Каменный Троицкий собор появился в Щиграх через двадцать лет после проведения губернской реформы, в результате которой небольшое село Троицкое превратилось в уездный город Щигры. Городу полагалось иметь соборный храм - его и построили в конце ХVIII века. План регулярной застройки Щигров Екатерина II утвердила в 1785 году - на плане этом значилась Базарная площадь с храмом. Этим храмом вскоре стал каменный Троицкий собор. Троицкий собор уезного города строили пять лет - с 1796 по 1801 год, в которые без зазора уместилось царствование Павла I. Кто был автором проекта церкви, на чьи деньги она строилась - мы не знаем. Но отличался тот вариант Троицкого собора от нынешнего храма довольно сильно. Мы можем представить, как он выглядел, благодаря сохранившейся "Описи в городе Щигры соборной каменной церкви Святой Троицы", датируемой ноябрём 1802 года. Церковь, сравнительно с нынешним собором, была небольшой - 12 на 27 аршин (8,5х19 метров). Имела она только один престол, одну главку, обитую позолоченным листовым железом, железную крышу, была украшена внутренними и внешними росписями. В описи упоминается даже количество окон в здании - их было шестнадцать, из которых в алтаре семь и в трапезной шесть. Колокольней новый храм тогда не обзавёлся, а точнее, обзавёлся, но специфической - с пятью колоколами на столбах: самый большой весил около полутонны, то есть не сказать, чтобы был чрезвычайно могучим. С течением времени Троицкий храм оказался тесен. Щигры пусть и медленно, но в "населённости" прибавляли. Если в период строительства этой церкви в городе было полторы тысячи жителей, то к 1860 году численность щигровского населения "подвалила" к пяти тысячам человек. Старая каменная церковь в какой-то момент перестала вмещать всех желающих и её решили расширить.
В 1850-х годах почти все новые храмы в России строились в псевдорусском стиле, внедрённом в отечественное зодчество железной рукой самодержца. К этому времени и относится достройка и перестройка Троицкого собора. Отметим: один из сохранившихся документов сообщает, что в 1848 году для покраски храма было закуплено краски на 111 рублей - это по деньгам той эпохи очень и очень немало, то есть красить предстояло площади внушительные; вполне вероятно, что к тому году как раз и завершили расширение и реконструкцию храма, в ходе которых он, помимо всего прочего, получил необыкновенно высокую колокольню. В двухэтажном Троицком соборе было освящено аж пять престолов. Перед революцией в его приходе насчитывалось без малого две с половиной тысячи человек; причт состоял из трёх священников, диакона и псаломщика; при храме действовала церковноприходская школа.
В советскую эпоху судьба Троицкого собора сложилась, сравнительно с судьбами тысяч других русских храмов, относительно неплохо, хотя закрытия он не избежал. Произошло оно в 1930 году и было обставлено по лицемерным правилам тех лет - с видимостью народного волеизъявления. В храме должен был расположиться дом культуры и отдыха. Однако "дома культуры и отдыха" не получилось - перед Великой Отечественной войной в здании размещалось зернохранилище. При немцах была предпринята попытка возобновить богослужения в храме, но она оказалась безуспешной - прихожане не приняли назначенного к собору священника, призвавшего молиться о том, чтобы "враги не вернулись в Щигры". За неимением молящихся немцы приспособили здание под конюшню и пекарню. Возобновление богослужений произошло уже после освобождения Щигров от оккупантов - на волне потепления отношений между государством и Церковью. С 1947 года в нём стали совершаться богослужения. Во время хрущёвской атаки на Церковь щигровский собор устоял. Более того, косвенным следствием жёсткого атеистического прессинга, инициированного Хрущёвым, было то, что настоятелем Троицкого собора в начале 1970-х годов стал почитавшийся старцем архимандрит Модест (Гамов) - предпоследний настоятель знаменитой Глинской пустыни, разогнанной в 1961 году богоборцами. Повезло и в конце 1980-х годов Троицкому собору с его новым настоятелем. В 1987-2011 годах им был отец Зиновий (Корзинкин) (ныне митрополит Саранский и Мордовский).
Троицкий храм начали строить в конце ХVIII века, когда в российской провинции ещё оставались популярны традиции позднего барокко - в этом стиле и был составлен первоначальный проект церкви. Четверик (возможно и даже вероятнее всего, двусветный) получил граненое покрытие с прорезанными в верхней части фасадов по сторонам света и выделенными полуциркульными изгибами карниза люкарнами; покрытие венчал восьмигранный барабан с небольшой главкой. Позже храм расширяли и в середине ХIХ века кардинально перестроили - уже в совершенно иной стилистике - "русско-византийской". Храм с севера, востока и юга "оброс" симметричными "лепестками", получив аттик с ложными закомарами и "псевдорусское" пятиглавие. В декоре зазвучали "древнерусские" нотки - особенно громко в наличниках окон нижнего ряда. Стилистическое наступление "древней Руси", предпринятое в ходе генеральной реконструкции, оказалось столь мощным, что барочная основа храмового здания сегодня угадывается с трудом. По окончании перестройки собор, дополненный просторной двухэтажной трапезной, вытянулся в длину - причём сильно, "дисгармонически", однако наметившаяся дисгармония была исправлена возведением с запада "свечи"-колокольни, правильно переместившей центр масс. В наши дни этой колокольни, разрушенной в годы Великой Отесественной войны, собору очень не хватает - в её отсутствие он как бы заваливается к востоку. Пять луковичных глав Троицкого собора поставлены на высокие круглые барабаны; центральный при этом традиционно больше боковых и выделен поясом кокошников, устроенным в его основании. Мощные белые "наличники" ограничивают площадь высоких узких ложных окон с полуциркульным завершением: как знать, возможно, когда-то они и не были ложными. В советское время центральный (он же тогда и единственный) барабан, сильно "сокращённый" в высоту, имел вполне реальные окна. Пятиглавие восстановлено в 2007 году. Особенно характерны для Троицкого собора - в том смысле, что прозрачно указывают направление его стилистической эволюции, - наличники нижнего ряда окон. А точнее, их полукруглые завершения, подчёркнутые условными сандриками, исполнеными в виде кокошников. Сверх того, эти "кокошники" объединены декоративными элементами, повторяющими ложные закомары, что отдаёт уже даже какой-то эстетической чрезмерностью и навязчивостью.
Декорировка Троицкого собора весьма обильна, и это, в свою очередь, ещё раз заставляет думать, что перстраивая храм в "псевдорусском" духе, авторы реконструкции не забывали и о "русском узорочье". Основные элементы декора - наличники окон, тройные лопатки по углам четверика, пояс ширинок на уровне второго этажа, сухарики в основании аттика, украшенного ложными закомарами, и уже упомянутые декоративные украшения пяти барабанов. Алтарная часть геометрически идентична "лепесткам" - "прирубам", дополнившим основной четверик с южной и северной сторон, что делает собор абсолютно симметричным отномительно оси "восток-запад". Все "лепестки" снабжены полусферическим покрытием с большими полукруглыми окнами, оформление которых опять же аппелирует к древнерусскому зодчеству. Через главный вход, котрый расположен с запада и выделен полукруглым выступом, посетитель Троицкого собора попадает в трапезную, разделённую на три продольные части. Слева и справа ранее находились придельные храмы; ныне действует лишь южный придел - Никольский. Одноярусный иконостас Никольского придела - произведение мастеров Свято-Троицкого братства. Стены здесь украшены росписями, исполненными в академической манере, что разительно отличает их от росписей основного храма. Основной четверик, благодаря своей немалой высоте и боковым полукруглым пристройкам, выглядит необыкновенно просторным. Центральный иконостас - трёхъярусный, с витыми колонками и барочными украшениями. Стены и своды четверика покрыты сплошным цветным "ковром" стенописи, выполненной в конце 1980-х годов.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №199, 2016 г.