ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Большое Череватово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.


Большое Череватово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1851.
Архитектор:В.К. Владимирский
Адрес:
Нижегородская область, Дивеевский район, село Большое Череватово

Координаты: 55.091001, 43.23098
Проезд:Шоссе Дивеево - Ардатов



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид с шоссе Дивеево - Ардатов<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Вид с шоссе Дивеево - Ардатов
Владимир Бакунин
20 июня 2009
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня
Алексей Шабалин
10 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральный придел<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральный придел
Алексей Шабалин
10 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня и вход в церковь<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня и вход в церковь
Алексей Шабалин
10 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Д.Воронов
2 октября 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Д.Воронов
2 октября 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня и птицы<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Колокольня и птицы
Алексей Шабалин
10 июля 2015
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в советские годы (зернохранилище)<br>, Большое Череватово, Дивеевский район, Нижегородская область
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в советские годы (зернохранилище)
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  25 сентября 2009
Эта церковь построена Владимирским Василием Ксенофонтовичем. Василий Ксенофонтович был Благочинный Ардатовского уезда Нижегородской области, член губернского собрания. Жил в селе Большое Череватово со всей своей семьей. Умер в 1905 году и был похоронен в приделе церкви, которую построил по собственному проекту собственными руками. Если интересует дополнительная информация: Aleks1923@gmail.com

Елена Григорьева
 

Покровский храм в селе Большое Череватово Дивеевского района открылся на праздник Рождества Христова в 1993 г. 7 января 2013 г. храм отметил 20-летие своего возрождения. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы привлекает внимание своим необычно большим куполом в восточном стиле. Она – старинная.

В XVII в. была деревянной, двухпрестольной – в честь Николая Угодника и Покрова Пресвятой Богородицы. К 1851 г. её отстроил в камне Василий Ксенофонтович Владимирский, благочинный Ардатовского уезда. Церковь стала трехпрестольной, добавился правый придел в честь Живоначальной Троицы. Последний священник, который в ней служил до закрытия в 1937 г., – митрофорный протоиерей Иаков Виноградов, 1876 г. р., уроженец села Васильев Враг Арзамасского района. Его арестовали и увезли прямо из храма в одном подряснике. Он был осужден «тройкой» и вскоре расстрелян.

Бывшая староста храма Анна Григорьевна Исаева, которая трудилась при церкви с 1993 г., ещё застала былое великолепие и клирос, в котором пело до 40 человек! Она помнит, как 28 сентября 1937 г. закрывали храм, последняя служба была на Воздвиженье. После закрытия церкви на селе говорили, что там Божия Матерь плачет, а свечи и лампадки сами собой зажигаются. Аннушке тогда было пять лет, она с ребятишками ходила ночью смотреть, так ли это. А два года спустя она, уже первоклассница, видела, как иконы поволокли из храма, топтали ногами, а потом вывозили на грузовиках. Ребята набрали полные пригоршни «тарарушек» – позолоченных украшений с иконостаса. Отец отругал ее с братом за это. Сказал, что из церкви ничего нельзя брать, даже если сломали иконостас.

Перед властями встал вопрос, что делать с храмом. Сегодня в сельской библиотеке собраны архивные документы по истории прихода и села. Среди них есть официальное решение исполкома Горьковского облсовета депутатов трудящихся от 24 марта 1941 г. о закрытии церкви в селе Большое Череватово и переоборудовании её под клуб, по «ходатайству граждан». Прилагается смета. Разбор и заделку «кумпола» проектировщики оценили в 2 000 рублей, которые предполагали выручить от «реализации излишнего железа и кирпича». Там же – чертеж будущего клуба с красным флагом на обрубленной колокольне. Осуществиться безбожным планам помешала война.

Местные жители предложили использовать храм под зернохранилище. Благодаря этому колхоз перекрывал здание железом, и оно не так разрушилось. В алтарь устроили проезд, навесили ворота и держали там колхозные сельхозмашины.

Как повсеместно в округе, церковь лишилась колоколов. Раньше у нее было крыльцо с расписным фронтоном с изображением Господа и 12 апостолов. Оно разрушилось, когда сверху сбрасывали 8-тонный колокол. Колокол не разбился, но промял каменную паперть на метр. Теперь эти ступени обновлены. Колокол раскололи железными бабками и сдали на лом. А когда-то его отливали тут же, неподалеку. Заезжие мастера вырыли яму, сделали формовку из знаменитой местной белой глины, собрали медь, дали присадку олова, серебра, и получился знатный колокол. До разорения Покровского храма, там была богатейшая колокольня. Рассказывают, что последний колокол мужики променяли на ящик водки незадолго до передачи храма верующим в 1993 г. А сейчас на звоннице установлены пять новых колоколов, отлитых в г. Каменск-Уральске, за них колхоз по бартеру отдал тонну пшеницы...

20 лет назад в возрождающийся Покровский храм был назначен священник с соответствующей фамилией – о. Игорь Покровский. Он привел храм в нормальное состояние, поставил котельную, приготовил трубы под газ. Батюшка ездил вместе с прихожанами собирать картошку и продавать ее для церковных нужд. Тогда все было разбито, на окнах стояли одни решетки без стекол. Чтобы служить на Рождество, окна забили досками и заложили тряпками. Сложили печь, но все равно местами лежал снег. А в алтаре поставили буржуйку, чтобы не замерзли Святые Дары. В храме возвышалась гора стружек и мусора, они сгодились на растопку, так как ни дров, ни угля не было. Протапливала печь Анна Григорьевна, эта работа была ей привычной, она прежде топила печи в сельской школе.

Когда-то он был весь расписан, а сейчас там только остатки живописи. Оказывается, пожарные поливали стены из гидрантов, смывали роспись, чтобы не заводилась плесень, было чисто и свежо. Но с другой стороны, если бы в церкви не хранился колхозный хлеб, её бы вконец разорили. А сейчас вокруг Большого Череватова зерно не выращивают, все поля брошены, заросли кустарником и молодыми сосенками да березками.

По словам местных жителей, в этом храме служили владыки. Это подтвердил Евгений, который, убирая сгнившие бревна, обнаружил, что амвон был расширен. Для чего это могло быть? По его мнению, для того, чтобы служил владыка в большом облачении…

Двадцать лет назад храм в Большом Череватове покрыли железом на деньги, которые выручил о. Владимир (Шикин) от продажи своей уникальной скрипки. Тогда он помогал восстанавливать храм в селе, а потом перебрался в Дивеево. Теперь иеромонах Владимир похоронен за Троицким собором Дивеевского монастыря. Его могилку посещают многие паломники. А Покровский храм ветшает, и силами сельчан его не поднять. О. Максим – молодой и неопытный в хозяйственных делах. Ему очень нужны помощники, квалифицированные и добросовестные специалисты для дальнейшего восстановления храма.

В Большом Череватове и окрестных деревнях жили подвижники благочестия: блаженная Мария Ивановна (Федина) и дивеевские монахини, вернувшиеся из мест лишения свободы, схиигумен Серафим (Миклашевский). Там восстанавливается часовня на месте деревянного храма на погосте, бытует много местных преданий...

Официальный сайт Нижегородской епархии, http://nne.ru/objects/hram-v-chest-pokrova-presvyatoj-bogoroditsy-s-bolshoe-cherevatovo/;
«Большое Череватово: двадцать лет возрожденному храму», Православный Саров, http://pravsarov.su/content/publication/1481/2633.html&gid=105&gpn=1



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.