ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела.

Михайло-Архангельская церковь


Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела, Пантелеимона Целителя, Владимирской иконы Божией Матери, Собора Иоанна Предтечи, Иоанна Постника, Симеона Юродивого
Год постройки:Между 1863 и 1869.
Архитектор:Яков Седов
Адрес:
Ростовская обл. г.Новочеркасск,проспект Платовский, 79-а

Координаты: 47.405828, 40.088343
Проезд:из Ростова маршрутным такси и автобусами до остановки «Азовский рынок»



Сортировка:

Церковь Михаила Архангела, Вид с северо-запада<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Вид с северо-запада
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Вид с юго-запада<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Вид с юго-запада
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Вид с севера<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Вид с севера
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Вид с запада<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Вид с запада
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Когда-то на апсиде находилась храмовая икона Михаила Архангела<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Когда-то на апсиде находилась храмовая икона Михаила Архангела
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Средняя часть храма, вид с юга<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Средняя часть храма, вид с юга
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Апсида<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Апсида
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Купол основного объема храма и два купола над престолами апсиды<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Купол основного объема храма и два купола над престолами апсиды
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Южное крыльцо<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Южное крыльцо
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Завершение основного объема и купол над южным входом<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Завершение основного объема и купол над южным входом
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Фотоснимок сделан с фотографии 10х15<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Фотоснимок сделан с фотографии 10х15
Алексей Кротов
23 февраля 1999
Церковь Михаила Архангела, Ворота храма<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Ворота храма
Иванов Дмитрий
31 июля 2010
Церковь Михаила Архангела, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
22 августа 1942
Церковь Михаила Архангела, Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Фото 1942 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 августа 1942
Церковь Михаила Архангела, Фото 1950-ых годов с сайта ok.ru<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Фото 1950-ых годов с сайта ok.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм "Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска". ("Новочеркасские Ведомости", от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться.

Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова "Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г." подчеркивается, что "Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году". Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: "В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила". (Балуев П.С. "Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г.", место и год издания не указаны). Или в "Донской Церковной Старине" мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов" (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде "Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: "В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году". (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

Настоятель храма протоиерей о. Олег Добринский не сразу, но стал называть Михайловский храм собором. И хотя во всех дореволюционных изданиях и отчетах Михайловский храм называли церковью, а не собором, все же два исторических факта есть для именования его собором. Во-первых, собором назвал Михайловский храм в Новочеркасске известный путешественник В.П.Семенов-Тянь-Шанский в своем многотомном труде "Россия" Полное географическое описание нашего Отечества" (Том Х1У. Новороссия и Крым. С.-Петербург, 1910 г.). Во-вторых, собором Михайловскую церковь назвал в одном из церковных документов, присланных из Ростовской епархии, Митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан). Так, что определенные основания для названия Михайло-Архангельского храма собором есть. К тому же эта церковь освящена во имя собора всех бесплотных сил, возглавляемых архангелом Михаилом. Но по православным канонам в городе может действовать только один собор - как "главная церковь", а таковым, безусловно, в Новочеркасске является Войсковой Вознесенский кафедральный собор.

Вместе с переносом деревянного Михайловского храма в Новочеркасск на Архангельскую площадь (ныне пл. Кирова) перевезли и богатую церковную утварь, иконы и т.д. По описи 1830 года в храме имелся многоярусный иконостас с резными украшениями и позолотой, иконы в серебряных окладах, запрестольные иконы старинного письма были украшены жемчужными ожерельями, золотыми накладками, вставками из изумрудов, бриллиантов и полудрагоценных камней. Такими же богато украшенными были и облачения священнослужителей храма. В этом году в храме числилось 2.309 прихожан обоего пола

В 1834 году к храму были пристроены, а в 1837 и 1839 годах освящены два деревянных предела: в честь Владимирской иконы Божьей Матери и св. Иоанна Предтечи (Иоанна Крестителя). Таким образом к этому времени храм имел законченный внешний вид о все три освященные престолы. На пристроенной колокольне были вывешены 7 крестов. Главки и кресты были позолочены. В 1836 году храм получил св. антиминс, выданный храму первым архиепископом Новочеркасским и Георгиевским Афанасием (самостоятельная Донская епархия была открыта всего 5 лет назад, в 1829 г.). Настоятельствовал в храме все эти годы (1823-1853 г.) широко известный не только в Новочеркасске , но и на Дону протоиерей Василий (Стефанович Куфаев). При нем приход увеличился почти до 4 тыс. прихожан, среди которых около 10% были приверженцы танк называемых раскольников (т.е. отошедших от православной веры в период церковных реформ Патриарха Никона).

Деревянный храм ветшал (стоявший по одним сведениям с 1689 г., а по другим с 1740 г.), да и храмы на Дону было указано строить только каменными (ввиду очень частых пожаров в деревянных церквях и часовнях). Поэтому новый ктитор (староста) Михайло-Архангельского храма Семен Николаевич Кошкин, торговый казак, очень состоятельный предприниматель, со вступлением в должность ктитора в 1850 году поднимал вопросы о строительстве каменного храма. В 1851 г. правление станицы Нижне-Новочеркасской, на территории которой стоял Михайло-Архангельский храм, на основе общественного приговора (решения станичного схода) постановило ходатайствовать о строительстве каменной приходской церкви во имя Архангела Михаила. Проект нового каменного храма станица просила изготовить войскового архитектора Седова. В следующем 1852 году начался сбор пожертвований на постройку каменной церкви.

"Доброхотные" средства собирали всем миром почти десять лет и в 1863 году состоялась торжественная закладка нового каменного Михайло-Архангельского храма на новом месте, т.е. на западной стороне Азовской площади (ул. Западенская, ныне Михайловская), на части территории действующего Азовского базара. Строительство шло под присмотром настоятеля храма протоиерея Андрея (Михайловича Юганова) почти 6 лет и вчерне храм был возведен в 1869 году. Отделочные и оформительские работы шли еще три года. В начале весны 1872 года службы в Михайло-Архангельском храме велись уже в каменном здании. Но настоятель, при котором каменный храм был построен и оформлен (о. А.Юганов) скончался 22 апреля 1872 г.

Новый каменный храм, построенный по проекту местного архитектора Якова Седова, освятили 8 ноября 1873 г., т.е. в престольный праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В освящении участвовал Архиепископ Донской и Новочеркасский Платон. Теперь это уже был не однопрестольный, как в 1813 году, а двухъярусный кирпичный храм с приделами: на верхнем этаже, правый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и левый в честь Собора Иоанна Предтечи. В нижнем этаже главный престол - Пантелеимоновский, с приделом с правой стороны во имя св. отца Симеона юродивого и Иоанна постника. На место умершего о. А.Юганова был назначен священник Иаков Соловьев (1872-1876 г.). При сменившем его настоятеле храма протоиерее Алексее Полякове (1876-1900 г.г.) к новому храму была пристроена каменная колокольня (1876-1878 г.г.). В 1880 г. устроили иконостас в нижнем подвале.

Через два года (1882 г.) упокоился и главный храмостроитель С.Н.Кошкин. За огромный духовно-патриотический и финансовый вклад С.Н. Кошкин имел много церковных наград от Св. Синода, Донской епархии, а также Государыни Императрицы Марии Александровны. В светлую память о нем и на его средства в склепе нижнего храма с левой стороны был установлен невысокий мраморный памятник. "Здесь же (т.е. в северо-восточной части нижнего яруса Михайло-Архангельского храма), под сводами сего храма, с разрешения высшей власти похоронен прах Семена Николаевича Кошкина, который, как известно, более всех потрудился в построении сего здания; ему именно храм наш обязан своим существованием в том виде, какой он имеет теперь. И действительно, покойник не щадил для этого святаго дела ни сил своих, ни средств".

Другим крупным жертвователем средств на постройку каменного Михайло-Архангельского храма явился И.Н. Кащеев. Здесь следует заметить, что его жена Ф.В. Кащеева носила почетное звание "строительницы и благотворительницы Георгиевского храма". Большие средства на постройку храма внес торговый казак Иван Кащеев, а серебряные царские врата и облачения на престолы общим весом 32 пуда серебра пожертвовал храму купец Чеботарев. Среди "храмоздателей", т.е. лиц внесших большой материальный и финансовый вклад были торговые казаки Василий Ермилов и Александр Сущенков. Здесь уместно будет отметить, что к началу периода изъятия церковных ценностей при советской власти в 20-х годах в Михайловском храме уже имелось церковной утвари из серебра весом около 54 пудов (т.е. 864 кг.), 10 фунтов золота (т.е. более 4 кг.), множество драгоценных камней и т.д.

Как же местные власти распорядились "упраздненной" в 1872 году бывшей, т.е. деревянной церковью на Архангельской площади. До 1879 г. её вообще никак не использовали и не разбирали. В 1879 г. по настоянию образовавшейся в Новочеркасске общине единоверцев (т.е. людей исповедующих "старую" веру, но готовых исполнять свои церковные правила в храмах "новой", т.е. официально действующей православной церкви) был передан прежний деревянный Михайло-Архангельский храм под создающийся единоверческий храма в казачьей столице. Достаточно отметить, что у созданного единоверческого храма Успения Божией Матери в 1882 г. было 1106 прихожан "раскольников" различных направлений (поповцев, беглопоповцев, беспоповоцев и т.д.). Постепенно и площадь, имевшая название Архангельская (созввучно с прежним храмом) стала называться Успенской (ныне пл. Кирова)

В торжественной закладке единоверческого храма, состоявшейся 17 июня 1886 года, принял участие Митрополит Киевский Платон (Шелюхин - Городецкий), который 10 лет прослужил архиереем на Донской кафедре (1867-1877 г.г.) и при котором был построен и освящен каменный Михайло-Архангельский храм. В 1886-1889 годах Войсковой архитектор К.Ф.Кюнцель перестроил обветшавшее деревянное здание бывшей Михайло-Архангельской церкви. Она была заново расписана и снабжена необходимой церковной утварью. В единоверческом Успенском храме установили новый иконостас, изготовленный в Москве.

Интересно прочитать и обратить внимание на следующий официальный документ: "1889 г. 10 августа. Военный Совет положил: На устройство иконостаса во вновь построенной в г. Новочеркасске единоверческой Михайло-Архангельской церкви (выделено нами - Е.К.) отпустить из общего войсковаго капитала войска Донскаго, по смете на 1890 год, заимообразно, без процентов две тысячи рублей." ("Сборник правительственных распоряжений по казачьим войскам", том ХХХ за 1894 год, С.-Петербург, 1895г., стр.489). Содержание этого документа несколько смущает тем, что - либо наряду с Успенской единоверческой церковью, построенной в 1886 г. и освященной в 1889 г. на месте бывшего здания деревянной Михайло-Архангельской церкви на Архангельской площади (затем Успенской пл., а ныне пл. Кирова) существовала, хотя бы и несколько лет, новоустроенная каменная единоверческая Михайло-Архангельская церковь на Азовской площади, либо здесь ошибка авторов документа и они вместо Успенской единоверческой церкви назвали Михайло-Архангельскую или наоборот, Михайло-Архангельскую церковь назвали по ошибке единоверческой. Не разъясняет этой ситуации и решение Военного Совета от 17 сентября 1894 г., которым предлагалось "ссуду на устройство иконостаса в Новочеркасской единоверческой церкви (название церкви не уточняется, возможно, потому, что деньги 5 лет назад выделялись Михайло-Архангельской церкви, а теперь она называется, например, Успенская -Е.К.), в количестве двух тысяч рублей сложить", т.е. списать долг. По логике вещей и событий, речь, конечно же, идет об Успенской единоверческой церкви, в которой устанавливали новый иконостас, заказанный в Москве. Но факт есть факт. В документе написано - "единоверческая Михайло-Архангельская церковь".

В 1892 году на территории Азовского базара была построена по просьбе легковых и ломовых извозчиков в память чудесного избавления от гибели на железной дороге царской семьи 17 октября 1888 г., деревянная часовня во имя Свв. Флора и Лавра, которая была приписана к Михайло-Архангельскому храму. К концу 1896 г., в связи с коронованием Императора Николая 11 (14 мая 1896г.), по вкладу извозчиков города вместо деревянной часовни была выстроена каменная (не сохранилась).

Летом 1902 г. стараниями священника о. М. Гиляревского и попечителя М.Е. Куликова, а также жертвователей средств: досточтимого Кронштадтского протоиерея Иоанна Сергеива (больше известный в народе как Иоанн Кронштадский), а также новочеркасцев Е.П. Бондарева, Х.К. Четвертева, П.П. Дерепацкова и др. начало строиться новое кирпичное здание для 2-х классной Михайло-Архангельской церковно-приходской школы. Составил проект строительства здания и места постройки чертежник комитета по управлению Новочеркасском Н.А. Малахов. Через год здание было готово и 31 марта 1903 года состоялось торжество его освящения. Божье благословение на вновь построенное здание, окропление его святой водой и помазание стен святым елеем совершил Архиепископ Донской и Новочеркасский Афанасий, назвавший Михайло-Архангельскую церковно-приходскую школу "училищем благочестия".("Донские Епархиальные Ведомости", 1903 г.,N 27). Позднее в здании этой школы разместится епархиальная миссионерская школа, основной целью которой была просветительская работа среди старообрядцев и сектантов. Но здание по своей "малопоместительности" именно для этого не годилось и поэтому отмечалось, что оно "для помещения миссионерской школы неудобно и неприспособленно".("Донские Епархиальные Ведомости", 1908 г.,N 32). А на ул. Кирпичной было устроено девичье училище.

В 1905 году прихожане храма под руководством ктитора и жертвователя средств М.Е.Куликова строят на ул. Кирпичной прекрасное школьное здание, куда переводится церковно-приходская школа Мпри Михайло-Архангельском храме. Созданная еще в начале 1890-х годов школа не имела приличного помещения и хороших условий для занятий. Теперь же школа быстро вышла в число лучших церковно-приходских школ г. Новочеркасска. В этом же 1905 г. было организовано церковно-приходское попечительство под председательством Василия Памфилова. В 1906 году по инициативе и на средства церковного старосты Дерепацкова П.П. был произведен ремонт (устроено центральное отопление калориферного типа), а также обновлены росписи храма.

Дальнейшая судьба Михайло-Архангельского храма похожа на судьбу других окраинных городских приходских церквей. Остались опубликованными исторические исследования по Войсковому кафедральному Вознесенскому собору, Александро-Невской церкви, Троицкой церкви, которые внесли свой вклад в духовную жизнь города и нет практически опубликованных историй других церквей, таких как Георгиевская, Константино-Еленинская, Серафимовская, Донской иконы Божией Матери, в т.ч. и Михайло-Архангельской. Но, правда, есть указание у церковного историка А. Кириллова на то, что священник С. Троицкий подготовил в начале ХХ века рукопись под названием "Михайло-Архангельская градская Новочеркасская церковь".Судя по тому, что тот же А. Кириллов позднее даже ссылается на эту работу, как якобы уже опубликованную во 2-м выпуске "Донской Церковной Старины", то можно предположить, что она готовилась к изданию, но по каким - то неизвестным причинам не вошла ни во 2-й (1909г.), ни в 3-й (1911г.) , ни в 4-й последний выпуск "Д.Ц.С."(1915г.). А жаль, так как каждый штрих истории, в том числе и Михайло-Архангельской церкви, рисует более полную картину Новочеркасска.

Последующая история Михайло-Архангельской церкви (советские годы) похожа на судьбу других городских церквей. В 1922 г. во время Всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей из Михайло-Архангельской церкви было изъято церковной утвари, имеющей 864 кг. серебра и 4 кг золота, около 400 шт. драгоценных камней, алмазов и т.д. (Чибисова С.П. "История Новочеркасского Михайло-Архангельского храма", Новочеркасск, 2002 г, с. 35). 

В условиях массовой атеизации советского общества в 30-х годах, проводимой на основе постановления ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1929 г., согласно решения Новочеркасского городского совета народных депутатов от 3 октября 1938 г., а также решения Президиума Ростовского Облисполкома от 8 января 1939 г. Михайло-Архангельская церковь была закрыта. В период оккупации (с 25 июля 1942 г. по 13 февраля 1943 г.г.) Михайло-Архангельский храм был открыт. Службы в нем вел священник Николай Фомин. Но так как он ушел во время отступления немцев с казаками Походного атамана С.В. Павлова на запад, то в мае 1943 г. в храм был назначен служить настоятелем о. Митрофан Долговский. В послевоенный период настоятели храма менялись часто. Этому способствовало не только отсутствие достаточного количества квалифицированно подготовленных священников , но и особая политика советских властей, направленная на кадровую дестабилизацию священнослужителей. В ходу были письма, жалобы, многочисленные анонимки, которые местные власти использовали против церковных общин с целью закрытия тех или иных приходов. Так всего за 5-ти летний период (с 1946 по 1951 г. ) сменилось 9 настоятелей храма. Это привело к тому, что местные власти нашли повод изъять в 1950 г. из служебного пользования храма нижний этаж храма и превратить его в склад Новочеркасского пищеторга.

По некоторым публикациям, Михайло-Архангельсмкий храм был закрыт в 1961 г. Но это не совсем верно, так как в муниципальном центре технической информации (МЦТИ) есть документ. В письме зав. горфинотделом И. Морозова начальнику бюро технической инвентаризации Горкомхоза Глушко от 23 февраля 1961г. сообщается, что в городе действуют такие храмы как: Вознесенский собор, Константиновская, Георгиевская, Димитриевская и Михайловская церкви. Другой документ МЦТИ подтверждает, что в 1963 г. была проведена инвентаризация Михайло-Архангельского храма на предмет налогообложения.

В 1963 году по сообщениям некоторых членов Епархиального Совета на имя уполномоченного по делам Русской Православной Церкви по Ростовской области Политико В.П. было принято решение об отстранении от должности настоятеля Михайло-Архангельского храма иеромонаха Прохора (Пенкова). Через три года Исполком Облсовета своим решением N 884 от 14 сентября 1966 г. принял решение о закрытии Михайло-Архангельского храма. 8 октября этого же года комиссия Новочеркасского горсовета под руководством зам. председателя Жовтис реализовала решение облсовета и храм был закрыт почти на 25 лет. В известные нам 70 и 80-е годы здание Михайло-Архангельской церкви использовалось, как и другие храмы города, под склады. В данном случае здесь хранил свои товары городской Продовольственный торг.

Новый этап возрождения Михайло-Архангельской церкви начался в 90-е годы. Весной 1990 года инициативой священника о. Олега (Добринского) горисполком рассмотрел вопрос о возвращении здания Михайло-Архангельской церкви и 19 июня 1990 г. принял решение о передаче здания храма прихожанам. Настоятель Михайло-Архангельской церкви о. Олег Добринский (назначенный на эту должность 19 ноября 1990 г.) сумел решить многие финансовые, организационные и материальные вопросы, связанные с ремонтом и реставрацией храма. 21 ноября 1990 г. в престольный праздник Свято-Михайловского храма был совершен первый крестный ход с участием Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Постоянные календарные богослужения в храме начались производиться с 14 января 1991 года, когда был освящен главный престол Архангела Михаила и всех Небесных сил Владыкой Владимиром (Сабоданом). Престол Владимирской иконы Божией Матери освящен 3 июня 1992 года, а Иоанна Предтечи (Крестителя) освящен 7 апреля 1994 г. Росписи стен совершены в 1992-1996 годах художниками Даглдлян К и Романенко А. Все иконы для иконостаса в верхнем храме написаны Чеботаревой О.Н., а сам иконостас выполнен из гипса и позолочен мастером по фамилии Шиц К. В 1995-1998 годах был восстановлен нижний храм, в том числе 16 декабря 1995 г. захоронение храмостроителя С.Н.Кошкина и восстановлен памятник над его останками. В нижнем храме был устроен и освящен 31 мая 1998 года престол во имя святого великомученика Пантелеимона. Иконы для иконостаса нижнего храма выполнили братья Макаровы.

Большую помощь в восстановлении Михайло-Архангельского храма оказали: Администрация города, некоторые предприятия, такие как "Коллак", "Сибирь-Гермес-Дон", а также частные лица, как П.А. Барышников, А.М.Рудас, С.И. Панченко, А.А. Михалев, В.Н. Суховеев и др.). В 1993 г. о. Олег освятил в общежитии Технологического техникума-интерната для инвалидов домовую часовню во имя великомученика и целителя Пантелеимона и т.д. Отец Олег был инициатором создания и проведения воскресных школ, телевизионных проповедей на "21 городском телеканале", участником проведения многих казачьих кругов и т.д. Его усилиями установлен деревянный (а позднее металлический) крест-напоминание о разрушенном в 30-е годы Николаевском храме на Никольской площади (ныне пл. Левски). 

14 июня 1996г. за N 238 зарегистрирован в отделе юстиции Ростовской Администрации Свято-Михайловский приход. Инициативой о. Олега и Постановлением мэра г. Новочеркасска Присяжнюка Н.И. за N 166 от 4 февраля 1997 г. "О регистрации права собственности на недвижимое имущество за приходами Русской Православной Церкви Ростовской на Дону епархии Московской Патриархии" здание Михайло-Архангельского храма на Платовском пр. 77-а было закреплено за его приходом.

В конце 1997 года в Михайло-Архангельском храме были проведены большие церковные торжества с участием главы Ростовской епархии Высокопреосвященного Пантелеимона, посвященные 125-летию его освящения на данном месте. Это историческое торжество закреплено в цветном буклете, изданном на средства А.М.Рудаса.

31 мая 1998 года в Свято-Михайло-Архангельском храме прошло торжество освящения криптового храма во имя великомученика Пантелеимона.  Согласно историческим сведениям "Двухпрестольный криптовый Пантелеимоновский храм, находящийся в нижнем этаже Михайло-Архангельского собора...был обустроен к богослужению через 8 лет после постройки Михайловского собора в 1880 г. "на доброхотные пожертвования церковнаго старосты почетнаго гражданина Симеона Николаевича Кошкина". Могила С.Н. Кошкина устроена в усыпальнице в левом приделе нижнего этажа Михайло-Архангельского храма.


Иванов Дмитрий  4 мая 2011

Храм четырехпрестольный: Главный престол в честь Собора Архистратига Михаила и всех небесных Сил, не освящен. Правый придел во имя Владимирской иконы Божией Матери, освящен иерейским чином в 1992 году. Левый придел в честь Собора Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, освящен иерейским чином в 1994 году. Криптовый храм-усыпальница во имя св. великомученика Пантелеимона, освящен архиерейским чинов в 1998 году. При храме действует Общество сестер милосердия блаженной Ксении Петербургской на основании Положения, благословленного Правящим Архиереем. Чтимые образы храма – список Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Панагия Сумела», образ преподобных отцев Симеона юродивого и Иоанна, спостника его.

В мощевиках сохраняются частицы святых мощей угодников Божиих: святого апостола Андрея Первозванного, святых мучеников Пия и Плакиды, святого великомученика Феодора Тирона, святого великомученика Димитрия Солунского, святого мученика Вифлиемского младенца, святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского, святителя Тарасия, патриарха Константинопольского, святителя Иоасафа, епископа Белгородского, священномученика Григория епископа, просветителя Великой Армении, священномученика Петра, архиепископа Воронежского, священномученика Фаддея, архиепископа Тверского, священномученика Макария Каневского, архимандрита Овручского, преподобного Максима Грека, преподобного благоверного князя Олега Брянского, преподобного Никиты Столпника, преподобного Саввы Сторожевского, преподобного Саввы Вишерского, Новгородского, преподобного Ипатия Печерского, целебника, святителя Игнатия Мариупольского, преподобных отцев Киево-Печерских, святителя Димитрия, митрополита Ростовского, святого великомученика Пантелеимона, святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского, святого первомученика архидиакона Стефана, святой праведной княгини Анны Новгородской, святого благоверного князя Владимира Новгородского, преподобного Илии Муромца, священномученика Владимира, митрополита Киевского, священномученика Климента, папы Римского, преподобного Антония Римлянина, святителя Нектария Эгинского, святого Василия Блаженного. Сохраняются святыни: часть камня со Святой Голгофы, часть гроба Пресвятой Богородицы, часть гроба святого Тихона, патриарха Московского.

Источник: http://www.pravnovoch.ru/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.