ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА (ПОКРОВА), 1-я пол. 19 в.
Расположена в центре села на обширной площади, окруженной одноэтажными деревянными домами. Построена в 1821-34 гг. из кирпича на месте деревянного храма 17 в.; колокольня возведена в 1839-41 гг. Луковичные главы церкви утрачены. Интересный пример сочетания в провинциальном зодчестве форм классицизма с элементами псевдоготики и стилизацией барочного декора. Высокий крупный трехсветный четверик храма перекрыт на четыре ската и увенчан пятью главами на тонких цилиндрических шеях. К нему примыкают мощная, сильно развитая алтарная апсида и большая прямоугольная трапезная, уширенная по отношению к основному объему. К средней части западного фасада трапезной пристроена трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Фасады храма расчленены карнизами на три яруса с тремя осями проемов в каждом. Нижний, равный по высоте трапезной и апсиде, завершается единым для всего здания карнизом. По сторонам прямоугольных проемов нижнего яруса (боковые входы и окна) поставлены полуколонны (на флангах спаренные). Средний ярус - наименьший по высоте -наиболее оригинален: его овальные вытянутые по вертикали окна чередуются с заполняющими простенки рельефными композициями причудливых очертаний. Высокие арочные окна третьего яруса фланкированы широкими лопатками, завершенными своеобразными плоскими "пинаклями". Стены трапезной покрыты крупным рустом в виде квадратов и прямоугольников, апсида обработана дощатым рустом, сходящимся к арочным окнам. Трехъярусное построение колокольни перекликается с членением основного четверика; здесь также выделяется средний полуярус с арками стрельчатых очертаний.
Храм перекрыт сомкнутым сводом с кольцом светового барабана, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов. От первоначальной росписи в четверике, исполненной клеевой краской, сохранились фрагменты разгранки. Впоследствии живопись была записана маслом с изменением сюжетов и их расположения. Моделировка фигур и стандартная благообразность ликов характерны для академизма кон. 19 в. Живопись исполнена светлыми яркими красками. По граням свода проходят полосы псевдовизантийского орнамента, переходящие у основания в широкий рисованый фриз. В лотки свода вписаны традиционные сюжеты, из которых сохранились "Благовещение" и "Вознесение". На южной и северной стенах росписи на евангельские темы расположены в три яруса в узких простенках. Сохранилась также роспись на своде алтаря "Великая литургия", а в простенках - композиции "Моление о чаше" и "Жертвоприношение Авраама". От высокого многоярусного иконостаса 1900-х гг. уцелела только верхняя часть: пророческий, праотеческий и деисусный чины. Накладной орнаментальный декор эклектичен по характеру, основание иконостаса окрашено в зеленый тон, детали позолочены. Нижняя из сохранившихся частей расчленена своеобразной аркадой на равные отрезки, в центральном из них помещены одна над другой "Троица Ветхозаветная" и "Знамение", а в других — по две фигуры, разделенные колонками с полукруглым завершением. Верхняя часть повторяет мотив аркады, но в меньшем масштабе, причем над боковыми арками имеются еще круглые рамы с иконами, а над широкой центральной частью - крест в сиянии лучей.
Березин, Добронравов, 1898, с. 481-483. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 70-72