Гусь, Великодворье, Парахино тож, выселившееся из села Великого Двора, в качестве села с церковью Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа упоминается в окладных книгах Старорязанского стана 1676 г. В книгах полоняночного сбора за 1681 г. и в известии о количестве церквей в Рязанской епархии за 1735 г. находящаяся в селе Гусе церковь также именуется Воскресенскою.
Между тем управляющий имением помещика Александра Федоровича Уварова подпоручик М.П. Рыков в прошении своем к преосвящ. Симону от 7 декабря 1790 г. прописывал: «в селе Гусе имеется церковь деревянного строения во имя вмц. Параскевы, которая совсем обветшала, так что и взойти в нее совсем почти невозможно», вследствие чего и испрашивалось дозволение вновь построить деревянную церковь в том же месте и в то же храмонаименование с приделом архангела Михаила. Согласно просьбе Рыкова и приложенному к ней просительному письму генерал-майора А.Ф. Уварова, журнальным определением Консистории от 29 апреля 1791 г. Рыкову разрешено было приступить к постройке новой деревянной церкви. В 1792 г. тем же Рыковым подано было прошение об освящении новопостроенной в честь муч. Параскевы церкви с приделом архангела Михаила и о выдаче нового антиминса. Построение же при оной церкви придела Христорождественского относится к позднейшему времени.
Из просьбы Рыкова об освящении новой в селе Парахине церкви видно, что находящиеся в ней иконостасы и иконы перенесены в нее из старой церкви. В сентябре 1810 г. причт Пятницкой церкви и разных деревень сельские старосты просили у епархиального начальства дозволение иконостасы в настоящей Пятницкой церкви разобрать и поставить на места прочным образом. Так как означенные иконостасы покривились и наводят «сумнение в скором падении», равным образом испрашивалось разрешение и на поправку икон, потускневших и в некоторых местах повредившихся, что просителям и было разрешено.
Но исправлением показанных в церкви ветхостей прихожане, вероятно, по недостатку средств к тому, замедлили, то Консистория обратилась к Губернскому правлению с просьбою «о понуждении их к скорейшему исправлению имевшихся церковных ветхостей, а ежели оные ветхости к поправлению не способны, да и самая церковь к существованию не надежна, то отобрать от прихожан сведение, не согласятся ли они построить, вместо деревянной, каменную церковь, а в случае несогласия, не пожелают ли быть в приходе к другим церквам». Собрать сведения, требуемые Консисторией, Губернским правлением было предписано касимовскому земскому суду. Ответ земского суда и дальнейший ход дела касательно поправки Пятницкой церкви неизвестны. В 1866 г. она была возобновлена и значительно распространена.
Начало XVIII ст. отразилось весьма неблагоприятно над Парахинским приходом. 11 сентября 1702 г. по указу преосвящ. митрополита досматривал в селе Гусе села Клепикова староста поповский поп Иван приходские дворы для того, что бил челом того села поп Аникей о «збавке», что разошлись того села крестьяне в разные места, и по его досмотру в том селе двор попов, двор дьячков, в приходе два двора помещиков, 25 дворов крестьянских. В 1735 г. в приходе значится только 8 дворов…
Из имеющихся при Пятницкой церкви документов видно, что в дальнейшем на каждое десятилетие число жителей в приходе увеличивалось от 17 до 20%. В числе причин, особенно благоприятно действующих на умножение народонаселения, указывают на издавна укоренившийся обычай парахинцев женить сыновей немедленно по достижении ими законных лет, а дочерей, напротив, выдавать замуж уже окрепшими, по достижении ими 18-20 лет от роду. Главное занятие прихожан составляет гонка смолы, дом же и пашня обыкновенно оставляются ими на попечение женщин.
Земли при Пятницкой церкви по измерению, проведенному в 1879 г. землемером Романовым, состоит 109 дес. 350 саж., которая находится в четырех участках, на каковую землю у причта имеются: план, составленный землемером Романовым, копия с вводного листа на владение землею в Малышине и Луке и сказка генерального межевания.
При церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 12 642 руб. и в пользу причта не более 300 руб.
Приходская школа существует в селе Парахине с 1880 г., в которой с того же года состоит законоучителем священник Иоанн Гавриилович Рябцев, состоящий членом Императорского Русского Географического Общества и за труды свои по этнографии получивший медаль в 1876 г. 21 января, по представлению Совета означенного Общества.
В причте по штату 1873 г. положены: священник, псаломщик, с 1882 г. состоят: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.
Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных». Том 4, Рязань, типография В.О. Тарасова, 1891 г.