Село, где находился этот храм, ныне – среди так называемых «исчезнувших» Тверских деревень. Дуброва, или Дуброво сейчас – часть села Горицы, когда-то ближайшего к ней. До 1917 г. в обоих поселениях были церкви. Но в доныне существующих Горицах местная церковь уничтожена совершенно, а в бывшем Дуброво – сохранилась, но представляет собой развалины.
Величественный храм середины XIX в., до сих пор производящий неизгладимое впечатление на каждого проезжающего по шоссе Твер-Кашин, построен помещиками – владельцами этого села. Дуброво – совсем рядом с Горицами – начиналось, очевидно, с XVII в. как вотчина самого Патриарха Русской Церкви Филарета (отца первого государя династии Романовых, Михаила). Документы 1628 г. упоминают поселение как состоящее всего из двух дворов – семейного крестьянина и «бобыля» (бессемейный крестьянин, не имеющий надела).
Селом, то есть полноценным поселением, оно значится лишь с начала XVIII в. Тогда бывшую патриаршую вотчину, «село Горицы с деревнями» (включая Дуброво) получает Матвей Олсуфьев, сподвижник Петра I. Запись об этом имеется в родословной книге, однако, позднейшие историки никаких документов о передаче села в архивах не нашли. Поэтому, в некоторой записи сказано, что патриаршая вотчина приобретена «мздой неправедной», иными словами, украдена господином Олсуфьевым у казны. Однако, факт этот остался недоказанным при жизни владельцев, так что Дуброво, как другие деревни «Горицкой вотчины» несколько поколений принадлежали Олсуфьевым, получившим, кстати, графское достоинство.
Считается, что «селом» маленькое Дуброво сделали наследники Матвея Олсуфьева, братья Дмитрий и Михаил. Именно последнему с 1770-х при разделе «Горицкой вотчины» досталось Дуброво, где он устроил барскую усадьбу, даже парк (его остатки в 1930-е местные жители называли «рощей»). А с 1778 г. здесь появилась деревянная церковь Преображения Господня. Тогда же в Дуброво переселили часть жителей Гориц, так что здесь образовался самостоятельный приход. К тому же, впоследствии, Михаил устроил при поместье полотняный заводик, что еще увеличило количество жителей.
Возможно, что перестройка здания, происшедшая, по документам, в 1852 г., связана как раз с увеличением количества прихожан и необходимостью более просторного помещения. По другим же данным, прежнее здание просто существенно обветшало (дерево-не долговечно!), так что на его месте возвели новое каменное здание храма.
Дубровым помещики владели до самой отмены крепостного права (1861 г.).
После того, как во второй половине ХVIII века в Дуброве, в усадьбе местного помещика Михаила Матвеевича Олсуфьева, была выстроена деревянная церковь, с тех пор Дуброво стало именоваться селом. К церкви были приписаны православные верующие из окрестных деревень.
Деревянная церковь в Дуброве имела в длину 10, в ширину — 3 сажени 2 аршина. Стены ее внутри были обтянуты холстом, отбелены; снаружи она была обшита тесом и окрашена желтой краской. Храм имел один престол во имя Преображения Господня. Глава его, окрашенная зеленой краской, была увенчана восьмиконечным железным крестом, выкрашенным в желтый цвет. Крыша храма была деревянной. Всего в нем имелось 11 окон: 2 вверху и 9 внизу. Входные двери имелись с западной, северной и южной сторон. Колокольня появилась одновременно с храмом. Храм был построен на средства местного помещика, действительного статского советника Михаила Матвеевича Олсуфьева. Преображенский храм был освящен 8 ноября 1766 г. священником тверского кафедрального Преображенского собора Михаилом Парфеньевым.
Из описи храма, составленной в 1846 году, узнаем, что престол в нем из простого дерева; на престоле атласный антиминс желтого цвета, освященный архиепископом Тверским и Кашинским Павлом в 1801 г. Над престолом сень с изображением святого Духа и четырех ангелов в простой раме на холсте. Резной вызолоченный деревянный запрестольный Крест с изображением распятия Господа. Резной иконостас в 3 яруса, деревянный, вызолоченный, изготовленный на иждивение помещика М. Олсуфьева. С правой стороны от Царских врат — образ Преображения Господня в серебряной ризе с семью венчиками весом 6 фунтов 21 золотник, рядом икона Архангела Михаила в медной посеребренной ризе с серебряным венцом… Во втором ярусе иконостаса, в середине — образ Воскресения Христова с серебряным венцом, по правую сторону лики пророков, по левую — апостолов. В середине третьего яруса — коронование Богоматери, по сторонам — страсти Господни; наверху, над иконами, Крест Животворящий, по сторонам — иконы Богоматери и Иоанна Богослова. Позади правого клироса образ Тихвинской Богоматери в серебряной ризе. Два клироса с точеными перилами. При них две хоругви. Перед иконостасом железная решетка с разными фигурами. Евангелия: в большой лист, обложено парчой в серебряном окладе с изображениями Воскресения Христова и четырех евангелистов. Печатано, с киноварью, в Москве в 1766 г. Евангелие в средний лист обложено малиновым полубархатом с изображением на лицевой стороне Воскресения Христова и четырех евангелистов. Отпечатано в Москве в 1764 г. Евангелие в восьмую долю листа обложено малиновым бархатом; с лицевой стороны — медью с изображением Воскресения Христова и четырех Евангелистов. Отпечатано в Москве в 1812 г. в серебряном окладе. В церковной библиотеке 63 книги.
Колокольня деревянная, в два яруса, покрыта тесом, окрашена зеленой краской. Крест железный. На колокольне четыре колокола. Большой (главный) колокол, весом 89 пудов 17 фунтов, лит в 1843 г. в Твери 2 гильдии купцом Иваном Капустиным. На колоколе 4 образа: Преображения Господня, Казанской Богоматери, Архангела Михаила и святителя Николая и надпись: «Колокол сей лит на иждивении прихожан при священнике Федоре Петрове Пухлимском и церковном старосте Фоме Павлове». На трех других колоколах надписей нет.
При церкви, с правой стороны, покрытая тесом деревянная сторожка с четырьмя окнами и глиняной печью. Сзади пристроен чулан с малым окошком. Тесовый амбар для хранения собираемого с прихожан хлеба и других церковных принадлежностей.
С течением времени деревянная церковь начала ветшать, став к тому же тесной в связи с ростом численности прихожан. Возник вопрос о строительстве на средства Олсуфьевых новой, уже каменной, более просторной церкви.
В 1842 г. с благословения архиепископа Тверского и Кашинского Григория строительство началось. Через несколько лет стало очевидно, что денежных средств на его завершение недостаточно. С разрешения тверского архиерея была выдана специальная книга для сбора пожертвований с населения губернии на дальнейшее строительство храма.
В 1852 г. церковь была построена и освящена. Главный (летний) престол освящен в честь Преображения Господня. Правый придел — во имя Архангела Михаила, левый — во имя святителя Николая (оба придела зимние, т.е. отапливаемые). История не сохранила имя зодчего, создавшего величественное здание, доминирующее и по сей день над селом и окрестностями. Примененное им архитектурное решение было не совсем обычным, ведь церковь представляла собой в плане круг – ротонду. Подобные церкви характерны для вошедшего тогда в моду стиля классицизма, который ориентировался на образцы античной архитектуры. Греческие языческие «пантеоны» чаще всего действительно были ротондами, правда, вверху, по центру купола, находилось окно, через которое в помещение попадал свет.
Российские архитекторы, с учетом климата, конечно, изменили эту деталь, но не только ее. Купол завершался главкой с крестом, а по его периметру находились окна. Таким был и Преображенский, круговая форма которого, пусть взятая из языческой архитектуры, наполнилась новым смыслом. Ведь круг – универсальный символ Вселенной. Увенчанный крестом, он говорит каждому о Царстве Христовом, «пришедшем в силе».
Позже к церкви пристроили трапезную часть с колокольней, также выстроенную в стиле классицизма. Эта часть здания – собственно ротонда – не отапливалась. Поэтому при трапезной со временем появились еще два «теплых» придела: в честь Архангела Михаила (возможно, потому, что основатель храма, Михаил Олсуфьев, носил это имя) и во имя Николая Чудотворца.
Преображенская церковь имела в длину 21, в ширину — 6, в высоту 16 саженей. В ней имелось 32 окна, из них 16 в верхней части и 16 — в нижней. Крыша покрыта железом и покрашена медянкой. Главу венчал восьмиконечный вызолоченный крест весом в 5 пудов. В церковь вели три входные двери. С южной и северной сторон при входе имелось по четыре колонны. Иконостас был 3-ярусным, в приделах 2-ярусные. Колокольня имела высоту 17 саженей, увенчивал ее железный вызолоченный крест. Большой (главный) колокол весил 147 пудов, второй — 52, вес двух других колоколов неизвестен.
В 1861 г. была разобрана старая деревянная церковь. На основании описей церкви, хранящихся в Тверском государственном архиве в 1842 и в 1872 гг. была осуществлена переливка колоколов; в 1888 г. — приобретен большой колокол, в 1889 г. — колокол весом в 45 пудов.
Паникадило в церкви было 3-ярусное, с 36-ю свечами. Возле храма находилась каменная сторожка. В 1877 г. в описи упоминалось об исправлении в церкви. В 1889 г. диакону Алексею Покровскому было разрешено на свои средства произвести в приделе храма стенную роспись, он же в 1898 г., также на свои средства устроил металлическую одежду на престол храма.
К сельскому храму обычно приписывали по крайней мере несколько деревень, где собственных церквей не имелось, так что жители по праздникам проходили как минимум несколько верст ради службы. Прихожанами Преображенской церкви в Дуброво (Горицы) были жители самого села Дуброво, а также обыватели деревень: Каменка, Збыневля, Тарышиха, Костенево, Неверово, Бели, Борисово.
Стоит упомянуть и о священно- и церковнослужителей храма. Его первым священником становится Алексей Потапов (в 1766 г.), пономарем Илья Федоров (с 1777 г. — диакон); затем пономарями служили Петр Исаев и Илья Иванов. В 1796 г. здесь служит священник Андрей Плетнев, в 1812 г. — священник Иван Башилов. В 1829 г. священником (вместо умершего иерея Иоанна Григорьева) становится выпускник духовной семинарии Федор Петрович Пухлимский (умер в 1883 г.). В 1850-е годы эту должность занимает зять Федора Пухлимского Михаил Березкин, перемещенный в 1873 г. из Дуброва в Кавказскую епархию. В 1848 г. на место дьячка Петра Некрасова назначается его зять Алексей Покровский (в 1887 г. рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика). В 1874-1881гг. священником в храме служил Илия Иосифович Бойков, убывший в один из храмов Кашинского уезда (до прибытия в Дуброво он 6 лет преподавал в кимрском Александровском училище). В 1901 г. причт храма состоял из священника Иоанна Петровича Прутенского 45 лет, диакона в должности псаломщика Алексия Петровича Покровского 69 лет (умершего в 1902 или 1903 году). В 1907 г. псаломщик Александр Талызин был переведен к церкви села Спирова Калязинского уезда, а на его место прибыл псаломщик Иван Павлов (сын диакона соседнего храма села Горицы). 15 июля 1909 г. священником в Дубровском храме становится Вениамин Булыгин; в 1911 г. — Димитрий Дворяшин. Недолгое время должность псаломщика занимал Валериан Скобников, переведенный священником в один из храмов Бежецкого уезда; в 1914 г. псаломщиком становится Александр Мощанский.
Интересна судьба диакона на псаломщической вакансии Алексия Покровского. Он прослужил в храме села Дуброва более 50 лет, отличался редкой щедростью по отношению к последнему. Будучи сыном пономаря, окончил низшее отделение Тверской духовной семинарии. 5 февраля 1848 г. тверской архиерей Григорий определил его дьячком в Преображенский храм села Дуброва. В 1887 г. он был рукоположен в сан диакона с оставлением на вакансии псаломщика. В 1882 г. внес 100 рублей на переливку разбитого колокола. Удостоен высочайшей благодарности за приобретение нового колокола, за пожертвование 300 рублей на стенную живопись в приделе храма в память чудесного спасения царской семьи 17 октября 1888 г. С 1891 г. в течение нескольких лет в своем доме безвозмездно учил детей грамоте. В 1892 г. пожертвовал 50 рублей на живопись; в 1893-м на его средства был изготовлен балдахин над плащаницей; А. Покровский пожертвовал 100 рублей на живопись паперти. В память 50-летия своей службы в церкви он изготовил металлическую одежду на главный престол храма ценностью 250 рублей. За 50 лет беспорочной службы удостоен благословения Св. Синода с вручением грамоты. Из шести его сыновей трое посвятили себя служению Богу: двое стали священниками, третий псаломщиком. Уже после смерти А. Покровского в 1903 г. его вдова, Мария Петровна, продолжила благотворительную деятельность своего супруга и пожертвовала банковских бумаг на 100 рублей в пользу причта храма.
После Октябрьской революции 1917 г. и изменения государственного строя для Церкви наступили трудные времена. В 1918 г. храмы в Советском Союзе перешли в ведение государства. В 1919 г. они, на основании заключенных договоров, передаются религиозным приходским общинам. Преображенская церковь села Дуброва Горицким волисполкомом в лице полномочного представителя Афанасия Синюшкина 24 ноября 1919 г. была передана местной религиозной общине. Был составлен договор о передаче храма верующим с рядом ограничений со стороны властей, составлена опись его имущества и ценностей, что было заверено подписями представителей верующих храма, включая священника Димитрия Дворяшина, с одной стороны, и Горицкой волостной власти — с другой.
В 1924 г. в одном документе Кимрского муниципального архива, имеющего отношение к храму села Дуброва, упоминается новый священник — Иоанн Николаевич Василевский 1867 года рождения. Точную дату вступления его в должность на место Димитрия Дворяшина установить не удалось. 25 января 1926 г. была проведена перерегистрация имущества храма. 11 октября того же года местные власти провели его проверку. 15 мая 1929 г. комиссия Горицкого сельсовета Кимрского уезда производит очередную проверку церковного имущества согласно инвентарной описи. Все оказалось в порядке, в том числе, страховые и налоговые выплаты. Подписи поставили члены сельсовета Петр Белоусов и начальник волостной милиции Сорокин, от церковной общины документ подписали Василий Белоусов и священник Иоанн Василевский.
30 апреля 1929 г. настоятель храма священник Иоанн Василевский написал заявление в Горицкий волисполком об уходе с должности. Церковь осталась без настоятеля, а следовательно, без церковных служб.
3 марта 1930 г. состоялось заседание президиума Кимрского окрисполкома, на котором было заслушано ходатайство Горицкого райисполкома (менее года назад село Горицы стало центром одноименного района) о закрытии церкви в Дуброве. Учитывая тот факт, что каждое селение, входящее в приход Дубровской церкви, высказалось за ее закрытие, Кимрский окрисполком удовлетворил просьбу граждан — прихожан храма и ходатайство Горицкого РИКа и признал необходимым ликвидировать молитвенное здание в Дуброве, использовав его впоследствии под культурные нужды дубровской сельхозартели. Соответствующее прошение было направлено в Московский областной исполнительный комитет (МОИК).
Точная дата официального закрытия храма, утвержденного МОИКом, неизвестна. Скорее всего - это начало 1930-середина 1930-х гг. Известно лишь, что обычно на подобные формальности (переписка, обсуждение и т.п.) уходило не более 2-3 лет.
Со слов старожилов Анны Арсеньевны и Татьяны Витальевны Белоусовых после закрытия церкви в ней разместилась МТС, которую в 1950-е годы перевели в Горицы. В годы Великой Отечественной войны в церкви был ссыпной склад зерна, поступавшего из колхозов. После Великой Отечественной войны церковное здание частично было разобрано жителями на кирпич. Огромный храм был брошен на произвол судьбы.
В 1960-1970-е годы приезжие архитекторы, познакомившись с необходимыми документами в Тверском архиве, осмотрели и измерили церковь, составили ее описание. В частности они сообщили, что церковь бесхозная, находится в процессе разборки. Вот, что они тогда зафиксировали: Здание кирпичное, оштукатуренное, относится к стилю позднего классицизма. Храм квадратный, типа «ротонда на четверике», перекрыт высоким сферическим сводом. Завершение утрачено. Ротонда упирается в подпружные арки, переброшенные между угловыми пилонами. Апсида (алтарная часть) утрачена. По сохранившемуся следу фундамента можно сказать, что она была полуциркульная, с храмом объединена широким арочным проемом. Северный и южный фасады четверика храма украшены четырехколонными портиками, от которых остались лишь следы. Проемы четверика и ротонды с арочными перемычками обрамлены ложными архивольтами. В интерьере сохранилась поздняя живопись. Трапезная полностью разрушена. По сохранившимся признакам фундамента, она была в плане прямоугольная, равная по ширине четверику храма.
Колокольня 3-ярусная, столпообразная, тяжелых пропорций, завершение ее утрачено. Нижний ярус прямоугольный. Второй ярус украшен 2-колонными портиками, фронтоны утрачены. Капители колонн ионического ордера. 3-й ярус обработан пилястрами по сторонам и проемам звона. Судя по перевязке фундамента, здание было построено в один период времени.
С 1979 г. Дуброво входит в состав села Горицы (ввиду их непосредственной близости) и носит имя улицы Дубровской. Рядом с полуразрушенной церковью, справа, находится кирпичный жилой дом (бывшая сторожка); когда-то здесь же находилось и приходское кладбище, обнесенное оградой, ликвидированное после закрытия церкви. Сейчас Преображенская официально возвращена Церкви. Она относится к Кимрскому благочинию Тверской епархии – как еще 52 церкви, примерно половина которых находятся в том же состоянии. В Горицах, к которому теперь относится бывшее Дуброво, пока нет прихода, настоятеля. Подходы к храму в последние годы заросли борщевиком. Около церкви Спаса Преображения в селе Горицы Корчевского уезда Тверской губернии — в настоящее время Кимрский район Тверской области — похоронен Герой Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов генерал-лейтенант Захар Дмитриевич Олсуфьев. В советское время Преображенский храм, как и склеп Олсуфьева — разорён.
Из книги: Коркунов В. И. Храмы Кимрского района. Книга 2. — М.: «ЛитГОСТ», 2017.