В Илуксте в конце 16 века, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали только православные. Хотя сейчас православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Илуксте — единственный. Да и прихожан единицы. Зато приезжает сюда множество паломников. Что не случайно — место здесь святое, намоленное. Два столетия назад здесь был заложен монастырь.
Мужской православный монастырь в Илуксте был основан в тридцатых годах 19 века. Как раз в это время православие в Латвии переживало новый расцвет: стали строиться храмы, открываться новые приходы. «Монашеский быт заключается в труде и благочестии, — рассказывает настоятель храма игумен Амвросий. — Здесь монахи выращивали лен, коноплю и поставляли продукцию населению. В илукстских прудах разводили и ловили рыбу и снабжали ею всю округу, даже поставляли в Екабпилс. В то время здесь была канатная дорога протяженностью 9-12 верст (по разным сведениям), этой дорогой монахи отправляли свою продукцию». Потом мужской монастырь был преобразован в женский. Культурный расцвет монастырь переживал в 1890-1910 годах. Например, в 1905 году здесь располагалось епархиальное женское училище. При монастыре жили священники, которые занимались активной миссионерской деятельностью.
Увы, революция, две мировые войны и годы советской власти монастырь не пощадили. Как не пощадили и многие другие центры православной духовности: был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Христо-Рождественский кафедральный собор в Риге. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах 19 века Петропавловским братством на пожертвования. Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая Чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радость» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов. Монастырские здания в Илуксте претерпели большие изменения, многие были разрушены. Монастыря не осталось. Затем православный собор при монастыре и некоторые земли отошли в ведение католического прихода (и сейчас на месте бывшего православного собора располагается католический храм).
Возрождение православной общины здесь началось только после перестройки. Сейчас возрождение самого монастыря — всего лишь дело времени. Просыпаются с молитвой на устах. «Монастырь здесь будет, обязательно будет, — говорит отец Амвросий. — Уже сейчас у нас полностью идут службы, как в монастыре — ежедневные утренняя и вечерняя службы, потом Крестный ход вокруг монастыря с иконой Пресвятой Богородицы. Мы живем своей общиной, трудимся во Славу Божию и молимся. Расчистили сад, есть огород, две теплицы поставили. Сами возделываем землю, и всего, что выращено своим трудом, полностью хватает для жизни общины. Сейчас собираемся восстановить забор. Купол на церкви был маленький и почерневший. Но в позапрошлом году нам привезли купол из Киево-Печерской лавры. Хотим построить новую колокольню». Службы идут в Храме Рождества Пресвятой Богородицы — раньше это была домовая церковь при монастыре, где располагались кельи и шли каждодневные службы. Кельи здесь и поныне. В советские времена кельи были превращены в квартиры (в некоторых люди живут и поныне). Община пока небольшая — человек девять, живут все дружно, как и подобает братьям и сестрам во Христе. После службы радушные хозяева пригласили гостей в трапезную. Кельи и трапезные — на втором этаже. Кельи — маленькие светлые, ухоженные и уютные комнатки, вполне современные. Сюда приезжают пожить паломники, недостатка в которых не бывает. Трапезная (вроде однокомнатной квартирки с небольшой кухней и столовой) — светлое помещение, в центре длинный стол, на стене икона и лубочные православные картинки: «Ангел приноси пищу пророку Илие», «Святой старец Серафим кормит медведя». Мироточит икона Святителя Николая...
Светлана Кубасова, "Наша газета", Даугавпилс. 08.02.2007.