ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городец. Церковь Сошествия Святого Духа.

Духовская церковь


Городец. Церковь Сошествия Святого Духа
Церковь. Действует.  
Престолы:Духа Святого Сошествия
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1853 и 1859.
Адрес:
Нижегородская обл., г. Городец, ул. Я.Петрова, 4

Координаты: 56.64734, 43.46963



Сортировка:

Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
8 апреля 2018
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
8 апреля 2018
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
8 апреля 2018
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Д.Воронов
18 ноября 2013
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Д.Воронов
1 июня 2012
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Дмитрий Васильков
16 августа 2008
Церковь Сошествия Святого Духа, , Городец, Городецкий район, Нижегородская область
А.Токарев
8 апреля 2018
Церковь Сошествия Святого Духа, проект реставрации арх. Ткачёв<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
проект реставрации арх. Ткачёв
Ткачёв
1 января 2015
Церковь Сошествия Святого Духа, архивное фото нач. ХХ в. фонд Городецкого краеведческого музея<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
архивное фото нач. ХХ в. фонд Городецкого краеведческого музея
Ткачёв
.. - ..
Церковь Сошествия Святого Духа, Фото 1900-х гг.<br>, Городец, Городецкий район, Нижегородская область
Фото 1900-х гг.
Дмитрий Дроздецкий
1 января 1900



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


24 июня 2011 года распоряжением Управляющего Религиозной организацией "Нижегородская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" архиепископом Нижегородским и Арзамасским Георгием, имеющим пастырское попечение о Местной религиозной организации "Православный Приход церкви в честь Святаго Духа г. Городца Нижегородской области" назначен иерей Роман Смирнов.


Андрей Сергеевич  2 января 2015

В центре Городца около здания ТЦ «Добрыня» находится старинный храм, который требует капитального ремонта. Это памятник архитектуры — православная старообрядческая Свято-Духовская Крестовоздвиженская единоверческая церковь. Об истории этого заброшенного храма, потерявшего былой вид и значимость, мы и расскажем.

В Городце были очень сильны традиции раскола или старообрядчества. Более того, городецкая земля считалась одним из его центров. Официальная церковь долго боролась с отколовшейся частью паствы. В 1798 году император Павел I издал именной указ «О дозволении жительствующим в Нижегородской епархии старообрядцам дозволить просимое, Святейшему Синоду разрешить давать равномерное дозволение по другим епархиям». Затем по рекомендации московского митрополита Платона был издан указ от 27 октября 1800 года, разрешавший строительство и открытие единоверческих церквей по всей России, что облегчало переход в единоверие «незаписным старообрядцам».

Главной формой примирения раскола с православной церковью в течение всего XIX века оставалось единоверие. В царствование императора Николая I единоверие получило свое дальнейшее развитие, чему способствовало строительство единоверческих церквей. Для примера, только с 1828 по 1854 год было введено 150 церквей в разных губерниях.

Единоверие (другие названия — «духовская вера», «старообрядные приходы», «новоблагословенное согласие», «церковное старообрядчество») — это течение в старообрядчестве, сторонники которого сохраняли «старые обряды» (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) древнерусский бытовой уклад, но в то же время признают главенство Синода Русской православной церкви Московского Патриархата.

Начало единоверию в Нижегородской губернии было положено в 1801 году епископом Вениамином II, при котором нижегородским старообрядцам было дозволено иметь церковь и особых священников. Старообрядцы получили законное право основать единую с официальным православием церковь. Отсюда название этих церквей — «единоверческие».

Городецкие старообрядцы Нижегородской губернии не остались в стороне. В особой грамоте, подписанной 65 купеческими и мещанскими и 6 ямщицкими «незаписными старообрядцами» семьями Городецкой волости, подано прошение о разрешении «устроить в Городце церковь на старых обрядах и к сей церкви дать правильных, по старопечатным книгам и обрядам, священников и церковнослужителей». В 1830 году разрешение на строительство в Городце единоверческой церкви было дано.

12 мая 1831 года трудами и усердиями прихожан деревянная церковь в честь Успения Божьей Матери была построена и освящена. Сообщалось, что Успенская единоверческая церковь «древяна клетцки, с трапезою и с папертями», то есть представляла собой наиболее распространенный тогда простейший тип рубленого храма с двухскатной кровлей и просторной трапезной, окруженной открытой папертью. В 1858 году приход церкви составлял около 900 человек, считался неплохим, основной приток был из среды старообрядцев.

31 декабря 1864 года Духовная консистория вынесла приказ № 12401 об упразднении церкви по ветхости, а в 1869 году угрожающая падением церковь была сломана.

На сходе прихожан людьми разного сословия (в приходе состояло 45 купцов и мещан, 465 крестьян из деревень Оксеново, Гришманово, Устиново, Весельевская, Вашурово, Шейкино, Ткалино, Песошная, Матренино, Слоново, Петухово, Косолапово, Шарапово, Голозубово, Вологино и 788 крестьян из 94 дальних деревень) было принято решение о строительстве нового каменного храма.

Трудами городецких ремесленников-каменщиков, знавших свои секреты строительства церквей (умели делать особый раствор, состав которого придавал крепость кладке) на средства прихожан по правую сторону от деревянной церкви построили, каменную трехпрестольную с такою же каменной, не отделенной от церкви колокольнею. Культовое здание построено по известному типу «корабля», и состояло из трёх основных компонентов — церкви, трапезной и колокольни, размещенных по продольной оси «восток-запад». Этот тип постройки является одним из самых распространенных в русской архитектуре.

Церковь строилась поэтапно. Сначала на левой стороне от трапезной 22 ноября 1859 года освятили придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, потом 23 октября 1860 года в храме освятили придел на правой стороне в честь Успения Божией Матери, а 6 октября 1866 года освящена вся церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. При освящении храма было указано писать церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а в обиходе она называлась Крестовоздвиженская единоверческая церковь.

В 1866 году при церкви создано церковно приходское трёхгодичное училище для людей разного сословия, в штате которого состоял учитель.

Церковь и кладбище при ней обнесены каменною оградою. Притч состоял из священника и дьякона, а причетническую дальность по желанию прихожан исправляли два простолюдина. На содержание притча жалованье не поступало. «Церковь утварью, книгами и ризницею достаточна. Приходно-расходные книги о суммах свечной и кошельковой от 1847 года ведутся исправно и хранятся в целости в ризнице. Обыскная книга, выданная в 1843 году Духовной консисторией, хранится в церковной ризнице и ведется исправно. Копии с метрических и исповедных книг с 1843 года ведутся исправно и хранятся в церковной ризнице. Земли при церкви пахотной, сенокосной и лесной не имелось». Все здания, принадлежащие церкви, построены на церковной земле трудами и на средства прихожан: каменная четырехкомнатная сторожка, деревянный дровяник, дом для дьякона и два каменных склада, (каждый в два ряда), арендные деньги с которых поступают в пользу церкви.

Под кладбищем и строениями церковной земли имеется две с половиной десятины, по ведомости никакими межевыми знаками не ограничены.

На церковной земле проживал священник в собственном деревянном доме с флигелем. Священник Феодосий Евфимиев, крестьянский сын, 17 сентября 1863 году Преосвященнейшим Нектарием по просьбе прихожан с. Городца Крестовоздвиженской единоверческой церкви был прислан из Семеновского уезда. В 1879 году священник церкви за воздаяния отлично украшению и пастырского служения награждён бархатною скуфьею, а также набедренником.

Два десятка лет храм пользовался авторитетом у прихожан, приход церкви составлял в 1897 году более 13 тысяч человек, росли доходы и жертвования. В 1896 году церковные суммы с остатком в приходе составляют 1145 рублей 24 копейки, а в расходе — 1128 рублей 36 копеек. На храм ежегодно жертвовали неплохие по тем временам средства: 1894 год — 359 руб. 56 коп., 1895 год — 321 руб. 45 коп., 1896 год — 311 руб. 94 коп., 1897 год — 313 руб. 66 коп. Ближайшая из единоверческих церквей находилась в селе Пурехе Балахнинского уезда в 25 верстах. Её приход составлял всего в 27 человек.

В 1917 году в России произошла революция, которая установила новую власть. Начались национализация имущества, построение нового общества, гонения на церковь. В 1918 году вышел декрет «О свободе совести и церковных религиозных обществах», который положил начало закрытию и ликвидации всех церквей.

Разорение церквей встречало ожесточенное сопротивление верующих. При подавлении стихийного бунта в селе Василёво (ныне город Чкаловск) 5 мая 1918 года погиб наш земляк, начальник боевого отряда Городецкой организации РКП(б) Яков Петров, имя которого носит улица Городца, где расположена данная церковь. 15 августа 1918 года при Балахнинском уисполкоме начал действовать Балахнинский уездный комиссариат по отделению церкви от государства, который ставил на государственный учёт религиозные общества, в том числе и Городецкой волости.

В 1922 году, выполняя декрет «Об изъятии церковных ценностей», власти усилили произвол против церкви: устанавливается полный государственный контроль за деятельностью всех приходов церквей, монастырей и т.д., изымаются земли, склады, храмы в пользу государства, начинают проводиться судебные репрессии против церковнослужителей и ярых ревнителей христианской веры. В 1929 году городским советам было предложено более энергично проводить в жизнь решения декрета, «постановления избирателей о закрытии церквей».

В 1930 году жизнь в храме продолжала теплиться, но участь единоверческой (духовской) церкви предрешена. Из храма изымаются ценности, наличные денежные капиталы, утварь, предметы, содержащие цветной металл. Церковь платит налог государству за использование здания, запрещено производить колокольный звон. В конце октября 1934 года президиум Городецкого райисполкома принял решение о закрытии единоверческой Духовской церкви и ее ликвидации. Комиссия по вопросам культа при президиуме Горьковского крайисполкома отменила решение «в части ликвидации единоверческой церкви Духовской за отсутствием оснований, предусмотренных действующим законодательством».

В 1935 году с колокольни снимаются и отправляются на переплавку колокола, а затем закрывается церковь, а церковная община распускается. Церковнослужители подвергаются репрессиям. Например, в 1937 году арестован председатель церковного совета Крестовоздвиженской церкви до 1930 года, осуждён по ст. 58, расстрелян, позднее реабилитирован Жуков Леонтий Иванович. В последующие годы церковь подвергается целенаправленному разрушению и внутренней перестройке. В разные годы в ней устраиваются склад, городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, комбинат ритуальных услуг.

В июне 2007 года здание старообрядческой Свято-Духовской Крестовоздвиженской единоверческой церкви передано епархии Московского патриархата, освящено и находится в юрисдикции Русской Православной Церкви Московского патриархата.

Хочется верить, что в перспективе церковь будет реставрирована, благоустроена и займет достойное место среди храмов города Городца. В заключение вспомним слова А.С. Пушкина, прозвучавшие на заре XIX века, которые актуальные и сегодня: «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу…»

Виталий Монахов


Ткачёв  14 октября 2015

Духовская церковь (бывшая единоверческая Крестовоздвиженская церковь) в г. Городец Нижегородской области была построена в 1859 году по проекту нижегородского архитектора Умужецкого-Грицевича. Храм построен в «русско-византийском» стиле, характерном для того времени. В архитектуре присутствуют элементы древнерусского зодчества XVII века (луковичные главы, позакомарное покрытие кровли, шатровая колокольня) в трактовке классицистических традиций. Объемная композиция имела пятиглавое завершение основного объема со световым центральным барабаном и трехъярусной шатровой колокольней. Стены четверика моленного зала завершались килевидными закомарами, над которыми была устроена четырехскатная кровля.

Фасад основного объема имел двухъярусное построение композиции с членением пилястрами. Оконные проемы имели вытянутые пропорции и чередовались между собой глухими нишами в трапезной части и тройной компоновкой в моленном зале. Плоскости стен были усложнены многочисленными пилястрами, лопатками с арочными завершениями оконных проемов и выступающими карнизами. Декоративное убранство носило насыщенный характер и представляло собой архитектурные детали, выполненные из известковой штукатурки на открытой кирпичной кладке. Планировочное решение храма образовано по типу "корабль" с последовательным размещением на одной оси колокольни, трапезной и моленного зала, вписанные в прямоугольник 34х13м, с выступающим пятигранным алтарем и небольшим притвором. По бокам колокольни примыкали два боковых помещения, в одном из которых находилась лестница на верхний ярус. Трапезная перекрыта цилиндрическим сводом. Моленный зал имел двухсветное пространство, перекрытое сомкнутым сводом со световым барабаном.

После закрытия церкви, в середине 1930-х годов, в ней устраивается склад, затем городская баня, спортивный клуб, вытрезвитель, и комбинат ритуальных услуг. Храм утрачивает луковичные главы и верхние ярусы колокольни. Внутри храма была построена продольная стена по центру и устроено перекрытие по системе сводов Монье, образовавшее второй этаж. В трапезной части был выкопан подвал, также перекрытый сводами Монье. Оконные проемы были частично заложены, частично разобраны с устройством дверей. Алтарная часть разрушена пробивкой проема для размещения гаража.

В июне 2007 года здание храма было возвращено Нижегородской епархии.



Комментарии и обсуждение


Каждую субботу в 10:00 в храме совершается панихида и молебен.

Богослужение совершает иерей Роман Смирнов, имеющий пастырское попечение о Приходе.

На богослужении поёт регент А. А. Смирнова (выпускница РШ при МДА).

20 июля 2011.