ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь.


Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:1886.
Адрес:
Russian Convent on Mt.Olives P.O.Box 19229 Jerusalem, 91191

Координаты: 31.779123, 35.247735
Проезд:На вершине Масличной горы



Сортировка:

Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Общий вид с запада на Масличную гору и монастырь. Снято с крыши маронитского монастыря в Старом городе.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Общий вид с запада на Масличную гору и монастырь. Снято с крыши маронитского монастыря в Старом городе.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
16 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Общий вид с северо-запада от Русского подворья.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Общий вид с северо-запада от Русского подворья.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
11 марта 2008
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Петр Антонов
26 сентября 2018
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Колокольня монастыря.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Колокольня монастыря.
HARD 777 LINER (Flash rockin' man)
20 июня 2018
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Харитонов Сергей
31 января 2018
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Вид от стен старого города.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Вид от стен старого города.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Дмитрий Лоптев
4 ноября 2017
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Юрий Шабунин
3 февраля 2014
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Юрий Шабунин
3 февраля 2014
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Вознесенский собор <br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Вознесенский собор
Николай и Надежда Гусевы
6 января 2012
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Аллея от главных ворот монастыря к западному входу в Вознесенский собор.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Аллея от главных ворот монастыря к западному входу в Вознесенский собор.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
27 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Колокольня. Вид с юга.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Колокольня. Вид с юга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
27 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Архимандричий дом с археологическим музеем. Вид с запада.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Архимандричий дом с археологическим музеем. Вид с запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
27 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Подпорная стена между верхней и нижней террасами. Над ней Вознесенский собор. Вид с юга.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Подпорная стена между верхней и нижней террасами. Над ней Вознесенский собор. Вид с юга.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
27 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Один из братских корпусов. Вид с юго-запада.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Один из братских корпусов. Вид с юго-запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
27 января 2009
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Западный притвор Вознесенского собора с отпечатком стопы Богородицы. Вид с юго-запада.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Западный притвор Вознесенского собора с отпечатком стопы Богородицы. Вид с юго-запада.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
10 апреля 2008
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Место, на котором, согласно преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Господня<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Место, на котором, согласно преданию, стояла Божия Матерь во время Вознесения Господня
Юрий Шабунин
3 февраля 2014
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Вознесенский собор. Завершение основного объёма. Вид с северо-запада<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Вознесенский собор. Завершение основного объёма. Вид с северо-запада
Сергей Аванесов
20 января 2011
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Вознесенский собор. Окно северного фасада<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Вознесенский собор. Окно северного фасада
Сергей Аванесов
20 января 2011
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Шпиль колокольни "Русская свеча"<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Шпиль колокольни "Русская свеча"
Павел В. Воробьев
10 апреля 2010
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Харитонов Сергей
31 января 2018
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, , Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Харитонов Сергей
31 января 2018
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, 5-ти тонный колокол на колокольне Вознесенского монастыря.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
5-ти тонный колокол на колокольне Вознесенского монастыря.
Павел В. Воробьев
10 апреля 2010
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Табличка с информацией на главных воротах. В указанные часы открытия калитка заперта - надо звонить.<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Табличка с информацией на главных воротах. В указанные часы открытия калитка заперта - надо звонить.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Серж
10 апреля 2008
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Фото из иллюстрированного прибавления к газете "Московский листок"
Андрей Агафонов
1 января 1900
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1887
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Рис. из журнала "Нива"<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Рис. из журнала "Нива"
Андрей Агафонов
1 января 1885
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html
Т.
??
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html
Т.
??
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html
Т.
??
Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь, Купол. Христос и 24 старейшины. Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html<br>, Иерусалим - Масличная гора, Израиль, Прочие страны
Купол. Христос и 24 старейшины. Фото начала ХХ века. «Альбом духовной миссии в Ерусалиме» http://andcvet.narod.ru/new/ier/sam.html
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


СержАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  31 января 2009

Храмы монастыря:

Спасо-Вознесенский собор
Трапезная церковь Филарета Милостивого
Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи

Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский.

О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

Колокольня представляет собой квадратную в плане четырехъярусную башню изящных пропорций, высота ее 64 метра. Благодаря своему местоположению почти на вершине Масличной горы колокольня видна за много верст с разных сторон и известна под названием «Русская свеча». В 1885 г. для колокольни был привезен по морю (на пароходе «Корнилов», вышедшем из Одессы 12 марта 1885 г.), а затем принесен в Иерусалим на руках 308-пудовый Елеонский колокол, отлитый на пожертвования соликамского купца Рязанцева. Перенос колокола на Елеон о. Антонин описывал так: «И вот – 105 человек (на две трети женщины) спешно прибыли в Яффу и принялись за дело. Благодаря общему воодушевлению, в течении 7 дней колокол, несмотря на тысячу затруднений, был благополучно доставлен (на руках!) в наши постройки. 5 февраля вечером ему была восторженная встреча, поднявшая весь город на ноги. Затем вся масса паломников взялась тащить колокол на Святой Елеон, к месту его назначения. По прибытию на русские постройки, уже не сотни, а тысячи людей выдвинулись нести колокол на Елеон, дорога на который оставляла желать лучшего. На самой Елеонской горе это были узкие тропинки, вырубленные в скале, извивавшиеся между скалами уступами в 35-40 градусов крутизны. Но для русских православных поклонников это не было препятствием, а во время остановок они пели «Спаси Господи люди Твоя», при громогласном упоминании имени обожаемого монарха». Колокол принесли на Масличную гору 7 февраля 1885 г. В наиболее широкой части он имеет диаметр 213 см. Высота его составляет около трех метров. Стенки колокола украшены горельефами. Понизу идут две надписи, нижняя из которых гласит: «Колокол пожертвован в Святой Град Иерусалим на святую гору Элеонскую ко храму Вознесения Господня. Лит в царствование Благочестивейвшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Императора Александра Александровича, при супруге Его Благочестивейшей Государыне Императрице Марии Федоровне, при наследнике Его Благоверном Государе Цесаревиче Великом Князе Николае Александровиче и при начальнике Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрите Антонине, по усердию русского поклонника Святых Мест Соликамского купца Александра Рязанцева с сыном Василием Александровичем. 1883. Москва. Завода Финляндского. Лил мастер Ксенофонт Веревкин. 308 п[удов] 20 ф[унтов]».

24 марта 1894 г. о. Антонин умер. Он завещал похоронить себя в Вознесенском соборе в южном крыле. Однако скальная порода, залегающая там прямо под полом не позволила это сделать и могила о. Антонина находится в северной части здания. После смерти о. Антонина в 1894 г. на Елеоне начала складываться женская монашеская община, которая официально была утверждена указом (№13420) Святейшего Синода РПЦ от 2 декабря 1906 г. Согласно указу, «женское общежитие» на Елеонской горе признавалось общиной и на него распространялись правила, установленные в 1898 г. для Горненской общины. Преемнику о. Антонина архимандриту Леониду (Сенцову) тем жу указом предлагалось испросить благословения Иерусалимского патриарха на учреждение общины. Первоначально сестер в общине было пятнадцать. К 1907 г. их число выросло до 70, а в августе 1914 г. перевалило за 100. Игуменом общины был назначен о. Парфений. При нем началось строительство странноприимницы, богадельни, открылись золотошвейная и иконописная мастерские. Однако служение о. Парфения длилось недолго. В ночь на 15 января 1909 г. он был зарезан в своей келье. Злоумышленики так никогда и не были найдены, цель преступления осталась неизвестной. О. Парфений похоронен снаружи Вознесенского собора у его северо-восточного угла. В 1907 г. (еще при о. Парфении) по инициативе архимандрита Леонида было начато строительство большой соборной церкви во имя Страшного суда. Церковь это так и не была достроена из-за начавшейся I Мирвой войны и революции в России. Нижняя теплая часть ее, которую только и успели выстроить, являет собой сегодня трапезную монастырскую церковь во имя Филарета Милостивого.

С началом I Мировой войны, духовенство РДМ и десять старших русских насельниц Елеонской обители были вынуждены покинуть Палестину и выехали в Александрию. Турецкие власти заняли русские постройки и расквартировали в них солдат, предполагая изначально разместить в строениях монастыря военный госпиталь. Службы в Вознесенском соборе прекратились, сам собор был опечатан. Сестры получили приказ в три дня освободить помещения обители и расселились по греческим монастырям. Благодаря вмешательству патриарха Дамиана «изгнание» продолжалось только 17 дней, после чего насельницам обители было разрешено вернуться, хотя около 300 турецких солдат оставалось в монастыре, а Архимандричий дом был занят германскими офицерами. Вернувшиеся насельницы обнаружили жуткий разгром, учиненный турецкими солдатами за 17 дней. Был поврежден иконостас Филаретовской церкви, многие иконы осквернены, кресты повалены, часть священной утвари пропала. В самом городе царил голод, ходить по улицам было небезопасно. По распоряжению патриарха Дамиана оставшиеся в обители сестры получали поддержку (хлебом и мукой) от Иерусалимской патриархии, кроме того помощь поступала от итальянского консула и американских представителей. На молитву сестры ходили в церковь расположенного неподалеку греческого монастыря Мужей Галилейских («Малая Галилея»).

11 декабря 1917 г. Иерусалим был сдан английскому генералу Эдмунду Алленби. Часть английских солдат была расквартирована в корпусах Елеонской обители. Солдаты помогали сестрам продуктами питания, чаем и сахаром. Кроме того, сестрам была предоставлена возможность заработать на пропитание на работах по строительству дороги Иерусалим-Иерихон. В начале 1919 г. из Александрии вернулись старшие сестры, в июне того же года был отпечатан Вознесенский собор. Затем в город вернулось и духовенство РДМ (без архимандрита Леонида, умершего в Москве 10 ноября 1918 после участия своего в Поместном соборе РПЦ). Однако в связи с революцией связь с Россией прервалась. Палестинские русские церкви оказались в подчинении ВЦУЗ (Высшего Церковного Управления заграницей). Однако в 1923 г. 30 сестер монастыря подали прошение британскому Верховному Комиссару по Палестине, в котором просили признать их самостоятельность в хозяйственных делах, в отношении же духовного окормления перевести их из подчинения начальника РДМ в подчинение Иерусалимского патриарха Дамиана. С того времени во главе обители стоят настоятельницы в сане игумений. В 1924 г. по ходатайству митрополита Антония (Храповицкого) обитель получила с благословения патриарха Дамиана статус монастыря. С тех пор монастырь находится в ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

За сто лет существования обители во главе ее стояли: матушка Евпраксия, игуменьи Елизавета и Павла, матушка Маргарита, игуменья Мелания, схимоигуменья Антония (до того – игуменья Павла, вторично), игуменья Тамара (в миру княгиня Татьяна Константиновна Багратион-Мухранская, дочь Вел. Кн. Константина Константиновича), игуменьи Феодосия, Параскева, Варвара, Юлиана и Моисея (ныне).

В последние годы в монастыре подвизалось 46 сестер: русских, арабок, румынок, эстонок, немок и австралиек.

Источники:

1. Иеромонах Марк (Головков). 150 лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. В книге «Паломничество во Святую Землю», изд-во «Эком-пресс», М., 1997.

2. И.Торик. Энциклопедический путеводитель по Израилю. Иерусалим, «ИсраДон», 2001.

3. Дмитревский С. М., Русские раскопки на Елеонской горе. М., Индрик, 2006.

4. П. Платонов. К 100-летию основания Елеонского женского монастыря в Иерусалиме.

5. Левин В. Русская архитектура на Святой Земле.

6. Сайты:

filaxi.com/Library/index.php?id=p1_22

www.jerusalem-mission.org/convent_ascension.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.