ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чернево. Церковь иконы Божией Матери "Одигитрия".


Чернево. Церковь иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:"Одигитрия" иконы Божией Матери, Михаила Архангела
Год постройки:1875.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Московская обл., Зарайский р-н, с. Чернево

Координаты: 54.723422, 38.597848
Проезд:По автодороге Богатищево - Зарайск






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


В Черневе, что на р. Песочная, в XVII в. упоминается церковь во имя Архангела Михаила. Позже владелец села Прохор Шорин подарил Чернево Соловецкому монастырю. Видимо, происхождение названия села связано с тем, что оно принадлежало чернецам-монахам. В 1875 г. на средства крестьянина И.П. Корякина вместо сгоревшего храма построена существующая церковь из красного кирпича в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия». В память о прежней церкви в новом храме устроили Архангельский придел. Здание выстроено в стиле классицизма с использованием элементов византийского стиля в декоре оформления фасадов.

В 1930-е гг. церковь закрыли, здесь располагался клуб, затем склад. В настоящее время сохранились лишь ярусы трапезной и колокольня, несколько колонн и фрагменты внутренней росписи. В 1999 г. при храме создана церковная община, начаты восстановительные работы, регулярно совершаются богослужения.

http://zarlife.ru/odigitrievskaya-cerkov-d-chernevo/


Андрей Семенов  19 ноября 2016

Село Чернево лежит при речке Песочне, на большой дороге из Каширы в Зарайск Ряз. губ., в 100 в. от Тулы и в 84 в. от Каширы. Время возникновения прихода неизвестно: относительно же названия села существует довольно распространенное предание, что это село одним из давних своих владельцев Прохором Шириным подарено было Соловецкому монастырю: как монастырское село, принадлежавшее чернецам, село и получило название Чернева.

Существующий в приходе каменный храм во имя Божией Матери Одигитрии построен в 1875 году вместо существовавшего прежде деревянного храма, сгоревшего в 1871 году. Храм выстроен тщанием и иждивением крестьянина села Гор Моск. губернии Ив. Прокоф. Корякина. Кроме главного Престола в храме есть два боковых: по правую сторону во имя Архистратига Михаила, по левую во имя св. Евангелиста Матфея. На содержание храма получаются % с 194 руб. 50 коп., за принадлежащий храму дом, отдаваемый в аренду. Причт состоит из священника и псаломщика: в пользу его получаются % с 400 р.; для помещения причта есть церковные дома, построенные купцом с. Озер Московской губ. М. В. Моргуновым. Церковной земли 39 д.

П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Каширский уезд, стр. 472.


 Марина Григорашвили
 
Марина ГригорашвилиАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  25 сентября 2018

Одигитриеский храм в селе Чернево является памятником архитектуры местного значения и восстанавливается компанией ООО "Коэнергия". Главное управление культурного наследия контролирует реставрацию и принимает работу. В 2017 году, в начале реставрационных работ, здесь была сделана уникальная находка, которая помогла исследователям узнать новые факты об истории села и самой церкви.

Реставраторы обнаружили древнюю надгробную плиту из белого камня, которая заменяла один из цоколей. Её сохранность поразила исследователей. Но главное удивление вызвал тот факт, что она древнее самого храма, возведённого в XIX в. Плита датирована 1662 г. Руководитель проекта реставрации Одигитриевской церкви в Черневе Олег Марков после обнаружения в этом храме древней находки начал собирать разрозненные факты из истории села.

"До начала реставрационных работ было известно,что село Чернево могло получить название от чернецов, то есть монахов, и что его передал Соловецкому монастырю некий Прохор Шорин, - рассказывает Олег Марков. - В ходе небольшого расследования стало понятно, что ещё при первых владельцах Турабьевых село уже носило своё нынешнее название - Чернево (также удалось найти и второе его название - Архангельское)". Выяснилось и то, что никакого Прохора Шорина и в помине не было, а был Семён Ширин, вероятно, столбовой дворянин. Он-то вместе со своей женой ещё при жизни передал село во владение Соловецкому монастырю в 1688 г. (нашлось упоминание этого факта в архиве Соловецкого монастыря). Сына своего Митрофана они похоронили в 1662 г. Именно его надгробную плиту мы и нашли в цоколе храма. Возможно, что у Ширина были и ещё дети. Но тот факт, что он отдал своё имение монастырю, может свидельствовать о том, что наследников у него не осталось. Перед смертью в 1711 г. Семён Ширин принял постриг в Соловецком монастыре. В качестве вклада на пострижение село и было передано обители. За это в монастыре обязаны "дондеже обитель стоит", поминать умершую чету и её родителей.

К моменту строительства каменного храма крестьянином Корякиным земли эти уже не принадлежали Соловецкому монастырю. Их секуляризировали во времена императрицы Екатерины Второй. Попытался я разобраться и в том, как древняя плита могла оказаться в цоколе нового храма? Её могли заложить в качестве строительного материала. Возможно, как захоронение одного из последних владельцев храма, сына того, кто передал это село в ведение Соловецкого монастыря, она могла находиться и внутри старого храма. Вполне возможно, что рядом со старой деревянной церковью находилось захоронение младенца Митрофана Ширина, а может быть, и склеп всего рода Шириных. Замурованная в стену храма плита подтвердила историю древних дворянских родов, владевших селом, и даже позволила сделать предположения относительно названия современного каменного храма.

Первый владелец села Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 г. за выслуги перед Отечеством. Вполне возможно, что эти выслуги были как-то связаны с освободительной борьбой против польских интервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Димитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал своё Первое ополчение. Сын Никифора Турабьев погиб во время неудачной осады русскими Смоленска в 1632 г. По всей видимости, все эти события могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой "Одигитрия". Так что теперь благодаря проводимой реставрации будет не только восстановлена святыня, но и восстановлена история самого села.

Из статьи "Смоленский храм в Черневе". Московские Епархиальные Ведомости. № 2/18 стр.43


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 марта 2024

Еще недавно храм Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия», в селе Чернево Зарайского района представлял собой руины: недалеко от местного кладбища стояли кирпичные стены без крыши, куполов и крестов. В 2017 году на средства Благотворительного фонда Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была проведена реставрация церкви, и уже с сентября 2018 года в храме стали совершаться регулярные богослужения. Во время строительных работ в фундаменте церкви реставраторами была обнаружена старинная надгробная плита, обратившая внимание исследователей на историю села Чернева.

Село Чернево Зарайского района Московской области исторически относилось к Каширскому уезду Тульской губернии, поэтому историю храма Смоленской Божией Матери нужно искать в книге «Приходы и церкви Тульской епархии» П. И. Малицкого, изданной в 1895 году. В краткой справке о церкви в этой книге приводится давнее предание о происхождении названия села Чернево. Считалось, что некогда владелец села Прохор Ширин подарил свою вотчину Соловецкому монастырю, поэтому, став монастырским селом, оно и получило название Чернево, то есть принадлежащего чернецам.

В книге А. А. Савича «Соловецкая вотчина XV-XVII вв.» предание о принадлежности Чернева знаменитому монастырю на Белом море подтверждается. Сохранилась запись 1688 года, сделанная архимандритом Иннокентием, келарем Игнатием и казначеем Фирсом, о том, что Семен Прович Ширин подарил монастырю «свою вотчину в Каширском уезде, в Ростовском стану, в селе Архангельском (оно же Чернева) 209 четвертей с осминою, да в пустошах: Кононово – 40 четвертей, Руднево Рязанского уезда 50 четвертей, Сухотино 40 четвертей, Новоселки 50 четвертей, а всего 419 четвертей, с осминою со всеми угодьями по писцовым и переписным книгам, и с крестьянами, которые проживали в селе Архангельском». От предания, записанного П. И. Малицким, это свидетельство отличается лишь именем владельца Ширина – здесь он не Прохор, а Семен Прович. Возможно, имя Пров могло употребляться и как сокращенный вариант имени Прохор. Семен Прович Ширин, по-видимому, не имел наследников. Косвенно это подтверждает замечательная находка, сделанная осенью 2017 года рабочими реставрационной компании «Коэнергия»: в цоколе храма была обнаружена хорошо сохранившаяся надгробная белокаменная плита младенца Митрофана Семеновича Ширина, скончавшегося в 1662 году. К слову, находка стала поводом для большого и подробного исследования истории семьи Шириных, представленного на сайте реставраторов.

После кончины наследника бездетная супружеская чета завещала свои вотчины Соловецкому монастырю. Со своей стороны монастырь обязывался вечно поминать супругов Шириных и их родителей. Считается, что в 1711 году незадолго до смерти владелец Чернева Семен Прович принял монашеский постриг. Не исключено, что инок был погребен на Соловках. А. А. Савич видел в этой передаче Чернево и других владений Ширина Соловецкому монастырю в 1688 году свидетельство живучести «вотчинных традиций». Закон неоднократно запрещал передавать земли монастырям «на помин души», потому что эта практика приводила к неограниченному разрастанию церковных земель. Еще в 1580 году появился запрет на дарение вотчин монастырям, а в 1584 году были запрещены и другие способы приобретения земель духовенством. Наконец, в 1649 году Соборное уложение вновь подтвердило правило: «в монастыри ни у кого родовых, и выслуженных, и купленных вотчин не покупать и в заклад не имать, и за собою не держать. И по душам в вечный поминок не имать никоторыми делы…» Однако Семен Прович Ширин в 1688 году, то есть через сорок лет после строго запрета подобных завещаний в Соборном уложении, подарил вотчины соловецким монахам.

Во второй половине XVII века Соловецкий монастырь вопреки царским указам расширил свои владения в окрестностях Москвы, причем не только за счет Чернево, но и за счет создания Новосоловецкой пустыни в Марчугах на реке Москве. Строителем подмосковной пустыни стал протопоп Благовещенского собора в Москве Стефан Нифонтов. В 1653 году к пустыни были отведены земли и угодья в Марчугах, а после опустошительного половодья, Стефан перенес обитель в другое место – «выморную» (обезлюдевшую после мора) деревню Фаустово нынешнего Воскресенского района. Впоследствии там был выстроен Новосоловецкий монастырь, который сохранился до нашего времени. В правление Екатерины II обитель была упразднена, а храмы обращены в приходские, но в наше время пустынь в Фаустово вновь стала подворьем Соловецкого монастыря. Передача Семеном Провичем Шириным своей вотчины Чернево Соловкам произошло на фоне важного исторического события – всего через двенадцать лет после «Соловецкого сидения» 1668-1674 годов.

В 1657 году из Москвы в северную обитель были присланы новые богослужебные книги, исправленные в ходе реформ патриарха Никона. Соловецкие монахи не приняли книг, и продолжали служить по старому обряду. В 1668 году после Большого Московского Собора, осудившего противников церковных реформ, монастырь осадили царские войска, но мощная крепость с большим запасом еды и воды, оснащенная пушками, могла долго сопротивляться стрельцам. Лишь измена одного из иноков решила исход многолетнего «сидения». Царские войска тайно проникли в монастырь, и сопротивление было подавлено. Сложно сказать, руководствовался ли С. П. Ширин симпатией к старому обряду, завещая вотчину именно Соловецкому монастырю – разгромленной твердыне дореформенного церковного строя.

Примечательно, что в XIX веке исследователь раскола в Тульской губернии Григорий Иванович Панов нашел в селе Чернево Каширского уезда странное религиозное сообщество, уклад жизни которого напоминал некоторые толки староверов-беспоповцев. В XIX веке Чернево находилось на границе трех губерний: Тульской, Рязанской и Московской. Примерно на одинаковом расстоянии от Чернево стоят Кашира, Зарайск и Озеры, поэтому неудивительно, что в церковном строительстве и обновлении храма в это время участвовали купцы соседних губерний и уездов. В 1871 году сгорела старая деревянная церковь Архангела Михаила, по которой село имело второе название Архангельского, а уже в 1875 году крестьянин Московской губернии Иван Прокофьевич Карякин построил в Чернево кирпичный храм с новым посвящением Смоленской иконе Божией Матери, именуемой «Одигитрия». Иван Прокофьевич был жителем села Горы нынешнего Озерского района, которое с середины XIX века стало одним из местных фабричных центров.

В селе было две церкви и три бумажные фабрики богатых крестьян: ктитора черневской церкви Карякина, а также Саламатина и Крюкова. На деньги другого озерского фабриканта купца М. В. Моргунова были построены церковные дома для причта храма в Чернево. Недавно общине храма передали старинное двухэтажное здание причта, восстановить которое еще предстоит. В 1930-х года храм закрыли. Сначала в храме находился клуб, затем склад. К 1990 годам он пришел в аварийное состояние: своды алтарных апсид и кровля полностью отсутствовали, стены были выветрены, часть декоративных элементов утрачена. Оставались лишь ярусы трапезной, несколько колонн и фрагменты внутренней росписи.

Церковная община вновь создана в 1999 году. Первым настоятелем после закрытия храма был протоиерей Григорий Решетов. В 2016 году настоятелем назначен протоиерей Петр Спиридонов. В престольные праздники, под открытом небом совершались молебны, по большим праздникам служили Литургии. За последние годы община заметно выросла. В 2016 году Благотворительным фондом Московской епархии по восстановлению порушенных святынь была утверждена программа на создание и разработку проекта реставрации объекта культурного наследия, а также на производство срочных противоаварийных работ по сохранению Одигитриевского храма села Чернево.

Реставрационные работы в Одигитриевском храме начались в мае 2017 года. В ходе реставрационных работ были укреплены фундаменты, восстановлена кладка, своды, организована кровля. В храме устроены теплые полы, восстановлены крыльца, колонны, все белокаменные элементы. В 2017 году, в начале реставрационных работ была сделана уникальная находка, которая помогла узнать новые факты об истории села и самой церкви.

Реставраторы обнаружили древнюю надгробную плиту из белого камня, которая заменяла один из цоколей. Её сохранность поразила исследователей, оказалось, что она древнее самого храма, возведенного в XIX в. Плита датирована 1662 г. (Эпитафия на надгробии гласила, что «27июля 1662г. преставился раб Божий младенец Митрофан Симеонов сын Провича Ширина». Полный перевод надписи с церковнословянского сделал краевед Сергей Шокарев, после чего стало понятно, что когда то под этим надгробием был погребен младенец Митрофан внук того самого Прова Андреевича Ширина, которому и досталось в приданное Чернево. Реставраторам показалось удивительно не то что плита была обнаружена замурованной в стенах храма, это обычная практика в те времена, а то что она имела столь хорошую сохранность.

Из исторической справки нам известно, что на месте каменной церкви Иконы Божьей Матери Одигитрия в Чернево уже в ХVII веке стоял деревянный храм Архангела Михаила. Этот храм сгорел, но уже через двадцать лет после этого события на его месте в 1875 году был возведен каменный храм. В память о прежней деревянной церкви в нем был устроен Архангельский предел. Этот момент и наводит на мысль, что сохранить в памяти потомков устроители нового храма могли не только название предела, но и какие то, еще памятные события и вещи. Так, например первый владелец Чернево Никифор Турабьев получил свою вотчину в 1613 году, за какие то выслуги. Вполне возможно, что эти выслуги были, как то связаны с освободительной борьбой против польскихинтервентов. Ведь именно в этом году новый царь Михаил Романов раздавал жалованные вотчины дворянам, проявившим себя в этой войне. Подтверждением этому факту может быть и то, что Чернево находится рядом с Зарайском, воеводой в котором был князь Дмитрий Пожарский. Именно из служивых людей этого города он собирал свое Первое Ополчение. Сын Никифора Турабьева погиб во время неудачной осады русскими войсками Смоленска в 1632 году. По всей видимости, все эти события вполне могли остаться в памяти потомков и побудить их дать название новой церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия».

Обнаруженная плита младенца Митрофана Ширина, внука Никифора Турабьева была изготовлена из известняка материала не прочного. Между тем, как уже говорилось раньше, сохранность её изумительна. Такое могло случиться только если она находилась в закрытом помещении. Можно предположить, что изначально это надгробие находилось в деревянной церкви, где и был похоронен этот ребенок. Помня об этом, устроители нового храма могли, не выбросить плиту, а замуровать в цоколь новой церкви. Конечно интересно узнать причины смерти Митрофана и был ли он последним из рода Шириных, всё это теперь можно сделать только с помощью ученых). 2 июня 2018 года благочинный Зарайского церковного округа протоиерей Петр Спиридонов совершил чин освящения креста и купола. В сентябре внутренние отделочные работы по храму и благоустройство территории полностью завершены.

23 сентября 2018 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил чин Великого освящения Одитриевского храма деревни Чернево и возглавил праздничную Божественную литургию в новоосвященном храме. Церковь представляет собой одноэтажный прямоугольный объем, с восточной стороны примыкает трёхчастная апсида, с западной – паперть - первый ярус колокольни. Здание храма построено в неоклассическом стиле с хорошо проработанными лаконичными деталями, из красного кирпича. В храме устроена два придела - Архангела Михаила, в память о прежней церкви, и апостола Матфея.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Чернево - подмосковная вотчина Соловецкой обители и с сайта: Одигитриевский храм (д. Чернево) (xn----7sbabenkekrafnr7aigzv3k.xn--p1ai)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.