ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кромы. Церковь Сошествия Святого Духа.

Покровская церковь


Кромы. Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь. Не действует.  
Престолы:Духа Святого Сошествия
Год постройки:Между 1821 и 1834.
Адрес:
Ивановская обл., Верхнеландехский р-он, д. Кромы

Координаты: 56.879303, 42.512074



Сортировка:

Церковь Сошествия Святого Духа, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Кромы, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Сошествия Святого Духа, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Кромы, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986
Церковь Сошествия Святого Духа, "Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2"  М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.<br>, Кромы, Верхнеландеховский район, Ивановская область
"Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2" М. Наука 2000, сектор Свода ГИИ.
Андрей Агафонов
1 января 1986



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 декабря 2009

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО ДУХА (ПОКРОВА), 1-я пол. 19 в.

Расположена в центре села на обширной площади, окруженной одноэтажными деревянными домами. Построена в 1821-34 гг. из кирпича на месте деревянного храма 17 в.; колокольня возведена в 1839-41 гг. Луковичные главы церкви утрачены. Интересный пример сочетания в провинциальном зодчестве форм классицизма с элементами псевдоготики и стилизацией барочного декора. Высокий крупный трехсветный четверик храма перекрыт на четыре ската и увенчан пятью главами на тонких цилиндрических шеях. К нему примыкают мощная, сильно развитая алтарная апсида и большая прямоугольная трапезная, уширенная по отношению к основному объему. К средней части западного фасада трапезной пристроена трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Фасады храма расчленены карнизами на три яруса с тремя осями проемов в каждом. Нижний, равный по высоте трапезной и апсиде, завершается единым для всего здания карнизом. По сторонам прямоугольных проемов нижнего яруса (боковые входы и окна) поставлены полуколонны (на флангах спаренные). Средний ярус - наименьший по высоте -наиболее оригинален: его овальные вытянутые по вертикали окна чередуются с заполняющими простенки рельефными композициями причудливых очертаний. Высокие арочные окна третьего яруса фланкированы широкими лопатками, завершенными своеобразными плоскими "пинаклями". Стены трапезной покрыты крупным рустом в виде квадратов и прямоугольников, апсида обработана дощатым рустом, сходящимся к арочным окнам. Трехъярусное построение колокольни перекликается с членением основного четверика; здесь также выделяется средний полуярус с арками стрельчатых очертаний.

Храм перекрыт сомкнутым сводом с кольцом светового барабана, четырехстолпная трапезная - системой коробовых сводов. От первоначальной росписи в четверике, исполненной клеевой краской, сохранились фрагменты разгранки. Впоследствии живопись была записана маслом с изменением сюжетов и их расположения. Моделировка фигур и стандартная благообразность ликов характерны для академизма кон. 19 в. Живопись исполнена светлыми яркими красками. По граням свода проходят полосы псевдовизантийского орнамента, переходящие у основания в широкий рисованый фриз. В лотки свода вписаны традиционные сюжеты, из которых сохранились "Благовещение" и "Вознесение". На южной и северной стенах росписи на евангельские темы расположены в три яруса в узких простенках. Сохранилась также роспись на своде алтаря "Великая литургия", а в простенках - композиции "Моление о чаше" и "Жертвоприношение Авраама". От высокого многоярусного иконостаса 1900-х гг. уцелела только верхняя часть: пророческий, праотеческий и деисусный чины. Накладной орнаментальный декор эклектичен по характеру, основание иконостаса окрашено в зеленый тон, детали позолочены. Нижняя из сохранившихся частей расчленена своеобразной аркадой на равные отрезки, в центральном из них помещены одна над другой "Троица Ветхозаветная" и "Знамение", а в других — по две фигуры, разделенные колонками с полукруглым завершением. Верхняя часть повторяет мотив аркады, но в меньшем масштабе, причем над боковыми арками имеются еще круглые рамы с иконами, а над широкой центральной частью - крест в сиянии лучей.

Березин, Добронравов, 1898, с. 481-483. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 70-72


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 октября 2012

Святодуховская церковь

В 1824 году, в самом конце царствования Александра I. совсем незадолго, всего за год до восстания декабристов, в Хромах было построено здание Святодуховской церкви. Конец царствования Александра I был ознаменован печальной деятельностью одной из самых мрачных фигур русской истории XIX века — известного императорского временщика графа Аракчеева. Селом Кромы, как и всеми окружающими деревнями (Шагуново, Лыково, Петрово и другими), владел в то время один из князей Вяземских.

Представитель знатнейшего аристократического рода, потомок легендарного Рюрика, имевший, кстати, как и все представители Рюриковичей, больше прав на русский престол, чем царствующая фамилия Романовых, он вряд ли вел слишком добропорядочную жизнь. Во всяком случае, в начале сороковых годов прошлого века во владимирских губернских газетах было напечатано объявление, что село Кромы и окружающие деревни (все они поименованы с перечислением количества ревизских душ в них) продаются с молотка со всею движимостью и недвижимостью.

Так что вряд ли за двадцать лет до этого момента поручик Вяземской хоть как-то принимал участие в строительстве церкви. Разве что чисто символическим денежным взносом, потому что «несимволический» он вряд ли мог внести. Церковь строилась, очевидно, в основном на приходские средства. Строители ее неизвестны.

Основной объем церкви представляет собой сильно вытянутый вверх четверик, перекрытый сводом, над которым были устроены, как обычно, четырехскатная кровля и пятиглавие, причем центральный четко разделен карнизами на три яруса. Каждый ярус имеет свои окна, то есть храм трехсветный. Окна среднего яруса эллипсовидные, окна верхнего яруса завершаются высокой полукруглой аркой. Нижний ярус храма расчленен восемью попарно сближенными полуколоннами. Средний ярус декорирован барельефными трапециевидными и трехугольными фигурами, круглыми медальонами и поясом декоративных арок, верхний — сплошными пилястрами.

Низкая трапезная церкви немного шире основного объема храма. К трапезной примыкает трехъярусная колокольня со шпилем. Верхний и нижний четверики ее имеют с каждого фасада по четыре пилястры. Средний же четверик как бы редуцирован: от звонового проема осталось только одно завершение в виде арки.

Из книги: Тарасов Н. А. Путь домой: Очерки по истории и культуре Верхнеландеховского района Ивановской области. Рассказы. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. 



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.