ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Зеленые Горы. Спасо-Зеленогорский женский монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Между 1653 и 1917.
Адрес:
Нижегородская область, Вадский район, село Зелёные Горы

Координаты:55.613814, 44.216556
Проезд:Из Вада по шоссе




Добавить фотографию
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
Монастырский хутор близ деревни Чегодаевки
Сергей Канатов
??
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
Келейный корпус
Лёша
10 июня 2008
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
монастырские ворота
Захарова Наталья
??
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
церковь Казанской Божьей Матери
Захарова Наталья
??
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
келейный корпус
Захарова Наталья
??
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
Монастырские ворота и одно из строений монастыря.
Владимир Бакунин
14 апреля 2008
Спасо-Зеленогорский женский монастырь - Зеленые Горы - Вадский район - Нижегородская область
Груда кирпичей - остатки шатровой колокольни, рухнувшей в 1986 г.
Владимир Бакунин
14 апреля 2008




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Владимир Бакунин,  22 апреля 2010

«Некто инок Иона избрал место для своего пустынножительства в Закудемском стану, в Мордовском Елховском угодье, при речке Пасмуровке. В этом месте, называвшемся Каржалейским врагом, на Белой горе, находились пустые бортные знамёна, которые состояли в окладе у живших близ этого места крестьян.
Когда к иноку Ионе собралось довольно братии, он решил на избранном месте воздвигнуть храм во имя Нерукотворенного образа Спаса и построить при оном монастырь. В 7161 (1653) году Иона обратился с просьбой о дозволении ему построить церковь и монастырь к царю Алексею Михайловичу и получил на сие указ и вместе грамоту от патриарха Никона».
Такими словами архимандрит Макарий в труде «Памятники церковных древностей» начинает историю «монастыря, который, по причине местности, получил название Спасской пустыни Белой горы». Вскоре после основания обители первые иноки «встретили нужды в отношении к содержанию и стали заботиться о средствах к оному». В 1660 году настоятель пустыни строитель Феодосий с братией «били челом царю Алексею Михайловичу в том, что поелику крестьяне, владевшие пустыми бортными знаменами, все уже померли и в окладный оброк никто оных не берет, то не благоугодно ли будет пожаловать их теми бортными знаменами, хотя бы с окладным за оные оброком. По этому их прошению велено им было пользоваться бортнями со взносом оброчных денег». Ещё через пять лет указом царя Алексея Михайловича на пропитание и строение Спасской пустыни было отмежёвано «лесу вдлину надве версты, а поперег в версту с четвертью из мордовскаго бортнаго олховскаго ухожья». Вместе с лесом монастырь получил находящиеся в нём сенные покосы по берегам речек Елховки и Лепески и пахотные земли, «а прежними бортными знаменами стал владеть безоброчно».
Царское благоволение способствовало увеличению пустыни. К единственному рубленному топорами пятиглавому храму во имя Нерукотворного образа Спаса прибавилось ещё два: пятиглавый – в честь Казанской иконы Божией Матери и одноглавый – Святителя Николая Чудотворца с приделом преподобного Сергия Радонежского. Вокруг монастыря соорудили деревянную ограду с башнями, на территории его – деревянные хозяйственные постройки. К середине XIX века, как отмечает архимандрит Макарий, «из церквей сохранилась одна деревянная о пяти главах, построенная в 1664 года, но другой пятиглавой церкви уже нет, хотя и заметны следы ее развалин».
Первыми строителями монастыря возводились и каменные сооружения. В их числе монастырская ограда и шатровая колокольня, от которых до наших дней сохранились лишь руины. Эти постройки, датируемые 1664 годом, были древнейшими образцами каменного зодчества на территории Вадского района. Колокольня представляла собой восьмерик, вырастающий из мощного кубического основания, по верху которого располагались арочные окна с полосами железа для подвешивания колоколов. Шатровую крышу колокольни венчала небольшая главка с крестом…
Пожалованных царём Алексеем Михайловичем угодий умножившейся монастырской братии не хватало, и настоятели вынуждены были вплоть до начала XVIII века арендовать у соседей-помещиков и крестьян сенокосные земли по берегам речки Пасмуровки, а также мельницы, обустроенные на ней. Большое число выдержек из официальных бумаг, свидетельствующих об этом, приведено в «Действиях Нижегородской губернской учёной архивной комиссии» (Заседание 17 октября 1887 года. т. 1, вып. 1).
Спасскую пустынь Белой горы окружали земли разных владельцев: господ Шереметевых, Голицыных, помещиков Бутурлиных, Колычевых, Коровиных... В округе располагались сёла и деревни: Борисово Поле, Починки, Отерево, Шершово, Сидоровка, Елховка, Маргуши. Некоторые из крестьян вышеозначенных селений отнимали у монастыря угодья и наносили обиды монастырской братии.
В 1692 году игумен пустыни всемилостивого Спаса Отеревской, что на Зелёных горах (так теперь звалась обитель) Maкapий с братией били челом великим государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу на крестьян села Борисова, принадлежавших боярину князю Голицыну и стольнику Сомову: «В нынешнем, государи, в 200 году июня в 24 день посылал я, богомолец ваш, братию свою с работники на поляну Лепеску косить сено, а они – крестьяне Василей и Илья с товарищи, собравшись многолюдством с дубиньем, и нас, богомольцев ваших, с работники с тое поляны сбили, и перебили многих старцев, и переграбили, и косить тою поляну не дали». А в 1713 году на крестьян села Шершова и деревни Сидоровки, насильственно захвативших монастырские покосы близ речки Елховки, жаловался царю Петру Алексеевичу архимандрит Иоасаф: «…от того их насильства мы, богомольцы твои, разоряемся в конец…» В разные годы настоятели монастыря обращались с просьбами об обуздании распустившихся крестьян не только к царям, но и к богатым влиятельным людям. Мольбам иноков внимали и государи, и помещики, предписывая для крестьян строгие наказания и запреты на дальнейшие ссоры с монастырём. Однако Спасская пустынь вновь и вновь терпела обиды от соседей-мирян. В таких условиях, как говорится в челобитной к Борису Петровичу Шереметеву, монахи могли «помереть голодною смертию, в конец разориться и из обители все врознь разбрестись».
Однако несмотря на трудности, монастырь просуществовал практически до конца XVIII столетия, не единожды поменяв своё название. Так, с 1718 года обитель называлась Спасовым монастырём Зелёных гор, а с 1730 – Спасо-зеленогорским монастырём.
По данным книги архимандрита Макария, «кроме основателя монастыря Ионы и строителя Феодосия было в обители семь игуменов: Афанасий, Макарий, Кирилл, Павел, Исайя, Феодосий и Пётр, восемь архимандритов: Иоасаф, Адриан, Иоанн, Кассиан, Феофилакт, Варсонофий, Никанор и Иосиф. А из синодника монастырского времен царя Алексея Михайловича видно, что при Зеленогорском монастыре, кроме игуменов и архимандритов, похоронено около 300 иноков и около 130 схимонахов». С тех давних времён до наших дней дошли уникальные книги Спасова монастыря, хранящиеся ныне в отделе редких книг и рукописей Нижегородской областной библиотеки. Одна из них, относящаяся к 1720 году, принадлежит перу бывшего игумена обители иеромонаха Макария и является памятником церковно-славянской тайнописи. В книге с дощато-кожаным переплётом серо-коричневого цвета более двухсот пятидесяти страниц богослужебных текстов, записанных «мудрой литореей» – наиболее сложным видом тайнописи, суть которого в том, что согласные буквы, разделённые на группы, заменяются одна на другую, а гласные остаются на своих местах…
Под ведением обители, до издания штатов в 1764 году, было 113 душ. После того монастырь ещё оставался некоторое время на собственном содержании, но вскоре был упразднён. Вероятно, бедность и немноголюдность явились главными причинами его ликвидации.
Церкви обители, по прошению крестьян, были обращены в приходские, а окружавшая его слобода Спасъ Белые Горы переименована в село Спасъ Зелёныя Горы. В 1797 году подле бывшей монастырской ограды на новом месте сельскими прихожанами была построена каменная одноглавая церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя и чудотворца Николая. К ней отошла и старинная колокольня строителя Феодосия, ставшая сельской.
«На месте бывшего монастыря, с 1800 года началась и постепенно образовалась женская община, состоящая из немалого числа сестер». Так заканчивается повествование архимандрита Макария. И этими же словами можно начать историю второй жизни обители.
О первоначальном основании женской общины имеется немного сведений, и связываются они с жизнью преподобного Серафима Саровского.
Поселившись в 1778 году в Саровской пустыни, Серафим, по поручению бpaтии, почти каждогодно приезжал на знаменитую в то время Зеленогорскую ярмарку для закупки мёду и нужных обители вещей. Бывавши здесь, он всегда обхаживал место, где находился упразднённый мужской монастырь и скорбел о запустении его. Однажды, во время прогулки своей, Серафим заметил небольшую келью в углу монастырской ограды, в которой поселился какой-то человек для спасения души своей. Возрадовался духом Серафим, прозревая в этом событии начало возрождения обители.
Предчувствия преподобного оправдались. С начала нового XIX века, по благословению Преосвященного Apxиепископа Нижегородского Вениамина, здесь стали жить: вдова Мавра Матвеевна, Стефанида Корниловна, Татьяна Макарьевна, Татьяна Петровна и Ульяния Михайловна. Жизнь обитательниц, по сказанию многих их последовательниц, была по образу келейной монастырской и отличалась необыкновенною простотою. Жилища келейниц именовались Спасо-Зеленогорской богадельней. Молитвенницы имели совместный стол и одежду, а к богослужениям, за неимением собственного храма, ходили в приходскую церковь, священник которой был их духовным наставником. Утешением и лекарством в болезнях считали они для себя употребление трав: зверобоя, душицы и липового цвета; чай употребляли весьма редко, а в прочем содержались чрез Христово подаяние. Саровский старец Серафим содействовал им своими молитвами, советами и другими разного рода пособиями до блаженной кончины своей в 1839 году. Спасо-Зеленогорская женская община была одной из трёх, которым преподобный Серафим покровительствовал по велению явленной ему Божией Матери (две другие – Дивеевская и Ардатовская).
В Зеленогорской общине с некоторых пор подвизалась и блаженная старица Ирина Зеленогорская (Лазарева), до того монашествовавшая сначала девять лет во Флоровском Киевском монастыре, а позже, шесть лет в Дивеевской общине под руководством старца Серафима, называвшего её своей духовной дочерью. Ирина отличалась величайшим смирением, беспрекословным послушанием, трудолюбием и, в то же время, весёлым характером. По благословению отца Серафима, она перешла в Зеленогорскую общину, где прожила до самой своей кончины в особо убогой келье. Кроме келейных и церковных молитв, она несла крест Христа ради юродства и много страдала от неразумных людей. Обладала Ирина Зеленогорская дарами прозорливости и телесного врачевания, чему имеется немало свидетельств. Сведения о кончине старицы, как и о её возрасте, противоречивы. В разных источниках указываются: 22 апреля 1843 года, 1899 год и даже начало XX века. Погребена старица на зеленогорском монастырском кладбище при церкви.
В 1816 году участница общины Стефанида Корниловна подала прошение к Нижегородскому Епархиальномy начальству о признании богадельни, в которой подвизались к тому времени 25 человек, общиною. Но лишь в 1842 году, 12 июня Указом Святейшего Синода обитель утверждена общиною и принята под покровительство духовного и гражданского начальства. Ей было дозволено принимать на своё имя пожертвования и приношения, как и всякому православному монастырю. Последний жилой монастырский домПервой начальницей общины стала старейшая его обитательница Параскева Иосифова, родившаяся в 1784 году в семье крепостных близлежащего села Борисово Поле. Вероятно, она и добилась для богадельни статуса общины. По смерти Параскевы в 1847 году сёстры общины избрали новую начальницу – Варвару Федотову, уроженку села Крутой Майдан. Как и её предшественница, Варвара была грамотной. Благодаря её хлопотам община получила в пользование часть земель, некогда принадлежавших мужскому монастырю. Теперь сестричество могло обеспечивать себя продовольствием. При Варваре Федотовой общиной был построен и собственный храм. В 1873 году документы Зеленогорской общины подписывались Анной Кротковой, сведений о которой пока не найдено.
Расцвет общины, укрепление хозяйства и последующее превращение её в монастырь произошли уже при Пелагии Алексеевой (Пелагии Алексеевне Скрипкиной) – первой игуменье Зеленогорского монастыря, носившей в постриге имя Таисия. Она родилась около 1830 года на хуторе Паники Михайловской станицы Новочеркасского округа и была дочерью казака Войска Донского. Поступила в общину в 1851 году, когда ей был 21 год. Указом Духовной консистории она была утверждена в должности настоятельницы 4 октября 1883 года.
После первых пяти лет настоятельства Пелагии Алексеевой (по данным нижегородского епархиального Адрес-календаря за 1888 год) общине принадлежит всё та же деревянная церковь в честь Нерукотворного Спаса, но теперь обитая тёсом, водружённая на каменный фундамент, с оштукатуренными стенами в алтаре. Есть и новая каменная двухэтажная церковь, построенная в 1849 году на благотворительную сумму. Главный престол – в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных». В тёплом приделе, отделённом капитальною стеною, престол во имя Святого Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. В нижнем этаже церкви – храм в честь Успения Божия Матери. При церкви имеется новая каменная колокольня с шестью колоколами, самый большой из которых весил 102 пуда, и с кельей под ней.
Среди монастырских реликвий в Адрес-календаре указывается несколько богатых икон и крестов Господних с частицами святых мощей, старинные грамоты, челобитные и письма. Опись насчитывает семь деревянных, на каменных фундаментах, многокелейных корпусов различного назначения, один каменный двухэтажный корпус, предназначенный для пекарни… 7 июля 1893 года последовал Указ Святейшего Синода, по которому Зеленогорская община возведена в третьеклассный монастырь. 5 сентября 1893 года настоятельница Пелагия Алексеева пострижена в монашество (наречена именем Таисия), а 17 декабря 1893 года возведена в сан игуменьи.
В 1903 году монахини Спасо-Зеленогорского монастыря во главе с настоятельницей матушкой Таисией принимали важное участие в торжествах прославления покровителя и благодетеля обители преподобного отца Серафима, проходивших в Сарове и Дивееве. А игуменья была даже удостоена беседы с государем Николаем II.
К началу XX века монастырь имел немалый капитал в процентных бумагах, дорогое имущество и великолепно налаженное хозяйство. В трёх верстах от монастыря, недалеко от деревни Чегодаевка, был хутор. Земля его занимала территорию от ручья Вашкилей до ручья Парного по направлению к Новосёлкам. На хуторе располагался дом с деревянным флигелем на каменном постаменте для проживающих там скотниц, служебные здания, скотный двор, два кирпичных завода с сараями, рига для молотьбы, сенница. Караулки и хутора были обустроены в рощах Поновая, Просека и Большая пустая, что прилегают к речке Серёже… В собственности обители находились два подворья: первое – дом в Нижнем Новгороде, полученный по духовному завещанию от титулярной советницы А. В. Никольской, второе – дом в Арзамасе, подаренный общине игуменьей матушкой Таисией ещё в год вступления её в сестричество… 9 июля 1905 года пожаром в монастыре было уничтожено четыре корпуса и почти всё имущество с убытком свыше 60 тысяч рублей. Но от этого потрясения обитель, по-видимому, довольно быстро оправилась. По данным за 1907 год, население монастыря составляло более 300 человек, во владении находилось 538 десятин земли.
В 1914 году разобрали относительно новую монастырскую колокольню с целью построить более мощную и водрузить на неё именной колокол весом 212 пудов, подаренный одной из благотворительниц. Временный приют колокол нашёл на деревянном постаменте. Но новой колокольне так и не суждено было подняться к небесам, причиной чему стали революционные события 1917 года, лишившие монастырь собственности. Колокол же, рухнувший во время первой неудачной попытки его возвышения и треснувший, был водружён местными крестьянами на старинную колокольню строителя Феодосия, относящуюся к сельской приходской Казанской церкви.
Треснул колокол… лопнул и весь уклад монастырской жизни. В 1918 году игуменья Таисия обращается в органы советской власти с просьбой защитить имущество обители от разграбления… Но что толку просить защиты у самих воров?
Все земли, весь скот обители в 1919 году отбираются образованным на чегодаевском монастырском хуторе советским хозяйством «Красная Звезда». Позже в монастырских зданиях, что находились близ Чегодаевки, был открыт детский дом шизофреников. «Под нужды социального обеспечения» новая власть экспроприировала и двухэтажный монастырский жилой корпус, поместив туда дом призрения. Монахини продолжали работать на собственных землях, но продуктами их труда отныне распоряжались новые хозяева.
В молодой советской стране уездные исполнительные комитеты (УИКи) заключают договора с монастырями о перерегистрации их под другими названиями (общины верующих, трудовые артели, советские сельские хозяйства…). Делается всё для того, чтобы создать видимость самоликвидации монастырских братий. Культовые здания поначалу передаются новоиспечённым организациям, образованным из бывших монахов и монахинь. Но спустя несколько лет председатели УИКов докладывают в губисполком, что «в уездах фактически прекратили существование монастыри, большая часть монашествующих стены монастырей покинула, а остальные выселяются. Церкви опечатаны. Вследствие этого Президиум УИКа просит Губисполком (ГИК) санкционировать постановление о закрытии монастырей, причём в отношении реализации культового имущества просит разрешения произвести ликвидацию его на месте, так как реализация в губгороде производится по непомерно низким ценам». 19 сентября 1927 года издан циркуляр НКВД РСФСР № 351 «О порядке закрытия молитвенных зданий и ликвидации культового имущества». В соответствии с ним, Арзамасский УИК в течение весны и лета 1928 года в одностороннем порядке разрывает все договоры с общинами и артелями, мотивируя это тем, что общины верующих – это не монастыри и им монастырское имущество никогда не принадлежало. Судьба Спасо-Зеленогорской женской обители окончательно была решена постановлением Президиума ГИКа от 1 марта 1929 года с грифом «Секретно».
В виду того, что в окрестных селениях, да и в самом селе Зелёные Горы имелись действующие приходские церкви, культовые здания монастыря становятся «ненужными». «Бессмысленно простаивающее ничейное» добро незамедлительно пускается «в дело».
О том, как это происходило, рассказала старейшая жительница Зелёных Гор Анна Александровна Поздеева.
По её словам, летний собор, стоявший по центру монастырского комплекса, был разобран до основания. Кирпич храма вывозили на Вад и использовали при строительстве районного Дома культуры. Сегодня ничего не напоминает о соборе: на месте, где он стоял – заросли деревьев. Зимнюю же церковь просто разломали и в годы Великой Отечественной войны перестроили в детский дом. Для нужд детдомовцев приспособили и несколько стоящих рядом келейных корпусов. Другие монастырские постройки, находящиеся со стороны деревни Отерево, приспособили под школу и школьный спортзал. Ещё одно здание, с современным пристроем, использовалось под столярный цех, пока в 2005 году в нём не случился пожар.
Монастырская ограда стояла какое-то время и после разорения обители, но, в конце концов, добрались и до неё. Сначала древний кирпич пошёл на строительство колхозного двора, а потом на нужды тех, кто посмелее да понаглее.
Монастырский священник, после упразднения обители, перешёл служить в сельскую приходскую церковь, настоятель которой к тому времени умер. Бывшие монахини разбрелись кто куда, а некоторые из них остались жить в селе, продолжая тайком проводить богослужения, отпевать умерших, и даже лечить односельчан.
В последней четверти XX века нашёлся в селе отчаянный безбожник, пожелавший снести старинную колокольню 1664 года постройки. Но все попытки обрушить её с помощью трактора оказались тщетными. Однако то, что не смогла осилить тракторная мощь, направляемая безмерной человеческой гордыней, сделало обыкновенное время. В 1998 году колокольня рухнула.
В настоящее время немногие здания монастыря, неоднократно перестроенные в советские годы, представляют собой руины. Сохранилась арка въездных ворот и обрывки монастырской стены полутораметровой толщины. Вместо 350-летней колокольни строителя Феодосия, ещё недавно числившейся в списке памятников Горьковской области – хаотичная груда камня. Лишь одно двух-этажное келейное здание с каменным низом и деревянным верхом выполняет функции обыкновенного жилого дома. Но никаких келий с подвижниками, ищущими спасения своея души, окрест намоленной Зелёной Горы не видно. Свято место… пусто.

По материалам сайта "Малая Родина - Нижегородчина" malrod.ru. Адрес статьи - http://malrod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=76&Itemid=56

Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  26 января 2011

Спасо-Зеленогорский монастырь, 3 класса, общежительный, в 85 верстах от Нижнего-Новгорода, при селе Зеленые горы, Нижегородского уезда. В 1800 году здесь на месте упраздненного мужского Спасо-Белогорского монастыря, существовавшего со времени патриарха Никона до конца XVIII века, возникла Спасо-Зеленогорская Богадельня, которая в 1842 году утверждена общиной, а в 1893 году возведена в монастырь. При монастыре богадельня.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Комментарии и обсуждение

В этом месте подвизалась блаженная старица Ирина Зеленогорская.
6 мая 2009, Лёша.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.