В нескольких метрах от старинной торговой площади находится самый древний каменный храм Новогрудка - Борисоглебская церковь, основанная во второй половине ХII века. В начале это было четырёхстолпное, трёхапсидное строение, вскоре обнесённое галереей. Пол в церкви был выложен из тонких (около 2 см) керамических плиток разной формы, а стены украшали фрески. Археологи считают, что первоначально храм находился на торговой площади, куда сходились все основные новогрудские улицы. Но город расширялся, места для торговли не хватало. В конце ХV века образовалась более широкая площадь, находящаяся на том месте, где и сейчас. С 1317 года был кафедральным собором Литовско-Новогрудской митрополии, при нём существовал мужской монастырь. Известно, что в 1451 году церковь Бориса и Глеба посетил святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси.
В начале ХVI века (1517-1519 гг.) храм почти полностью был перестроен на средства гетмана Великого Княжества Литовского князя Константина Острожского. Для этих целей им и митрополитом Литовским Иосифом (Солтаном) выделяется большая сумма денег на реконструкцию Борисоглебской церкви. Здание храма становится трёхнефным, четырёхстолпным, почти квадратным зданием с широким, сильно выступающим гранёным алтарём. После Брестской унии 1569 года церковь Бориса и Глеба передаётся униатам. При ней не позже 1625 года был основан мужской базилианский монастырь. В 1632 году церковь перестраивается на средства магната Адама Хрептовича. После реконструкции храм приобрёл черты оборонительного сооружения. В те неспокойные годы большинство храмов должны были уметь защитить себя и тех, кто прятался за их стенами. На фасаде появились башни с бойницами. Под храмом Хрептович основал родовую фамильную усыпальницу. Внутри собора находится мраморная плита, поставленная графом Хрептовичем в 1641 году в память об отце и деде, захороненных в крипте этого храма.
В 1793 году Новогрудский уезд входит в состав Слонимской губернии Российской империи после 3-го раздела Речи Посполитой. С 1801 года - в составе Гродненской, а с 1843 года - в Минской губернии. В то время большинство католических храмов и монастырей было закрыто, многие переходят в лоно Православия. Восстанавливая историческую справедливость, Борисоглебский храм возвращают Православной Церкви. Его снова перестраивают в популярном в те годы псевдорусском стиле. Вследствие ремонта 1873-1875 годов, внешний вид был изменён, но внутренние интерьеры и подвалы сохранились. В 1923-1924 годах храм был снова реконструирован. В результате реставрации его архитектура утратила украшения, присущие псевдорусскому стилю. Здесь долгое время находилась чудотворная икона Божией Матери "Новогрудская", перенесённая из Замковой церкви. В 1915 году, во время Первой мировой войны, перед вторжением в город германских войск икону вывезли на Украину. До начала 60-х годов ХХ столетия в храме совершались богослужения.
В 1961-1962 года здесь работала археологическая экспедиция под руководством М. К. Каргера. Произведены раскопки вокруг существующего здания Борисоглебской церкви, выстроенной в начале ХVI века. В ходе этих исследований выяснилось, что современный Борисоглебский собор, построен на месте древнего храма ХII века, фрагменты фундамента которого были обнаружены под алтарём во время проводимых раскопок. В 1961-1995 годах храм был закрыт, в здании размещался филиал государственного архива Гродненской области. Православной общине Борисоглебский храм был передан 7 января 1996 года. Вновь была проведена реставрация здания и храм был восстановлен в таком виде, каким был в ХVII веке. Последняя же реставрация была осуществлена в 2010 году, в результате которой добавлены такие распространённые в русской православной архитектуре элементы, как шатры, кокошники и купола-луковицы.
А теперь стоит обратить внимание на архитектуру Борисоглебской церкви. В плане храм очень напоминает ранние католические храмы Великого княжества Литовского (например, Троицкий костёл в Ишкольде, что находится по сей день неподалёку от Барановичей), но в исполнении готических элементов, а в оформлении фасада чувствуется мощное влияние православно-византийского влияния. Снаружи стены основного объёма и углы апсиды укреплены контрфорсами, но не ступенчатыми или прямоугольными в плане, как в готических костёлах, а более утончёнными, многогранными, одинакового сечения по всей высоте, завершающиеся многоскатными навершиями. Кроме гранёных контрфорсов, на боковых фасадах присутствуют плоские лопатки, возможно, это стёсанные поздние контрфорсы. На южном фасаде сделан дополнительный вход в виде полуциркульной арки. Своеобразный декоративный мотив создаёт аркатура из вертикальных кирпичных тяг, завершённых стрельчатыми арочками. Верхнюю часть фасада здания опоясывают ажурные кружева из трёх ярусов переплетённых стрельчатых арочек. Поток вертикалей аркатуры, граней контрфорсов, больших стрельчатых окон создаёт неповторимый облик этого выдающегося памятника белорусской готики. Внутренний основной объём (23,5 х 16 м, пролёт около 14 м) разделён четырьмя столпами и системой подпружных арок на девять равновысоких травей, перекрытых звёздными нервюрными сводами. При перестройке храма в популярном тогда псевдорусском стиле, был разобран свод над центральным нефом и над ним возведён световой деревянный барабан. К западному фасаду пристроили притвор, а двухстороннюю крышу заменили на четырёхстороннюю. В 1923-1924 годах обновили свод центрального нефа.
Ныне храм представляет собой состоящее из трёх нефов и двух башен здание, имеющее в плане прямоугольную форму. На востоке церковь заканчивается многогранной апсидой, с запада к основному зданию примыкает притвор. Общая длина храма составляет 23,5 м, а ширина 16 м. Интерьер поделён на три равных нефа, что придаёт ему зальный характер. Нефы имеют ровную ширину, что не соответствует классической готической трактовке внутреннего пространства. Шаг столбов и компоновка сводов образуют в системе перекрытий попарно равноконечный греческий крест. Основная и алтарная часть соединены тремя арками вытянутой формы, которые удачно имитируют каноническую трёхапсидность православного храма.
Значительную роль в оформлении интерьера Борисоглебской церкви играет хорошее освещение, которое поступает через окна вытянутой формы боковых фасадов и апсиды. Первоначально окна были сделаны в каждой грани апсиды. Тут они имели более значимые размеры, чем в стенах боковых фасадов. Этим строители, очевидно, хотели усилить проникновение концентрированных потоков света в алтарную часть, чтобы придать ей более освещённый вид, что широко применялось в романских и готических базиликах. Скорее всего, в связи с приспособлением храма под оборону, окна в первой половине ХVII века были уменьшены в высоту. Борисоглебская церковь является уникальным памятником древней белорусской архитектуры, где соединены черты готики и ренессанса. Именно этот храм в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба некогда являлся кафедральным собором митрополии, а монастырь служил резиденцией митрополита Новогрудского и Литовского.
Из книги-путеводителя: серия "Жемчужины Беларуси" М. Толочко "Новогрудок и его окрестности". Издательство УП "Рифтур". - Минск, 2003