ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шульги. Церковь Казанской иконы Божией Матери.


Шульги. Церковь Казанской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Казанской иконы Божией Матери
Год постройки:2004.
Адрес:
Россия, Псковская область, Невельский район, с.Шульги

Координаты: 55.945595, 29.789707



Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Шульги, Невельский район, Псковская область
Святослав Куликов
8 августа 2020
Церковь Казанской иконы Божией Матери, Современный храм построен на месте сгоревшего храма построенного во второй половине 19-го века. Место паломничества к могиле старца.<br>, Шульги, Невельский район, Псковская область
Современный храм построен на месте сгоревшего храма построенного во второй половине 19-го века. Место паломничества к могиле старца.
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Шульги, Невельский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Шульги, Невельский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009
Церковь Казанской иконы Божией Матери, , Шульги, Невельский район, Псковская область
Дмитрий Дроздецкий
20 августа 2009



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  26 июня 2017

В деревне Шульги Невельского района. Построена в середине 19 века. Деревянная, рубленая, крестообразная в плане. Состоит из основного четверика, притвора, первого яруса колокольни, семигранного алтаря. Летом 2002 года церковь сгорела. Возле церкви - кладбище.

Источник: Псковская энциклопедия. Псков, издательство "Псковская энциклопедия", 2007


В память о чудесном спасении жизни Императора Александра III с его Августейшим семейством 17 октября 1888 года прихожане Новохованской церкви Еменецкой волости из селений Шульги и Кулёво на свои собственные средства в размере 1000 рублей построили кладбищенскую церковь в Шульгах во имя Казанской Божией Матери, которая 1-го июня 1891 года была освящена согласно своего чиноположения. Почему именно Казанская? Всё очень просто. Дело в том, что в те времена имена давали по ближайшему празднику в святцах. Спасение Государя произошло 17-го числа и ближе к нему – 22 октября (Казанская), разумеется, даты следует рассматривать по старому календарю летоисчисления.

В августе 1891 года крестьяне трёх деревень: Шульги, Кулёво и Самухино, в числе 36 дворов, с населением в 250 человек (119 муж. пола и 131 жен. пола) возбудили ходатайство об образовании самостоятельного Шульгинского прихода. Ведь до этого времени Шульгинская церковь считалась приписной к Новохованской, 1-го благочинного округа Невельского уезда, была кладбищенской, своим видом и вместительностью немногим отличалась от обычного дома. Однако епархиальное начальство данное прошение отклонило в апреле 1892 года, по причине отсутствия средств к содержанию причта (группы священнослужителей храма). Крестьяне не согласились с отказом и обратились в Святейший Синод, который, в свою очередь, рекомендовал им отмежевать причту законное количество земли и возвести на ней причтовые постройки. Крестьяне от этого отказались, в результате чего в начале 1894 года Указом Святейшего Синода просителям было отказано в ходатайстве.

В апреле 1896 года просителей поддержал местный помещик – Станислав Викентьевич Лесневский, который выразил готовность пожертвовать на обеспечение нового причта пять десятин земли. Крестьяне, для этой же цели, приобрели 15 десятин. Дело приняло совершенно иной оборот, и ходатайство было возобновлено. 12 сентября 1897 года дело было рассмотрено Святейшим Синодом и решено при кладбищенской Шульгинской церкви открыть самостоятельный приход с причтом из священника и псаломщика.

25 января 1898 года в Полоцком кафедральном соборе Его Преосвященством епископом Полоцким и Витебским Александром (Закке-Заккис) была совершена Божественная литургия, в ходе которой столоначальник 4-го стола епархиальной консистории, титулярный советник Онуфрий Шостак был рукоположен в священники и назначен к Шульгинской церкви Невельского уезда. А чуть ранее, 13 января Резолюцией того же Владыки послушник Невельского монастыря Ефрем Кривенков был назначен на должность псаломщика этой же церкви.

Такова история открытия 276-го сельского прихода Полоцкой Епархии, который к тому времени был самым маленьким из всех существующих, и как писал современник тех лет: «Самый неустроенный: причтовых построек нет, земля вся под зарослями, деревенская глушь страшная! Много надо тут, кроме пастырского рвения, опытности чисто практического навыка, чтобы всё как следует начать, устроить и довести до надлежащей высоты, когда этот приход из самого незавидного, мог бы встать рядом с соседними приходами».

Благодаря настойчивости местного населения, подъёма духовных сил прихожан Казанской церкви, через несколькомесяцев Шульгинский приход преобразился до неузнаваемости. К осени 1898 года здесь были построены: дом для священника 4х6 саженей (4 комнаты и кухня), амбар, погреб, конюшня, хлев, навес и два сарая; для псаломщика – дом 3х5 саженей (2 комнаты и кухня), сарай, хлев и общая баня, для причта.

Но и это ещё не всё. Председатель местного церковно-приходского попечительства, крестьянин Василий Киритёнок, взялся за свой счёт расширить боковые стены храма, пристроить ризницу и кладовую, обшить храм тёсом и обнести оградой. Одновременно со всем этим была начата постройка церковно-приходской школы на средства Невельского отделения Епархиального училищного Совета, не без значительного участия прихожан Шульгинской церкви.

22 октября 1898 года, в день явления Казанской иконы Богоматери, в Шульгинской церкви состоялся первый в её истории Престольный праздник. К этому времени в храме производились работы по расширению боковых стен. Накануне их приостановили и убрали из церкви рабочие станки. На церковное торжество прибыли: председатель Невельского отделения Епархиального училищного Совета, настоятель Невельского Успенского собора священник Дмитрий Гнедовский, благочинный 1-го Невельского округа Пётр Серебренников, священник Туричинской церкви Василий Лиоренцевич, Плисской – Михаил Ширкевич, Еменецкой – Сафроний Серебренников, Новохованской – Дмитрий Зубовский и два диакона: Невельского монастыря отец Феодорит и Еменецкой церкви – Сазоновский. Местный псаломщик Кривенков успел к этому времени образовать целый хор из детей деревни Шульги, который пел на правом клиросе. На левом клиросе пели ученики школы грамоты из деревни Носики. После окончания литургии Дмитрий Гнедовский благословил детей крестиками и подарил в здание строящейся церковно-приходской школы образ Казанской иконы Божией Матери в хорошем киоте. За дневным богослужением и на вечерне народу было около тысячи человек, что давало понять о почитании Казанской иконы Богоматери, находящейся в Шульгинской церкви, и за пределами прихода. В этот день в ещё не открытую, а только строящуюся школу изъявили желание записаться 72 ребёнка обоего пола и 58 взрослых девушек на занятия по воскресным и праздничным дням.

Казанский храм в деревне Шульги Невельского района Псковской области чудом пережил годы религиозных гонений и сохранился до начала 21 века в своём первозданном виде. В ночь на 13-е июля 2002 года церковь сгорела дотла. Спустя два года, на её фундаменте была отстроена новая церковь в честь иконы Казанской Божией Матери, которая существует в настоящее время.

По материалам газеты "Полоцкие епархиальные ведомости", 1874-1918гг.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.