ЯКОВЛЕВО
ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ, 19 в.
Стоит посреди широкой улицы, в западной части села, приписанного в 16 в. к суздальскому Покровскому монастырю, позже, во 2-й пол. 17 в., принадлежавшего помещику Ф. Зловидову, а в конце того же столетия - думному дворянину С.С. Нарбекову. К юго-западу от церкви, продольная ось которой соответствует направлению улицы, прежде находилась барская усадьба; от нее сохранились незначительные фрагменты парка. Кирпичная церковь сооружена в 1827 г. на месте деревянной 2-й четв. 17 в. В сер. 19 в. трапезную расширили к западу, соединив ее с колокольней и обстроив последнюю боковыми палатками на высоту стен трапезной. Все эти объемы вошли в единый прямоугольник плана к западу от четверика. Типичный сельский храм в стиле позднего классицизма. К северу от храма находится одноэтажная кирпичная сторожка.
В симметричной объемной композиции церкви главное место занимает невысокий односветный четверик с чуть суженной полукруглой апсидой, несущей массивный цилиндрический барабан равной ему ширины. Барабан увенчан сферическим куполом с луковичной главкой на узком световом барабанчике. С севера и юга четверик оформлен четырехколонными тосканскими портиками с пологими фронтонами. Крайние западные колонны портиков наложены на стены трапезной под двускатной кровлей, которая шире и ниже четверика. Общий карниз объединяет трапезную, портики и полукружия апсиды. С запада композицию замыкает двухъярусная с промежуточным полуярусом невысокая колокольня. Ее криволинейную граненую кровлю завершает легкий шпиль.
В облике фасадов важную роль играет гладкая поверхность стен. Интересны наличники проемов с лучковыми перемычками: расширенные подобно барочным "ушам" боковые стойки обрамления поднимаются до уровня фриза, образуя близкие прямоугольнику филенки в рамках. Необычны и наличники на палатках колокольни. Здесь в нижнюю часть близкого по рисунку обрамления вписан еще один наличник небольшого окна с замковым камнем под нависающей дугой.
Основной объем перекрыт куполом на широком световом барабане, переход к нему от четверика осуществлен с помощью парусов. Коробовый свод алтаря переходит в конху. В трапезной и в пристройке к ней своды также коробовые; в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Сторожка - скромное сооружение в духе позднего классицизма. Квадратный в плане объем завершен вальмовой кровлей, восточный торец последней опирается на два кирпичных столба, образующих навес перед входом. Декор фасадов ограничен угловыми огибающими лопатками и узким карнизом. Прямоугольные окна не имеют наличников.
Березин, Добронравов, 1898, с. 216—218; Токмаков, 1903, с. 105.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 240-241
ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ, 19 в.
Стоит посреди широкой улицы, в западной части села, приписанного в 16 в. к суздальскому Покровскому монастырю, позже, во 2-й пол. 17 в., принадлежавшего помещику Ф. Зловидову, а в конце того же столетия - думному дворянину С.С. Нарбекову. К юго-западу от церкви, продольная ось которой соответствует направлению улицы, прежде находилась барская усадьба; от нее сохранились незначительные фрагменты парка. Кирпичная церковь сооружена в 1827 г. на месте деревянной 2-й четв. 17 в. В сер. 19 в. трапезную расширили к западу, соединив ее с колокольней и обстроив последнюю боковыми палатками на высоту стен трапезной. Все эти объемы вошли в единый прямоугольник плана к западу от четверика. Типичный сельский храм в стиле позднего классицизма. К северу от храма находится одноэтажная кирпичная сторожка.
В симметричной объемной композиции церкви главное место занимает невысокий односветный четверик с чуть суженной полукруглой апсидой, несущей массивный цилиндрический барабан равной ему ширины. Барабан увенчан сферическим куполом с луковичной главкой на узком световом барабанчике. С севера и юга четверик оформлен четырехколонными тосканскими портиками с пологими фронтонами. Крайние западные колонны портиков наложены на стены трапезной под двускатной кровлей, которая шире и ниже четверика. Общий карниз объединяет трапезную, портики и полукружия апсиды. С запада композицию замыкает двухъярусная с промежуточным полуярусом невысокая колокольня. Ее криволинейную граненую кровлю завершает легкий шпиль.
В облике фасадов важную роль играет гладкая поверхность стен. Интересны наличники проемов с лучковыми перемычками: расширенные подобно барочным "ушам" боковые стойки обрамления поднимаются до уровня фриза, образуя близкие прямоугольнику филенки в рамках. Необычны и наличники на палатках колокольни. Здесь в нижнюю часть близкого по рисунку обрамления вписан еще один наличник небольшого окна с замковым камнем под нависающей дугой.
Основной объем перекрыт куполом на широком световом барабане, переход к нему от четверика осуществлен с помощью парусов. Коробовый свод алтаря переходит в конху. В трапезной и в пристройке к ней своды также коробовые; в нижнем ярусе колокольни - крестовый. Сторожка - скромное сооружение в духе позднего классицизма. Квадратный в плане объем завершен вальмовой кровлей, восточный торец последней опирается на два кирпичных столба, образующих навес перед входом. Декор фасадов ограничен угловыми огибающими лопатками и узким карнизом. Прямоугольные окна не имеют наличников.
Березин, Добронравов, 1898, с. 216—218; Токмаков, 1903, с. 105.
Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М, Наука, 2000, с. 240-241