Казанская церковь в Глебове типичный помещичий храм. Построена она была в старом дворянском имении на средства его хозяина - дворянина Тамбовской губернии, майора и кавалера Степана Степановича Шиловского. Утвердившись в Глебове, Степан Степанович задумал превратить своё подмосковное имение в центр культурной жизни, где было бы нестыдно принимать знаменитых деятелей русской культуры. И здесь развернулись активные благоустроительные работы. Был перестроен главный усадебный дом, появились флигели и гостевые дома, речку Маглушу перегородили плотиной, разбили пруды с купальнями... Двадцатилетний Мусоргский, впервые посетив Глебово, восторженно писал М. Балакиреву: "Дорогой Милий... барский дом роскошный, на горе; сад английский чудесный... всё великолепно, церковь маленькая, род соборчика". Этим "соборчиком" был Казанский храм, только что построенный С.С. Шиловским. Сохранилось прошение, отправленное Степаном Степановичем Шиловским на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и касавшееся задуманного помещиком каменного храма. Есть возможность процитировать его: "Имение моё сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужского пола, состоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты, притом дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, и в осеннее и весеннее время при дурной погоде и разливе вод делается непроходимою, отчего крестьяне сего имения терпят постоянные затруднения в сообщении с приходской церковью и приходом села Филатова, и особенно когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших... Посему, представляя на архипастырское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства план, фасад и разрез предполагаемой церкви... покорнейше прошу разрешить мне по сим чертежам построить в сельце моём Глебове на моё иждивение каменную кладбищенскую церковь и о сем моём прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию".
Святитель Филарет в "милостивейши" не отказал, и вскоре в Глебове вырос красавец-храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери и приписанный к Христорождественской церкви недалёкого Филатова. Неизвестно, каким образом Шиловский добыл "план, фасад и разрез предполагаемой церкви", но все эти документы оказались свойства самого незаурядного, ибо автором Казанского храма в Глебове выступил придворный архитектор императора Николая I, "придумавший" новый стиль российской архитектуры, - творец московского храма Христа Спасителя Константин Андреевич Тон. Сама же Казанская церковь возведена на удивление быстро, чуть ли не за год, явилась уменьшенной копией известного петербургского храма - Благовещенской церкви Конногвардейского полка. Степан Степанович Шиловский храм, выросший в его подмосковном имении, своими заботами не оставил. Церковь была богато украшена, для нужд причта помещик положил "на вечное время" в банк восемь тысяч рублей - из расчёта выплаты пяти процентов годовых. Гости, приезжавшие в усадьбу Шиловских во второй половине ХIХ века, навсегда очаровывались ею и меж собой звали эти места "Фебовым Глебовым" (Феб - одно из имён древнерусского бога Аполлона, покровителя искусств) или "маленьким Версалем". Изящный Казанский храм вполне вписывался в этот образ. Увы, в ХХ столетии от его красоты мало что осталось; к концу советской эпохи некогда прекрасное здание превратилось в развалины.
Вот как "Московские епархиальные ведомости", издававшиеся с 1869 года, описывали в 1875 году приписную к Христорождественскому храму в Филатове "кладбищенскую Казанскую в сельце Глебове церковь каменную, тёплую, построенную иждивением помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, с четырьмя по углам башнями, из коих на двух к западу помещены колокола и боевые часы": "И снаружи, а в особенности внутри храма всё устроено великолепно. В иконостасе все святые иконы, а также и в алтаре, писаны художниками, и иконостас весь сплошь вызолочен на мордан (клеящая смесь, масляный лак), с прекрасною резьбою, вызолоченную на полимент (клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту); устроены вверзу хоры, по витой чугунной лестнице, и пол весь из подольского мрамора; кругом храма небольшая каменная ограда с прекрасною железною решёткою. Посреди церкви повешено бронзовое вызолоченноё паникадило о 50-ти шандалах, пирамидально расположенных, с большой внизу красного стекла лампадою для масла, весом 15 пудов, стоимостью 1200 рублей серебром. Священная утварь, подсвечники, священнические и диаконские облачения, всё это устроено богато, с особенным вкусом и великолепно; всё в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом". Причт тогда составляли священник, дьячок и пономарь. Имелась у них и своя земля, на которой были построены для причта дома "собственные деревянные"...
В 1880-е годы усадьба постепенно приходила в упадок и в 1887 году Константин Степанович Шиловский задолжавший банку серьёзную сумму, был вынужден выставить глебовское имение на продажу. Глебово несколько раз переходило из рук в руки - как-то так получалось, что всякий новый владелец очень быстро становился банкротом и избавлялся от недавнего приобретения. Такое положение дел не шло на пользу ни некогда ухоженной усадьбе, ни её чудесной церкви. В 1931 году местная газета в довольно ернической по отношению к верующим форме озвучила ближайшие планы властей. В статье сообщалось, что в "птицеводном гиганте" совхозе "Глебово" рабочих с членами их семей насчитывается 500 человек, культурным ростом им заниматься негде, равно как и негде проводить "массовые собрания". Между тем рядом стоит Казанская церковь, которую посещают "13-17 старушек". Рабочие жаждут занять это помещение под культурные и учебные нужды, однако их обращения остаются без ответа, в связи с чем они говорят, что "это дело пахнет правым оппортунизмом". Обвинения по тем временам было весьма серьёзным, и уже спустя полгода после появления процитированной статьи в газете храм закрыли. В 1937 году добрались и до колоколов, отправив их на переплавку - "на нужды коммунизма". Разговоры о клубе, однако, ни в какие практические действия не претворились, никто переоборудовать церковное здание под клуб не собирался, и, более или менее благополучно пережив последние два месяца 1941 года, когда в районе Глебова развернулись жесточайшие бой с фашистами, храм остался стоять брошенным.
К концу 1980-х годов он выглядел ужасающе: без крестов, без окон, без дверей, с разваливающимся главным шатром, с горами мусора внутри. Глебовская птицефабрика в 1989 году, на волне наступивших перемен, задумалась о реставрации памятника, но дело ограничилось лишь консервацией здания, на большее, в условиях тогдашней экономической и социальной катастрофы, средств не хватило. В 1998 году Казанский храм вернули верующим. Реальное его возрождение, с совершением регулярных богослужений и большим ремонтом, следует отсчитывать с 2003 года, когда к храму назначили нынешнего его настоятеля священника Александра Чепрасова. Ничего не сохранилось из прежнего убранства Казанского храма. Ничего, за исключением всего одной иконы Тихвинской Божией Матери, чудесным образом вернувшейся в свой дом в недавнее время и соединившей, через годы безвременья, две эпохи в истории церкви: дореволюционную и новейшую. Эпохи, когда храм исполнял свою главную роль: был домом молитвы.
Когда в конце 1830-х годов Константин Тон работал над проектом Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге, его идея пятишатрового храма была для отечественной архитектуры, довольствовавшейся тогда превращённой в стереотип эстетикой классицизма, архиреволюционной. При этом архитектор хотел "всего лишь" вернуться к истокам, к шатровому древнерусскому зодчеству, то есть ничего особенного нового не придумывал, а пользовался тем, что появилось и "работало" задолго до него, но в какой-то момент, при Патриархе Никоне, оказалось под запретом. Благовещенскую церковь позже построили, проект императору Николаю I чрезвычайно понравился, и он предложил собрать подобные тоновские проекты под одной обложкой в качестве образцовых, на которые впредь и равняться при строительстве в России православных храмов. Сказано - сделано; и в следующие десятилетия в стране возвели несколько "клонов" Благовещенской церкви; Казанский храм села Глебово - один из них. Стоит оговориться - все эти "клоны" были довольно приблизительными, они строились "по мотивам" Благовещенского храма, с немалыми отличиями в деталях. Весь богатый, но при этом ненавязчивый, гармоничный декор храма выделен белым цветом, как бы ведущим на наш взгляд от детали к детали. Внизу - это сложные зубчатые карнизы треугольных фронтонов, "полувосьмигранные" пилястры, затейливые наличники окон, вверху - более классические пилястры (пилястры боковых башен - профилированные), пояса кокошников (треугольные выступы над нижним поясом, в принципе, тоже можно трактовать, как кокошники), карниз восьмерика. Для подвески колоколов определены две западные боковые башни. В северо-западный - девять колоколов весом от восьми до семисот килограммов, в юго-западной - большой колокол "Благовест", весом 1,2 тонны. До революции на северо-западной башне красовался циферблат часов-курантов, утраченных в советские годы. Ныне они возобновлены - по сохранившимся чертежам. Апсида у Казанского храма одна, полукруглой формы, с двумя традиционно для этой церкви оформленными окнами. Декор апсиды органично вписался в общий декор, ничего отличного от него здесь мы не видим, ну разве что подзор под свесом кровли. Притвор как бы задаёт музыку всего храма, ибо его элементы повторяются буквально везде - на фасадах, боковых и центральном шатрах, в окнах и пр. Среди этих элементов - угловые "полувосьмигранные" пилястры с зубчатыми капителями, треугольное завершение, "рифмующееся" с фронтонами, стилизованный портал входа, боковые окна.
Отметим, что Степан Степанович Шиловский строил Казанский храм не только как кладбищенскую церковь, но и как родовую усыпальницу. Поэтому здание поставили на высокий цоколь; под полом, в подвале, устроили склеп для захоронения скончавшихся членов семьи. Сейчас этого склепа нет. Казанский храм в Глебове - четырёхстолпный, пятишатровый, выстроен по образцовому проекту Константина Тона. Размеры церкви таковы: длина (без апсиды) - более 17,5 метра, без притвора - 14,5 метра; ширина - более 12 метров. Основной четверик в плане представляет собой "примерный" квадрат со стороной около 12 метров, его высота - около 20 метров.
Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №170. 2016 г.