ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

E-mail или логин

Пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль

E-mail или логин


Пежма. Церковь Богоявления Господня.

Богоявленская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Богоявления Господня, Троицы Живоначальной, Николая Чудотворца, Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:1806.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
с. Пежма Вельского р-на Архангельской области

Координаты:60.9827, 41.803
Проезд:Из райцентра Вельск на рейсовом автобусе


Добавить фотографию
Церковь Богоявления Господня - Пежма - Вельский район - Архангельская область
Фото с самолета
Анатолий Терентьев
28 июня 2000
Церковь Богоявления Господня - Пежма - Вельский район - Архангельская область
Фото Русудан Харадзе.
Анатолий Терентьев
28 июня 2000
Церковь Богоявления Господня - Пежма - Вельский район - Архангельская область
Фото Русудан Харадзе.
Анатолий Терентьев
28 июня 2000
Церковь Богоявления Господня - Пежма - Вельский район - Архангельская область
Yardkeeper
4 июля 2015
Церковь Богоявления Господня - Пежма - Вельский район - Архангельская область
Вид на церковь с юго-востока из-за р. Пежмы
Александр Фурсов
14 мая 2016




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Богданов,  7 августа 2011

Богоявленская Пежемская - приходская в Никифоровской волости Вельского уезда. Престолы Богоявления Господня, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия Победоносца. Часовни в деревнях Веретья, Ивановская, Климишинская, Мокрая Дубрава, Притыкинская, Путичная, Федьковская, Шелюбинская, Яковлевская.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 января 2018

Приход в селе был одним из самых древних, и существовал уже в начале второй половины XVI столетия. Первое письменное упоминание о Богоявленском храме относится к 1710 году: он был деревянный с двумя приделами. Простояв около 30 лет, в 1729 году церковь сгорела, но уже в 1731 году была наново отстроена. Богоявленская церковь соседствовала с храмами Флора и Лавра и священномученика Власия.

Строительство каменной церкви Богоявления Господня взамен деревянной началось 15 мая 1805 года, а закончилось на следующий 1806 год. Это было двухэтажное здание, перекрытое куполом и увенчанное пятью главами на деревянных граненых барабанах, высотой 32 м. Главный придел освящен во имя Богоявления Господня, придел на 2 этаже - во имя Святой Живоначальной Троицы. С запада к храму примыкала трапезная, которая в зимний период отапливалась печами, с двумя приделами: слева от входа - во имя Святителя Николая Чудотворца, справа - Св. великомученика Георгия.

В 1828-29 годах устроили пол из плитняка. Церковь пострадала во время грозы 1841 года, поэтому в 1842-58 годах проводился ремонт и переосвящение престолов. Колокольня была пристроена в 1834 году, но вскоре появились трещины на стенах, и в результате обследования Вологодским губернским архитектором Ремером в 1895 году принято решение - разобрать до основания. 12 октября 1897 года состоялась закладка новой колокольни, строительство продолжалось по 1904 год. В 1903 году подняты колокола и установлен Св. Крест на колокольню, а в 1904 г. её побелили. Общая высота колокольни 52,5 м.

В 1904-1914 г.г. проводились работы по расширению и устройству двусветного храма: переложены своды, увеличена высота стен трапезной и основной церкви, второй этаж летней церкви упразднен для увеличения объема храма и устройства второго света в виде круглых окон под крестовыми сводами. Так церковь обрела вид, дошедший до наших дней.

С началом I Мировой войны все строительные и отделочные работы были свернуты, а после революции начался второй период истории церкви, период запустения, старения и разрушения. В церковной летописи отражено начало этих событий: принятие декрета об отделении церкви от государства, после чего храм был передан на содержание общине; компания по изъятию церковных ценностей в 1922 году. Гонения на церковь и священнослужителей в 30-е годы XX века не миновали и Богоявленскую церковь. Многие священники были репрессированы. В 1937 году церковь закрыли для верующих постановлением президиума облисполкома от 29.11.1937 г. с мотивировкой "Отказ общины от использования". Колокола и крест с колокольни были сброшены, а церковное имущество вывезено. Здание церкви позднее использовалось как зернохранилище, склад; территория погоста при церкви использовалась под стоянку техники, в приделе располагалась дизельная, об открытии которой сообщает "Вельский лесоруб" от 12 августа 1935г. С северной стороны построены два двухэтажных дома, с южной - после пожара, уничтожившего Флоро-Лаврскую церковь - устроена дорога на мост через реку Пежму.

В конце второго периода своей истории церковь обрела вид удручающий, время наложило на неё печать одиночества, заброшенности и неумолимого разрушения, покосившийся, висящий на цепях, крест подчеркивал эту картину...

В 1990-е годы закрылся склад совхоза, сделан проект реставрации Богоявленской церкви, проведена уборка внутренних помещений, вывезены горы мусора, железа и десятилетних отложений грязи, проведены десятки встреч, консультаций, собраний, поездок. Но на практический ремонт так и не решались: очень уж велик объем работы предстоял, да и работы особые - купольная кровля, барабаны, главки, восстановление утраченного завершения, требующие высококлассных специалистов. Чем глубже вникали в проект, тем больше было изумление: даже с современной техникой и инструментами задачи казались архисложными. Как же решали их наши предки, вооруженные рычагом Архимеда и топором? Радость, а зачастую и холодок страха, часто посещали наши души. Справимся ли? Надо ли это? Если надо, то кому?...

Церковь - вне всякого сомнения - центр притяжения всей округи, нет здания красивее, ценнее и притягательнее этого, воздвигнутого предками 200 лет назад. Убрать с панорамы Пежмы церковь - и Пежма уже будет не та, да и Пежма ли это будет?! Скорее одна из десятков тысяч таких же российских деревень, ничем не примечательных и не оставляющих следа ни в памяти, ни в душе. Сохранить церковь - сохранить лицо Пежмы!

http://www.pezhma.ru/issue.shtml/hram/134.html


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 января 2018

Летопись Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, Вологодской епархии.

I. Приходския церкви

При Пежемском Богоявленском приходе, отстоящем от Губернского города Вологды в 415 в., от города Вельска в 22 верстах, к югозападу вверх по течению реки Пежмы, на левом берегу находятся в настоящее время два храма, а в прежнее время было три. Один главный каменный храм во имя Богоявления Господня. Другие два деревянные: первый во имя Святых мученик Флора и Лавра, другой – Святого Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и этот последний храм сгорел в 1883 году сентября 12 дня. Кроме указанных еще был приписный храм во имя Вознесения Господня в деревне Савинской, в 10 верстах от погоста, сгоревший во время пожара этой деревни в 1910 году. Каменный храм во имя Богоявления Господня построен в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Деревянные храмы: 1., во имя Святых мученик Флора и Лавра храм построен новый на место ветхаго в 1754 году, по благословению Варсонофия Архиепископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго, а храм Священномученика Власия, Епископа Севастийскаго – в 1707 году по благословению Сильвестра Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго. Все эти храмы, как прежде, так и до настоящаго времени были приводимы в устройство старанием и усердием самих прихожан.
По какому случаю и когда они получили первоначальное существование не известно, только приход по всем существующим в архиве древним бумагам более именовался Фроловским и самый древний. Рукописное евангелие, хранящееся в церкви и приложенное неизвестным Василием Московским Свезенцом в дом Страстотерпцев Фролу и Лавру и Великомученику Георгию в 1585 году октября 30, приводит к мысли, что храм этот относится к началу второй половины 16 столетия. Это евангелие, по распоряжению Епархиальнаго начальства, отослано в Вологодское древлехранилище.
С течением времени все означенные храмы подвергались от ветхости перестройкам снаружи и внутри и несчастным случаям от бурь и пожаров. В грамоте Архиепископа Сильвестра в 1706 году июля 4 дня, вследствие просимости прихожан церковь во имя Св. Священномученика Власия Епископа Севастийского, пришедшую в совершенную ветхость повелевается сломать и на место ее поставить новую. Тут же делается разрешение поправить церкви – Богоявления Господня и Св. мученик Флора и Лавра.
В граммате Рафаила Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго в 1710 году июля 22 дня вследствие ходатайства прихожан о поправке церквей Богоявления Господня и мученик Флора и Лавра «в прошлых давних летех», по словам их, построенных, у которых сгнили крыши, а у Богоявления Господня крест сломило ветреною погодою, - повелевается все поправить, гнилое отнять и заменить новым. Но это повеление Архиепископа Рафаила осуществилось не ранее 1717 года, так как Варнава Архиепископ Холмогорский и Важский в граммате своей повторил граммату предшественника своего Архиепископа Рафаила, принимая в уважение скудость прихожан, по которой у них немного оставалось недостроенным, а также и несчастный случай, бывший при предшественнике в 1710 году и повторившийся во время управления Его епархиею в 1716 году августа 23 дня, когда вторично громом и молниею на Богоявленской церкви крест и главу разбило и разметало, - повелевает окончательно все исправить и привести в надлежащий порядок.
Недолго церковь Богоявления Господня существовала в устроенном положении. В граммате того же Архиепископа Варнавы, данной в 1729 году июля 31 дня, где вместо сгоревших церквей неизвестно отчего во имя Богоявления Господня с приделом Николая Чудотворца и другой теплый в малом здании во имя Великомученика Георгия, повелевается построить новую деревянную церковь одну во имя Богоявления Господня с приделами тех же поименованных святых в одних стенах и до окончательного устройства, согласно с прошением прихожан, построить теплую часовню, ради, как говорится, зимняго времени, чтобы не опустить вечерни, утрени и часов. Но устройство этого храма, разрешение освятить его, доставка антиминсов, окончательно решается грамматою Архиепископа Германа Архангелогородскаго и Холмогорскаго в 1731 году ноября 25 дня. Тут же благословляется отстройка осьмерика над церквию Богоявления Господня и освящение его во имя Св. Живоначальной Троицы.
Церковь Флора и Лавра уцелевшая от пожара, приходила уже в такую ветхость, что отправление в ней церковных служб положительно было невозможно. Желание прихожан сделать новую церковь, деревянную и теплую, во имя тех же мучеников Флора и Лавра, о чем просили они Архиепископа Варсонофия Архангелогородскаго и Холмогорскаго, который и послал им благословенную граммату, по их желанию в 1750 году октября 27 дня осуществилось вполне через год. Прихожане послали нарочнаго с так называемым «верюющим письмом» просить Преосвященного Варсонофия оставить ее холодною, присовокупив, что в Богоявленской церкви в недавних годех построенной с трапезою теплою, они намерены скласть другую печь и получили позволение на том же верующем письме.
С 1731 года по 1804 год неизвестно какия произведены были постройки при Богоявленской церкви. В означенный же 1804 год октября 13 дня был сделан подряд на постройку каменной церкви, вместо деревянной во имя Богоявления Господня, и начатая строиться в 1805 году с 15 мая, окончена и освящена в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. К ней в 1834 году приделана была каменная колокольня по благословению Стефана Епископа Вологодскаго и Устюжскаго.
В 1828 году церковь во имя Флора и Лавра была перекрыта, подведен был новый фундамент и срублены были новые рундуки, через тридцать четыре года снова переделанная внутри и опушенная снаружи освящена была в 1863 году октября 14-го по благословению Христофора Епископа Вологодскаго и Устюжскаго.
В 1841 году гроза, разразившаяся над церковию Богоявления Господня, повредила в ней все четыре престола. Вследствие чего в том же году ноября 26 дня придел Св. великомученика Георгия в теплой церкви, по правую сторону, исправлен и освящен по благословению Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Придел по левую сторону во имя Святителя Николая Чудотворца устроен и освящен по благословению Святейшаго правительствующаго Синода и Преосвященнаго Иннокентия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго в 1848 году января 7 дня. Главный придел в холодной церкви Богоявления Господня устроен в 1848 году октября 25 дня по благословению Евлампия Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. В верхнем этаже придел во имя Св. Живоначальной Троицы устроен и освящен в 1858 году октября 6 дня.
В 1821 году Апреля 26 дня произведен был договор на ломку белаго плятнику для полов в Богоявленском храме с приделами, а в 1828 году ноября 5 – на отеску плит и работа начатая Декабря 18 окончена в следующем 1829 году Апреля 7 дня. В 1824 году Августа 31 произведен договор в главном вновь устроенном столярном иконостасе сделать резьбу, вызолотить и выкрасить. Работа начатая в октябре, окончена в 1825 году.
В 1871 году в мае месяце начата постройка новой каменной ограды.
По преданию достойно замечания на будущее время при сем то, что проселочная дорога, ведущая вдоль старой церковной ограды от севера на юг, которая в нескольких саженях, недоходя до деревянной Власиевской церкви изгибом своим сворачивала на юго-восток, рвом вышиною при подошве горы сажени две – завалена силою прихожан и приведена в гладкую равнину, на которой и расположен юго-западный угол новой ограды. Новая же дорога проложена подле лицевой стороны ограды без всякого поворота до юго-западной башни, от которой выкопан новый ров не меньше прежняго.
Начатая постройка церковной ограды в 1871 году, приведена к концу в 1873 году и 23 сентября сего года было совершено освящение оной.
В 1874 году с 25 на 26 число февраля месяца повредило железный крест, более 2 арш. Высоты, на колокольне каменной Богоявленской церкви сильным порывом ветра согнуло углом, так что верхний конец креста стал на одну точку высоты с пятой его и только цепи, которыми крест был прикреплен к главе шпица, удержали его от падения на церковь. Резолюцией преосвященного Павла, Викария Вологодской епархии разрешено поправить крест. Одновременно с разрешением креста на колокольне, тем же указом разрешено было привести в приличный вид почерневший от времени иконостас в приделе Св. Великомученика Георгия, каковый перезолочен червонным золотом и окрашен кармином. По перезолочении Георгиевского иконостаса оказалась настоятельная необходимость перезолотить для благообразия и соседний Никольский иконостас. Оба иконостаса освящены в 1874 году.
В сем году иждивением прихожан заведено несколько медных посеребренных риз на местныя иконы в приходския церкви. Таковы:
1., крестьянином дер. Яковлевской Семеном Ив. Поповым заведены ризы на местныя иконы Спасителя и Божией матери и Великомуч.-Георгия в Георгиевском приделе и Святителя Николая в Николаевском приделе за 116 руб.
2., крестьянами дер. Чуркинской заведены ризы на иконы Воскресения Христова и Св. Мучеников Флора и Лавра во Флоровской церкви за 48 руб.
3., В той же Флоровской церкви усердием крестьян дер. Чечеткины заведена риза на икону Св. Пророка Божия Илии за 33 руб.
4., В той же церкви для местной иконы Божией Матери всех скорбящих радость, сделан медный посеребренный фон, на Богоматери же с давних времен была (и есть) серебряная чрез огонь золоченая риза. В этот фон пожертвовали крестьяне дер. Федьковы и Савинской 25 руб.
5., За ризу местной иконы Св. трех Святителей в Георгиевском приделе плачено 30 руб.
И 6., За ризы на местныя иконы Спасителя и Божией Матери в Николаевском приделе плачено 44 руб.
Все эти ризы работал в нашем приходе Вельский мещанин Михаил Лукьянов Решетников, за исключением риз на иконы Спасителя и Божией Матери в Георгиевском приделе, каковыя работал в Тавреньге Каргопольский мещанин Окунев.
В 1878 году приобретен покупкою для церкви у Владимирского торговца Захарова серебряный 84 пробы потир с прибором, под золотом, весом 5ф.5з. (с прибором) по 53 коп. за золотник, уплачено 257 руб. 5 коп.
Большое, облаченное малиновым бархатом евангелие, отделано Вельским мещанином Решетниковым в медную-чеканную-золоченую крышку, уплачено 68 рублей.
Летом сего года штукатурка на колокольне при церкви оказалась окончательно объехавшей, посему попечительством было постановлено пригласить местных мастеров для торгов на поправку штукатурки. На торгах подряд остался за крестьянами своего прихода – деревни Чечеткины Михаилом Сухондяевым, деревни Фильтюевской Григорием Горбуновым и деревни Петраковы Корнилием Церковниковым за сто рублей с тем условием, что если в течение 3 лет в работе окажется что либо непрочным, то означенные подрядчики письменно обязываются поправить свою работу без всякого вознаграждения.
В сем же году произведена была окраска белилами Флоровской церкви Вологодским мещанином Василием Пристеновым, при казенных материалах, за пятьдесят руб.
В 1879 году – столбы, поддерживающие своды теплой церкви расписаны живописью. На правом столбе – с восточной стороны Св. Великомученик Георгий, с южной Св. Алексий человек Божий и преподобный Феодосий Тотемский чудотворец, с западной Св.муч. Флор и Лавр, с северной Св. Модест и Свм. Власий; на левом столбе – с восточной Св. Николай Чудотворец, с южной - Зосима и Савватий Соловецкие чудотворцы, с западной Св. Великом. Екатерина и Варвара и северной Воскрешение Лазаря. Работа произведена крестьянином Иваном Гурьяновским. Им же написано 4 клейма в алтаре Богоявленской церкви – над престолом – Господь в трех ипостасях, на горнем месте – Тайная вечеря, пред жертвенником – Рождество Христово и в правом простенке – положение во гроб Спасителя.
В конце Декабря сего года причт и члены церковно-приходского попечительства входили к Его Преосвященству с прошением о дозволении произвести некоторыя капитальныя поправки в храм священномученика Власия Епископа Севастийскаго на счет сумм попечительства. При двух существующих, хорошо устроенных ранее церквах, устройство третьяго, казалось бы излишним, но побудительной причиной к поновлению Власиевскаго храма, было между прочим то, что пожертвованиями на это храм, ремонтируются почти все церкви Пежемскаго прихода, так как в четвертое Воскресенье после Флорова дня, в какое число не привелось бы это Воскресенье, прихожанами чтутся память освящения этого храма и поэтому случаю приводится живьем много скота, преимущественно овец и телят, а также немало скоромного масла, овчины и овчажьей шерсти, всего приблизительно на 130 рублей. – На означенное прошение из Духовной Консистории получен разрешительный указ от 4 января 1880 года за №15, выписываемый дословно: "Указ Его Императорскаго Величества, Самодержца Всероссийскаго из Вологодской Духовной Консистории, Благочинному Вельскаго уезда, Священнику Ракульской Михайло – Архангельской церкви Иоанну Мальцеву. По указу Его Императорскаго Величества, Вологодская Духовная Консистория слушали: прошение прихожан приходского попечительства Пежемской Богоявленской церкви о разрешении им на суммы церковно-приходского попечительства перебрать полы и накаты в деревянной церкви Священномуч. Власия Епископа Севастийскаго, с снятием Св. престола, устроить на ней новую крышу, опушить тесом и окрасить. С утверждения Его Преосвященства приказали: прописанныя ремонтные исправления, необходимость которых засвидетельствована Вами, разрешить на средства церковно-приходского попечительства без расходования церковных сумм, и с тем, чтобы об освящении обновленнаго храма своевременно было испрошено разрешение Его Преосвященства. Января 4 дня 1880 года. №15". Подлинный подписали: Член Консистории Священник Николай Лавдовский. Секретарь Евграф Чурин. За Столоначал. Макс. Попов. В силу вышепрописаннаго указа, в присутствии Благочиннаго, 15 февраля, произведены были торги на поправку Власиевского храма. Подряд остался за крестьянином своего прихода Василием Викторовым Частоступовым за 300 рублей.
Разрешенная поправка Власиевской церкви в сентябре месяце 1880 года приведена к совершенному окончанию. Поправка церкви состояла в следующем: выравнен весь фундамент под средними и наружными стенами, снаружи опушена вся тесом и покрыта железом. Скован новый крест и вызолочен червонным золотом, глава по железу выкрашена кобальтом и обита железными золочеными звездами. Внешния стены церкви выкрашены белилами, а железная крыша на паперти, фронтонах и куполе на церкви и крыльце – медянкой. Приделано новое тесовое крыльцо на столбах. Из паперти в церковь стена выпилена аркой и подпушена тесом. На место гладкого потолка – в алтаре, церкви и паперти сделаны на дугах тесовые своды. Полы во всей церкви перебраны. Внутренность церкви, снизу, в рост человека оклеена холстом и по нем сверху до пола – бумагой и выкрашена синим цветом, своды в алтаре и церкви обиты золочеными, картонными звездами. Иконостас вызолочен снова и иконы поновлены. В придельном помещении паперти сделан новый иконостас, с иконами, резьбой и позолотой новыми. Вся поправка Власиевской церкви с материалом и рабочими стоит до 1800 рублей. Означенная сумма составилась из добровольных пожертвований своих прихожан, без всякой посторонней помощи. Во внимание к хорошему поведению подрядчика, к добросовестно выполненной работе и особенно принимая во внимание низкую цену 300 руб. ( начальная при торгах 2000 руб.), он подрядчик Василий Частоступов приглашен был прихожанами зща добровольным сбором пожертвований рожью, ячменем, овсом, овчажьей шерстью и льном. Во все производство работы при поправке Власиевской церкви члены церковно-приходского попечительства, под руководством Председателя, оказали живое участие не жалея ни времени ни своих сил.
14 сентября 1881 года на устроенную церковь был поднят железный, золоченый крест при многолюдном стечении народа.
12 октября сего года, по благословению Преосвященнейшаго Феодосия, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, местным Благочинным Священником Ракульской Михайло – Архангельской церкви Иоанном Мальцевым было совершено торжественное освящение храма на старом Св. антиминсе. При освящении , кроме местных священников, в литургийном служении участвовал только Священник Хозьминской Благовещенской церкви Петр Спасский. Раннюю литургию служил Священник Устькулойской Благовещенской церкви Алексей Кириллов.
1883 года 12 сентября совершилось ужасно прискорбное событие для Пежемскаго населения.
В 5 ½ часов утра церковный сторож солдат Александр Васильевский заметил дым, выходящий из под северо-восточного фронтона деревянной Власиевской церкви и тот час же дал знать. Когда немедленно была отперта церковь, то в нее небыло никакой возможности войти от чернаго дыма, наполнившаго всю церковь, нельзя было различить – где стена, где оконная рама, и огня небыло видно. Сначала предположили, что пожар начался в котором либо из трех подвалов, то и выломали двери бревнами, но огня и тут не было, а такой же точно дым, как и в церкви. Когда же оборвали опушку, повыше цоколя, под самой церковию, куда человек не мог проникнуть никогда, то в прогоревший паз увидели, что все стены объяты пламенем. Все поняли тогда, что пожар начался под самою церковию и отстоять ее при помощи гадких огнегасительных снарядах не было возможности. Бросились в окно алтаря спасать хотя напрестольныя вещи, но и там был такой же черный дым, поэтому ощупью, затаив дыхание, успели спасти все, что было на престоле и жертвеннике. Более вынести ничего не могли – в 4 часа вся церковь сгорела до основания со всем имуществом. Сгорела часть лучшей ризницы, несколько богослужебных книг, серебряное кадило, серебряная чарка для подаяния соединений и теплоты. Кроме того сгорело 36 икон и вся резьба только что вызолоченная для иконостаса Богоявленской церкви. Убытка понесено, по приблизительному исчислению, на 6 тысяч рублей.
Несчастье не окончилось одною церковию. Близ сгоревшей в 10 саж. находилась другая деревянная же Флоро-Лаврская церковь; на таком близком расстоянии и эта церковь подверглась страшной опасности и только благодаря пожарной трубе, привезенной из Волостного Правления и маленькому гидропульту из училища – церковь могла уцелеть. Но и при всем этом загорелся купол; минут 10 – не осталось бы следа и этой церкви. В такое поистине ужасно опасное время Господь помог 70-ти летнему старцу, крестьянину Михайлу Григориевичу Сухондяеву без всякой лестницы взобраться с четверика на самый купол и подаваемой ведрами водой он стал то заливать, то загоревшие части отрубать и таким образом сгорела только одна осьмица купола. При такой очевидной опасности, причт бросился в каменную церковь выносить и оттуда все Святое и ценное, народ разломал весь иконостас Флоро – Лаврской церкви, а при этом повредили и самый престол.
Летом 1884 года произведены были следующия работы по устройству церквей: 1. Сгоревший иконостас Богоявленского храма, во время пожара Власиевской церкви, снова устроен крестьянином Вельского Троицкого собора Василием Кулаковым и написаны новыя иконы крестянином Александром Глушицким. Малое освящении Богоявленского храма было совершено в неделю Ваий. 2. Георгиевский и Никольский иконостасы вычищены, поновлены новою краской и покрыты лаком, ризы на иконах вычищены и вся церковь покрашена Вологодск. Мещанином В. Пристеновым. 4. Приобретено новое серебрян кадило и 2 чарки для подаяния теплоты. 5. Поломанный иконостас в церкви Св. муч. Флора и Лавра, во время пожара Власиевской церкви, с прочими повреждениями, приведен в прежний приличный вид и 6. вычищены все паникадила и подсвечники.
В октябре сего года, по благословению Преосвященного Израиля, Епископа Вологодскаго и Устюжскаго, поврежденный, при пожаре Власиевской ц., престол в храме Св. муч. Флора и Лавра освящен местным Благочинным Настоятелем сей церкви Священником Алексеем Кирилловым. На освящение храма собрались весьма много Богомольцев не смотря на дурную погоду и проливной дождь. Позднюю литургию совершал Благочинный Священник Алексей Кириллов в сослужении Настоятеля Ракульской Мих. Архангельской церкви Священника Иоанна Мальцева, местнаго Священника Николая Левитскаго и настоятеля Ростовской Вознесенской церкви Священника Константина Земляницына.
В 1885 году – купол и фронтоны Флоровской церкви покрыты новым железом и выкрашены. Каменная церковь отбелена и раскрашена заново.
В 1887 году церковно-приходское попечительство в полном своем составе, в присутствии Благочиннаго Священника Вельскаго Троицкаго Собора Николая Следникова и приходских людей, вместо пр. сгоревшей деревянной Власиевской церкви предположили устроить новую каменную церковь в память Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и тогда же желание обосновали постановлением. Прихожане же сей церкви собрали мирской сельский сход, на котором постановили собирать по 30 коп. с ревизской души с настоящаго времени впредь до окончательнаго устройства церкви.
В начале 1888 года заключены два условия попечительством и прихожанами Пежемской Богоявленской церкви: 1) с крестьянами Архангельской губернии, Шенкурскаго уезда, Благовещенской волости, Папонаволоцкого общества, деревни Бучиевской Петром Феодоровым и Павлом Петровым Миниными и 2.) с крестьянами того же общества и деревни Иваном Алексеевым Новгородовым и Терентием Гавриловым Кичевым на выделку кирпичей для имеющейся строящейся Власиевской церкви по 50 тысяч, ценою 4 руб. 50 коп. с каждой.
Подряд вышеуказанными мастерами выполнен добросовестно и, с согласия прихожан, местным попечительством кирпич в количестве 100 тысяч позднею осенью сего года свален на место. Снова заключено условие с теми же мастерами на выделку 100 тысяч кирпича в 1889 г.
В течение сего года местным попечительством перекрыта – из лемеховой сделана железная крыша на купол колокольни и покрашена. Тогда же подведены под все фронтоны колокольни новые карнизы и все фронтоны перекрыты новым железом.
В 1990 году на счет попечительских сумм сделаны Верховажским мещанином Наумовым на колокольню железныя решетки.
В 1891 году в теплой каменной церкви произведена была вновь отделка сводов и стен.
В 1892 году крестьянином Николаем Гмызиным была перекрыта и окрашена крыша главнаго Богоявленскаго храма и поправлена церковная ограда со Св. воротами, вновь отбелена и выкрашена.
В ноябре месяце сего года было собрание прихожан во Св. храме для совместнаго с приходским причтом разсуждения о некоторых вопросах касательно благоустройства церкви. Решено на общем совете: 1.) образовавшееся на южной стороне колокольни повреждение (трещину) в будущую весну первым долгом исправить; 2.) крайне неудобный тесный ход в верхнюю Троицкую церковь по лестницам, ведущим на колокольню, заменить устройством каменнаго рундука и лестницы с наружной западной стороны и 3.) вместо деревянных стен в коридоре верхней Троицкой церкви, над теплыми приделами Св. Великом.Георгия и Св. Николая надкласть кирпичныя в уровень со стенами нижняго храма напустить, по возможности, верхние верхние полы. В таком виде техником Николаем Егоровым Лазаревым составлен план, смета и пояснительная записка к ним и все представлено было на разсмотрение Губернской Строительной Комиссии и утверждение Его Преосвященства.
В 1893 году на алтаре и рундуке деревянной Флоро – Лаврской церкви, вместо деревянных устроены новыя железныя крыши и выкрашены; перекрашен также и главный купол сей церкви с главою, которая покрыта звездами.
В сем году Октября 3 дня – молебствие и закладины приписной Савинской Вознесенской ц.
В 1894 году на прошение местнаго причта и церковнаго старосты получен из Вологодской Духовной Консистории указ с резолюцией Его Преосвященства: «Ремонт деревяннаго храма во имя Св. муч. Флора и Лавра на средства церковно-приходского попечительства разрешается». Поэтому в мае месяце Верховажским мещанином Наумовым ветхая крыша деревянной церкви заменена железною и выкрашена, ремонтирована внутренность сего храма новою окраскою и позолотою, царския двери устроены новой вырезки в более высоком размере и вызолочены, а осьмерик храма, взамен тесу, обит холстом и отбелен.
Попечительство приходской церкви заключило условие с Тотемским мещанином Иваном Павловым Кузнецовым верхнюю внутреннюю часть деревяннаго во имя Св. мучеников Флора и Лавра храма украсить живописью и именно: в самом куполе написать Сошествие Св. Духа на Апостолов, ниже в осьмерике сем клеем, по 2 лица в каждом, местночтимых Святых и еще ниже в угловых откосах – четырех евангелистов и все клейма обвести приличною уборкою.
24 ноября сего года, по Архипастырскому благословению Его Преосвященства Антония, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, освящен приписной храм Вознесения Господня в селении Савинская, устроенный из часовни жителями сего селения, - местным Благочинным Священником Вельскаго Троицкаго Собора Николаем Следниковым в соучастии Священников местной церкви Феодора Кириллова и Николая Левитскаго, Устьподюжской Успенской церкви Константина Комарова и Ростовской Вознесенской церкви Константина Земляницына.
В 1895 году июля 13 дня Губернский Архитектор г. Ремер, командированный строительным Отделением Вологодскаго Правления для осмотра повреждений местной Богоявленской церкви и колокольни, обозревал сии здания и нашел, что первая (церковь) значительных повреждений не имеет, а вторая (колокольня), вследствие недостаточно прочнаго сложения и уклонения от плана во многих местах здания, давшая очень значительныя трещины, никаким способом исправлена быть не может и должна быть разобрана до основания, о чем тогда же Г. Ремер и составлен акт за подписом как его, так и присутствовавших при освидетельствовании церкви – местнаго причта, церковнаго старосты, Земскаго начальника и членов приходскаго попечительства.
Июля 23 дня получен указ Вологодской Духовной Консистории вместе с актом повреждений осмотра нашей каменной церкви и колокольни, составленным Губернским Инженером Ремерь; указом предписано причту и старосте поступить во всем согласно указанному акту. Поэтому причтом и церковным старостою, на предмет разборки колокольни, объявлены были торги, с коих и взял сии работы известный подрядчик, крестьянин Спасо – Боровинскаго прихода Николай Петров Шамин за 400 рублей. Сняты и опущены были колокола колокольным мастером Дмитрием Яковлевым и с 22 Августа, по совершении молебствия, с благословения Божия, приступлено к работам.
В 1896 году вновь произведена отделка всех сводов каменнаго Богоявленскаго храма мастером Николаем Гмызиным; в деревянной же Св. муч. Флора и Лавра церкви, по подряду с позолотчиком мещанином Пристеновым, выкрашены полы, двери из притвора в церковь заменены широкою аркою, потолок в притворе перебран и вместе с стенами обит холстом и выкрашен под вид самой церкви, в прирубленном к притвору крыльце – потолок, стены, пол и лестница также выкрашены. В Декабре месяце сего года получены планы на новую колокольню и надкладку 2 го этажа церкви с разрешением начатия работ.
В 1897 году марта 2 дня вследствие разрешения Епархиального Начальства на сооружение новой каменной колокольни и надкладку верхняго этажа церкви, назначены были торги, на которые и явились два подрядчика – крестьяне Спасо-Боровинскаго прихода Николай Петров Шамин и Евгений Феодоров Полежаев. 5 марта была переторжка и подряд вышеозначенных работ взял Шамин за 5200 рублей.
По приглашению церковно-приходскаго попечительства для осмотра грунта земли под новосозидаемую колокольню, проездом из г. Вельска, находился при нашей церкви Вологодский Губернский Инженер Николай Савелов Пухлов. С сего времени начаты работы по устройству колокольни Подрядчиком Шаминым и к октябрю месяцу устроен фундамент (3 ½ арш. глуб.) из плотнаго камня со штебнем и заливкою каждаго ряда известковым раствором. 10 октября 12 дня совершено торжество закладин каменной колокольни. Накануне сего совершено всенощное бдение соборно местными священнослужителями в сослужении Священника Ростовской Вознесенской церкви К. Земляницына. В самый праздник раннюю литургию совершал Священник Николай Левитский, - позднюю – Священник Феодор Кириллов. Молебствие не месте колокольнаго фундамента, с освящением воды и окроплением четырех кирпичных крестов, тогда же выкладенных на углах имеющей быть колокольни, при крестном ходе и вокруг церкви совершено соборно означенными лицами. По произведенной заблаговременно повестке о сем, народное собрание было очень значительное.
В 1898 году с 28 Апреля – начало клажи колокольни Подрядчиком Шаминым. В мае месяце Губернский Инженер Николай Пухлов, проездом из г. Вельска, осматривал строющуюся при сей церкви колокольню.
В сем году в мае месяце – Вельский Уездный исправник, по поручению Губернскаго Начальства, вследствие несогласия прихожан сей церкви, вновь осматривал, вместе с уездным Вельским Врачем Соловьевым, отведенное уже и утвержденное за рекою Пежмою место для кладбища и в другом месте – на сей стороне реки – за деревнею Кожинскою и нашел первую местность во всех отношениях удобною для приходского кладбища, о чем и составлен был акт.
Июля 12 дня в Воскресенье был совершен, по литургии, крестный ход на вновь утвержденное приходское кладбище за рекою Пежмою, на земле крестьян деревни Климшинской, где отслужен местным причтом с водосвятием молебен и освященною водою окроплена кругом местность для кладбища и поставлен среди оной Св. крест. С сего времени умерших начали погребать на новое кладбище.
В сентябре месяце закончены работы по кладке колокольни, доведенные до 2 яруса.
В ноябре месяце, при собрании в церкви народа и членов приходского попечительства, в присутствии местнаго причта, состоялся подряд на устройство 35 железных решеток в окна деревянной Флоро-Лаврской церкви, взятый крестьянином Дьячковым за 175 руб. из своего материала.
В 1900 году кладка колокольни доведена до 4 яруса и осмотрена Епархиальным Архитектором.
В 1901 году марта 12 дня получена смета месным материалам, необходимым при расширении храма и постройки вновь колокольни при сей церкви, разсмотренная Строительным отделением Вологодскаго Губернскаго Правления и, за сделанными в ней изменениями, утверждена по протоколу от 18 сентября 1899 года за № 261м в количестве 2018 дерев безпошлинно. Лесным Департаментом разрешено указанное в смете количество лесных материалов для церковной постройки. Июля 3 дня получен указ Вологодской Духовной Консистории от 4 июня сего года за № 4354 о разрешении окраски кумбалов на церквах Богоявления Господня и Св. муч. Флора и Лавра на 150 рублей, каковая работа и произведена в сем году.
В 1902 году, на основании указа Духовной Консистории от 14 июня за №4455, произведена окраска наружных стен храма Св. муч. Флора и Лавра с употреблением на сей предмет 300 руб. церковных сумм.
В сем году постройка колокольни произведена до звона и закрыта, на время, каменная клажа. Наблюдение за работой колокольни взял Губернский Инженер Владимир Аркадьевич Альберти.
В 1903 году указом Духовной Консистории за №3306 разрешено церковно-приходскому попечительству взять взаимообразно из церковных сумм на постройку колокольни 1000 руб., хранящихся в Вологодском отделении Государственного Банка в 10 свидетельствах 4% ренты. В сем году вчерне закончена постройка каменной колокольни, подняты колокола и Св. крест.
В 1904 году указом Духовной Консистории за №5973 разрешено церковно-приходскому попечительству взять взаимообразно из церковных сумм на штукатурку колокольни 700 рублей с условием уплачивать каждогодно по 50 рублей.
В сем году произведена штукатурка стен вновь устроенной колокольни.
Устройство храма, согласно утвержденному проекту Инженера Ивана Павлова от 3 Декабря 1896 года за №169, совершенно остановилось вследствие недостатка средств для предстоящей работы.
В 1908 году церковно-приходское попечительство занято было решением вопроса: нужен ли для нас второй этаж при условии опускания наката в Богоявленском храме, согласно утвержденному проекту? Согласно ли будет со здравым смыслом и требованиями гигиены опускать накат, когда во время большого стечения молящихся, при настоящей высоте храма, задыхаемся? Постановили: Вызвать Губернскаго Инженера для совместного с прихожанами обсуждения предстоящаго капитальнаго ремонта храма.
Указом Духовной Консистории от 20 ноября с/г за № 9284 разрешено устройство часовни в деревне Притыкинской.
На основании своего постановления попечительство местной церкви для обсуждения предстоящаго ремонта храма вызвало в 1909 году Февраля 15 дня Губернскаго Инженера Владимира Аркадьевича Альберти, который, в присутствии попечительства, разсматривал утвержденный проэкт на устройство 2 этажа храма и по внимательном сличении его с натурою храма, выяснил при собрании прихожан следующее: выполнение постройки 2 этажа храма, по утвержденному проекту от 3 декабря 1896 года за №169 совершенно невозможно, так как при постройке двухэтажнаго храма, при соблюдении утвержденнаго проэкта, надлежало бы приступить прежде накладки стен к укреплению с перекладкою почти наполовину существующих сводов и подпружных арок, а затем к подкреплению стен, закладкою снаружи 8 пилястр контрфорсов, с приложением в подлежащих местах парных связей; затрачивая на подобное сооружение верхняго храма с укреплением стен и сводов нижняго почти до 11 тысяч рублей по приблизительному исчислению, приход в конце концов будет иметь два низких храма, а именно: нижний в 6 арш. 10 верш. и верхний в 5 ½ аршин, а следовательно затратить деньги почти нерационально, так как обе церкви будут весьма низки и при скоплении народа, в виду отсутствия надлежащей вентиляции, будет сильная течь со стен и сырость, что наблюдается и ныне; а в виду значительнаго груза от скопления молящихся в верхней церкви и незначительной глубины заложения фундамента, нельзя ручаться в будущем, что не появятся повреждения как в стенах, так и в сводах. По заявлению членов приходскаго попечительства Пежемской церкви, при осмотре Инженером Альберти сводов была обнаружена в стене щель сверху до низу и доходящая до половины свода, каковое обстоятельство при сооружении двухэтажной церкви грозит опасностию. Посему предложено было прихожанам пересоставить проэкт на одноэтажный двухсветный при условии поднятия стен против существующих на 3 ½ арш., т.е. до уровня средняго карниза Богоявленскаго придела и поднятием существующих сводов на ту же высоту, чтобы высота в устраиваемом храме была 9 ¼ арш. От пола, который и поднять против существующаго на 18 верш. Потолочные накаты Богоявленскаго придела опустить и пробить 3 арочных проема, а именно 2и при удлинении храма за счет паперти, с переделкою лотков, в боковых смежных с папертию сводиках, а 3 присоединением с Богоявленским приделом, с прибавлением в ширину на 3 арш. и в вышину на 3 арш.15 верш. Наконец с обращением двух входных в паперти дверей в окна, - вновь пробить под колокольней в паперти дверей напротив западных входных дверей.
На предложение Инженера Альберти пересоставить проэкт на одноэтажный двухсветный храм оказалось согласным большинство 46 против 36 прихожан, присутствовавших на собрании. И в том же году, на основании архитекторскаго акта осмотра храма 14-15 февраля, дано было разрешение Епархиальным Начальством устройства двухсветнаго храмаю Получен проэкт Инженера Альберти, утвержденный строительным Отделением, пояснительная записка и смета на строительные материалы. Оставалось только приниматься за самую работу; но нашлись люди, которые начали агитировать в среде прихожан против устройства двухсветнаго храма и работа, таким образом, стеснена была 2 ½ года. Причт, церковный Староста и церковно-приходское попечительство находя неудобным начинать работу при противодействии со стороны прихожан, вошли с объяснением в Духовную Консисторию о положении дела с просьбой устроить храм двухэтажным. Духовная Консистория усматривая соображения, выраженные в акте осмотра Инженера Альберти основательными и целесообразными, отклонила ходатайство и указом от 10 Апреля 1912 года за №3353 решительно предписала производить устройство храма по вновь утвержденному проекту. В ближайший Воскресный день собраны были прихожане и прочтен был им указ Консистории с предложением – согласны ли на предписание Епарх. Начальства? Все единодушно сказали, что желаем и, с благословения Божия, будем производить работу.
В виду того, что необходимо неотложно ранней весной производить устройство двухсветнаго храма, так как употребленный капитал на покупку извести 1912 года Апреля 2 дня в количестве 247 рублей может оказаться затраченным непроизводительно, вследствие порчи самой извести, то приходское попечительство, нежелая вооружать крестьян, частию настроенных оппозиционно, старается энергично приступить к работе в указанное время, а для этого, не теряя времени, постановило вызвать для оценки предстоящей работы местнаго подрядчика Пешкова, который назначил 6500 рублей; чрез малый промежуток времени сделаны торги и подряд взял Пешков за 6399 рублей.
В 1913 году Апреля 22 дня заключен контракт с подрядчиком у Вельскаго Нотариуса, который выписываю дословно:
"Г. Вельск. Тысяча девятьсот тринадцатого года Апреля двадцать второго дня мы, нижеподписавшиеся, с одной стороны уполномоченный причтом и староста Пежемской Богоявленской церкви Вельскаго уезда, член приходскаго попечительства Пежемской церкви, Волостной старшина Никифоровскаго волостного правления, Вельскаго уезда, Никифоровской волости, деревни Шелюбинская Иван Михайлов Баландин, действующий на основании Указа Вологодской Духовной Консистории от 10 Апреля 1913 года за №3798, и с другой крестьянин Вельскаго уезда, Усть-Вельской волости, деревни Заозерье, Нестюковская тож Алексей Андреев Пешков заключили настоящий договор, на основании кондиции приходскаго попечительства Богоявленской Пежемской на расширение каменнаго храма Богоявленской Пежемской церкви, Вельскаго уезда, в связи с поднятием каменных стен его для втораго света, утвержденный определением Вологодскаго Епархиальнаго Начальства 10 апреля 1913 года, в нижеследующем: Я, Алексей Андреев Пешков должен исполнить указанные в кондиции, нижеследующия работы и условия, а именно: 1) Разобрать двенадцать крестовых сводов и один свод алтарный; разобрать наружныя стены и столбы в храме, согласно плану, составленному Губернским Инженером Альберти, разсмотренному и одобренному строительным Отделением Вологодскаго Губернскаго Правления по протоколу 19 мая 1912 года за №224, кирпич очистить и убрать. 2.) Разобрать плитяные полы, печи, верхний деревянный пол и накаты Богоявленскаго храма. 3.) Пробить из под колокольни для дверей в церковь просвет, также из колокольни в две кладовыя и сторожку, всего четыре просвета и заложить в них готовыя коробки, из наружных дверей в сторожке сделать окна. 4.) Окна во всем здании, согласно плану, поднять, окна сделать в старую ширину для вставки в них старых рам, подоконники сделать из цементу или плиты. 5.) Существующую арку, соединяющую среднюю часть храма с Богоявленским храмом расширить, согласно плану, а также расширить арку, соединяющую алтарь Богоявленскаго храма с самым храмом. 6.) Сделать в церкви все двенадцать крестовых сводов и свод в алтаре, выложить, согласно плану, стены. 7.) Всю новую кладку и переделку оштукатурить. 8.) Ковка связей, решеток, скоб, крючков и прочия кузнечныя работы при ремонте храма. 9.) Полы в передней части храма сделать из полов стараго верхняго храма и далее, сколько окажется годнаго, а остальной пол, как в храме, так и под колокольней сделать из стараго плитняка с заливкою швов цементом, подполки сделать бетонные; в колокольне сделать две лестницы на верхний пол, солеи и пол алтарей сделать выше на две или три ступени против пола храма. 10.) При входе в колокольню сделать площадку из плит стараго пола, во втором ярусе колокольни сделать деревянный пол с подшивкой и штукатуркой по обшивке. 11.) Снять старое железо с крыши, сделать остропиловку под крышу и опалубку под железо, выложить под стропила на пилонах кирпичные столбы для прочности стропил, покрыть медянкой железную крышу за два раза, окрасить подоконки под окнами. 12.) Сложить шесть печей камерных (полудуховых) с проводом дымоходов и выводом на крышу труб и вытяжных каналов, согласно плану Альберти, в сторожке печь переложить. 13.) Недостающее количество земли и щебня в полы наносить прихожанам натурою, натурою же обрать в верхнем этаже рубленый из дерева коридор. 14.) Приделка арок к старым рамам, работу новых рам, коробок в дверях с окраскою их Попечительство Богоявленской Пежемской церкви принимает на себя. 15.) Материалы: кирпич, известь, цемент, железо, гвозди, глина, песок, вода, краска, тес, лес, уголь и вообще все потребные для работы материалы должны быть представлены от попечительства своевременно, а также и помещение для кузницы. Постановка лесов и кружал и разборка их подрядчика, а уборка их прихожан. 16.) Приходское попечительство Богоявленской Пежемской церкви за все вышеозначенныя работы назначило цену шесть тысяч триста девяносто девять (6399) рублей. Расход по заключению контракта ложится на подрядчика. Плата Архитектору за надзор над рабочими от церкви. 17.) Деньги получать за работу в следующие сроки: по приступлении к работе пятьсот (500) рублей, б.) по выломке полов, сводов, разборке стен, пробивке окон, арок и дверей пятьсот (500) рублей, в.) по сделании стен и сведения сводов – тысяча пятьсот (1500) руб., г.) по устройству всех окон пятьсот (500), д.) по закрытии церкви триста (300), е.) по окончании всех печных работ пятьсот (500)руб., ж.) кузнечныя работы двести (200) , з.) по настилке полов пятьсот (500) руб. и.) по окончании штукатурки пятьсот (500) рублей, i.) а остальныя одна тысяча триста девяносто девять (1399) рублей по окончании и сдаче работ. 18.) При заключении договора подрядчик в обеспечение договора должен представить залог Попечительству Богоявленской Пежемской церкви в пятьсот (500) рублей. 19.) Начать работы с двадцать четвертаго Апреля сего года и окончит их к 1 Октября текущаго года. 20.) Указанный в пункте 18 сего договора залог, в сумме пятьсот рублей, внесен наличными деньгами и 21.) Договор этот обоими сторонами храним вточности свято и ненарушимо. В чем и подписуемся. Уполномоченный причтом и старостою Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, член приходскаго попечительства Пежемской церкви, Волостной старшина Никифоровскаго Волостнаго правления, деревни Шелюбинской Иван Михайлов Баландин. Крестьянин Вельскаго уезда, Устьвельской волости, деревни Заозерья, Нестюковская тож, Алексей Андреев Пешков. Утверждение Нотариуса Николая Тимофеевича Хохремкова 22 Апреля 1913 года №148".
Согласно контракту постройка двухсветнаго храма началась с 30 Апреля 1913 года и окончена в последних числах октября месяца. По благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго освящен главный храм во имя Богоявления Господня 4 ноября 1913 года, при многочисленном количестве молящихся местным Благочинным Священником сей церкви Константином Земляницыным в соучастии Священников Александра Голубцова, Заручевской Воскресенской церкви Евгения Соболева, Устькулойской Благовещенской церкви Петра Голубцова, Ростовской Вознесенской - Александра Кириллова, Никифоровской Богородской Иоанна Гурьева, Пакшеньгской Покровской – Клавдия Булыгина и заштатнаго Феодора Кириллова.
Придельный храм во имя Живоначальной Троицы освящен, по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Александра, Епископа Вологодскаго и Тотемскаго, при многочисленном стечении молящихся 3 февраля 1914 года местным Благочинным Священником сей церкви Константином Земляницыным в соучастии Священников местной церкви Александра Голубцова, Заручевской Воскресенской церкви Евгения Соболева, Никифоровской Богородской Иоанна Гурьева, Устькулойской Благовещенской церкви Петра Голубцова и заштатнаго Феодора Кириллова.
Придельный храм в честь Святителя Николая, Архиепископа Мирликийскаго и Священномученика Власия, по благословению того же Преосвященнаго, освящен 24 октября 1914 года Благочинным Священником Константином Земляницыным в сослужении Священников Александра Голубцова, Иоанна Гурьева и Феодора Кириллова.

http://www.pezhma.ru/issue.shtml/hram/134.html

Комментарии и обсуждение

19 июля 2009 года в Богоявленском храме Пежмы состоялась первая за 76 лет после закрытия церкви в 1933 году Божественная Литургия.
23 июля 2009.

Пежемский Богоявленский храм приписной к Свято-Успенскому храму г. Вельска. Сейчас в нем один действующий престол - в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Поскольку собственного священника не имеется, службы совершаются по благословению Благочинных Вельского округа и по просьбе жителей Пежмы.
Престолы в честь великомученика Георгия Победоносца и Богоявления Господня для богослужения не готовы. Престол в честь Святой Троицы перестал существовать еще в начале ХХ века.
10 февраля 2012.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.