История знаменитой подмосковной святыни Черниговской иконы Божией Матери связана с погостом Старки в коломенском крае. Чудотворный образ пожертвовала в пещерное отделение Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры Александра Григорьевна Филиппова. Ее мать Наталья Григорьевна, сестра Варвара и брат Дмитрий погребены возле Никольской церкви погоста Старки в ограде с могилами князей Черкасских. Старые надгробия Филипповых сохранились.
«Сказание о чудотворной иконе Богоматери, находящейся в пещерном храме Гефсиманского скита, что близ Троице-Сергиевой лавры» 1890 года детально описывает обстоятельства, при которых икона попала в лаврский скит. У Григория Алексеевича и Натальи Григорьевны Филипповых было четверо детей: Александра, Варвара, Екатерина и сын Дмитрий. Екатерина приняла монашество в московском Зачатьевском монастыре. Варвара вышла замуж за князя Александра Борисовича Черкасского, чей род владел коломенскими селами Черкизово и соседним погостом Старки. Главную роль в истории обретения Черниговской иконы сыграла старшая дочь Александра.
Началось все с того, что Григорий Алексеевич Филиппов отправился по службе в Архангельск, а его супруга из-за сурового северного климата вскоре выехала с детьми обратно в Москву. Старшей дочери Александре было тогда двадцать три года. По дороге Наталья Григорьевна заехала в Троице-Сергиеву лавру и Хотьковский монастырь. Она оставила детей на время у знакомой монахини в Хотьково, а сама поехала в столицу. От монахини дети перебрались в дом местного священника Ивана Алексеева. В комнате, которую им выделил священник, висела на стене Черниговская икона Богородицы, ставшая потом чудотворной. Иван Алексеев получил ее от одного из старцев Троице-Сергиева монастыря.
Наталья Григорьевна Филиппова неожиданно заболела в Москве и задержалась там на три месяца. Все это время дети в Хотьково не получали никаких известий о матери. Старшая дочь Александра каждый день молилась у Черниговской иконы, которая висела в комнате, прося Богородицу помочь разыскать мать. Священник Иван Алексеев решил сам поехать в Москву на поиски Филипповой. Через три дня мать нашлась и вернулась к детям в Хотьково. Александра захотела отслужить перед Черниговской иконой благодарственный молебен и попросила Ивана Алексеева дать икону, чтобы сделать с нее копию. Батюшка обещал подарить и сам оригинал Черниговского образа, но после того, как семья Филипповых устроится в Москве.
В столице семья Филипповых поселилась на Никитской улице в доме князя Бориса Черкасского. В 1826 году старшая дочь Александра вновь поехала в Хотьково, чтобы забрать Черниговскую икону – благословение священника Ивана Алексеева. На тот момент батюшку перевели в Сергиев Посад в церковь Рождества Христова, а на его место поставили священника Александра Михайловича Вениаминова. Он и передал Александре Филипповой образ, который она с тех пор двадцать шесть лет хранила у себя.
В 1852 году умерла мать Александры Наталья Григорьевна Филиппова, и хранительница иконы задумалась над тем, чтобы передать лик Богородицы в церковь. Она обратилась с этим вопросом к архимандриту Троице-Сергиевой лавры Антонию Медведеву. Лаврский игумен посоветовал передать Черниговский образ в храм пещерного отделения недавно построенного Гефсиманского скита. Последние годы Александра Филиппова провела в доме призрения при Троице-Сергиевой лавре. Она часто ходила в пещерный скит к любимой иконе и после смерти была похоронена за алтарем скитского храма. Спустя несколько лет у иконы стали происходить чудеса. К 1884 году монахи записали свыше восьмидесяти исцелений у пожертвованного Филипповой образа.
Вернемся в коломенский край на погост Старки, который сегодня является частью села Черкизово. С левой стороны от входа в Никольский храм сохранились могилы и старые каменные надгробия с именами Филипповых и Черкасских. Многие имена знакомы нам по «Сказанию» 1890 года. Здесь погребена мать семейства Наталья Григорьевна, которая по болезни на три месяца оставила детей в Хотьково. Рядом лежат двое из младших детей: Дмитрий Филиппов и Варвара, в замужестве Черкасская. Благодаря последней семья Филипповых оказалась на погосте среди могил владельцев Черкизово. Княжеский род Черкасских был знатным и древним, но супруг Варвары Филипповой Александр Борисович Черкасский был полукрестьянского происхождения. Об этом есть рассказ в автобиографической книге «Из пережитого» известного коломенского публициста XIX века Н. П. Гилярова-Платонова. Два его прадеда служили священниками в храмах владений Черкасских, поэтому знали «подноготную» местных помещиков.
В Черкизово рядом стояло сразу три церкви. Первая Соборная церковь предназначалась для крестьян. Второй храм князь Черкасский построил для себя, чтобы не молиться вместе с крепостными. Такой приход называли «ружным», а его священник получал жалованье непосредственно от помещика. Третий храм Николая Чудотворца на соседнем погосте Старки предназначался для фамильного погребения членов княжеской семьи. До нашего времени сохранилось две церкви: «ружная» Успенская и Никольская на погосте.
Гиляров-Платонов писал, что князь Борис Михайлович Черкасский был холост. Фактически же сожительствовал с одной из своих крестьянок – дочерью кузнеца, которая родила пять или шесть детей. Они числились незаконнорожденными и напрямую не могли наследовать княжеский титул отца. В конце концов, Борис Черкасский сочетался браком с этой крестьянкой. Ее надгробие также стоит в ограде у Никольской церкви. Крестьянка стала после замужества «Статской советницей и княгиней Прасковьей Дмитриевной Черкасской».
После законной женитьбы князь Черкасский задумал узаконить и своих детей. Тогда существовал хитрый способ за деньги купить дворянский титул для побочных детей знатных особ. Гиляров-Платонов пишет: «в Польше шляхтою хоть мост мости; оставалось найти подходящего шляхтича, который бы решился продать свое имя; затем найти дельца, который бы оформил куплю». Такого шляхтича нашли. Дети кузнецкой дочери стали дворянами Витоновскими. Затем с личного разрешения императора Александра Iкнязь усыновил собственных детей Витоновских и они превратились в полноценных Черкасских. Один из этих детей Александр Борисович Черкасский и стал мужем Варвары Григорьевны Филипповой – сестры дарительницы Черниговской иконы в лаврский скит.
Сын Варвары Филипповой и Александра Борисовича Черкасского – Борис Александрович – был похоронен, наоборот, не в Старках, а в пещерном храме Черниговского скита, где прославилась чудотворная икона. В 1880-е годы в скиту наметилось строительство нового собора над пещерами. Стоимость работ оценивалась в большие по тем временам деньги – четыреста тысяч рублей. Супруга покойного князя Бориса Александровича Елена Петровна Черкасская стала одним из основных благотворителей. Она завещала похоронить себя в подземном приделе церкви вместе с мужем. В семейной усыпальнице была похоронена и их дочь Мария Борисовна Бюлер – внучка Варвары Филипповой. Позже усыпальницу князей Черкасских обратили в небольшую подземную церковь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Могилы князей Черкасских и сегодня показывают монахи на экскурсиях по пещерам Черниговского скита, а оригинал иконы Черниговской Божией Матери был утрачен в советские годы. Сегодня в скиту чтят два чудотворных списка. Храм святителя Николая на погосте Старки особенно дорог верующим: памятник церковной древности сохранился для нас практически в том виде, который имел два с половиной века назад. Церковь построили в редком архитектурном стиле русской готики, скорее всего, по проекту архитектора В. И. Баженова, хотя работы проводились под надзором местного архитектора.
Храм однопрестольный, увенчан шпилем, стены украшены псевдоготическими арками, нишами и пирамидами-пинаклями. Над входом – портик тосканского ордера, с севера и юга идут ложные аркады. Выстроен на средства П. Б. Черкасского, перестроен в 1780-х в неоготических формах, близких к работам В. И. Баженова. Тогда же сооружена отдельно стоящая колокольня. История храма святителя Николая начинается между 1759 и 1763 годами. Его отличительной чертой является сохранившийся иконостас в готическом стиле рубежа XVIII — XIX веков со стрельчатыми нишами и образами в чеканных окладах.
Эта церковь связана с именами русских литераторов Серебряного века. Именно здесь состоялось венчание Бориса Пильняка с дочерью дьякона Вознесенской церкви Марией Соколовой. В доме напротив жили поэты Александр Кочетков, Вера Меркурьева и Марина Цветаева, гостили Анна Ахматова, Борис Пастернак, Валерий Брюсов, Вера Меркурьева и другие. «…Где на четырех высоких лапах Колокольни звонкие бока Поднялись, где в поле мятный запах, И гуляют маки в красных шляпах, И течет московская река…» Так Анна Ахматова описывала храм и всё, что его окружает, в своём стихотворении «Под Коломной», посвящённом семье известного профессора, доктора медицины В. Д. Шевринского, чья история также тесно связана с селом Черкизово.
С сайта: https://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Семья хранительницы иконы и погост Старки