ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Пятницкое. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.


Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Параскевы Иконийской
Архитектурный стиль:Барокко
Год постройки:1750.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Калужская обл., Бабынинский район, с.Пятницкое

Координаты:54.341916, 35.884632


Добавить фотографию
Сортировка:


Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Пятницкое - Бабынинский район - Калужская область
Харитонов Сергей
14 августа 2009
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Пятницкое - Бабынинский район - Калужская область
Андрей Агафонов
1 января 1990
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Пятницкое - Бабынинский район - Калужская область
Харитонов Сергей
14 августа 2009
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Пятницкое - Бабынинский район - Калужская область
Харитонов Сергей
14 августа 2009
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Пятницкое - Бабынинский район - Калужская область
Харитонов Сергей
14 августа 2009




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Архиповы Маргарита и Владимир,  27 февраля 2011

Каменный, с приделом в честь св.вмц. Параскевы Пятницы. Построен в 1750 г. бригадиром А. В. Салтыковым. Колокольня каменная. Имелись три церковно-приходские школы в с. Пятницком, с. Спасском, с. Новосельском. Библиотека. Приход состоял еще из семи деревень. Закрыт в 1917 г.

http://korolev.msk.ru/


Статью добавил(а): Анонимный участник,  12 мая 2011

Село Пятницкое (Салтыково), 10 км от п. Бабынино. Усадьба была перенесена сюда из соседнего села Спас (с 17 века родовая вотчина Салтыковых). Сохранилась заброшенная Спасская церковь построенная в стиле классицизм. От колокольни остался нижний ярус. В церкви есть фрагменты монументальной живописи 19века.

Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы


Статью добавил(а): Вадим кр,  25 ноября 2016

Церковь Спаса Нерукотворного образа находится в селе Пятницкое – бывшее Салтыково - в Бабынинском районе Калужской области. С 17 века оно было родовой вотчиной Салтыковых, которые перенесли сюда свою усадьбу из села Спас.

Церковь Спаса Нерукотворного образа построена в середине 18 века. Судя по всему, это было достаточно большое для этих мест церковное строение, созданное в стиле классицизма. Кирпичный храм с трапезной и колокольней. При нем имелись три церковно-приходские школы, расположенные в соседних деревнях, всего в приход их входило семь. Население по большей части было крестьянское, малоимущее, поэтому средства на строительство церковного здания передал сам помещик, который для внутренней росписи стен нанял профессионального художника.

Сразу после 1917 года церковь закрыли. Сегодня она лежит в руинах. От росписи на стенах практически ничего не осталось. Сохранились только небольшие фрагменты монументальной живописи. Они относятся, по оценке специалистов, к 19 веку. Колокольня разрушена, остался только ее нижний ярус. Восстанавливать культовый объект некому, так как постоянное население села составляет 180 человек.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/tserkov-spasa-nerukotvornogo-16337.html


Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  17 сентября 2018

Одна из наиболее выразительных, по пропорциям и деталям, церквей Бабынинского района в своей архитектуре соединяет черты двух строительных периодов: храм типа восьмерик на четверике первоначально, в серед. 18 в., был выстроен в формах провинциального барокко с отдельными «нарышкинскими» мотивами (распространенными в это время в округе); в 1-й трети 19 в. здание было переделано в формах классицизма. В интерьерах сохранились остатки росписей 19 – нач. 20 в. Расположена в равнинной местности, около старого тракта, на левом северном берегу речки Локня (Локна, правом притоке Выссы). Доминирует в окружающем пейзаже.

Позднесредневековое селище в 100 м к северу от села датируется археологами 16–17 вв. Поселение на этом месте, возникшее на развилке двух дорог – на Козельск и на Перемышль, видимо было сравнительно крупным торговым центром. В 18 в. Пятницкое-Салтыково стало вотчиной Салтыковых, перенесших сюда свою усадьбу из соседнего села Спас. Каменная церковь Спаса Нерукотворного, с южным приделом Параскевы Пятницы в трапезной, с колокольней, была построена в 1750 г. бригадиром Александром Васильевичем Салтыковым, вероятно, на старом церковном месте взамен деревянной. По предположению В.Г. Пуцко, простой четырехъярусный «традиционного типа иконостас» «столярной гладкой работы с цыровкою, выкрашен разными красками, и местами позлащен», существовавший в храме в 1799 г., мог быть перенесён из прежней церкви. В 1-й трети 19 в. храм был перестроен по тогдашней архитектурной моде в формах классицизма: четверик получил четырехколонные портики, переложенные фасады восьмерика – пилястровые портики и фронтоны; возможно в это же время был устроен новый иконостас в формах классицизма – пятиярусный с пилястрами, с позолоченными деталями (не сохр.); в середине – 3-й четверти 19 в. (до 1887 г.) интерьер храма был расписан.

В середине 19 в. здешняя усадьба (от которой ничего не сохранилось) принадлежала А. Д. Шевичу; после него вплоть до 1917 г. – дворянам Поповым, последней помещицей была А. Д. Попова. В начале 20 в. в селе действовала земская школа. В 1917 г. церковь была закрыта; в советское время были разрушены верхние ярусы колокольни, у основного объема – портики, у трапезной – коробовый с распалубками над окнами свод; утрачены интерьеры. С момента первого обследования в 1970 г. к нач. 21 в. сооружение сильно обветшало.

Основная часть стен церкви сложена из большемерного кирпича; достройки 1-й пол. 19 в. – из характерного для этого времени мелкого кирпича, многочисленные декоративные элементы 1-й пол. 19 в. – карнизы, абаки капителей, мутулы – белокаменные. На фасадах остатки тонкой штукатурки.

В композиции доминирует необычно стройный основной объем храма, состоящий из нижнего близкого к кубическому четверика и установленного на него высокого восьмерика, завершенного купольной кровлей. На вершине свода – цилиндрический трибун, несущий шаровидную главку. С востока к четверику примыкает пониженный более узкий алтарь, состоящий из прямоугольной западной части и небольшого полуциркульного восточного выступа. С запада от четверика – чуть более узкая протяженная трапезная, торцовая стена которой включает массивные восточные пилоны квадратного нижнего яруса колокольни.

Боковые фасады четверика, в три оси проемов, отмечены тосканскими пилястрами, отвечавшими утраченным колоннам портиков (от них сохранились металлические выпуски). Портики имели треугольные фронтоны, подобные тем, что уцелели на восточном и западном фасадах четверика, при чем в последних хорошо сохранились декоративные элементы 1-й трети 19 в.: полуциркульные ниши в тимпанах, белокаменные карнизы с массивными профилированными мутулами. Первоначально, в серед. 18 в., все грани четверика также завершались треугольными фронтонами, но более высокими и крутыми: линии их примыкания видны на стенах восьмерика. В старых фронтонах северного и южного фасадов, освобожденных от поздних достроек, открылись декоративные элементы 1750 г. – восьмигранные ложные окна в рамах.

На каждом из боковых фасадов четверика между пилястр расположены старые проемы с лучковыми перемычками – высокие нижние (из них средний – входной) и близкие к квадратным – второго света. Боковые верхние окна – ложные, первоначально имели раскраску под переплет с застеклением. Все нижние проемы имеют над перемычками высокие неглубокие арочные ниши, устроенные при переделке фасадов 19 в. Аналогично декорированы остальные окна здания на фасадах восьмерика, алтаря и трапезной.

Восьмерик, фасады которого, судя по мелкому кирпичу, были целиком выложены заново в 1-й трети 19 в., в каждой грани имеет по одному окну (из них большинство ложные, кроме смотрящих на север, юг и запад). Ребра восьмерика подчеркнуты огибающими пилястрами; грани, ориентированные по сторонам света, украшены парами пилястр по бокам окон и завершены треугольными фронтонами (в наст. время почти полностью утраченными), наложенными на высокий аттик.

На фасадах алтаря на северной и южной гранях – по одному окну, в полукруглом выступе из трех окон два боковых – ложные; окна помещены в вертикальные ниши, доходящие до цоколя. Арочные перемычки ниш выделены белокаменными замковыми камнями. Прямоугольная часть алтаря с востока завершена возвышающимся над кровлей его восточного выступа треугольным фронтоном с лежачей арочной нишей.

Протяженные боковые фасады трапезной имеют по три первоначальных окна. Средняя часть каждого фасада отмечена декорацией, характерной для нач. 19 в.: среднее окно заключено в арочную нишу, фланкированную парами коротких пилястр, над которыми помещены круглые медальоны.

Храм завершается сомкнутым восьмилотковым сводом. Переход от четверика к восьмерику осуществляется посредством двухступенчатых конических тромпов. В восточной стене четверика три проема, ведущие в алтарь, из которых средний – крупный с арочной перемычкой, а боковые – вдвое меньшие, с лучковыми перемычками. Широкая западная часть алтаря перекрыта коробовым сводом, а восточная часть – граненой конхой. В западной стене четверика – крупный арочный проем, ведущий в трапезную.

В интерьере в центральном объеме храма фрагментарно сохранилась лепная штукатурная классицистическая архитектурная декорация, созданная, возможно, в конце XVIII в. или в начале XIX в. Она интересна своей связью с росписями, выполненными в середине – второй половине XIX в. Штукатурный декор, который встречается и в других храмах области, здесь не только дополняет архитектурные формы, но служит рамами для композиций и отдельных фигур.

Хотя в настоящее время трудно точно судить о первоначальной покраске архитектурной декорации, по сохранившемуся цвету можно предположить, что в начале 20 в. выступающие части – пилястры, карнизы, грани тромпов, обрамления окон и картушей и т.д. – были побелены. Росписи отделены от пилястр и карнизов лиловым цветом фона и заключены в широкие живописные голубые рамы с изображенными профилями. Живопись сильно потерта, возможно, открыт цвет основы (левкаса), который сливается с цветом рамы; общий колорит росписи серебристо-голубой.

В восьмерике в глухих гранях на уровне окон размещены большие лепные картуши сложной формы и ниже – восьмигранники, обрамлявшие почти не уцелевшие живописные вставки. В картушах помещены фигуры неизвестных святых; в восьмиугольных рамах – изображения Праздников. В тромпах – геометрические орнаменты, возможно выполненные в начале 20 в., что позволяет предположить, что в это время живопись была поновлена.

Южная и северная стены четверика расчленены стройными пилястрами тосканского ордера, несущими профилированный карниз, отделяющий четверик от восьмерика, который, в свою очередь, отделен более тонким карнизом от свода. Угловые (юго-западные и северо-западные) пилястры сдвоены, однако на западной стене ряд пилястр не продолжен, а оставлена плоскость для размещения живописных композиций. Интересно, что композиции помещены без соблюдения симметрии по отношению к арочному проему, над которым они написаны, но сильно сдвинуты к южной стене. В центре изображены полуфигуры двух ангелов, поддерживающих Нерукотворный образ, а по бокам размещены две большие композиции – «Благословение детей» и «Нагорная проповедь». Нижние части росписей сильно утрачены. Центр правой композиции занимает фигура проповедующего Христа с воздетой правой рукой. Христос одет в голубой гиматий и розовый хитон. Он обращен вправо к группе детей. В левой части композиции едва читаются еще три взрослые фигуры, возможно, принадлежащие кому-то из учеников Христа. Левая композиция равна по размерам правой, на ней Христос изображен со склоненной головой в сторону женщины, подносящей младенца, протягивающего Спасителю руку. Женская фигура возглавляет группу мужских фигур, стоящих за ней под сенью деревьев.

Росписи алтаря отличаются по манере письма от живописи в основном объеме храма. Яркие цвета, уверенный рисунок, объемные характеристики, возможно, свидетельствуют в пользу того, что они исполнены в конце 19 – начале 20 вв. По небольшим остаткам живописи есть возможность частично ее реконструировать. На полукружии алтарной апсиды сохранились фрагменты композиции, представляющей Христа в синем гиматии, восседающего на белом, украшенном резьбой, престоле, и склоненных к нему святых, стоящих в два ряда. От лика Христа сохранился лишь небольшой фрагмент, который, однако, дает представление о высококлассной академической живописи: тонкий рисунок, свежий колорит, мастерская светотеневая моделировка. Изображение Христа на престоле в алтаре ведет свое происхождение от иконографии Спасителя как Великого Архиерея, восседающего на Горнем месте. На внутренней, западной стене алтарной преграды по сторонам царских врат в полукруглых рамах были написаны в рост святители в богослужебных облачениях: с северной стороны – Василий Великий, если судить по форме темной длинной бороды, с южной – Иоанн Златоуст, от образа которого сохранилась часть подписи. Еще один неизвестный святитель изображен на северо-восточном выступе алтарной стены. Фигуры святителей, сослужащих Христу, дополняют традиционное для росписей в алтаре литургическое значение.

В трапезной в основании пят распалубок – лепные импосты, над которыми уцелели фрагменты росписи – полуфигуры святых в круглых медальонах.

Рошефор Н. И. де. Опись церковных памятников Калужской губернии. // Записки отделения русской и славянской археологии Р.А.О., Т. III. СПб., 1882. С. 329 (№ 22, Перемышльский уезд); Археологическая карта России: Калужская область. / Сост. Ю.А. Краснов. М., 1992. С. 32; Земля Калужская — земля святая. Сост. М. Н. Алексахина, Н. В. Богатырева. М., 2003. С. 157; Пуцко В. Г. Иконостас русского сельского храма на рубеже XVIII – XIX вв. // Русское церковное искусство Нового времени. - М., 2004. С. 82; Чижков А. Б., Зорин А. А. Калужские усадьбы. М., 2007. С. 17; Павлова А. Л. Монументальная живопись конца XVIII – начала ХХ в. в Калужской области (по материалам экспедиций 2004 – 2007 гг). // Памятники русской архитектуры и монументального искусства XII – начала ХХ вв. Отв. ред. Е. Г. Щёболева. Москва, 2010 г. С. 549-550. ГАКО. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2205; Оп. 3. Д. 14. Л. 7-8; ИИМК РАН. Ф. Р. – III. Д. 2064. Текст: Шорбан Е. А., Павлова А. Л.

Комментарии и обсуждение



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.