АФАНАСЬЕВО. ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНИЯ, 1-я треть 19 в.
Стоит на берегу р. Уводь на кладбище в центре богатого прежде села, вытянувшегося вдоль старой дороги на Ярославль. В селе сохранились несколько одно - двухэтажных кирпичных купеческих домов с лавками. Кирпичная и побеленная по кладке церковь построена в 1821-29 гг. по заказу помещицы М.И. Зайцевой вместо двух прежних деревянных. Завершение главы храма утрачено. Редкий для данной части области небольшой усадебный храм в стиле позднего классицизма.
В объемной композиции выделяется основной бесстолпный четверик в два света, со скругленными углами и пологой четырехлотковой кровлей, увенчанной главкой с перехватом на стройном восьмигранном световом барабанчике. Алтарь в виде полуовала сильно выдвинут к востоку; разновысокая ему трапезная в четыре оси окон расширена по отношению к четверику. Высотной доминантой служит трехъярусная колокольня: два четверика со слегка срезанными углами (нижний, с крупным аттиком, служит притвором; верхний, с широкими и высокими арками, - звоном) несут цилиндрический ярус с круглыми проемами, завершенный колоколообразным куполом, барабанчиком с вазоном и тонким шпилем. Наиболее выразительно убранство фасадов четверика с раскреповкой угловых скруглений и небольшим аттиком над карнизом. Боковые стены его нижнего яруса украшены четырехпилястровыми портиками с фронтонами, а верхнего - прорезаны крупными трехчастными сегментными окнами. Западная и восточная стены четверика и боковые стены в верхнем ярусе обработаны сплошным горизонтальным рустом. Аналогичная рустовка покрывает также простенки трапезной, верхний ярус колокольни и аттик ее нижнего четверика с полуциркульными проемами.
Прямоугольные окна трапезной с выступающими подоконниками помещены в арочные ниши. Гладкие стены алтаря имеют лишь цоколь и карниз, отбитый валиком. Арки четвериков колокольни фланкированы пилястрами, причем в нижнем по сторонам пилястр устроены необычные арочные ниши. Храм перекрыт сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями над срезанными внутренними углами и световым кольцом в центре. У апсиды - коробовый свод с конхой, у трапезной - полулотковый, у нижнего яруса колокольни - коробовый. Сохранились кованые двери и кубоватые решетки окон.
Роспись маслом типична для кон. 19-нач. 20 в. На своде написаны фронтальные изображения архангелов, разделенные по диагональным граням широкими орнаментальными полосами. На стенах, над окнами первого света расположены "Преображение", "Вознесение" и "Успение". В конхе алтаря - "Новозаветная Троица", в простенках его окон - фигуры святых.
Сохранявшийся до недавнего времени двухъярусный четырехчиновый в семь осей иконостас 1-й трети 19 в. представлял собой интересный памятник в стиле классицизма, обладающий выразительной пластичной композицией и богатой резьбой. Боковые части имели завороты на прилегающие стены, слегка выдвинутый вперед четырехколонный портик нижнего яруса украшал фронтон, прорезанный в тимпане аркой. Над ним четыре колонны меньшего размера несли сильно вынесенные карнизы. Завершение иконостаса, выполненное в кон. 19 в., состояло из трех икон праотеческого чина в фигурном обрамлении и Распятия над ними. Разнообразная классицистическая резьба (розетки во фризах и карнизах, веерообразная резьба в филенках, растительные завитки и листья аканта, переплетающиеся ленты и сноп, расположенные по средней оси) придавала праздничный характер всей композиции. Иконы 1-й трети 19 в. были стилизованы в духе русской живописи 17 в.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 496-497