)

Церковный староста Медведев А.В.

20 февраля 2015, Медведев Алексей.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.