ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Черкизово. Церковь Николая Чудотворца.

Церковь Николая Чудотворца в Старках (на погосте Старки)


Черкизово. Церковь Николая Чудотворца
Церковь. Действует.  
Престолы:Николая Чудотворца
Архитектурный стиль:Псевдоготика
Год постройки:Между 1759 и 1763.
Адрес:
Московская обл., Коломенский р-н, с. Черкизово

Координаты: 55.199875, 38.743769
Проезд:от Москвы по Рязанскому шоссе [М 5] в сторону области до пересечения с кольцом [А 108]. Далее по трассе (на Рязань) от этой транспортной развязки до перекрёстка в Непецино 11 км. В Непецино левый поворот на Мячково и Черкизово.



Сортировка:

Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
29 октября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
29 октября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
29 октября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
29 октября 2022
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
29 октября 2022
Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-запада<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, колокольня<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
колокольня
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-востока<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
вид с юго-востока
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, вид с юго-запада<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
вид с юго-запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Арсений Тюпин
31 августа 2021
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, декоративные портики колокольни оформлены мозаичными панно; на снимке северо-восточный портик<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
декоративные портики колокольни оформлены мозаичными панно; на снимке северо-восточный портик
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, вид на западный фасад храма из арки колокольни<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
вид на западный фасад храма из арки колокольни
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, вид с запада<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
вид с запада
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
oldboy
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, , Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин
5 февраля 2017
Церковь Николая Чудотворца, захоронения внутри церковной ограды к югу от храма<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
захоронения внутри церковной ограды к югу от храма
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)uchazdneg
26 апреля 2011
Церковь Николая Чудотворца, Источник - Госкаталог, Оригинал - музей Щусева, Автор - Каверзнев М.Г<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
Источник - Госкаталог, Оригинал - музей Щусева, Автор - Каверзнев М.Г
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
1 июля 1951
Церковь Николая Чудотворца, 1926—1936 год. Автор:Е.В.Шервинский.(архив Шервинских) с сайта https://pastvu.com/p/302770<br>, Черкизово, Коломенский городской округ, Московская область
1926—1936 год. Автор:Е.В.Шервинский.(архив Шервинских) с сайта https://pastvu.com/p/302770
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1936



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Церковь Николая Чудотворца построена по прошению кн. П.Б. Черкасского в 1759 г., освящена в 1763 г. При князе Б.М. Черкасском во вт. пол. 1780-х гг. видимо одновременно с возведением нового усадебного комплекса архитектура Никольского храма приобретает псевдоготические черты. Неизвестный зодчий всеми способами стремился сообщить своей постройке вертикализм и лёгкость. Нижний уровень куба облегчён ложной аркадой, верхний прорезан круглыми оконцами в обрамлении плоских геометрических узоров – ромбов и вертикальных тяг, имитирующих пилястры. Декор дополняют пинакли и стилизованные кокошники в основании барабана. Барабан и его постамент отчего-то деревянные, а не каменные, обшитые листовым железом. И чем вызвана эта бутафория - не понятно. Рядом с церковью стройная колокольня, составляющая с храмом единый стилистический ансамбль. По проекту она должна была подняться на три яруса в небо, но осталась всего лишь двухъярусной…


Иванов Дмитрий  16 мая 2011

Погост основан не позднее начала XV в. и принадлежал коломенскому наместнику князю Федору Андреевичу Черкизову, который имел прозвище Старко. Оно дало также название его владению: погост Старки. После того, как сын князя Федора Иван выступил на стороне Д.Шемяки заговорщиком против великого князя Василия II, коломенские имения Черкизовых перешли в собственность великого князя.

Деревянная церковь во имя святителя Николая существовала, очевидно, с самого основания погоста. В 1763 г. тщанием князя П.Б.Черкасского была построена каменная церковь в Старках. Во второй половине 1780-х гг. здание дорабатывалось. Многие приписывают авторство проекта В.И.Баженову, но работы велись под наблюдением другого архитектора.

Храм однопрестольный. Он перекрыт сомкнутым сводом, над которым возвышается глухой деревянный барабан, обшитый железом. Стены украшены «готическими» арочками, нишами, пирамидками-пинаклями. Иконостас — «готический», со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах.

Рядом с церковью находится склеп князей Черкасских с беседкой-сенью (кровля не сохранилась) и мраморными надгробиями первой половины XIX в. Здесь были два рельефных изображения из белого мрамора (ныне — в Коломенском краеведческом музее). Отдельно стоящая колокольня покоится на четырех пилонах. Оба яруса обработаны также в «готическом» духе; звонница венчается шпилем.

В доме напротив церкви какое-то время жила М.Цветаева. Под старковскими сводами молилась А.Ахматова: Никольская церковь воспета в ее стихах.

В числе последних настоятелей храма были священник Василий Озерецковский (конец XIX в.) и Григорий Зачатейский (служил с 1911 г.). Из-за гонений 1930-х гг. отец Григорий уехал в Москву, где был арестован. Он погиб в ссылке.

Церковь на некоторое время закрывалась, но благодаря самоотверженности верующих не была разграблена. Регулярное богослужение в ней восстановлено с 1946 г. Долгое время старковская церковь была единственным храмом Коломенского района, в котором совершалось богослужение. За это время здесь собралось много реликвий и образов из разоренных храмов района.

Особо почитается образ святителя Николая, хранящийся в трапезной. В 2003 г. стенопись в храме обновлена, храмовые иконы промыты.

Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=338


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  3 апреля 2024

История знаменитой подмосковной святыни Черниговской иконы Божией Матери связана с погостом Старки в коломенском крае. Чудотворный образ пожертвовала в пещерное отделение Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Александра Григорьевна Филиппова. Ее мать Наталья Григорьевна, сестра Варвара и брат Дмитрий погребены возле Никольской церкви погоста Старки в ограде с могилами князей Черкасских. Старые надгробия Филипповых сохранились.

«Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой лавры» 1890 года детально описывает обстоятельства, при которых икона попала в лаврский скит. У Григория Алексеевича и Натальи Григорьевны Филипповых было четверо детей: Александра, Варвара, Екатерина и сын Дмитрий. Екатерина приняла монашество в московском Зачатьевском монастыре. Варвара вышла замуж за князя Александра Борисовича Черкасского, чей род владел коломенскими селами Черкизово и соседним погостом Старки. Главную роль в истории обретения Черниговской иконы сыграла старшая дочь Александра. 

Началось все с того, что Григорий Алексеевич Филиппов отправился по службе в Архангельск, а его супруга из-за сурового северного климата вскоре выехала с детьми обратно в Москву. Старшей дочери Александре было тогда двадцать три года. По дороге Наталья Григорьевна заехала в Троице-Сергиеву лавру и Хотьковский монастырь. Она оставила детей на время у знакомой монахини в Хотьково, а сама поехала в столицу. От монахини дети перебрались в дом местного священника Ивана Алексеева. В комнате, которую им выделил священник, висела на стене Черниговская икона Богородицы, ставшая потом чудотворной. Иван Алексеев получил ее от одного из старцев Троице-Сергиева монастыря.

Наталья Григорьевна Филиппова неожиданно заболела в Москве и задержалась там на три месяца. Все это время дети в Хотьково не получали никаких известий о матери. Старшая дочь Александра каждый день молилась у Черниговской иконы, которая висела в комнате, прося Богородицу помочь разыскать мать. Священник Иван Алексеев решил сам поехать в Москву на поиски Филипповой. Через три дня мать нашлась и вернулась к детям в Хотьково. Александра захотела отслужить перед Черниговской иконой благодарственный молебен и попросила Ивана Алексеева дать икону, чтобы сделать с нее копию. Батюшка обещал подарить и сам оригинал Черниговского образа, но после того, как семья Филипповых устроится в Москве.

В столице семья Филипповых поселилась на Никитской улице в доме князя Бориса Черкасского. В 1826 году старшая дочь Александра вновь поехала в Хотьково, чтобы забрать Черниговскую икону – благословение священника Ивана Алексеева. На тот момент батюшку перевели в Сергиев Посад в церковь Рождества Христова, а на его место поставили священника Александра Михайловича Вениаминова. Он и передал Александре Филипповой образ, который она с тех пор двадцать шесть лет хранила у себя.

В 1852 году умерла мать Александры Наталья Григорьевна Филиппова, и хранительница иконы задумалась над тем, чтобы передать лик Богородицы в церковь. Она обратилась с этим вопросом к архимандриту Троице-Сергиевой лавры Антонию Медведеву. Лаврский игумен посоветовал передать Черниговский образ в храм пещерного отделения недавно построенного Гефсиманского скита. Последние годы Александра Филиппова провела в доме призрения при Троице-Сергиевой лавре. Она часто ходила в пещерный скит к любимой иконе и после смерти была похоронена за алтарем скитского храма. Спустя несколько лет у иконы стали происходить чудеса. К 1884 году монахи записали свыше восьмидесяти исцелений у пожертвованного Филипповой образа.

Вернемся в коломенский край на погост Старки, который сегодня является частью села Черкизово. С левой стороны от входа в Никольский храм сохранились могилы и старые каменные надгробия с именами Филипповых и Черкасских. Многие имена знакомы нам по «Сказанию» 1890 года. Здесь погребена мать семейства Наталья Григорьевна, которая по болезни на три месяца оставила детей в Хотьково. Рядом лежат двое из младших детей: Дмитрий Филиппов и Варвара, в замужестве Черкасская. Благодаря последней семья Филипповых оказалась на погосте среди могил владельцев Черкизово. Княжеский род Черкасских был знатным и древним, но супруг Варвары Филипповой Александр Борисович Черкасский был полукрестьянского происхождения. Об этом есть рассказ в автобиографической книге «Из пережитого» известного коломенского публициста XIX века Н. П. Гилярова-Платонова. Два его прадеда служили священниками в храмах владений Черкасских, поэтому знали «подноготную» местных помещиков.

В Черкизово рядом стояло сразу три церкви. Первая Соборная церковь предназначалась для крестьян. Второй храм князь Черкасский построил для себя, чтобы не молиться вместе с крепостными. Такой приход называли «ружным», а его священник получал жалованье непосредственно от помещика. Третий храм Николая Чудотворца на соседнем погосте Старки предназначался для фамильного погребения членов княжеской семьи. До нашего времени сохранилось две церкви: «ружная» Успенская и Никольская на погосте.

Гиляров-Платонов писал, что князь Борис Михайлович Черкасский был холост. Фактически же сожительствовал с одной из своих крестьянок – дочерью кузнеца, которая родила пять или шесть детей. Они числились незаконнорожденными и напрямую не могли наследовать княжеский титул отца. В конце концов, Борис Черкасский сочетался браком с этой крестьянкой. Ее надгробие также стоит в ограде у Никольской церкви. Крестьянка стала после замужества «Статской советницей и княгиней Прасковьей Дмитриевной Черкасской».

После законной женитьбы князь Черкасский задумал узаконить и своих детей. Тогда существовал хитрый способ за деньги купить дворянский титул для побочных детей знатных особ. Гиляров-Платонов пишет: «в Польше шляхтою хоть мост мости; оставалось найти подходящего шляхтича, который бы решился продать свое имя; затем найти дельца, который бы оформил куплю». Такого шляхтича нашли. Дети кузнецкой дочери стали дворянами Витоновскими. Затем с личного разрешения императора Александра Iкнязь усыновил собственных детей Витоновских и они превратились в полноценных Черкасских. Один из этих детей Александр Борисович Черкасский и стал мужем Варвары Григорьевны Филипповой – сестры дарительницы Черниговской иконы в лаврский скит.

Сын Варвары Филипповой и Александра Борисовича Черкасского – Борис Александрович – был похоронен, наоборот, не в Старках, а в пещерном храме Черниговского скита, где прославилась чудотворная икона. В 1880-е годы в скиту наметилось строительство нового собора над пещерами. Стоимость работ оценивалась в большие по тем временам деньги – четыреста тысяч рублей. Супруга покойного князя Бориса Александровича Елена Петровна Черкасская стала одним из основных благотворителей. Она завещала похоронить себя в подземном приделе церкви вместе с мужем. В семейной усыпальнице была похоронена и их дочь Мария Борисовна Бюлер – внучка Варвары Филипповой. Позже усыпальницу князей Черкасских обратили в небольшую подземную церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Могилы князей Черкасских и сегодня показывают монахи на экскурсиях по пещерам Черниговского скита, а оригинал иконы Черниговской Божией Матери был утрачен в советские годы. Сегодня в скиту чтят два чудотворных списка. Храм святителя Николая на погосте Старки особенно дорог верующим: памятник церковной древности сохранился для нас практически в том виде, который имел два с половиной века назад. Церковь построили в редком архитектурном стиле русской готики, скорее всего, по проекту архитектора В. И. Баженова, хотя работы проводились под надзором местного архитектора.

Храм однопрестольный, увенчан шпилем, стены украшены псевдоготическими арками, нишами и пирамидами-пинаклями. Над входом – портик тосканского ордера, с севера и юга идут ложные аркады. Выстроен на средства П. Б. Черкасского, перестроен в 1780-х в неоготических формах, близких к работам В. И. Баженова. Тогда же сооружена отдельно стоящая колокольня. История храма святителя Николая начинается между 1759 и 1763 годами. Его отличительной чертой является сохранившийся иконостас в готическом стиле рубежа XVIII — XIX веков со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах.

Эта церковь связана с именами русских литераторов Серебряного века. Именно здесь состоялось венчание Бориса Пильняка с дочерью дьякона Вознесенской церкви Марией Соколовой. В доме напротив жили поэты Александр Кочетков, Вера Меркурьева и Марина Цветаева, гостили Анна Ахматова, Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Вера Меркурьева и другие. «…Где на четырех высоких лапах Колокольни звонкие бока Поднялись, где в поле мятный запах, И гуляют маки в красных шляпах, И течет московская река…» Так Анна Ахматова описывала храм и всё, что его окружает, в своём стихотворении «Под Коломной», посвящённом семье известного профессора, доктора медицины В. Д. Шевринского, чья история также тесно связана с селом Черкизово.

С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Семья хранительницы иконы и погост Старки



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.